levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.В. Кильдишев,  (Аспирант, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург)

Серия «Познание» # 08  2018
Психологический возраст
    Статья посвящена описанию взаимосвязей ценностно-смысловых факторов и профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей Санкт-Петербурга. Выявлены основные взаимосвязи профессионального здоровья: психологический возраст, психологическое здоровье, психологический возраст, интегральный показатель выгорания, эмоциональное истощение и ценностно – смысловых факторов личности: цели деятельности, результат деятельности, локус-контроля «Я», локус – контроля «Жизнь», осмысленность жизни, ответственность.

Ключевые слова: Психологический возраст, психологическое здоровье, психологический возраст, интегральный показатель выгорания, эмоциональное истощение, цели деятельности, результат деятельности, локус-контроля «Я», локус – контроля «Жизнь», осмысленность жизни, ответственность.

 

С  нашей точки зрения, является показательным изучение особенностей профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, поскольку именно в этой достаточно агрессивной среде наблюдается повышенный риск возникновения профессиональных заболеваний, что в условиях непрерывности процесса обучения, развития и внедрения новых обучающих технологий, связано с физической и эмоциональной перегруженностью педагогов [2,6].

Действительно, большинство педагогов гуманитарных колледжей в конце учебного года наблюдают наличие эмоциональной усталости и психической опустошенности, психологического дискомфорта, физических перегрузок, а также испытывают чувства эмоциональной истощенности, социально-профессионального одиночества и ощущение нереализованных возможностей.

Все это, безусловно, влияет на качество и эффективность педагогического процесса, а также на способности педагога надлежащим образом обучить воспитуемых, формируя их как творческих, самостоятельных и уверенных личностей. Однако особенности профессии педагога в контексте колледжей гуманитарной направленности делают достаточным наличие у учителя всего нескольких симптомов нарушения профессионального здоровья с тем, чтобы стать катализатором деструктивных процессов в образовательном процессе и привести к полному выгоранию педагогов.

С нашей точки зрения, именно изучение профессионального здоровья педагогов в гуманитарных колледжах в контексте влияния ценностно-смысловых ориентаций позволит разработать ряд предупреждающих мер и рекомендаций, способных внести весомый вклад и повысить качество обучения не только в гуманитарной среде, но и в отечественной системе образования в целом. Все вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования [1, 4].

Задачей нашего исследования является выявление корреляционных связей между ценностно-смысловыми факторами и особенностями профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей.

В связи с этим, в рамках выполнения данной задачи мы использовали метод корреляционного анализа Пирсона, что позволило нам выявить целый ряд дополнительных зависимостей.

Таблица 1.

Анализ взаимосвязей ценностно-смысловых факторов и профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей.

Профессиональное
здоровье


Ценностно – смысловые факторы

Цели

Результат

Локус-контроля
Я

Локус-контроля
Жизнь

Осмысленность жизни

Неприм.
к недост.

Ответственность

Профессиональная идентичность

 0,150*

 0,196**

0,162*

 0,063

 0,107

0,058

0,079

Психологический возраст

 0,423***

 0,375***

 0,424***

 0,234***

 0,227***

 0,153*

0,164*

Интегральный показатель выгорания

0,180**

 0,075

 0,049

 0,234***

 0,003

0,010

0,009

Эмоциональное истощение

0,186**

 0,064

 0,424***

 0,000

 0,187**

0,020

0,025

Примечание: * - достаточный уровень значимости (0,05); ** - средний уровень значимости (0,01); *** - сильный уровень значимости (0,001).

В таблице 1 наглядно показаны данные полученные после обработки этих результатов в рамках использованного озвученного выше метода.

Таким образом, сильный уровень значимости корреляционных связей был выявлен по таким показателям как:

  1. «Психологический возраст» и «Цели в жизни» (0,423***), то есть те преподаватели, которые четко ставят для себя цели в жизни, планы которых имеют реальную опору в настоящем и подкрепляются личной ответственностью за их реализацию, имеют больший психологический возраст, по сравнению с теми, кто не имеет целей в жизни. Соответственно, если преподаватель не имеет целей в жизни, у него психологический возраст ниже, по сравнению с целеустремлёнными преподавателями гуманитарного колледжа. Как правило, у преподавателей, не имеющих жизненных целей, психологический возраст значительно ниже физиологического возраста. В практической деятельности преподавателям, не имеющим жизненных целей, часто сложно выполнять трудовые функции, им сложно расставлять приоритеты, как правило, такие преподаватели не успевают справляться с объемом работы или выполняют трудовые функции не качественно, что отрицательно влияет на их уровень профессионального здоровья.
  2. «Психологический возраст» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (0,375***), означает, что чем больше психологический возраст, тем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией преподавателей гуманитарных колледжей. Чем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, тем выше уровень профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, так как удовлетворённость самореализацией напрямую влияет на отношение преподавателя к профессиональной деятельности.
  3. «Психологический возраст» и «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (0,424***), выявлена прямая зависимость психологического возраста и локус контроля – Я. Чем больше психологический возраст, тем увереннее представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле [3]. Сильная личность обладающей достаточной свободой выбора, профессионально увереннее, а значит уровень профессионального здоровья такого преподавателя выше, так как психологическая уверенность в себе и своей профессиональной деятельности, напрямую связана с профессиональным здоровьем личности преподавателя.
  4. «Психологический возраст» и «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» (0,234***), то есть у преподавателей, котором дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, больший психологический возраст, по сравнению с преподавателями, которые считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
  5. «Психологический возраст» и «общий показатель осмысленности жизни» (0,227***), то есть, чем выше общий показатель осмысленности жизни у преподавателей гуманитарного колледжа, тем больше психологический возраст преподавателей, и тем выше у них уровень профессионального здоровья.
  6. «Интегральный показатель выгорания» и «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» (0,234***), то есть, выявлен высокий интегральный показатель профессионального выгорания у преподавателей, котором дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
  7. «Эмоциональное истощение» и «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (0,424***), чем выше эмоциональное истощение личности преподавателя гуманитарного колледжа, тем увереннее представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле.

Средний уровень значимости выявлен по следующим показателям:

  1. «Интегральный показатель выгорания» и «Цели в жизни» (0,180**), в процессе экспериментального исследования выявлено, что интегральный показатель выгорания личности преподавателя выше, в случае, если планы человека не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
  2. «Эмоциональное истощение» и «Цели в жизни» (0,186**), эмоциональное истощение личности преподавателя выше, в случае, если планы человека не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
  3. «Профессиональная идентичность» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (0,196**) чем выше профессиональная идентичность преподавателя гуманитарного колледжа, тем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией преподавателей гуманитарных колледжей. Чем выше результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, тем выше уровень профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, так как удовлетворённость самореализацией напрямую влияет на отношение преподавателя к профессиональной деятельности.
  4. «Эмоциональное истощение» и «Общий показатель осмысленности жизни» (0,187**), высокий уровень эмоционального истощения выявлен у преподавателей, у которых высокий общий показатель осмысленности жизни. Чем больше преподаватель думает о своей жизни, тем больше эмоционально истощается, что в следствии негативно влияет на профессиональное здоровье преподавателя [7].

Достаточный уровень значимости выявлен по следующим показателям:

  1. «Профессиональная идентичность» и «Цели в жизни» (0,150*), в ходе нашего исследования выявлено, что высокий уровень профессиональной идентичности, у целеустремленных преподавателей, которые знают, что хотят от жизни и профессиональной деятельности, в частности. И у таких преподавателей уровень профессионального здоровья выше [11].
  2. «Профессиональная идентичность» и «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (0,162*), профессиональная идентичность выше, у преподавателей, которые имеют представлению о себе, как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. У таких преподавателей уровень профессионального здоровья выше.
  3. «Психологический возраст» и «Нетерпимость к недостаткам» (0,153*), в процессе исследования, выявлено, что нетерпимость к недостаткам, увеличивает психологический возраст. То есть, чем меньше у преподавателя терпения к недостаткам своим и окружающих, в том числе, обучающихся, тем больше психологический возраст, и тем ниже уровень профессионального здоровья.
  4. «Психологический возраст» и «Ответственность» (0,164*), чем больше психологический возраст преподавателя колледжа, тем выше уровень ответственности, и, как правило, выше уровень профессионального здоровья [7].

Таким образом, после выявления дополнительных взаимосвязей, представляющих в рамках настоящего исследования практический интерес, считаем целесообразным сделать краткие выводы по эмпирической части работы.

В рамках настоящего исследования мы изучили взаимосвязь ценностно – смысловых факторов и профессионального здоровья преподавателей гуманитарных колледжей, сильный уровень значимости корреляционных связей (метод корреляционного анализа Пирсона) был выявлен по таким показателям как: «Психологический возраст» и «Цели в жизни» (0,423***), «Психологический возраст» и «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (0,375***), «Психологический возраст» и «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (0,424***), «Психологический возраст» и «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» (0,234***), «Психологический возраст» и «общий показатель осмысленности жизни» (0,227***) и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березовская, Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. Психологические исследования. Т. 5, № 26. Электронный ресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/1372274/.
2. Воловикова, М. И. Тематическая сессия ИП РАН «Психологическое здоровье: постановка проблемы и пути ее решения». Психологический журнал, 2013. Т 34, №5, С. 123 – 128.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Сер. "Мастера психологии", 2015. - 544 с.
4. Дикая, Л. Г. Социальная психология труда на новом этапе развития: методологические основания и эмпирические исследования. Психологический журнал, Т.33, №2, 2014. С.5-23.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2014.
6. Зеличенко, А. И. Психология духовности. М.: Издательство Трансперсонального Института, 2016. - 400 с.
7. Кильдишев, А.В. Ценностно – смысловые аспекты профессионального здоровья личности.: Ялта, 2017. – 473.
8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2014 - 304 с.
9. Крылов, А. А. Психология 2-е изд. - М.: Проспект, 2015. - 750 с.
10. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности. Журнал Известия Южного федерального университета, 2005, Том 51, № 7. С. 16 – 21.
11. Манеров, В. Х. Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии. // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2014, С. 274-282.


©  А.В. Кильдишев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru