levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Н. Никитина,  (Аспирант, Новосибирский государственный технический университет)

Серия «Познание» # 07  2018
Личностные детерминанты
    В статье представлен анализ личностных детерминант жизненной стратегии. Обосновывается актуальность исследования стратегий жизни ее типов на основе личностных характеристик человека. Проанализированы личностные характеристики, которые лежат в основе выделения типологии жизненных стратегий в отечественных и зарубежных исследованиях. Выделены ряд методологических проблем, связанных с исследованиями стратеги жизни в целом: определение структуры и структурных компонентов жизненной стратегии, выделение видов жизненных стратегий, особенности возрастной динамики жизненных стратегий, детерминация жизненной стратегии. В статье обосновывается методические трудности исследования личностных детерминант жизненны стратегий. Анализируется методический аппарат, используемый в различных современных исследованиях жизненной стратеги. Представлен свой взгляд на личностные детерминанты жизненной стратегии и методики исследования.

Ключевые слова: Личностные детерминанты, жизненная стратегия, методический аппарат, методики и инструментарий исследования жизненных стратегий.

 

Исследование феномена «стратегия жизни» становится наиболее актуальной в эпоху глобальных перемен: когда меняется взгляд на цели и жизненные задачи человека, происходит переосмысление ценностных ориентаций предыдущих поколений, выработка смысловой основы жизни. В настоящее время, как ни в какое другое, человек задается вопросами личных целей, их соотнесения с требованиями общества. Эпоха социальных перемен сопровождается увеличением вариативности понимания отдельным человеком требований общества, то, насколько они подходят для конкретной личности. Все это порождает актуальность проблемы поиска собственной жизненной стратегии, поскольку она непосредственно связана с понятием жизненного пути личности. Жизненный путь человека, с одной стороны, характеризуется типичностью: все люди проходят определенные этапы собственной жизни, встречаясь с типичными проблемами и жизненными задачами. А другой стороны, жизненный путь человека характеризуется индивидуализированностью, которая проявляется в способах решения типичных жизненных задач и в этом случае, можно говорить о жизненной стратегии человека. Как человек будет решать вопросы, связанны с самореализацией, саморазвитием, поиском личного смысла жизни определяется жизненной стратегией. Важным свойством личности является её способность быть субъектом собственного жизненного пути. Высшим же уровнем и оптимальным качеством субъекта жизни является способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное её целям, ценностям. Все люди отличаются друг от друга по степени развитости у каждого из них свойства субъекта жизнедеятельности. Поэтому в реальности они различаются между собой степенью влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями, зависимостью от внешних обстоятельств, жизненной удовлетворенностью. Изучение различного характера способности к организации жизни людей позволит выделить определенные типы людей с точки зрения способа построения жизненной стратегии.

Анализ отечественных и зарубежных исследований феномена стратегии жизни показывает, что, с одной стороны существуют многочисленные работы по данной тематике. С другой стороны, можно говорить о ряде проблем, связанных с исследованием данного психологического феномена. Среди наиболее важных вопросов изучения стратегии жизни, требующих разрешения, можно выделить следующие: а) проблема структуры стратегии жизни, выделения ее компонентов- основных и второстепенных, б) выделение типологии жизненных стратегий, которая имела бы универсальный характер, в) возрастная динамика жизненных стратегий и особенности ее развития на каждом этапе онтогенеза, г) обусловленность формирования стратегий жизни устойчивыми личностным характеристиками. При этом, следует отметить, что вопросы типологии жизненных стратегий и ее детерминированность индивидуально-личностными характеристиками связаны между собой, поскольку имеющиеся исследования выделяют типы жизненных стратегий в зависимости от выраженности определенных личностных характеристик.

Важность индивидуально- личностных характеристик в формировании стратегий жизни подчеркивается рядом исследователей: Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев [8]. По их мнению, взаимосвязь между жизненными стратегиями является взаимообусловленной, поскольку человек в ходе прохождения своего жизненного пути осуществляет выборы, которые в результате способствуют формированию высших личностных новообразований, при этом выборы обуславливаются личностными особенностями человека. Все внешние факторы, оказывают влияние на жизнь человека только опосредованно, преломляясь через его индивидуально-личностные особенности [8]. Именно данный постулат является центральным для исследования мотивационных и личностных предпосылок выбора стратегий жизни, поскольку находясь в социальной среде, человек испытывает влияние множества средовых факторов, но, несмотря на это, реальный выбор будет осуществляться исходя из личностной направленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей и т.д. В ходе своего развития в процессе прохождения и построения своего жизненного пути человек обретает сознание, активность, зрелость личности, которые являясь высшими личностными образованиями, формируемыми человеком на протяжении своего жизненного пути, одновременно организовывают, регулируют и обеспечивают целостность жизненного пути человека как субъекта деятельности.

Схожие взгляды можно выделить в исследованиях К.А. Альбухановой-Славской, которая считала, что стратегии жизни непосредственно связаны с ценностями и индивидуальными особенностями человека, так как именно они влияют на способность организовывать жизненные условия [1].

Современные исследования типологии жизненных стратегий акцентируют внимание на особенностях ценностной сферы и ведущих ценностях человек (А.Е. Созонтов [9], О. С. Васильев, Е. А. Демченко [5]), на особенностях мотивационной сферы, где важным является преобладание потребности в самоактуализации, познавательный интерес (А. Е. Созонтов [9], О. С. Васильева, Е. А. Демченко [5], T. Kasser, R. M. Ryan, E.L. Deci [10,11,12]); восприятии временной перспективы (А.М. Белугина [30), на таких личностных особенностях как ответственность (О. С. Васильев, Е. А. Демченко [5], В.И. Ковалев [7]), творческая активность (Е.П. Варламов, С.Ю. Степанов [4], В.И. Ковалев [7]), способность личности контролировать свою жизнь и наличие собственного смысла жизни (С. Мадди, К.А. Абульханова-Славская [1], О.С. Васильева, Е.А. Демченко [5]) и т.д.

Таким образом, можно говорить, что взаимосвязь между личностными особенностями и стратегией жизни подчеркивается во многих исследованиях. В таблице 1 приведены типологии стратегий жизни, построенные на основе личностных качеств характеристик различных авторов.

Таблица 1.

Типология стратегий жизни и личностные качества, необходимые для осуществления определенной жизненной стратегии.


№ п/п


Автор


Виды жизненных стратегий


Личностные качества

1.

К.А. Абульханова-Славская

- опережающая стратегия;
- стратегия запаздывания.
- активная жизненная стратегия;
- пассивная жизненная стратегия.

1. отношение к временной перспективе;
2. особенности ценностных ориентаций;
3. уровень творческой активности;
4. уровень самоактуализации (самореализации);
5. направленность личности;
6. ответственность;

2.

В.И. Ковалев

1) стихийно-обыденный тип;
2) функционально-действенный тип;
3) созерцательный тип;
4) созидательно-преобразующий тип;

1. активность (творческая активность);
2. ответственность

3.

Е.П.Варламов,
С.Ю. Степанов

1) пассивная типичность;
2) активная типичность;
3)пассивная индивидуальность.

1.творческая активность;
2.креативность, оригинальность решения жизненных задач;
3.ценностные ориентации.

4.

А. Е. Созонтов;
О. С. Васильева,
Е. А. Демченко

1) тип «иметь»;
2) тип «не иметь и не быть».
3) тип «быть».
4) тип «иметь, чтобы быть».

1.наличие бытийных ценностей и потребностей;
2.уровень ответственности,
4.степень осмысленности жизни

5.

T. Kasserи
R. M. Ryan

1) внутренние стремления, основанные на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу;
2) внешние стремления, основанные на материальных ценностях, ценностях социального признания, физической привлекательности, их оценка зависит от других людей.

1.смысложизненные ориентации, направленные на личностный рост, здоровье, любовь, привязанность,
2. служение обществу

6.

E.L. Deci

1) автономная ориентация;
2) подконтрольная ориентация;
3) безличная ориентация.

Смысложизненные ориентации на автономность

 

Именно подход к исследованию типологии жизненных стратегий в их взаимосвязи с личностными особенностями особенно остро ставит вопрос о методах ее исследования, поскольку, во-первых, исследования типов жизненной стратегии проводится опосредованно- через уровень выраженности и сочетание определенных личностных характеристик. Во-вторых, индивидуально-личностные характеристики, которые определяются как значимые в контексте жизненных стратегий, выделяются авторами теоретически в зависимости от выбранной им концепции личности, что и определяет большое количество типологий жизненных стратегий, их разрозненность, Кроме того, проблема методологии исследования стратегии жизни актуализируется в связи с отсутствием единого подхода к типологии жизненной стратегии и как следствие- отсутствие единой валидной и надежной методики исследования типов и видов жизненной стратегии.

Таким образом, важной задачей, стоящей перед исследователем, является выбор конкретных методик для анализа типологии жизненных стратегий и их обоснование.

Для начала проанализируем методический инструментарий, используемый в современных работах отечественных исследователей. Так в работе А.А. Белецкой (2012) [2] были использованы следующие методики: общие жизненные цели, личная ответственность в выборе и принятии решений изучался при помощи теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, система ценностей как ориентир жизнедеятельности исследовалась при помощи методик изучения ценностных ориентаций Д.А. Леонтьева; для анализа особенностей направленности человека использовался семантический дифференциал «Образ жизни» (Серкин В.П.), исследование когнитивного реагирования в ситуациях успеха или неуспеха проводилось при помощи методики изучения стиля объяснения успехов и неудач для подростков (Стоун-П) (Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю.; личностные особенности изучались при помощи методики ИТО (Собчик Л.Н).

В исследованиях Варламова Е.П., Степанова С.Ю. использовалась методика «Жизненный путь», которая обрабатывалась по следующим критериям: 1) неповторимость событий жизни, 2) экстраординарность жизненных событий, 3) уровень творческой активности, т.е. преобразующая инициатива, реализуемая человеком в этих событиях. Все критерии оценивались самими испытуемыми при помощи самооценочных шкал на основе шкалы Дембо-Рубинштейна [4].

В качестве методического инструментария в исследовании О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2002) использовались такие методики, как тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, тест «Уровень субъективного контроля» (УСК), методика исследования ценностных ориентаций Рокича (ЦО), авторская анкета о представлениях жизненных стратегий. Обоснование для выбора именно этих методик является их валидность, надежность, научная обоснованность, а так же позволяют исследовать цели, ценности и смысл жизни человека, что является основной стратегии жизни, по мнению исследователей [5].

В работе О. А. Ворониной (2008) ядром жизненных стратегий являются ценностные ориентации, соответственно, для изучения особенностей жизненных стратегий студентов автором были использованы следующие методики: методика диагностики индивидуальных ценностей Ш. Шварца в адаптации О. А. Тихомандрицкой, Е. М. Дубовской; методика исследования жизненных стратегий личности М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс; «СЖО» (Д. А. Леонтьев); рисуночная методика И. Л. Соломина «Жизненный путь»; опросник УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда [6].

В исследовании А.Е. Созонтова (2003), при выделении типов жизненных стратегий использовались методика ценностей Ш. Шварца и модифицированная методика «Жизненные ситуации» (Т.В. Корнилова) [9].

Таким образом, анализируя исследования личностных детерминант жизненной стратеги, можно говорить о том, что жизненная стратегия представляет собой сплав социальных запросов и индивидуального своеобразия личности.

Выборы жизненной стратегии будут детерминированы личностными особенностями человека. Основываясь на анализе понятия «жизненной стратегии» как интегрального целостного динамического образования личности, затрагивающего мотивационно-потребностную, ценностно-смысловую, деятельностно-волевую и когнитивную сферу человека, можно выделить предполагаемые личностные детерминанты стратегии жизни (рис 1).

Личностные детерминанты
 

Составляющие мотивационной сферы определяют направленность в выборе стратегии жизни, система ценностных ориентаций задает цель выбора, для осуществления выбора требуется волевой самоконтроль и самодетерминации в виде свободы выбора, рефлексия локус контроля как мыслительные способности позволяют контролировать выборы, корректировать, соотносить полученные результаты с планируемыми

Анализ используемых в различных исследованиях методического инструментария позволил выделить следующие необходимые для организации исследования методики:

  • методика диагностики уровня субъективного контроля (Дж.Роттера) (диагностика показателей когнитивной сферы);
  • методика «СМОАЛ» (А.В. Лазкин) (диагностика показателей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы);
  • тест «Мотивация к успеху и избегание неудач» (МУН), (А.А. Реан) (исследование показателей мотивационно-потребностной сферы;
  • методика «Цель- средство- результат» (А.А. Карманов) (показатели деятельностно-волевой и когнитивной сферы);
  • тест жизнестойкости (С. Мадди) (показатели деятельностно-волевой сфеы);
  • методика «Жизненный путь» (позволяет диагностировать показатели всех сфер, является интегральным инструментом позволяющим выделить особенности временной перспективы, отношения к ней).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова К.А. Стратеия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
2. Белецкая А.А. Жизненная стратегия личности как регулятор поведения человека в социальной среде // Вестник КРСУ. - 2010.- Том 10. - № 11.-С. 5-9.
3. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования// Психология в вузе. -2008. -№ 6.- С. 93-103.
4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход.- М.: Институт психологии РАН, 1998.- 203 с.
5. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека// Вопросы психологии. -2002.- №4. -С. 74-82.
6. Воронина О.А. Жизненные стратеги как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис..канд. психол. наук.- Курск. 2008. -22 с.
7. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни //Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995.-С. 179–184.
8. Рубинштейн Л.С.. Бытие и сознание.- М.: Академия наук, 1957. -328 с.
9. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов//Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. -2003.- №3. -С. 15-23.
10. Royce J.,Powell A. Theory of Personality and Individual Differences: Factors, Systems and Process.- NJ: Prentice Hall, 1983.- 237 p.
11. Ryan R.M., Deci E.L. On assimilating identities to the self: A self-determination theory perspective on internalization and integrity within cultures //M.R. Leary&J.P. Tangney(Eds.) Handbook of self and identity. -New York: Guilford Press, 2003.Режим доступа: URL:http://www.psych.rochester.edu/SDT/publications_search.php?action=domain_sea rch&dID=l. (дата обращения 12.09.2017).
12. Ryan R.M., Sheldon K.M., Kasser Т., Deci E.L. All goals are not created equal: An organismic perspective on the nature of goals and theirregulation//P.M.Gollwitzer&J.A.Bargh(Eds.),Thepsychologyofaction: Linking cognition and motivation to behavior.- New York: Guilford Press, 1996.-P. 7-26.


©  А.Н. Никитина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru