levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Н.А. Сенченко,  (К.культурологии, доцент, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь)

Серия «Познание» # 04  2018
Интернет
В статье идет речь об изменениях в субъективной картине мира личности при переходе из реального в виртуальное пространство. Автор отмечает, что Сеть дает субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров своей деятельности и свойств идеального «Я», В статье акцентируется внимание на том, что технология Интернета формирует новую технику существования и позволяет идентифицировать себя с культурным героем Интернета, осуществлять перемещения; преодолевать границы. Интернет, что формирует новую картину мира.

Ключевые слова: Интернет, культура, пользователь, субъективная картина мира, личность.

 

Постановка проблемы

Стремительное развитие интернет-технологий, расширение жизненного пространства человека вызвали ряд изменений во всех сферах его жизнедеятельности. В интернет-пространство перенесены не только общение, обучение, но и то, что всегда считалось объектом культуры в реальном пространстве – художественные галереи, театры, культурные зрелища и элементы массовой культуры. Научная проблема заключается в выявлении влияния новых технологий на формирование субъективной картины мира человека, его мировосприятия для предотвращения клиповости мышления.

    Целью статьи является культурологический анализ субъективной картины личности интернет-пользователя.

Обзор публикаций по проблеме исследования

Впервые термин «картина мира» ввел в употребление немецкий физик Герман Герц, понимая под ним совокупность внутренних образов внешних предметов, дающих понимание поведения этих предметов. В нашем понимании, картина мира – это то, каким образом мы воспринимаем этот мир и себя в нем, это отражение окружающих нас явлений в сознании, это результат нашего взаимодействия с окружающим миром. Такое определение подводит нас к трактовке представлений о мире через субъективный опыт человека. Исследования такого рода проводились, в первую очередь, в рамках когнитивизма, в связи с проблемами восприятия, хранения и переработки информации человеческим сознанием. Вслед за термином картина мира, Е. Толманом был предложен термин когнитивная карта, что позволило определить когнитивную картину мира как активную структуру. Один из основоположников когнитивной психологии У. Найссер отмечал, что когнитивные схемы и карты могут проявляться в виде образов, так как переживание образа также представляет собой некий внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта[8].

В психологии к дефиниции картина мира обратился А.Н. Леонтьев, приписав ей систему значений и поле смысла. Исходя из теоретических принципов А.Н. Леонтьева, сознаваемую картину мира можно разделить на три слоя сознания: первый слой – чувственные образы; второй – значения, носителями которых являются знаковые системы, которые формируются на основе интериоризации операционных и предметных значений; третьим слоем выступает личностный смысл [6].

B.П. Зинченко разделил сознание на два слоя. Первый слой представляет собой бытийное сознание. Оно включает в себя опыт действий, движений, а также чувственные образы. Вторым же слоем является рефлективное сознание, которое объединяет смыслы и значения. С значениями сопоставимы научные и житейские знания, со смыслом соотносятся мир человеческих ценностей, эмоций а также переживаний [4].

С.Д. Смирнов, обращаясь к дефинициям картина мира и образ мира отметил основные характеристики образа мира, а именно:

  • амодальность образа мира;
  • целостный, системный характер образа мира;
  • многоуровневая структура образа мира [1,5,9].

Проблема взаимoотношения субъективного опыта и образа мира является центральной в исследованиях Е. Ю. Артемьевой. Она понимает образ мира как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Н.Н. Королева в качестве базового элемента картины мира выделила инвариативныe смысловые образования, которые обеспечивают целостность картины мира. Е.Е. Сапогова отмечает деятельностную и социальную природу картины мира [5].

В культурологическом аспекте картина мира оценивается общими и специфическими универсалиями: знаниями, представлениями, ценностями, хронотопами, движением вещественного. Таким образом, картина мира в культурологии связана с восприятием и отображением в сознании человека этих универсалий. Универсалиями выступают прежде всего культурные нормы и ценности. Следует отметить, что изменчивость культурных норм порождает разные картины мира в сознании людей.

В исследованиях А.Я. Гуревича отмечается, что культурная картина мира в качестве элементов включает А.Я. Гуревич еще и этнические особенности народов, категории числа, отношение к сверхчувственному. Кроме того, исследователи включают в культурную картину мира представления о личности, о ее отношении к обществу, ценности свободы, семьи, жизни и смерти, духовность. Следует отметить, что в культурологии акцентируется внимание на передаче культурной картины мира из поколения в поколение. В таком случае справедливо говорить о том, что все возможные противоречия связаны с тем, что картина мира определяется на основе неких культурных аспектов. Следовательно, и речь идет не о целостном толковании картины мира, а только об описании ее отдельных составляющих. При этом важно сосредоточение внимания на том, чтобы исследовать картину мира через целое − и в целом. Очевидно, что для этого необходима культурно-историческая перспектива рассмотрения; в первую очередь – выделение механизма взаимодействия картины мира и культуры в их генезисе.

Лурье считал, что картина мира состоит из констант мира и ценностных ориентиров. Эти группы по своему содержанию соотносятся как цель действия и способ действия [14]. При этом константы вступают в зону сознания как представление о наиболее удобном способе действия, а формы, в которых эти представления проявляются могут быть разнообразными. Именно этот феномен объясняет противоречивость в картине мира: искажения появляются в ходе выстраивания новой картин мира на основе старой. Так, люди летают в космос и верят в неудачу, принесенную черной кошкой.

В случае разрушения и исчезновения культуры картина мира, свойственная данной культуре, прекращает своё существование. Следует заметить, что при смене картины мира культура не исчезает, а лишь претерпевает ряд изменений: появляются новые константы (универсалии), а прежние вытесняются на периферию картины мира, либо поверхностные структуры проходят ряд модификаций в последнюю очередь. Таким образом, смена картины мира предполагает определенную преемственность, где когда-то актуальные установки продолжают существовать в скрытом виде − и, следовательно, могут быть реализованы в некоторых ситуациях [8].

Можно сделать вывод о том, структура картины мира может быть описана как оппозиция сознательного и бессознательного, ядерного и поверхностного, устойчивого и неустойчивого, архаического и современного, рационального и иррационального.

Картина мира не является самостоятельным образованием. Она зависит и от большого количества факторов (от уровня развития технологий, от социальной структуры, от типа производственных отношений в данном обществе, от степени этнической и геополитической тревожности, в том числе и от геоклиматичeских условий). Но существует система, объединяющая все предложенные аспекты человеческого бытия в единый ракурс. Под этой системой подразумевается культура в широком смысле этого слова, как специфический способ жизнедеятельности людей [12].

В обществе постмодерна, где интернет-технологии создают новое виртуальное пространство, привычная картина мира претерпевает изменения. Так, меняются общие и частные универсалии, те, что казалось должны быть незыблемыми. Особенности Интернета как жизненного пространства, а именно: размывание пространственных границ; растяжение и конденсация времени; открытость; наличие знаковых мест; гипертекстуальность, возможность нелинейной организации событий, динамичность и игровой характер определяют специфику картины мира интернет-пользователя.

В исследованиях интернет-культуры Е. А. Ляшенко Интернет рассматривается как вторичная моделирующая система, с помощью которой строятся модели мира. Ученый указывает, что современная интернет-культура ориентирована на монтажность; клиповость; увеличение количества сообщений; увеличение числа текстов, отсутствие художественного, смыслового, ценностного отбора информации; установка на получение готовых сообщений [7].

Таким образом, Интернет, предлагая доступность, внечувственность, интерактивность, массовость коммуникации, формирует новую форму сознания и новую картину мира личности.

Когнитивное взаимодействие с миром является основным процессом информационного характера, который используется при активном построении картины мира. Под когнитивным информационным взаимодействием понимаем двухсторонний и многоканальный процесс передачи информационных воздействий от одного взаимодействующего субъекта «А» к другому взаимодействующему субъекту «В» с подключением когнитивной области субъектов к процессу взаимодействия и анализа информации [8,13].

Сталкиваясь с огромным количеством параметров, отражающих сложную ситуацию, разум людей объединяет их в группы в соответствии с качественными признаками на основе когнитивных представлений при отсутствии строгих формальных описаний. В процессе принятия решений люди анализируют объекты и систему отношений между ними. При возникновении сложностей производится разложение на структурные элементы сложного объекта или явления. Таким образом, когнитивный аспект является важным аспектом построения картины мира. Данный аспект связан с проблемами восприятия, хранения и переработки информации человеческим сознанием [13].

Эмоциональный компонент картины мира возникает как результат оценочной деятельности сознания при ментальном освоении элементов мира. В эмоциональной картине мира объективно существующая реальность отражается через призму эмоций людей [3]. Выражаясь другими словами, эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а отношения, в которых они находятся к человеку, то есть не свойства предметов и явлений, а их значение для жизни человека. Таким образом, можно говорить о существовании прямо пропорциональной зависимости между эмоциональным состоянием человека и его представлением об этом мире, картиной мира в его сознании.

Активность в Интернете предполагает в качестве обязательного условия решение задачи самоопределения и поиска идентичности. Сеть предоставляет субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров своей деятельности и свойств идеального «Я», на основе чего и складываются условия осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.

Интернет-пространство даёт возможность реализовать мифологическую составляющую субъективного образа «Я»: идентифицировать себя с культурным героем Интернета, осуществлять перемещения; преодолевать границы. Интернет, выполняя по отношению ко всей современной культуре функцию периферии, стимулирует формирование картины мира, где происходит накопление всё новых и новых знаний о случайном, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся субъективных представлений [10,11,14].

Интересен анализ этнической картины мира в интернет-пространстве. По мнению Л.В. Черемошкиной, в отличие от «пространства» культуры, где все объекты обладает материальным носителем, объекты интернета представляются сознанию кусками информации, опредмечиваясь в знаниях и рассуждениях интернет-пользователей. Согласно концепции уровневой организации когнитивных координаций Б. М. Величковскогo, образы и представления субъекта выступают как особые пространства движения мысли, создающие возможности для действия. Все высказывания в Интернете, представляя собой такое пространство, создают возможность интернет-деятельности для субъекта, а также позволяют использовать его в виде собственного субъективного пространства [2,10].

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
  1. Субъективная картина мира в культурологии представляет собой совокупность образов, знаний, представлений и эмоциональных отношений личности, построенных в рамках принятой культуры.
  2. Субъективная картина мира в культурологии может быть описана при помощи констант или универсалий, что подразумевает хронотопы, дихотомии добра-зла, жизни-смерти и ценностных ориентиров самой личности и культуры, в которой личность находится.
  3. Интернет предоставляет субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров своей деятельности и свойств идеального «Я», на основе чего и складываются условия осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.
  4. В субъективной картине мира личности в интернет-пространстве преобладает мифологическая составляющая, что позволяет человеку идентифицировать себя с культурным героем Интернета, осуществлять перемещения; преодолевать границы, выполнять новые виды деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вержицкая. – М., 2001. – 426 с.
2. Величковский Б.М. Открытое письмо в редакцию / Б.М. Величковский // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 152–155.
3. Горрея Р. К понятию эмоциональной картины мира / Р. Горрея // Вестник МГЛУ. – 2010. – №584. – С. 29–39.
4. Зинченко В.П. Образ и деятельность. / В.П. Зинченко – М.: Воронеж, 1997. – 298 с.
5. Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Н.Н. Королева. – СПб., 1998. – С.16.
6. Леонтьев А.Н. Образ мира. / А.Н. Леонтьев // Избр. психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – С. 251–261.
7. Ляшенко Е.С. Семиотический аспект интернет-культуры // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2 (26). – С. 199–205.
8. Найссер У. Познание и реальность. / У. Нейсер. – М., 1982. – 145 с.
9. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В.В. Петухов // Вестник МГУ. Сер. 14. – 1984. – № 4. – С. 13–21.
10. Сенченко Н.А. Особенности хронотопов в интернете (на основе культурологического анализа сетевой литературы) // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. – № 4 (9). – С. 54–57.
11. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. / С.Д Смирнов. – 1985. – 227 с.
12. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – 2001. – С. 32–40.
13. Соловьёв И.В. Картина мира как когнитивная парадигма / И.В. Соловьёв // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – № 1. – С. 96–102.
14. Чудова Н.В. Особенности образа Я жителя Интернета. / Н.В. Чудова // Психологический журнал. – 2002. – № 1. – С. 54–59.


©  Н.А. Сенченко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru