levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Н.В. Прозорова,  (Аспирант, ФГБУ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург)

Серия «Познание» # 08  2018
Духовно-нравственные ценности
    В статье приведены трактовки содержания духовно-нравственных ценностей в контексте взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Сформулировано определение и выделены социально-психологические характеристики образовательной среды, обогащенной духовно-нравственными ценностями. Определено место духовно-нравственных ценностей в спектре социально-психологических условий образовательной среды, направленной на формирование целостной личности подростков.

Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, обогащенная образовательная среда, социально-психологические условия, целостная личность, подростки.

 

Приоритетной задачей отечественного образования детей и подростков согласно Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р) является формирование высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (от 31.12.2015 г. № 683)).

Однако практика показывает, что в центре педагогических усилий в образовательных организациях по-прежнему, в первую очередь, учебные результаты учащихся, подготовка к ЕГЭ, погоня за высокими баллами и рейтингами. Устремления подростков преимущественно направлены на достижение личного успеха. Ценности добродетели: совестливость, смирение, терпение, жертвенность и др., рассматриваются как неактуальные, архаичные, относящиеся к культурному наследию.

Социально-психологические исследования последних десятилетий подтверждают, что в настоящее время при многообразии ценностных выборов подрастающего поколения, роста интереса к смысложизненным исканиям и деятельностным проявлениям, наблюдается противоречивость и неопределенность ценностных ориентаций подростков (И.А. Соина, 2011; А.С. Буреломова, 2013, и др.). Ценности современных подростков формируются в нестабильной в ценностно-нормативном отношении социальной ситуации. Утрачены или недостаточно восстановлены механизмы передачи ценностей от старших поколений младшим (Д.И. Фельдштейн, 2005; А.С. Буреломова, 2013, и др.). Между тем, подростки, как будущие полноценные члены общества, нуждаются в развитии социально значимых базовых качеств, которые помогут им адаптироваться в социальной среде и накопить созидательный жизненный опыт.

Назрела потребность изучения социально-психологических характеристик продуктивных вариантов образовательной среды, обогащенной духовно-нравственным содержанием. Рассмотрение влияния образовательной среды на нравственные ориентации детей и подростков позволит выявить эффективные подходы к формированию целостной личности. В данном контексте становится актуальным обращение к опыту исследований, направленных на изучение и современное описание целостного учения о человеке (Т.А. Флоренская, 2001; Б.В. Нечипоров, 1994; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995, 2013; В.П. Зинченко, 2000; Е.К. Веселова, 2002; М.Я. Дворецкая, 2004; Л.Ф. Шеховцова, 2004, и др.).

    Целью статьи является определение содержания и места духовно-нравственных ценностей в спектре социально-психологических условий образовательной среды, направленной на формирование целостной личности подростков.

Мы рассматриваем феномен «духовно-нравственные ценности», с одной стороны, как понятие, используемое для обозначения явлений, свойств, идей, норм, ориентиров, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих как эталон должного, с другой - как направленность и отношение человека к внешнему миру, внутренний регулятор поведения, позиций и поступков.

Опираясь на изученную научную литературу, приведем различные трактовки содержания духовно-нравственных ценностей в контексте взаимосвязи понятий духовности и нравственности.

В.П. Зинченко определяет духовность как «поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразование, необходимое для достижения истины, для самоопределения» [2, с.149]. Л.П. Буева связывает данное понятие с процессом «выстраивания определенной иерархии ценностей, целей и смыслов» [4, с.28], В трактовке В.Д. Шадрикова духовность – это «ведущая действующая сила становления человечности, механизм осознания себя и своих отношений с другими людьми, и посредством этого - осознание добра и зла, осознание выгоды и отказ от нее во имя блага другого» [10, с.271]. По определению Н.В. Марьясовой, духовность - «важное личностное образование, незаменимый фактор, определяющий процесс становления личности, сущностное свойство человека, выполняющее такие функции как ориентировочная, направляющая, смыслообразующая» [8, с.15]. В.И Слободчиков отмечает диалогическую природу духовности: «Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к люду человеческому» [9, с. 81].

Нравственные ценности, по определению Л.Н. Антилоговой, есть «интегральные образования нравственного сознания, включающие в себя нравственные нормы, оценки, понятия, принципы, идеалы, тесно связанные с мотивами и потребностями индивида, и обеспечивающие направленность его сознания на достижение высших нравственных целей, выполняющие функции оценивания, регулирования поведения человека на основе добра и зла» [1].

Многие ученые рассматривают духовные и нравственные ценности в совокупности. Духовные ценности личности выступают в качестве идеала нравственной жизни. По мнению Т.И. Петраковой, духовность выражает вертикальный вектор развития личности, а нравственность - горизонтальный, реализуемый в поведении (Петракова, 2016). Слободчиков и Исаев называют нравственность «одним из измерений духовности человека». [9]. Е.К. Веселова отмечает глубокую связь нравственной регуляции поведения с процессом бытия, с образом жизни человека [5].

Понятие «духовно-нравственные ценности» Б.С. Братусь трактует как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, обеспеченные «золотым запасом» соответствующего личностного смысла, аффективного, эмоционально-переживаемого отношения к жизни» [3, с. 89]. М.А. Дьячкова рассматривает духовно-нравственные ценности в контексте культуры как «устойчивые, переходящие из одного поколения к другому, имеющие вневременной характер и мироохранительные по своему существу, неразрывно связанные с духовной культурой общества, народа, выраженные в идеях» [7, с. 88].

Теоретический анализ различных подходов позволил нам условно разделить духовно-нравственные ценности подростков на две группы:

  • духовные ценности, содержащие высокую идею - представление о высшем образце, «благом и должном»; относящиеся к внутреннему миру: совесть, любовь и жертвенность, трудолюбие и милосердие, честность и скромность, всё то, что составляет духовное богатство личности;
  • нравственные ценности, имеющие большее отношение к внешнему миру и связанные с социальным сознанием и действиями в обществе, с культурой личной и общечеловеческой, нравственные чувства, принципы, нормы, идеалы.

Для определения места духовно-нравственных ценностей в спектре социально-психологических условий образовательной среды, направленной на формирование целостной личности подростков, нами были изучены результаты и выводы исследований образовательной среды, обогащенной духовно-нравственными ценностями (К. Левин, К. Роджерс, В.В. Рубцов, Панов, В.И. Слободчиков, Т.В. Менг, И.М. Улановская, И.Н. Шапкина, Е.А. Морозова, И.Н. Емельянова, А.Н. Тубельский, М.В. Захарченко, А.Г. Думчева и др.).

Под образовательной средой, обогащенной духовно-нравственными ценностями, мы понимаем среду:

  • наделенную возможностями для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и преобразования этих потребностей в жизненные ценности (В.И. Панов, 2006);
  • способную насыщать подростков глубинными смыслами духовно-нравственного содержания и создавать условия для их интериоризации (Е.А. Морозова, 2012);
  • являющуюся источником активной субъектной позиции подростков и одним из главных условий их личностного развития и саморазвития (В.И. Панов, 2006).

Согласно данному подходу под обогащенной образовательной средой понимается комплекс социально-психологических условий и влияний, которые создают возможность как для интериоризации еще не принятых ценностей, так и для укоренения и преломления во внутренние нравственные доминанты (взгляды, позиции, идеалы) и устойчивые формы поведения ценностей, уже усвоенных, в соответствии с особенностями возрастной социализации подростков.

Духовно-нравственное содержание обогащенной образовательной среды определяется сопряжением светского и духовного посредством обогащения традиционных дисциплин («Литература», «История», «Обществознание» и т.д.); введения специальных предметов и предметных областей в общем образовании («ОРКСЭ», «ОДНКНР»), внеурочной деятельности и дополнительном образовании; включения ценностно-значимой информации, в воспитательные проекты, мероприятия, социальные практики, информационные контенты, организацию знаково-символической предметной среды; активной созидательной деятельности в условиях детских общественных организаций и конструктивно-ценностного общения учащихся, педагогов, родителей.

Выделим социально-психологические характеристики образовательной среды, обогащенной духовно-нравственными ценностями.
  1. Духовно-нравственное содержание образовательной среды обуславливают устойчивость и динамика общественно-одобряемой системы ценностей, идеалов, образцов поведения, которые лежат в основе связанности подростка с другими людьми. Ценностно-значимая информация, сопряженная с глубинными смыслами, создает высокую степень духовно-нравственного насыщения. Эти глубинные смыслы задаются традициями, отвечающими на смысловой запрос подростка в логике взросления, и являются основанием и опорой становления свободной и ответственной личности (М.В. Захарченко, А.Г. Думчева, 2011).
  2. В проблематике взаимодействия образовательной среды и личности подростка духовно-нравственные ценности понимаются как связующее звено между средой и личностью. Данные ценности проявляются в потребности и способности подростков познавать, принимать и созидать мир, желании реализовать себя в деятельности, наполненной высоким смыслом и имеющей созидательный характер. В обогащенной образовательной среде подросток становится субъектом действий, получая возможности обретения собственного социального опыта созидательной деятельности, «добрых поступков», проявления эталонных качеств: доброты, отзывчивости, честности, трудолюбия, прощения, дружелюбия, бескорыстия и пр.
  3. Обогащенная образовательная среда выступает способом преобразования внешних отношений во внутреннюю структуру личности, оказывая влияние на внутриличностные процессы и сообщая подростку вектора личностного проживания: поиск смысла жизни, идеала, разрешение экзистенциальных дихотомий, следование нормам (И.А. Баева, 2002).
  4. Пребывая в обогащенной образовательной среде, подросток, с одной стороны, выступает «продуктом» влияния, обуславливающего его выбор ценностей, связей и отношений, с другой стороны, самостоятельно и избирательно относится к условиям среды, и, в свою очередь, влияет на их изменения (И.А. Соина, 2011). Участвуя в трансляции духовно-нравственных ценностей, подросток изменяет и образовательную среду, и свою личность, превращая собственное развитие в становление активного и сознательного субъекта человеческой истории (И.А. Баева, 2002).
  5. Обогащенная образовательная среда содержательно вбирает в себя феномены, передаваемые в языке существительными с приставкой «со»: сотрудничество, сопереживание, сотворчество, согласие, созерцание, созидание, являющиеся одновременно переменными образа жизни (В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская и др.). Н.П. Паттурина вводит понятия «событие», характеризующее полноценный и многоплановый контакт человека с миром и с самим собой, способствующий его развитию и совершенствованию. (Н.П. Паттурина, 2002).
  6. В обогащенной образовательной среде между субъектами взаимодействия выстраиваются определенные связи и отношения, доминирует совместное проектирование, сотрудничество, взаимопомощь, и поддержка. Социальные институты «внутри школы» (классные коллективы, детско-юношеские общественные организации, органы ученического самоуправления, учебно-деятельностные, творческие, спортивные, коммуникативные, поисково-исследовательские сообщества (клубы, кружки, мастерские, секции и др.) влияют на формирование и развитие личности подростка и обеспечивают так называемый «уклад школьной жизни» - установившийся порядок, задающий атмосферу, стиль, дух жизни школы (А.Н. Тубельский, 2005; Т.А. Берсенева, 2007).
  7. Социально-психологической характеристикой обогащенной образовательной среды является зрелая, духовно-нравственная личность педагога, способная к рефлексии и отчетливой самоидентификации, выступающая в качестве катализатора, способного запустить процесс смыслообразования у подростков (Е.А. Морозова, 2012).
  8. Духовно-нравственные ценности подростка выступают оценочным фактором образовательной среды, определяя ее место в пространстве личностного самоопределения подростка в соответствии с его индивидуальными качествами и возрастными особенностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание и его структура. Сибирская психология сегодня: Сб. науч. ст. - Кемерово, 2002. - 58 с.
2. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Санк-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с. С.149.
3. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности. Вопросы философии. – Москва, 1999. № 1. - 81-89 с. С. 89
4. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Вопросы философии. – Москва, 2005. № 2. С. 28.
5. Веселова Е.К. Личность в виртуальном мире и нравственная регуляция поведения. Гаудеамус. – Москва, 2014. - 9-14 с. С. 11.
6. Дворецкая М.Я. Развитие и становление психологического учения о человеке восточных христиан средневековья. Автореф. дис. … док. психол. наук. - Москва, 2006.
7. Дьячкова М.А. Общечеловеческие ценности как основа нравственного воспитания. Философия права и права человека: сборник научных статей. - Екатеринбург, 2015. - 85-88 с. С. 88.
8. Марьясова Н.В. Духовность в контексте психологического анализа. Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Хабаровск: 2004. - 20с. С. 15.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. - 93 с. С. 81.
10. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - Москва: Логос, 2001. - 295 с. С. 291.


©  Н.В. Прозорова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru