levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Т. Ростова,  (К.ф.-м.н., доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске)

Серия «Познание» # 08  2018
Поколение
    Автором статьи проведен обзор основных теоретических подходов к проблемам формирования и функционирования поколений, аргументирована актуальность для современного состояния теории поколений положений работ немецкого социолога К. Мангейма, а также ее влияние на современную научную мысль в теоретических исследованиях проблемы поколения. В настоящей статье производится философская рефлексия по поводу эффективности поколения как концепта, объясняющего характерные особенности социальной реальности.

Ключевые слова: Поколение, социальное воспроизводство, социальная философия, теория К. Мангейма.

 

Поколенческие проблемы в России в настоящее время актуализировались в связи с социальными и демографическими изменениями, постигшими страну в последние несколько десятилетий. Вопросом поколений занимаются исследователи в различных сферах научного знания: историки, литературоведы, демографы, социологи, философы.

Социально-исторический анализ общества приводит к исследованию социальных процессов в обществе, которые непосредственно связаны с проблемами поколений, так как исторический процесс представляет собой процесс смены поколений. Развитие общества определяется характеристиками поколения, которое в данный исторический момент представляет собой движущую силу. Н. Г. Чернышевский следующим образом описывал историческое движение: «Чтобы совершилось в обществе что-нибудь важное, новое, нужно большинству общества составиться из новых людей, силы которых не изнурены участием в прежних событиях, мысли которых сложились уже на основании достигнутого их предшественниками результата, надежды которых еще не обрезаны опытом» [5]. Таким образом поколение и социальный процесс тесно взаимосвязаны.

Если ранее исследователи придерживались теории, что социально-исторический процесс подчиняется естественно-историческим закономерностям, а следовательно, не имеет жестко заданного направления, то современные ученые склонны объяснять социальные процессы деятельностью социальной силы (в данном случае – поколения). Социальные тенденции формируют общий вектор развития общества, сами же изменения определяются деятельностью отдельных субъектов или групп граждан. В качестве такого деятельного социального субъекта выступает поколение, представители которого инициируют основные социальные изменения в таких сферах, как социокультурная, демографическая, экономическая, политическая.

Смена и воспроизводство поколений позволяет наблюдать объективную структуру поколения. Также стоит отметить тот факт, что поколение обладает определенной стратегией поведения, на основе которой организуется бытовая жизнь представителей этого поколения. В то же время поколение представляет собой социальную структуру, имеющую протяженность во времени, но время в данном случае является субъективной категорией. Здесь также стоит отметить влияние такого фактора, как поколенческое сознание, которое формируется под влиянием существующих в обществе норм, ценностей и форм социальных отношений. Сознание поколения непосредственно влияет на деятельность его представителей, а также то, как ими переживается актуальное состояние общества. Процессы межпоколенческого противоборства или солидаризации и формируют социальные связи в современном обществе. Все вышеперечисленные положения позволяют определять поколение как инициаторов социальных изменений.

Представляя собой субъект социально-исторического процесса, поколение имеет одновременно черты социокультурного, демографического и социального феномена. Российским социологом И. С. Коном предложена следующая классификация понятия «поколение»: «демографическое – это когорта людей, родившихся в одном и том же году и образующих возрастную структуру общества; поколения, образующие ступень в происхождении от общего предка (отрезок времени между ступенями оценивается примерно в 30 лет); историко-культурные поколения (символическое понятие, связанное с общностью значимых переживаний людей, оказавшихся участниками или современниками важных исторических событий или связанных общими интеллектуальными ориентациями)»[2].

Отечественные исследователи в большей мере склонны трактовать поколение в рамках социокультурного контекста. Например, в официальном «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год» поколение определяется как «большая социальная группа людей, рожденных приблизительно в один исторический период и имеющих близкий набор ценностей, схожий опыт и сочетающих структуры восприятия мира. Поколения – это не только и не столько статистические группы, сколько большие социокультурные когорты, внутренний мир которых сформирован одними и теми же историческими событиями» [1].

В то же время существуют и определения, основанные на историко-культурном подходе. Например, И. Г. Яковенко определяет поколение как «совокупность людей, объединенная общностью времени вступления во взрослую жизнь, осознавшая себя как особое целое и признанная в этом качестве всем обществом, сформировавшая специфический социокультурный универсум» [6].

Исторические события для представителей поколения выступают символами, которые определяют их жизнедеятельность и формируют систему ценностей. Зачастую в качестве символа поколения выступает имя какого-либо политического или неформального лидера эпохи (поколения Цоя, Высоцкого, Ленина и т. д.). Также в качестве определяющего критерия могут выступать исторические условия существования поколения (поколение фронтовиков, Серебряного века, перестройки и т. д.).

Поколение в рамках демографических исследований оценивается по количественным и качественным показателям воспроизводства населения. Оценка количественных показателей требует использования аналитических методов и особой классификации поколений. Этим подходом пользовался французский философ О. Конт, доказывая наличие зависимости человеческого прогресса от смены поколений. В расчет также принимался такой фактор, как периодичность смены поколения, его временная протянутость (в зависимости от среднего возраста его представителей), характерная для отдельного исторического периода. Так как возраст достижения человеком зрелости условно принято считать в районе 30 лет, то эта длительность и была принята за время формирования поколения. Эта цифра была получена использованием различных методик подсчета. Ф. Мантре соотносил средний возраст мужчин, вступающих в брак, и средний возраст активной репродуктивности женщин. В 1926 году английский исследователь Л. Коннор вычислял длину поколения посредством сопоставления среднего возраста вступления в брак и среднего возраста, когда человек становится родителем.

В начале XX века смену поколений считали исторически обусловленной. Американец А. Лотка разработал теорию стабильного населения, согласно которой неизменно растущее и в том же темпе вымирающее население необходимо должно усреднять свой возрастной состав для поддержания постоянного ритма рождаемости и смертности. Ученым была также предложена формула истинного коэффициента прироста населения, который актуален и в настоящее время.

Популярность демографических методов изучения смены поколений в 20-е годы XX века можно объяснить господствующими в научной мысли того времени идеями социального дарвинизма, который возводил в абсолют биологические факторы. Тем не менее довольно быстро их сменил социальный подход. Анализ особенностей и причинно-следственных факторов социально-демографических процессов позволил выявить их связь с социальными событиями. Так называемые биологические факторы выступали в качестве следствия событий, произошедших в обществе. Прямые закономерности развития общества уступили место циклическим и ритмическим социальным теориям.

Немецкий философ В. Дильтей отмечал, что люди одного возраста подвергаются одинаковому социальному, политическому и интеллектуальному влиянию. «быть современником – значит подвергаться одинаковым влияниям, а не просто проживать в том же хронологическом времени» [4]. Дальнейшая разработка поколенческого анализа приводит к исследованию фактора единения поколений (категория «судьбы» у М. Хайдеггера и категория «энтелехии» у В. Пиндера).

Взаимосвязь количественных и качественных оценок поколения выступила необходимостью в социально-демографическом осмыслении проблемы поколений научной мыслью XX века. Позитивисты отмечали тот факт, что от демографических факторов и периодичности смены поколений зависит социальный прогресс, как количественно (интенсивность, скорость изменений), так и качественно (социальный состав, соотношение сил). Исследователи исторической позиции выявляли качественные особенности смены поколений в конкретных социальных условиях, общих для всех представителей поколения. Таким образом, было определено субъективно переживаемое время, которое составляло период, отделяющий одно поколение от другого.

Для анализа процесса смены социально-демографических поколений необходимо проведение исследований на нескольких уровнях: оценка структур и процессов в контексте трансформации демографической реальности, оценка состояния экономической, культурной и политической подсистем общества в контексте трансформации социальной реальности и взаимодействие первого фактора со вторым, его констатация и оценка по ключевым точкам.

Здесь важное значение приобретают такие общие характеристики в рамках демографии, как численность, возрастно-половой состав, характер воспроизводства, а также социальные характеристики особенностей его формирования (уровень социального здоровья, развитость и направление в рамках института семьи, структура семьи). Процесс смены поколений оценивается на основе «точных и совершенных обобщающих показателях воспроизводства населения, которые опираются на фактически наблюдавшиеся уровни демографических процессов, приуроченные к определенному отрезку времени ... для определенных конкретных совокупностей живущих» [3]. В то же время здесь вводится модель условного поколения, на основании которой и проводится исследование особенностей социальных процессов в рамках конкретного исторического этапа. Такой способ помогает находить точки перелома для конкретных исторических периодов.

В 1950-х годах исследователями демографических процессов и проблем воспроизводства населения все чаще стал использоваться поведенческий подход, тем самым возникало пересечение с социологической наукой. Население в теоретических трудах стало трактоваться в качестве так называемой реальности второго порядка, что подразумевало процесс конструирования социального мира через повседневную жизнь социальными агентами. В то же время социальный мир обладал характеристиками протяженности во времени и контингентности. Категория времени в аналитических работах того времени приобретает субъективный характер. Сама постановка проблемы социально-демографической смены поколений требует осмысления в рамках дихотомической системы «объективное – субъективное». Количественные показатели получают обоснование посредством оценок поведенческих моделей, свойственных новым поколениям.

В 1928 году в Германии была опубликована статья К. Мангейма «Проблема поколений», которая представляла собой одну из первых социологических систематизаций знания о поколениях.

Мангейм в своей работе отмечает, что интерпретация поколенческой проблемы возможна в рамках двух подходов: позитивистского (преимущество количественных методов исследования) или романтико-исторического (качественные методы исследования). В качестве основных представителей первого подхода Мангейм отмечает преимущественно французов: О. Конта, Ф. Мантре, Ж. Дромеля, О. Лореца и других последователей классического рационализма. По мнению Мангейма, названные выше исследователи формулировали проблему в контексте попыток найти ее биологическое основание, что позволило бы выявить направление развития социальной жизни. Исследователи, придерживающиеся романтико-исторического подхода в изучении поколенческой проблемы, по мнению Мангейма, были представлены преимущественно в Германии, что соответствовало господствующему в те времена разделению «французский позитивизм – немецкий романтизм».

Отвергая оба подхода, Мангейм отдает приоритет социологическому знанию в исследовании проблемы поколений, которую он определял как «бесценное руководство для понимания структуры социальных и интеллектуальных движений. Ее практическая значимость становится ясна, стоит только попытаться получить более точное представление об ускоренном темпе характерных для современности социальных изменений» [4].

На первый план в выработке структуры феномена поколений Мангейм выводит особенности отношений представителей одного поколения. В качестве основной характеристики поколения Мангейм отмечает социальное местоположение. В то же время ученый дифференцирует поколения и общие социальные группы. «Поколение не есть конкретная группа в том же смысле, что общность, т. е. группа, которая не может существовать, если ее члены не располагают конкретным знанием друг о друге и которая как интеллектуальное и духовное сообщество перестает существовать, если только нарушена “близость”. С другой стороны, оно никоим образом несопоставимо с ассоциациями, например, организациями, образованными для специальных целей, так как для тех характерны обдуманный акт основания, письменный устав и механизм роспуска – качества, которые служат сплочению группы, даже если в ней нет связей, определенных пространственной близостью и общностью жизни» [4], – пишет он.

В то же время социальное местоположение дифференцировано и от классового положения. «В обоих случаях индивиды наделены положением в социальном и историческом процессе; тем самым до определенного уровня ограничивается их потенциальный опыт, и они склоняются к специфическому образу мыслей и характерному, исторически уместному образу действий. Если так, то конкретное местоположение исключает большое разнообразие стилей мысли, опыта, чувств и поступков, обозначает предел для персонального самовыражения. Однако эта негативная граница не исчерпывает существа дела. Каждому местоположению в позитивном смысле присуща тенденция, ориентирующая на определенные способы поведения, чувствования и мышления» [4].

В то же время Мангейм отмечает такую особенность поколения, как наличие в нем биологических и социальных признаков. «В конечном счете поколение в качестве социологического феномена основывается на биологическом ритме рождения и смерти. Но быть основанным на факторе – не обязательно значит быть выводимым из него или им подразумеваться... социологическая проблема поколений начинается с открытия социологической уместности этих биологических факторов. Это, так сказать, первый момент. Вторым должна стать попытка понять поколение как частный тип социального местоположения» [4].

Таким образом, по мнению Мангейма, поколение обладает единством, так как его представители объединены сходным социальным местоположением, а «социальный феномен “поколение” представляет собой не более чем особый тип тождественности местонахождения, в данном случае – запечатленных в историко-социальном процессе “возрастных групп”». И если классовое положение зависит от экономических и социальных условий, то поколенческое положение в большей степени определяется способом воплощения моделей мысли и опыта.

Социальная жизнь принимает ряд специфических черт, формируемых поколениями. Мангейм выделяет четыре таких черты. «(...) в нашем реальном (мире) присутствуют следующие черты:

а) в ходе культурного процесса появляются новые участники;
б) тем временем прежние участники этого процесса постепенно исчезают;
в) члены каждого одного поколения могут участвовать только в промежутке исторического процесса, ограниченном временем;
г) поэтому необходимо непрерывно передавать накопленное культурное наследие;
д) переход от одного поколения к другому представляет собой постоянный процесс» [4].

В поколенческой концепции Мангейма также нашла место идея об энтелехии, которая здесь концептуально связана с пониманием местоположения. Социальное местоположение структурно и наделено потенциалов коллективной деятельности, энтелехия же представляет собой реализацию этого потенциала, который далеко не в каждом поколении может быть реализован оригинальными способами. В ситуациях социальных преобразований, когда темп развития общества ускоряется, тем самым не позволяя адекватно адаптировать модели традиционного мышления и воплощения опыта поколения, новые достижения опыта объединяются в оригинальный импульс социальной субстанции, что позволяет говорить «о появлении нового образа поколения или о новой энтелехии поколения» [4].

В качестве центральной идеи теории поколений К. Мангейма можно считать его трактовки поколения как относящегося к определенному социокультурному месту в обществе: «Для того чтобы по местоположению находиться в одном и том же поколении, иными словами, для того чтобы пассивно или активно пользоваться привилегиями (или, наоборот, испытывать затруднения), свойственными местоположению некоего поколения, нужно быть рожденным в одном и том же историческом и культурном ареале. (...) Чтобы в действительности составлять поколение, необходимо дополнительное звено: участие в общей судьбе данной исторической и социальной общности» [4].

Феномен поколений, согласно Мангейму является важнейшим фактором исторического прогресса общества. А исследование этой сферы социального знания представляет собой важную задачу в понимании природы процесса развития общества.

Работа К. Мангейма была переиздана в 1960-х годах, так как в это время в Германии актуализировались проблемы взаимоотношений поколений, что вылилось в студенческие бунты. В настоящее время концепция, разработанная Мангеймом, не теряет своей актуальности, получая развитие в дальнейших теориях поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 г. – М. : Интердиалект, 2002.
2. Кон И. С. Поколение // Большая советская энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1975.
3. Корчак-Чепурковский Ю. А. Избранные демографические исследования. М., 1970.
4. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений. – М. : ИНИОН, 2000.
5. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 тт. – Т. 10. – М. : Гослитиздат, 1939–1953.
6. Яковенко И. Г. Механизмы культурной динамики и смена поколений // Поколение в социокультурном контексте XX века. – М. : Наука, 2005.


©  А.Т. Ростова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru