levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

С.С. Стойчева,  (Ст. преподаватель, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ в г. Ишиме)

А.В. Черемисов,  (Ассистент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ в г. Ишиме)

Серия «Познание» # 04  2018
Культура
Статья посвящена возрастанию роли телесности в современной культуре в целом, важности вопросов визуальной презентации для современной культуры и включенностью фитнес-культуры в культуру общества потребления и коммуникационную культуру современности.

Ключевые слова: Культура, тело, телесность, фитнес - культура, человек, здоровье, здоровый образ жизни.

 

Актуальность исследования фитнес-культуры обосновывается возрастанием роли телесности в современной культуре в целом, важности вопросов визуальной презентации для современной культуры и включенностью фитнес-культуры в культуру общества потребления и коммуникационную культуру современности.

    Цель исследования является изменение социальной структуры общества, изменение качества жизни человека и её продолжительности, процессы феминизации, высвобождение большего количества свободного времени и формирование сферы досуга как важной для самоопределения части человеческого бытия, а также процесс визуализации культуры.

    Ведущие подходы к исследованию проблемы телесности хорошо разработаны современной философией. Философские подходы к осмыслению тела, анализ телесности человека в ценностном ключе, проблемы синтеза тела и мысли рассматриваются в трудах А. Бадью, А. Валлона, Ж. Делёза, М. Фуко, М. Мерло-Понти, Г. Марселя, Ж.-Л. Нанси, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, Л. Фейербаха, М. Шелера, М. Н. Эпштейна. Из российских исследователей эту проблематику мы находим в трудах В.В. Подороги, Л. В. Жарова, Л. П. Карсавина, В. Л. Круткина, В. В. Налимова, Г. Л. Тульчинского и др. Особенно важной представляется феноменологичесая онтология тела, разрабатываемая на основе идей Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Ж.-Л. Нанси, А. Бадью.

Проблемы стратегий идентификации и репрезентации образа «Я» рассмотрены в трудах Э. Эриксона, П. Бергера и Т. Лукмана, И. Гоффмана, Г. Бриквелла, С. Московичи, В. Дойса, Р. Фогельсона. Анализ практик идентичности в современности осуществляется в работах М. Кастельса, Г. Миненкова, Е. Суровой.

Проблема культурных индустрий рассматривается в работах А. А. Васецкого, С. Э. Зуева, К. Нордстрема, В.И. Полищука, Й. Риддерстрале, А.Я, Флиера, Р.Флориды, Д. Хезмондалша.

Теории и практике фитнеса посвящены работы как педагогического и психологического характера, так и работы в области исследований спорта, медицины, физической культуры. Это труды Т. Кудра и Э.Т. Хоули, Д. Койла, Х. Гумбрехта, Р.В. Эрла, Т.Р. Бехля, Б. Шаркли, Л. Даллека, Л. Кравитца, Т.В. Беставишвили, В.И. Борилкевича, В.И. Григорьева, С.Н. Бубки, Е.Г. Сайкиной, Г.М. Пономарева, Л.В. Рудневой, Я.М. Коц и др.

Введение

Понятие фитнес-культуры, которое вынесено в название темы, возникло относительно недавно. Понятие фитнес (от английского to be fit for – соответствовать, быть в форме) связывается, прежде всего, с индустрией фитнеса, которая развивается как самостоятельная часть спортивной и оздоровительной индустрии и индустрии рекреации. Индустрия фитнеса развивается сегодня чрезвычайно активными темпами, обращается к новейшим технологиям и напрямую зависит от современной визуальной культуры. Именно это позволяет нам говорить о специфической фитнес-культуре, которая требует исследования в рамках культурологии, равно как и смежных социальных и гуманитарных дисциплин.

Мы рассматриваем фитнес как сознательно выбранный целенаправленный процесс оздоровления и формирования привлекательного образа тела и как специфическую субкультуру, ценностями которой выступают телесное здоровье и здоровый образ жизни. Целью процесса фитнес-оздоровления является как поддержание здоровья (физического, психического, социального), так и создание специфической визуальной презентации собственной идентичности, соотносящейся с доминирующими в обществе стандартами красоты и проведения досуга. Таким образом, исследование фитнес-культуры оказывается тесно связанным с двумя важными для современной культуры темами – переосмыслением телесности и визуальной идентичностью.

Историки культуры и философы отмечают, что происходит «отелеснивание» культуры в целом, что связано как с повышением уровня комфорта в повседневной жизни, так и с изменением представлений о человеке. Важным фактом, который обусловил актуальность проблем телесности за последние 50 лет, является изменение социальной структуры общества в странах Европы, изменение качества жизни человека и её продолжительности, процессы феминизации, высвобождение большего количества свободного времени и формирование сферы досуга как важной для самоопределения части человеческого бытия, а также процесс визуализации культуры.

В современных представлениях и идентификационных практиках образу тела, формированию тела, телесному здоровью уделяется огромное внимание. Визуальная культура активно утверждает стандарты телесной красоты и формулы успешности, напрямую связанные с определёнными репрезентациями тела. На сознание многих мужчин и женщин оказывают значительное влияние стереотипные представления о физически развитом красивом теле, имеющем определённые пропорции и формы. Таким образом, в сознании масс искусственно завышается значимость внешности, вне зависимости от социальной роли и статуса носителя. В этой связи оказывается актуальным изучение техники и технологии формирования тела, заданного параметрами, транслируемыми популярной культурой.

Говоря о телесной культуре, мы встречаем два различных базовых понятия – тело и телесность. Причём, если тело понимается всё же как объект, покров или граница, то понятие телесность имеет более широкое значение, соотнесённое с социокультурным контекстом.

Тело трактуется, прежде всего, как предмет, расположенный в пространстве. Также телом называется «организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях; физическое начало в человеке в противоположность духовному (страдать не телом, но духом); часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус; останки умершего человека, мёртвый человек, труп»[1, с.344]. Психология изучает тело как место и условие протекания психических процессов. Тело исследуется многими науками на стыке медицины и психологии: психофизиологией, психосоматикой, и т.д. Тело выступает здесь своего рода субстратом, материей – это клетки, органы, ткани, определённым образом организованные в структуру, словом то, что обеспечивает протекание различных процессов. [1,с.344]. Для биологических и психологических наук, равно как и для медицины, тело само оказывается пространством для процессов.

Философия определяет тело различным образом. Философский энциклопедический словарь даёт следующие определения: «1) название материальной протяжённой вещи как чего-то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности, организма человека; 3) название трёхмерной фигуры в стереометрии». Отдельно выделяется понятие «живое тело», обосновывается соотношение тела и духа, единства духовного и витального. История философской мысли знает как культ телесного, так и полное пренебрежение телом во имя духа [2, с.185]

Современная философия рассматривает тело как базовую структуру идентичности, акцентирует внимание на том, что именно тело есть наш первый опыт в мире, своего рода проводник в мир. Тело задаёт границы нашего восприятия и одновременно является условием возможности нашей деятельности. Именно поэтому осмысление тела и телесности стали одной из наиболее важных тем для современной философии. М. Мерло-Понти определял тело как интенциональность особого рода[2, с.185], то есть, с его точки зрения, именно тело даёт нам возможность действовать, проявлять себя в мире. Но мы полагаем также, что не менее важно и то воздействие, которое оказывается на тело извне – совокупность культурных воздействий создаёт тело как культурный феномен.

Тело одновременно и природный, и социальный, вернее, социокультурный феномен. Изучая различные культуры и эпохи, мы чётко видим, как изменяется образ тела. Физическое воспитание, физическая культура и фитнес в том числе, является одним из мощных способов формирования тела, идеальный образ которого задаётся нормами конкретной культуры.

История европейской культуры демонстрирует нам смену различных представлений о теле, тесно связанных с религиозными идеями и философскими воззрениями на человека и его место в мире. На смену античному культу тела как микрокосма приходит средневековое небрежение телом как сосудом греха, плотским началом, не заслуживающим доверия и уважения. Новое время с его развитием научного знания, как естественнонаучного, так и философско-гносеологического, ещё более усиливает дуализм тела и духа или разума, тело изучается как объект, оно подвластно разуму. Развитие европейской цивилизации акцентирует внимание на технической, познавательной, и, в конечном счёте, материальной составляющей. В таком контексте тело приобретает специфический смысл – оно трактуется как своего рода инструмент, «техническое обеспечение» духа. С этих позиций тело репрезентируется в культуре, показывается согласно социальным нормам и воспитывается, формируется, культивируется.

Инструменталистская концепция тела может быть трактована как одна из исходных составляющих фитнес-культуры. Одновременно с этим важным для понимания фитнес-культуры становится постклассическое понимание телесности. Образ тела соотносится в современной философии и культурологии с понятием телесности. Понятие телесности, как считают учёные, в большой степени амбивалентно[2, с.185]. Психологи определяют телесность как пространственную структуру, имагинативную структуру внутреннего пространства, которое воспринимается человеком как нечто, соотносящееся с его «Я». Тело в этом случае оказывается границей «Я» [2, с.185]. Е.Э. Газарова подчёркивает, что телесность «не является продуктом одного лишь тела – это отдельная реальность, результат действия триединой природы человека... объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение и свидетельство вектора совокупной энергии индивида» [2, с.185]. Телесность определяется культурными нормами, паттернами, она есть выражение габитуса – совокупности поведенческих и пластических выражений человека. Телесность изменчива и социокультурно обусловлена.

Особенность неклассической философской традиции, выросшей из философии жизни и экзистенциалистской проблематики, в том, что человек, субъект окончательно перестаёт пониматься «по-просвещенчески», как трансцендентальный, и начинает рассматриваться как живой, страдающий, изменяющийся субъект, признающий собственные аффекты и иррациональные состояния. Именно в этом контексте в философском дискурсе появляется понятие телесности: «Телесность – понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, которая преодолевает толкование субъекта как трансцендентального и вводит в поле филосфской проблематики такие феномены как сексуальность, аффект, перверзии, смерть и т.д.» [2, с.185].

Тело, как отмечает в своём исследовании В.А. Подорога[2, с.185], начинает осмысляться через понятие опыта. Впервые тело было проблематизировано как содержание опыта феноменологией, которая выделила понятие телесных чувств и чувственного опыта. Э. Гуссерль писал о «событии ощущения», которое позволяет выделить тело в некую «уникальную первовещь», объект, «которому я, сообразуясь с опытом, приписываю поля ощущений». Тело, согласно мысли Гуссерля, конституируется, прежде всего, осязанием. Напротив, феноменология тела М. Мерло-Понти строится по-преимуществу как визуальная. Тело «видит себя видящим, осязает осязающим, оно видимо, ощутимо для самого себя. Это своего рода самосознание»[3,с 13].

Современные исследователи используют понятия «телесного образа» и «телесной схемы», чтобы прояснить специфику внесознательных и сознательно регулируемых телесных процессов. Эти понятия поясняет Ш. Галлахер, определяя телесный образ как «систему восприятий, установок и пресуппозиций, свойственных чьему-то телу», а телесную схему как «систему сенсорно-моторных способностей, функционирующих безотносительно к нашей осведомлённости о них или к их восприятию»[3,с 13]. Телесная схема, таким образом, функционирует без контроля нашего сознания, и становится для нас феноменом, как отмечал М. Мерло-Понти, лишь в момент болезни, травмы, диссоциации. М. Джонсон называет эту телесную схему «прячущимся телом», которое «выполняет свою филигранную работу по большей части за спиной у наших чувств» [3,с 13].

Таким образом, в философии задаётся два вектора современной фитнес-культуры – тело как опыт и как визуальное представление о самом себе.

Параллельно развивалось и инструментальное представление о теле, восходящее к традиции европейской культуры. М. Фуко писал о «дисциплинировании» и «подчинении» тела. Исследуя специфику властных отношений, он пришёл к выводу, что телесная дисциплина, в том числе и дисциплина проявлений сексуальности, является и остаётся постоянной практикой власти, которая подчиняет человека, изменяя его представления о теле. Таким образом, помимо анализа опыта тела и визуальности, в круг исследования фитнес-культуры с необходимостью входят практики властных отношений и коммуникации.

ХХ век − век развитых технологий и интенсивного развития нового типа форм фиксации и передачи культурного опыта, изменяет сам принцип воздействия на человека и начинает осуществлять властные манипуляции, опираясь на тело: «Правила, диктующие индивиду, как видеть, воспринимать, ощущать и оценивать любую вещь или проблему, как выполнять ту или иную предписанную функцию, постепенно становятся «естественными», частью самой личности, её соматики и кинесики»[4, с 138]. Развитие технологий позволяет манипулировать телом и трансформировать его – в диапазоне от улучшений при помощи пластической хирургии до трансплантаций и технологически совершенных робото-протезов и экзоскелета.

Само возникновение идеи фитнеса чётко вписывается в инструменталистскую концепцию телесности. Слово fitness означает «соответствовать», то есть подразумевает соотнесение с неким каноном (форм тела) либо функцией (которую тело должно адекватно и эффективно выполнять). Фитнес как физкультурная практика подразумевает два направления: во-первых, создание красивого, подтянутого, гармонично развитого рельефного тела, и, во-вторых, улучшение самочувствия, причем как физического, так и психического. Фитнес как культура направлен, прежде всего, на коммуникацию, создание сообщества и определённого образа жизни.

Современности принадлежит открытие того, что тело неразрывно связано с эмоциями, которые переживает человек. «Специфически человеческим» является не наличие отдельных эмоций, а сама способность испытывать эмоции, эмоции же, как доказала психофизиология, переживаются телесно, более того, они фиксируются в теле – как мышечные реакции и мышечные блоки, которые со временем могут приводить к серьезным нарушениям и болезням.

Современные направления изучения эмоций можно разделить на несколько основных теоретических трендов. Один из них можно назвать аксиологическим – его последователи исходят из того, что эмоции оценивают наше восприятие действительности. Об этом пишут, например, А. Дамасио и Д. Ле Бретон [4, с 138]. Второй важный теоретический тренд – исследование телесной обусловленности эмоциональных переживаний. В центре внимания оказывается телесное переживание эмоций, и, соответственно, телесная драматургия и способы влияния на эмоции через тело. Также большое значение имеет изучение эмоций как культурных практик [4, с 138], в том числе и фитнес-практик, и, наконец, психотерапевтическое исследование эмоций [4, с 138].

Современная культура реабилитирует тело и телесность, уделяет внимание телу и телесной культуре. Важно, что тело понимается сегодня как условие опыта человеческого самосознания и познания, равно как и опыта деятельности – в контексте социальных и личных отношений, и отношений сексуальности и власти в том числе. Возникновение идеи фитнеса напрямую связано с пониманием телесности как условия опыта, в том числе опыта индивидуального, а также с идеями изменения тела, осознания и познания тела в условиях тех или иных отношений в социуме. Таким образом, мы пришли к выводу, что современная культура способствует реабилитации тела, тело начинает пониматься целостно, как одна из базовых структур идентичности, оно получает аксиологическую нагрузку. Вместе с акцентом на важность эмоциональной и подсознательной составляющих, понимания тела как хранящего эмоции, тенденции современной культуры оказываются противоположными европейским христианским традициям, в которых тело противопоставлялось духу и более близким традициям восточным, в которых тело рассматривалось холистически.

Всё это оказывается важным для изучения фитнес-культуры в её коммуникационном аспекте, поскольку доказывает, что работа с телом одновременно позволяет создавать и экологическое, и корректное социальное пространство коммуникации, общения и взаимодействия людей. В современности телесность как таковая становится ценностью – изучение фитнеса как культурной практики приобретает аксиологический аспект, на что указывает И.М. Быховская [4, с 138].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура. // Психология телесности между душой и телом. – М.: АСТ, 2005. – С. 237-240.
2. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1 / А. Ребер. – М., 2000..
3. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. – СПб., 2003..
4. Быховская И. М. Homo Somaticus : аксиология человеческого тела. – М. : Эдиториал УРСС, 2000. – 108 с.
5. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб.: Интерсоцис, 2009. — 164 с.
6. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ. // Психология телесности между душой и телом. – М.: АСТ, 2005..
7. Григорьев, В. И. Стратегия формирования индустрии рекреации / В. И. Григорьев, В. С. Симонов. СПб., 2006.
8. Гуссерль Э. Картезианские размышления. [Электронный ресурс] http:// philosophy.ru/Library/Husserl/kartesianishe_meditationen.html
9. Джонсон М. Смысл тела : эстетика человеческого понимания. // Метаморфозы телесности. – СПб. : СПбГУ, 2015. – С. 233-245.
10. Жаров Л. В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности (взгляд врача и философа) / Л. В. Жаров. – Ростов н/Д., 2001.
11. Ильинич В.И. Физическая культура студента : учебник /под ред. Ильинича В.И. – М. : Гардарики, 2003. – 488 с.
12. Косяк В.А. Эпистемология человеческой телесности. – Сумы: ИТД Университетская книга, 2002.
13. Литвак Р.А., Резанович И.В. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе. // Современные проблемы науки и образования, 2011, № 6. [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-pozhilyh-lyudey-v-fitnes-klube
14. Мерло-Понти М. Око и дух. – М., 1992.
15. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия./ М. Мерло-Понти / пер.с фр. – СПб.: Ювента, 1999. – 712 с.
16. Петрова Т.Э., Каравашкин А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни молодёжи. // Интеграция образования, 2005, № 4.
17. Подорога В.А. Политики тела в европейской культуре. // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. – С. 111-118.
18. Подорога В.А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.
19. Полищук В.И. Человек в мире и мир в человеке // NB: Психология и психотехника. — 2012. - № 2. - С.106-135.
20. Полищук В.И. Креативная природа идеала. // Международный журнал исследований культуры, 2014, № 4 (17). – С. 65-71.
21. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях / Е.Г. Сайкина. − СПб.: Образование, 2008. − 301 с.
22. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе физической культуры. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008, № 68. – С. 182 – 190.
23. Смоляр Е.В. Женский фитнес – путь к здоровому образу жизни. // Актуальные аспекты современной науки, 2013, № 3(2). - С. 204.
24. Философский энциклопедический словарь. – М. : Инфра-М, 1999. – С. 450.
25. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе.- Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998.- 288 с.
26. Damasio, A. R. The Feeling of What Happens. Body and Emotion in the Making of Consciousness. - New York: Harcourt Brace & Company, 1999. Le Breton, D. Les passions ordinaires. Anthropologie des émotions. - Paris: Armand Colin, 1998.
27. Gallagher S. How the Body shapes the Mind. – Oxford : Oxford University Press, 2005, P. 24.
28. Hochshild A. The Meanaging Heart : Commercialisation of Human Feeling. – Bercley, 1983. 307 p., p, 138
29. Regulating Emotions. Culture, Social Necessity, and Biological Inheritance. / Vandekerckhove, Marie/Christian von Scheve/Sven Ismer/Susanne Jung, and Stefanie Kronast (eds). - Malden: Blackwell, 2008; Greenberg L., Working with Emotions in Psychotherapy. New York: Guilford, !997.
30. Turner J.C. A self-categorization theory // Turner J.C. et al. (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Black-well, 1987.


©  С.С. Стойчева, А.В. Черемисов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru