levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

Н.О. Товуу,  (Д.псх.н., ФГБУН Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (ТувИКОПР СО РАН))

Серия «Познание» # 08  2018
Этнос
    Представленны результаты исследования этнопсихологических характеристик тувинского этноса, в том числе научно-полевых исследовательских проектов в труднодоступных кожуунах (районах) Тувы. Исследовались особенности формирования и протекания когнитивных процессов тувинцев в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении и в повседневном быту. Использование таких технологий на ранних этапах социализации, когда игра, учеба и общение с старшими и сверстниками играет ключевую роль, вызывает различные и разнонаправленные процессы, создающие этнокультурную специфику формирования когнитивно-коммуникативной сферы.

Ключевые слова: Этнос, тыва, этнопсихология, информационные и коммуникационные технологии.

 

ВВЕДЕНИЕ

В любой период развития человечества передается мысль, выведенная из опыта, чтобы из него извлечь пользу. Нашему опыту более четверти века. Основа ее – экспериментальная работа по социальной психологии. Группы, клубы и объединения добровольцев в условиях социально-экономических и политических реформ в обществе явились центром психологической помощи и поддержки населению. Психологи, педагоги, и активисты, в лице пенсионеров, ветеранов войны и труда, члены их семей были первыми добровольцами-волонтерами и исследователями.. По их инициативе создавались, такие группы, как «Доброволец», «Кому за 60», «Многодетная семья», «Народной дипломатии», школы кройки и шитья, тувинской национальной одежды, фотографа, балета, животновода и другие. Это были первые практические дела волонтеров, их клубов в годы реформ. Вели поисково-исследовательскую работу, выпускали газеты, выступали по телевидению и радио, делились жизненным опытом, обучали и консультировали людей. Время было переломным в истории, а для отдельных людей, годы потерь и утраты ценностей, изменения стереотипов, борьбы за сохранение и защиту своих идеалов. Реформирование структур, разделяла население, появились богатые и нищие и т.п. Ветераны, помогая себе и другим, не падая духом, утверждали общечеловеческие ценности, передавали свой жизненный опыт молодежи, становясь центром общения, единения, поддержки, добровольной взаимопомощи. Организация, о которой идет речь, была зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Тыва под номером один 12 апреля 1991 года, как общественная благотворительная ассоциация «Семья - Ог-буле», а с 2012 года с учетом специфики работы, переименована в Общественное учреждение Республики Тыва Научный центр этнической психологии и социальных практик. Она уже имела зарегистрированную в Министерстве юстиции России символику в виде вверха юрты, жилища кочевых народов Азии.

Период с 1991 года был сложным в сознании людей, началом «перестройки», разрухи, нервное напряжение, они вынуждены менять многие свои стереотипы поведения и поступки из-за изменений в окружающей среде. Главное не было конкретных ориентиров в масштабе политических и экономических реформ в России, в частности Туве. Означало увеличение нагрузки на контрольно-регуляторную функцию сознания, напряжение для психики человека и, как следствие, отказ или сбои на уровне подсознания. В данный период и позже по данным статистики зарегистрирован значительный подъем уровня нервно-психических заболеваний, преступлений, суицидов и т.п.

    В начале 21 века в города и села Тувы начали ускоренно проникать новые информационные и коммуникационные технологии, появились новые формы управления, типы отношений между людьми, ценностные ориентации. Пришли в упадок прежде развитые способы хозяйствования – такие, как крупные животноводческие и растениеводческие хозяйства. Следствием многих процессов стали, с одной стороны, отрыв молодежи от старшего поколения, осложненный негативными явлениями вплоть до «ухода в интернет», с другой – архаизация сознания части населения, уход к традиционным, частично забытым, верованиям, хозяйственным и социальным практикам. Наметились тенденции к недопониманию, противопоставлению и даже противостоянию между разными группами населения. Причем линии разделения часто проходят не только между поколениями, но и между представителями разных профессиональных групп, не только между городом и сельскими поселениями, но и между жителями горных, степных, т.е. разных районов, а также, нередко, между русскоговорящими тувинцами и тувинцами, общающимися преимущественно на родном языке. В качестве социального эксперимента мы решили идти двумя путями сразу: собирать информацию и исследовать возникающие проблемы и одновременно организовать социальную активность людей таким образом, чтобы не бороться с последствиями разнонаправленных тенденций в обществе, а создавать такие условия для совместной активности людей, которые позволили бы максимально использовать преимущества этих тенденций. Другими словами, позволили бы не доводить ситуацию до того предела, когда людям требуется серьезная психологическая помощь, а заниматься своего рода профилактикой и поддержкой с опорой на получаемую социальную, культурно- и этно-специфическую психологическую информацию.

При организации проектов мы обратились к характерному для тувинцев чувству коллективизма и назвали его «психологизацией» общества будущего. Сегодня, в Научном центре действуют прежние клубы, лаборатории, школы и создаются новые, более востребованные, такие как, «Эксперт», клубы травников и целителей «Золотой сбор», разрабатываются новые образовательные программы для населения. Результатом социального эксперимента, с 1991 по 1999 гг.: явилась в 2001 - защита докторской диссертации по социальной психологии. Исследование выявило, что смыслом жизни, ценностью-целью тувинского этноса являются такие базовые категории, как забота о детях (семья), отношения (связи) с родственниками, чувства любви к родной природе и национальной культуре. Для достижения этих целей тувинцы в жизни гостеприимны, уважают старших, вежливы, искренны и терпеливы, а рационализм, пунктуальность и гибкость жизненной позиции для них в столь трудное время еще мало приемлемы. В ценностных ориентациях, ценности-цели остались прежними, а в ценностях - средствах все же выявились тенденции к рыночным отношениям [7]. Эти показатели в настоящее время выверялись в исследовательских проектах молодых ученых и студентов. За этот период изданы ряд монографий и сборников «Психологические характеристики семьи этноса тыва», «Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика», «Понятия, характеризующие психологию человека на языке народа тыва» «Психологический облик тувинского народа», «Социально-психологические исследования»; ежегодно проводятся Международные конгрессы по этнической психологии по проекту «Степная цивилизация» с изданием сборников «Юрта – традиционное жилище народов Азии», «Психология образования: личностный и профессиональный рост учителя», «Сознание человека: традиционно устойчивые модели жизни этноса и эволюция»[8], «Гостеприимная Тува: традиции и инновации» и др. Ежегодно проводятся встречи-форумы и конкурсы среди молодежи и школьников, например, на такие темы как «Ценностные ориентации тувинцев», «День уважения старших – 15 сентября», «Село мое – судьба моя». Волонтеры являются постоянными гостями в трудовых коллективах и образовательных учреждениях Кызыла и др. поселений республики, издают свои брошюры, делятся жизненным опытом, не переставая удивлять население своей целеустремленностью и любовью к жизни.

В 2006-2010 гг осуществлен перевод и апробирование в Туве учебного пособия «Психология» для 3-11 классов под ред. И.В. Дубровиной академика, Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) на родной (тувинский) язык[2]. Сегодня изданы эти учебные пособия для 3-4 классов начальной школы и 5,6 классов за счет спонсорских средств в количестве трех тысяч экземпляров на родном (тувинском) языке обучения для сельских детей, ими оснащены школьные библиотеки [4;5;6].

Современная ситуация характеризуется высоким динамизмом, быстро и резко меняющимися условиями жизни, интенсификацией информационного пространства. Открываются границы между культурами, налаживаются международные связи, растет гипермобильность населения, усиливается межэтническое взаимодействие, что способствует возрождению интереса к проблематике общенационального и этнического самосознания. Задачи, поставленные сегодня перед исследователями и практиками, определяет новые пути на основе практико-ориентированной психологии, которая рассматривает психологию как социо-гуманитарный базис взаимодействия в системе человек-общество[3]. Работая над проектом «Гостеприимная Тува» (2015 - 2019 гг.), автор проекта Н.О. Товуу, который направлен на развитие туризма в регионе, с августа 2014 года на конференции с международным участием ученых из Москвы, Монголии, Италии, Франции, Японии, где было принято обращение к населению, выпустили сборник статей. А в феврале 2015 года для его сопровождения и психологического просвещения населения зарегистрирована научно-образовательная газета «Гостеприимная Тува» [9]. Тираж ее более тысячи экземпляров. целью, которого является развитие и формирование у населения помогающих отношений в условиях использования новых информационных и коммуникативных технологий через движение «Помоги» - понимающие отношения, «способствующие развитию» здоровых личностных границ и интеллекта. Результаты исследований ученых, молодежи постоянно освещаются в вышеуказанной газете. Руководители клубов, школ и лабораторий ведут систематизированную работу по изучению психологии ценностей и межличностных отношений, традиционного вида трудовой деятельности тувинцев и других народов, проживающих в Туве и в соседних региона при рыночной экономике.

К примеру, опубликованы в газете «Гостеприимная Тува» ряд статей участников научной экспедиции, побывавших на национальном празднике «Хей-Аът» в Ценгеле (Баян-Ульгийский аймак Монголии), а также о встрече членов научной экспедиции с известным писателем Чинагийном Галсаном (Калсаном), этническим тувинцем, единственным писателем из Азии, удостоенного международной литературной премии имени А. фон Шамиссо (Германия). Собран и издан сборник. Многие общественные инициативы и идеи психологов воплощаются в жизнь. После поездки и договоренностей представителей клуба “Народная дипломатия” в Казахстан, студенты ТувГУ проходили в стажировку в Евразийском национальном университете имени Льва Гумилева в Астане.

Психологические исследования, которые мы сейчас проводим совместно с группой ученых из Москвы, постоянно дают новое знание о тех изменениях, которые происходят в разных группах населения республики. Одно из таких исследований посвящено особенностям формирования и протекания когнитивных процессов в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении и в повседневном быту. Как было выявлено, использование цифровой техники и технологий затрагивает глубинные пласты психики, изменяя не только формирование и функционирование речемыслительной сферы, но даже и процессы восприятия. С 2011 года ежегодные научно-полевые экспериментальные исследования с населением в труднодоступных уголках региона, как Тере-Холский, Тоджинский, Овурский, Монгун-Тайгинский и других дают психологам новые идеи и результаты. Помогают в осуществлении идей наши проекты, финансируемые грантами РНГФ и РФФИ [1]. Сейчас мы пробуем найти подходы к минимизации негативных влияний через культурные традиции и распространение психологической культуры. Помощь в исследованиях и образовательных проектах психологов в условиях использования современных технологий оказывают и переводные учебники по психологии на родном (тувинском) языке и аппаратно-программные комплексы экспериментальной психологии.

Сегодня, входящие в повседневную жизнь новые информационные и коммуникационные технологии мало ориентированы на конкретные сообщества: в лучшем случае они адаптированы к письменности двух-трех десятков наиболее распространенных видов, редко – собственно к языку и крайне редко – к культуре. Использование таких технологий на ранних этапах социализации, когда игра, учеба и общение с старшими и сверстниками играет ключевую роль, вызывает различные и разнонаправленные процессы, создающие этнокультурную специфику формирования когнитивно-коммуникативной сферы. Россия представляет собой уникальный объект для исследований в этой области как единая территория, в пределах которой сохраняются компактные этнокультурные образования. Примером такого региона является наша Республика Тыва.

В настоящее время в тувинских популяциях представлены как специфические характеристики, как этнокультурного типа современного общества, так и архаичные черты традиционного общества. С опорой на анализ литературных данных и опыт ранее выполненных в Туве научных работ определено, что исследование, направленное на выявление культурно- и этнозависимых особенностей становления коммуникативных навыков в совместной деятельности должно быть построено на привычном, укорененном в данном сообществе виде деятельности.

Одной из таких практик является украшение предметов обихода и одежды, поэтому для полевых условий была модифицирована компьютеризованная нами ранее методика диагностики коммуникативных навыков Г.А. Цукерман «Рукавичка». Нами был разработан компьютеризованный комплекс «Варежка, v. 2.0» и апробирован в отдаленном поселении Кунгуртуг Тере-Холского кожууна (района), что позволило моделировать ранний этап интродукции новых информационных и коммуникационных технологий и формирования когнитивно-коммуникативных навыков и умений в этих условиях.В 2017 году основные серии экспериментов проводились в школах г. Кызыла и отдаленных сельских поселениях Дус-Даг и Хандагайты. Полная выборка составила 360 школьников ( 220 городских и 140 сельских) от 11-13 и 14-16 лет. Сравнительный анализ коммуникативных навыков проводился по выборкам, включавшим по 40 пар (городских и сельских) школьников, анализ функций речевых высказываний – по всему корпусу текстов. Исследование проведено в два этапа. Оно показало разнонаправленные тенденции формирования реализации коммуникативных и графических умений школьников, проявившиеся в условиях интродукции новых коммуникационных и информационных технологий.

ВЫВОДЫ
Полученные результаты могут быть учтены при формировании учебных программ и программ переподготовки учителей, при подготовке рекомендаций по использованию психологического знания в образовании, а также в организации деятельности в разных группах населения для психологически безопасного туризма в регионе, предупреждать экологические загрязнения окружающей среды. Распространение психологического знания, полученного в исследованиях местного населения, является одним из аспектов нашей работы. Другим, не менее важным, процессом и результатом мы считаем формирование активных групп населения, занятых общей деятельностью на основе использования культурных и исторических традиций при постоянном мониторинге изменений, происходящих в обществе, и их социально-психологических следствий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьева К.И, Басюл И.А., Харитонов А.Н., Товуу Н.О. Аппаратно-программный комплекс для парных экспериментов в полевых условиях/ Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Отв. ред. В.А. Барабанщиков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С.632-639.
2. Дубровина И.В. Учебный курс Психология для 3-11 классов. М. Учебное пособие для начальной школы III-IV классы ,5-11 классов / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 224 с.,240с, 208с ....
3.Макропсихология современного российского общества/ Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 352с. (Психология социальных явлений)
4. Психология: эге школанын III-IV класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.- 2-ги ундурулге. – Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 224 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы III-IV классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 224 с.
5. Психология: эге школанын V класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.– Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 224 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы V классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 240с
6. Психология: эге школанын VI класс ооредилге ному / редакторлаан Товуу Н.О.- 2-ги ундурулге. – Кызыл: Изд-во "Юрта мира", 2018. – 176 а. // переводное с “Психология: Учебное пособие для начальной школы III-IV классы / под ред. Дубровиной И.В. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2007. – 208с.
7.Резников Е.Н., Товуу Н.О. Психологические характеристики народа тыва: теория и практика. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 223с.
8. «Степная цивилизация-2012»: Сознание человека: традиционно устойчивые модели жизни этноса и эволюция. Материалы Конгресса по этнической психологии: 3-7 июля 2012 г./ Под. ред. Н.О. Товуу, К.А. Сат. - Кызыл.; Изд-во ТувГУ.2012, - 207с.
9. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика [Электронный ресурс] // PEM: Psychology. Educology. Medicine [сайт]. 2013. № 1.sr; 75 с. URL: pem.esrae.ru/1-7 (дата обращения: 06.02.2018).


©  Н.О. Товуу, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru