levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

О.А. Сапожникова,  (Ст. преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Серия «Познание» # 04  2018
Неформальные институты
    Неформальные институты: религиозная этика, традиции, ценностные ориентиры, мировоззрение, мотивы поведения в определенной этнической группе, являются глубинными регуляторами общественных явлений. Именно в этнической среде формируется целостная совокупность базовых ценностей и устойчивых поведенческих норм. В условиях растущей глобализации именно этнос играет огромную роль в формировании культуры.
Актуальность темы статьи в том, что именно ментальность (менталитет) является основой формирования культуры народа, в частности монгольского. Монгольские народы привлекают внимание уже с давних времен. Это можно подкрепить словами американского историка и писателя Д. Уэзерфорда: «Монголы сформировали ядро новой универсальной культуры и мировой системы. Она прошла длительное развитие и легла в основу современной мировой системы с характерно монгольским интересом к свободной торговле, открытому обществу, общедоступным знаниям, светской политике, веротерпимости, международному праву и дипломатической неприкосновенности… Благодаря тому, что монголы принесли мир и процветание многим землям и царствам, западные ученые позже называли XIV столетие Pax Mongolica (Монгольским миром) или Pax Tatarica…»[8].

Ключевые слова: Неформальные институты, монгольские народы, ментальность (менталитет); гостеприимство, степенность, неспешность, самодостаточность, наблюдательность, любознательность, дальновидность, свобода, верование в Небо, маргашизм.

 

Монгольские народы - это группа родственных народов, говорящих на монгольских языках. Всех их тесно связывает общая многовековая история, культура, традиции и обычаи. Основные народы в составе монгольских: монголы, буряты, калмыки и т.д.

Обычно понятия менталитет и ментальность рассматриваются как синонимы. Хотя некоторые исследователи разводят эти понятия. Но, думается целесообразно рассматривать их как синонимы.

Ментальность (менталитет) (от лат. mens - сознание, ум) - это образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы [4]. Также говоря о ментальности нельзя не затронуть такое понятие как «характер».

Национальный менталитет монголов отражен в многочисленных книгах и статьях российских и советских авторов, путешественников, ученых, дипломатов, журналистов, специалистов и т. д. Например: в книге И. М. Майского «Современная Монголия» [5]. Автор полно описывает обычаи и черты характера монголов. И.М.Майским отмечена изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов.

Любопытство монголов и их гостеприимство примечают многие путешественники и сегодня. Стоит остановиться, как вдруг появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, долго наблюдают за жизнью посторонних.

Необходимо отметить и современных российских ученых, изучавших монгольскую духовную культуру, таких как: Н. Л. Жуковская, Л. Л. Викторова, Л. Г. Скородумова, М. И. Гольман, В. В. Грайворонский, В. Л. Нейдинг. Н. Л. Жуковская в научно-популярном издании «Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах» [2] отмечает монгольское гостеприимство, степенность, неспешность, любовь к традиционному порядку.

Книги журналиста Л. И. Шинкарева высоко оценены специалистами-монголоведами. Интересные исследования ценностных ориентаций современных монголов проводятся Ю. В. Попковым и Е. А. Тюгашевым, [7], А. В. Ивановым [3]и др.

Любопытно отметить, что Ю. В. Попков и Е. А. Тюгашев считают, что отношения между русским (интуитивно-этический интроверт) и монгольским (сенсорно-логический экстраверт) характерами взаимодополняют друг друга [7].

А.В. Иванов пишет о своих ощущениях в Монголии, как о психологической комфортности в этой стране для русского человека. В связи с этим он вспоминает Л. Н. Гумилева, который пытался передать чувство близости русских с монголами: монгол более нетороплив и дольше настраивается на какое-либо дело, чем русский.

Исследователи, журналисты и наблюдатели выделяют следующие характерные черты национального характера монгол: близость к природе (любовь к просторам, созерцательность, так называемую естественность), самодостаточность, неторопливость, наблюдательность, любознательность. Это признают и сами монголы. Например, политический деятель Ц. Балхаажав описывает характерный стиль поведения монгола: «…поднялся на вершину горы монгол и увидел новое, переправился через широкий простор, почувствовал еще что-то новое, погостил у соседа, узнал о новом. Все это происходит постепенно, обогащается опытом и укладывается в жизни. В этом и заключается честный, дальновидный характер монголов» [1, c.14].

Известный монгольский политический деятель, публицист Баабар достаточно строго оценивает своих соотечественников и полагает, что кочевой уклад сформировал следующие черты: леность, непунктуальность, лживость. Монголам сложно договариваться между собой. Однако с представителями других народов им договориться проще [6].

Неспешность, степенность, наблюдательность и т.д. у монгольских народов возможны потому, что основная черта их мышления – это свобода.

На огромных степных территориях монгольские народы всегда занимались кочевым животноводством, жили вольготно и спокойно. Монгольское животноводческое производство их не напрягает, а приносит удовольствие, так как у животновода сравнительно много свободного времени. Пастбищное животноводство не очень продуктивно, но его достаточно для жизнеобеспечения одной семьи или группы юрт. Мясо и молоко используются в качестве пищи, шкуры и шерсть - для одежды, а крупный скот - для езды. Поэтому монгол независим ни от кого, кроме своего скота и своей семьи. В этом отношении он - сравнительно самостоятельный и свободный гражданин.

Верование в Небо у монгольских народов входит в ранг государственной религии при Чингисхане. Оно создавало науку выживания в гармонии с природой и ее закономерностями: человек должен понимать природу как неотъемлемую ее часть. Для них Вечное небо - это не только воздух, небо, звезды, солнце и луна, но и выделение самого высокого уровня и высших сил.

Пространственно-временное чувство у монголов специфично и на протяжении многих веков связывалось с неспешными и повторяющимися животноводческими процессами.

Монголы любят говорить слово «маргааш» (завтра). Оно равнозначно - «через 24 часа». В действительности «маргааш» может означать и несколько дней, даже несколько недель. Монгол редко может детально рассматривать суть задания или обязанности, он подходит к нему на основе душевной ориентации и допускает ошибку в распределении времени, поэтому обещание «завтра» часто не выполняется вовремя.

Это очень похоже на русскую ментальность, но даже самый нерадивый русский далеко уступает в распространенном «маргашизме» монгольским народам.

Таким образом, национальная ментальность - это совокупность особых черт, особенности психологического характера и культур этносов, нации: обычаи и традиции, образ жизни, религиозные, мифологические поверья и взгляды, определенный образ восприятия действительности, социальное поведение и отношения людей, способ мышления и т.д.

Ментальность с одной стороны - это биологическое природное, и даже подсознательное, а с другой - социальное, культурное, сформированное в процессе воспитания, то есть неформальный институт.

Особенности мышления, поведения и ментальности монгольского народа связаны с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования, обусловлены на генетическом уровне и неподвластны времени и современным реалиям. Основные черты их ментальности: свобода, любовь к просторам, созерцательность, самодостаточность, неторопливость, наблюдательность, любознательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство, верование в небо, особенное пространственно-временное чувство (неограниченное).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буяндэлгэр Одгэрэл. Эффективность учебной деятельности монгольских студентов с различными акцентуациями характера: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. – с.14.
2. Жуковская Н. Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. М.: Наука, 1990.
3. Иванов А. В. Монгольский лик Евразии [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_3/482-mon-face-of-evrazia.html (дата обращения: 12.05.2013).
4. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
5. Майский И. М. Современная Монголия: Отчет монгольской экспедиции, снаряженной Иркутской конторой Всерос. центр. союза потреб. о-в «Центросоюз». Иркутск: Госиздат «Знание - Сила», Иркутское отделение, 1921.
6. Монгольский менталитет в бизнесе [Электр. ресурс] // Монголия сейчас. URL: http://mongolnow.com/Bussines.html (дата обращения: 12.05.2013)
7. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Монголия в мировом сообществе цивилизаций и народов [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_16/5642-popkov-tyugashev.html (дата обращения: 12.05.2013).
8. Уэзерфорд. Д. «Чингисхан и рождение нового мира». М., Аст., 2005.


©  О.А. Сапожникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru