levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

З.Н. Каландаришвили,  (К.ю.н., к.п.н., доцент, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов)

К.С. Сидаш,  (Аспирант, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов)

Серия «Познание» # 07  2018
Правовая культура
    Настоящая статься посвящена исследованию функциональной роли (т.е. выполнению функций) правовой культуры как самостоятельному явлению, которая до сих пор мало изучена в научной мысли, в частности сегодня определены только лишь подходы к изучению данного вопроса. Вместе с тем, комплексное исследование функций правовой культуры позволяет раскрыть сущностные черты правовой культуры, ее место и роль в структуре общества. Кроме того, выполняемая функциональная роль правовой культуры существенно влияет и на работу всего механизма государства, его звеньев, деятельности граждан, их коллективов и организаций.

Ключевые слова: Правовая культура, функции правовой культуры, соционормативные функции, антропотворческие функции.

 

По мнению авторов статьи, под функциями правовой культуры следует считать направления воздействия правовой культуры на сознание и правовое поведение граждан и их организаций, в которых проявляется ее сущность, социальная, специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений.

Функционирование правовой культуры, в конечном счете, направлено на правовое обеспечение интересов и целей человека, его свободы, безопасных условий существования и социальной справедливости в социуме. Без анализа функциональной роли правовой культуры невозможно понять ее сущность, содержание и закономерности дальнейшего развития.

Чтобы уяснить функциональную роль, которую выполняет в обществе правовая культура, необходимо подвергнуть исследованию сами ее функции.

По нашему мнению, в широком понимании существует две большие группы функций правовой культуры: группа соционормативных функций, которая включает в себя функции: экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую и демографическую функции и группа антропотоворческих функций правовой культуры, которая включает в себя функции: аксиологическую, правосоциализаторскую, правообразующую, регулятивную, функцию охраны прав и свобод граждан, коммуникативную и функцию трансляции социально-правового опыта.

Переходя к анализу группы соционормативных функций, необходимо отметить, что в любом социуме существует регулирование поведения его индивидов. Это необходимо для сохранения самого общества и выживания индивидов в нем. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки опираясь на нормы и требования к поведению людей. Нормы правового поведения людей именуются нормами права. Они бывают как разрешительные, так и запретительные и представляют собой указания на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать. В каждой правовой культуре приняты свои нормы поведения. Есть правовые культуры с сильной нормативной стороной (например, Китай) и правовые культуры в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Именно посредством норм права правовая культура регулирует, координирует действия отдельных людей, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций и дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов. Каждая правовая культура формирует соответствующей ей в правовом плане тип индивида. Соционормативные функции правовой культуры имеют отношение к социальным нормам, регулируют поведение человека в обществе и проявляются в виде системы норм и требований ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности (труде, быте, семейных, межличностных отношениях и т.д.). Проведем анализ соционормативных функций правовой культуры.

Юридическим основанием экономической функции правовой культуры являются соответствующие статьи Конституции РФ, закрепившие единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров и услуг, свободу экономической деятельности, которые должны найти свое отражение в концептуальных правовых программах и нормативных правовых актах. Цель данной функции правовой культуры – убедить граждан в ценности рыночных отношений и принципов, важности и необходимости экономической активности, и соблюдении экономического законодательства [1].

Современная реальность такова, что былые общечеловеческие ценности в значительной степени утрачены, а новые продолжают еще формироваться. Правовая культура должна содействовать новой экономико-правовой культуре, формированию нового понимания происходящих в обществе процессов, внедрению новых экономических и правовых ценностей, соответствующих объективным интересам всего российского общества, которое стремится быстрыми темпами интегрироваться в Европейское экономическое сообщество [7].

Важной задачей экономической функции правовой культуры является установление разумного сочетания публичных и частных интересов в правовом регулировании экономики. Содержание указанной функции правовой культуры должно включать деятельность субъектов, основанную на понимании юридической ответственности перед обществом, осознании неразрывной связи предоставленных экономических прав с обязанностями, умении быть надежным партнером в договорных отношениях, четким и последовательным в исполнении взаимных обязательств.

Роль политической функции правовой культуры заключается в создании для индивида возможности осознания себя в качестве полноправного участника политических процессов, распространении в обществе законопослушного политически активного поведения. Политическая функция правовой культуры реализуется по различным направлениям:

  • Во-первых, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус всех структурных элементов всей политической системы.
  • Во-вторых, политическая функция правовой культуры реализуется в процессе политической и правовой социализации, то есть путем повышения политической и правовой активности граждан, вовлечения их в деятельность политических организаций, стимулирования их активного участия в избирательных компаниях.
  • В-третьих, путем преодоления негативного отношения к политической жизни общества, выраженного в правовом и политическом популизме и абсентеизме.

Политический популизм негативно сказывается на осуществлении этой функции правовой культуры, поскольку ведет к разрыву юридического и фактического содержания и формы, осуществляет эксплуатацию нереальных правовых средств. Политический абсентеизм означает равнодушное отношение к политической жизни, уклонение от участия в ней и проявляется в игнорировании проводимых выборов.

Целью социальной функции правовой культуры является социальная безопасность индивидов, т.е. обеспечение всех социальных прав и свобод, которые защищают человека от негативных последствий влияния стихийного рынка. Конституционное закрепление социального характера Российского государства повышает роль и значение этой функции среди остальных.

По мнению авторов статьи, в основе реализации рассматриваемой функции правовой культуры должна лежать концепция, согласно которой государство берет на себя заботу об основных социальных нуждах индивида, а человек должен сам заботиться о себе и своей семье. Данная идея отвергает иждивенчество, требует повышения социальной активности трудоспособного индивида, воспитывает у него чувство ответственности не только за себя, но и за семью, детей, родителей и близких людей. Ее осуществление в современной России крайне непростое дело: отдельные индивиды и социальные группы имеют завышенные притязания на социальные блага, которые при этом не соответствуют их реальному вкладу в развитие общества.

Мы поддерживаем предложение о необходимости дальнейшей кодификации социального законодательства, поскольку это позволяет не только свести воедино различные социальные льготы, выработать общие критерии их представления, но и упорядочить понятийно-категориальный аппарат, выработать единые критерии отнесения граждан к той или иной категории получателей льгот или пособий.

Назначение идеологической функции правовой культуры заключается в создании идейных основ общества, выработке и поддержании политических, юридических, нравственных и прочих принципов и ориентиров. Исходя из понимания идеологии как культурной модели, и правовой культуры как элемента культуры социума, следует признать, что элементы правовой культуры принимают участие в качестве строительных элементов в формировании идеологии общества в целом и правовой идеологии в частности. Придавая семиотическое значение элементам социального опыта и их символическим структурам, правовая культура позволяет создать необходимый вокабулярий для реализации как экспликативной, так и для конструктивной функции идеологии. При этом в социальном смысле на практическом уровне функцией правовой культуры становится именно формирование правовой идеологии и ее распространение в обществе.

Экологическая функция правовой культуры достаточно широка по своим полномочиям и направлена на обеспечение, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека. Она отражает осознание людьми потребности в устранении и предотвращении вредных последствий, связанных с антропогенной деятельностью человека, его вмешательством в окружающую среду, интенсивным использованием природных ресурсов. Гармоничные отношения общества и природы в современных условиях не могут сложиться без воздействия всей совокупности правовых, экономических, педагогических и иных механизмов, побуждающих каждого индивида рационально и бережно относится к ее ресурсам. Правовая культура выступает особо эффективным механизмом воспитания у граждан высокого уровня экологического правового сознания и понуждает всех природопользователей поддерживать предписанный законом уровень экологического правопорядка.

Низкая экологическая культура в сфере государственного и муниципального управления проявляется в бездумных перестройках системы природоохранительных органов нашей страны, в слабом экологическом контроле над охраной природы и использованием природных богатств и нарушении служебного долга. Это резко снижает эффективность капитальных вложений, препятствует проведению единой политики в осуществлении природоохранительных мероприятий, порождает безответственность за экологические последствия принимаемых решений, ведет к мнимой экономии, которая, в конечном счете, оборачивается большими потерями; показателем низкого уровня правовой культуры, вполне, можно считать и участившиеся в последние годы случаи халатного отношения работников природоохранительных органов к своим обязанностям, нарушение ими служебного долга [4].

Недостаточное развитие данной функции правовой культуры ведет к тому, что не только граждан, но и работников правоохранительных органов отличает невысокий уровень экологического правового сознания. Важнейшим средством в деле решения данной проблемы является должное экологическое восприятие и образование граждан [2].

Демографическая функция правовой культуры способствует развитию демографических процессов в соответствии с социально-экономическими потребностями государства и общества. Особенно это актуально в настоящее время, когда правовое регулирование демографических процессов в каждом государстве должно быть согласовано с целями и перспективами оптимального демографического развития человеческой популяции, так как для успешного развития человечества недостаточно, чтобы данная правовая система успешно функционировала. Требуется еще, чтобы сама структура общества была прогрессивной и способствовала развитию всего человечества.

Воздействие правовой культуры на демографические процессы тем более сложно, что вступление в брак, разводы, рождаемость и миграционная подвижность населения – это сфера сознательной и свободной воли миллионов людей. Следовательно, необходимо установить механизм, посредством которого факторы (экономические, социальные, юридические и т.д.), потенциально детерминирующие демографические процессы, должны реально воплощаться в демографическое поведение конкретного населения.

Нам видится три основных способа воздействия правовой культуры на демографическое поведение: а) правовое выражение социально-экономических и иных факторов, влияющих на супругов при выборе определенного демографического поведения (в особенности желаемого числа детей); б) устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании демографических отношений и процессов; в) эффективная реализация (исполнение, соблюдение и т.п.) «демографического» законодательства.

Переходя к исследованию группы антропотворческих функций правовой культуры, необходимо отметить, что антропотворческие функции правовой культуры являются базовыми и направлены на формирование у индивида правовой идеологии и правового миропонимания, на интеллектуальное и ценностное восприятие права посредством правовых знаний и ценностей, правового воспитания и правовой социализации личности, на конструирование ее духовного мира.

Аксиологическая функция правовой культуры проявляется в том, что существующие правовые ценности выступают в качестве критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний. Правовая культура включает в себя разнообразные ценности, оценки, нормы, оценочные критерии и социальные институты [3].

В правовых ценностях, выраженных в праве, правовом сознании юридической практике заложен огромный регулятивный потенциал. Здесь мы видим тесное органическое взаимодействие аксиологической и регулятивной функций правовой культуры. Ценностный характер приобретают и охваченные правом позитивные человеческие поступки, правомерное поведение людей. Правотворчество, правоприменение, использование и соблюдение права представляют собой области человеческой деятельности, основанные на определенной системе ценностей. В этой связи важнейшая задача аксиологической функции – это систематизация всех присущих правовой системе ценностей и создание их иерархии. Вне ценностей правовая культура существовать не может. Ценность не просто атрибут культуры – это то, что заложено в ее основе.

Именно через правовую культуру происходит усвоение индивидом определенных ценностных ориентаций, когда институционализированные образцы правового поведения, мышления и ценностного выбора становятся основой устойчивой позиции человека в жизни, специфическим «встроенным» стимулом к правовому поведению. В этом смысле правовая культура как внутренний механизм социальной регуляции выступает инструментом осуществления социального контроля [11].

Правосоциализаторская функция правовой культуры выражается в усвоении индивидом на протяжении его жизни правовых знаний и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Она предполагает включение личности в ценностно-нормативную систему, охраняемую правом, и связана с формированием и модификацией системы средств и качеств, а также механизмов саморегуляции поведения личности, необходимых для ее адаптации к специфике поведения и взаимоотношений в сфере действия права и для обеспечения ее социально активного правового поведения.

Целью данной функции правовой культуры является усвоение индивидом: социальных ценностей, одобряемых и охраняемых правом; системы действующих правовых норм как правил поведения и критериев социально-правовой оценки фактов и явлений; знаний; навыков и привычек, необходимых для ориентации в правовой сфере и взаимодействия в рамках существующих правовых отношений; ролей и статусов, присущих человеку в связи с местом, занимаемым им в системе урегулированных правом общественных отношений.

Указанная функция реализуется через группу различных субъектов (агентов-носителей правовой культуры), набор которых существенно различается на различных этапах жизни индивида. На первых этапах важнейшую роль играют родители, затем их заменяет школа, сверстники, территориальная община, СМИ, трудовой коллектив, институты государства и т.д.

Правообразующая функция правовой культуры направлена на формирование правового государства, совершенствование содержания и форм выражения права, повышение качества всех видов юридической практик, создание развитой правовой системы общества. Указанная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию и становлению в нашей стране правового государства и гражданского общества, по согласованию общественных, групповых и личностных интересов. Ее задача – поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни, обеспечить социальную справедливость в обществе и возможности всестороннего развития личности.

Правообразующая функция вместе с тем заключается в активизации правотворческого процесса, повышении качества принимаемых законов. Кроме того, специфика данной функции кроется в том, что она прежде проявляется через функционирование органов государственной власти. Поэтому актуальной задачей является повышение позитивного уровня правовой культуры представителей органов государственной власти путем: а) усвоения ими правовых знаний, развития правового мышления и профессиональной подготовки; б) расширения политического и экономического кругозора; в) проявления профессионально-этических и юридических качеств (профессиональная безупречность, служебная дисциплинированность, добросовестность, честность и т.д.).

Регулятивная функция правовой культуры включает, с одной стороны, процесс создания соответствующих юридических идеалов, правовых принципов и норм, стандартов, эталонов поведения разнообразных субъектов права, а с другой – привнесение этих явлений в общественную жизнь с целью упорядочения общественных отношений, удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов.

Значение этой функции правовой культуры заключается в том, что созданные наиболее юридически грамотными членами общества идеи, отражающие прогресс в развитии общественных отношений, овладевают сознанием большинства населения и воплощаются в реальных поступках. Ее задача – превращение правовых предписаний в привычку, во внутреннее убеждение личности. Особенностью этой функции является то, что правовые нормы не единственное ее основание. В качестве регуляторов поведения выступают также принципы права и другие социальные нормы. В повседневной реальной жизни индивид чаще избирает вариант поведения, основанный не на знании конкретных норм права, а на общих представлениях о должном и правильном [6].

В этой связи важнейшей задачей регулятивной функции правовой культуры на современном этапе является повышение нравственно-правовых начал в качестве регулятора и ограничителя поведения личности, формирование у индивида позитивных правовых чувств (уважение закона, чувство ответственности перед обществом за свое поведение и т.д.).

Важное значение имеет и функция правовой культуры охраны прав и свобод, т.к. центральное место в осуществлении этой функции занимает решение центрального социального вопроса о взаимоотношении личности и государства. Важным в современных условиях является принудительное изменение положения человека в системе государственных, политических и правовых отношений. Здесь нам кажется, необходимо усиление антропоцентристской позиции личности и персоноцентристского подхода к правопониманию. Все функции государства, права и правовой культуры должны быть направлены на достойное и свободное осуществление человека в системе общественных отношений [13].

Сегодня необходим приоритет прав и свобод человека перед правами коллективными, будь то наука, государство, международное сообщество [9].

По нашему мнению, современные взаимоотношения личности и государства должны строиться на идее партнерства, равных прав и обязанностей. Подобный тип отношений позволяет избежать гиперболизации роли государства, с одной стороны, и крайнего проявления индивидуализма – с другой, максимально эффективно защитить права и свободы личности, усилить гуманистическую направленность всей правовой системы общества. Подобный подход уже намечен, например, в российском трудовом законодательстве, где многие вопросы локального регулирования разрешаются в рамках социально-партнерских отношений. В данном случае социального партнерства является достижение, в том числе и с помощью правовых средств, компромисса между интересами работников и работодателя [12].

Коммуникативная функция правовой культуры опосредует процесс общения людей в правовой сфере, реализует передачу правовой информации по различным коммуникационным каналам от одних субъектов к другим.

В настоящее время правовая коммуникация и коммуникативная функция правовой культуры характеризуются жесткой односторонностью направления информации и асимметричностью, передающей и принимающей сторон. В подавляющем большинстве случаев в качестве коммуникатора выступает законодатель или иной государственный орган, который обладает определенными властными полномочиями в отношении граждан. По этому каналу идет односторонняя передача правовой информации: «государство – индивид». В этой связи правовая культура должна выступать средством двусторонней связи, по которой гражданин мог бы проявить правовую активность, подать юридически значимый информационный сигнал о своих предпочтениях [3].

Функция правовой культуры трансляции правового опыта призвана обеспечить преемственную связь между историческими и политическими этапами правового развития, дать возможность сохранить и передать социально-позитивный опыт последующим поколениям, ибо любое человеческое общество нуждается не только в совершенном правовом регулировании, но и в том, чтобы характер упорядоченности общественных отношений соответствовал особенностям культуры и быта конкретного человеческого общества. Только при соблюдении этих условий урегулированные правом общественные отношения приобретают позитивный характер. Роль данной функции заключается в отборе из сложившегося в мире правового опыта тех правовых ценностей, внедрение которых максимально бы соответствовало уровню политического, социального, духовного и правового развития общества.

В узком смысле функциональная роль соционормативных и антропотворческих функции правовой культуры, проявляется, по нашему мнению, в четырех базовых аспектах: аксиологосоциализирующем, стабилизирующем, интегративном и детерминирующем.

Особая смысловая нагрузка функциональной роли правовой культуры заключается в том, что в аксиологосоциализирующем процессе индивид усваивает свою позитивную социально-правовую роль как субъекта общественных и правовых отношений, а правовая культура при этом способствует формированию мотивационного комплекса, обеспечивающего не просто правомерное поведение человека в обществе, но и его наивысший тип – социально-правовую активность личности [8].

Правовая культура выступает и одним из существенных факторов стабилизации общественного и правового развития.

Охватывая жизнедеятельность всех социальных групп, правовая культура не только влияет на нравственно-духовную сторону жизни людей, но и способствует укреплению экономических основ общества, его правовому развитию, совершенствованию форм государственности. Посредством создания правовых технологий, в рамках которых правовая культура выступает в качестве инструментальной системы, формирующей когнитивные, ценностные и правомерные правоповеденческие ориентиры в социуме. В такой ситуации у общества появляется возможность регулировать управление социально-экономическими процессами, опираясь на систему общественных интересов и культуру социума в целом. Именно в этом, проявляется стабилизирующий аспект функциональной роли правовой культуры, обеспечивающий развитие всех правовых процессов в обществе.

Интегративный аспект функциональной роли правовой культуры также является важным аспектом, так как дает возможность рассматривать правовую культуру в синтезе с другими социально-правовыми явлениями в их единстве и органической взаимосвязи, обеспечивая при этом развитие и функционирование правовых процессов.

Наконец, детерминирующий аспект функциональной роли правовой культуры проявляется в том, что существование определенной концепции правовой культуры в государстве, складывающейся на различных уровнях – индивидуальном, групповом и общественном – это есть показатель (детерминанта) цивилизованного развития данного общества [10].

Кроме этого, следует заметить, что правовая культура во всем многообразии своего проявления детерминирует общественную и правовую практику, представляя при этом конгломерат мыслительной, духовной и прикладной деятельности человека, органично включающийся в процессы социально-правового развития. В реальной действительности правовая активность конкретного человека требует различной степени самоотдачи, а, следовательно, внешне схожие стереотипы правового поведения в разной степени изменяют внутренний целостно-мировоззренческий строй личности, также, как и различные формы и способы, в которых осуществляется политико-правовая активность и деятельность личности [5].

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что соционормативные и антропотворческие функции, которые выполняет правовая культура, весьма обширны и значимы в обществе. Они определяют и формируют правовую социализацию индивида, типизируя социально-правовой опыт и образцы нормотипности, работу государственного аппарата, его звеньев, деятельность граждан, коллективов и организаций, конструируют правотворческую и правоприменительную деятельность, способствуют формированию правомерного поведения личности, а в социуме в целом и установлению режима законности и правопорядка, т.е. выполняют важнейшие культурно-социальные задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баумова М.Г. Коммуникативная функция правовой культуры // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. – Тамбов, 2005. – 552 с.
2. Баумова М. Г. Экологическая функция правовой культуры. // Философия и право. – СПб., 2006. – 369 с.
3. Баумова М.Г. Функции правовой культуры. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Нижний Новгород. – 2005. – 41 с.
4. Казанник А. И. Проблемы формирование экологической культуры государственных служащих // Материалы межрегиональной научно-практической конференции по экологическому образованию. – Омск, 2000. – 215 с.
5. Каландаришвили З. Н., Евдокимов А. С. Правовая социализация и правовая культура. – СПб., 2006. – 231 с.
6. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. – СПб., 2005. – 262 с.
7. Каландаришвили З.Н. Роль правовой культуры в эпоху глобализации мира // Диалог культур и партнерство цивилизаций // IX Международные Лихачевские научные чтения. – СПб., 2009. – 498 с.
8. Муслумова Т.В. Правовая культура детей: социально-философский анализ. – Уфа, 2003. – 286 с.
9. Рыбаков О. Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. – М., 2004. – 412 с.
10. Сафронов А.А. Правовая культура личности в механизме устойчивого развития российского государства (теоретико-методологический анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Ростов-на-Дону, 2005. – 201 с.
11. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. – Ростов-на-Дону, 2002. – 339 с.
12. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 - №197-ФЗ (ред. от 31.03.2015 // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. (ч.1)
13. Шафиров В. М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию. – Красноярск, 2004. – 328 с.


©  З.Н. Каландаришвили, К.С. Сидаш, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru