levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

В.В. Доронин,  (К.ф.н., Тюменский Государственный Университет)

Серия «Познание» # 08  2018
Рок; рок-культура; рок-герой; функция рок-культуры; защитная функция; адаптационная функция; спасение; безопасность
    Данная стать посвящена рассмотрению одной из ключевых функций такого явления как рок-культура. Эта функции одновременно является, насколько очевидной и имеющей непосредственное практическое воплощение, но в то же время настолько парадоксально, что за ней пока не закреплено конкретное название. Тем не менее, определить в чем она состоит и сформулировать ее можно в нескольких словах. Эта функция защиты, помощи, спасения, участия, поддержки, утешения как в определенные критические моменты и периоды жизни человека, так и поддержка его в целом. Сложно переоценить значимость этой функции, так как цивилизация, и культура помимо совокупности всех благ и позитивных перспектив, вместе с тем несет большое количество угроз и проблем различного плана и свойств. Таким образом, очевидна актуальность исследования этой функциональной стороны рок-культуры.

Ключевые слова: Рок; рок-культура; рок-герой; функция рок-культуры; защитная функция; адаптационная функция; спасение; безопасность.

 

Рассуждение о одной из ключевых функций рок-культуры нужно начать с того, что «Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей». [3; С. 320] Очевидно, что любая культура обладает рядом определенных функций, и рок-культура в этом не исключение, но в данной статье нас интересует только одна конкретная. Определяя в чем состоит смысл рок-культуры и что ее детерминирует, мысль о этой функции так или иначе появлялась в поле зрения автора, но до какого-то момента находилась на периферии основного направления исследования. Нужно акцентировать внимание на том, что эта функция обладает рядом особенностей, так, например, на первый взгляд, находясь в тени, она является одной из ключевых и проявляется в рок-культуре в различных аспектах. Итак, пришло время сформулировать ее и дать ей определение – это функция защиты и помощи. Забегая вперед, нужно сказать, что вообще роль рок-культуры во многом сфокусирована на идеи «работы спасения».

Удивительно, но практически нет проработанных философских и в тоже время жизненных концепций, связанных с идеей спасения человека, недостаток в теоретической базе усугубляется еще тем, что имеется весьма ограниченный круг научных материалов вообще на эту тему. Представители аксиологической философской традиции, восходящей к И. Канту одной из главных функций соответственно выделяют аксиологическую, представители символической школы – Л. Уайт, К. Леви-Строс, Ю. М. Лотман и др. первичной по значимости функцией культуры считают семиотическую. Представители натуралистического направления – Г. Спенсер, Э. Фрейд, а из отечественных мыслителей, например – Э. С. Маркарян, главенствующую роль отводили адаптивной функции. Э. С. Маркарян писал следующее: «Выделение адаптивной функции в качестве генеральной позволяет, на наш взгляд, заложить теоретический фундамент для создания приближенной к реальным процессам функционирования и развития общества системной модели культуры. Исходя из этих функций, укажем на два взаимно предполагающих друг друга направления человеческой активности, обусловливающих и интегрирующих в конечном итоге все возможные виды и формы культуры, безотносительно к тому, на каком основании они могут быть выделены. Мы имеем в виду направленность регулирующей человеческой деятельности, ориентированной на упорядоченное взаимодействие социальной системы с внешней средой и на упорядочение самой социальной системы как целостного организма». [6; С. 63] Одним из первых защитную функцию культуры выделил Э. В. Соколов. «Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии». [2; С. 13] Но, если следовать этой логике, такое понимание защитной функции сводит ее к приспосабливанию, адаптации, а именно в этом контексте она и представлена в большинстве источников. Но есть основания полагать, что нужно проводить различие между адаптивной и защитной функциями. В. А. Куц: «Отметим существенные отличия понятий «адаптация» и «защита». Адаптация, в том числе и в культуре, это длительный процесс, а биологическая адаптация видов живых существ может длиться тысячелетия и более. Защита должна иметь широкий временной интервал – от долей секунды до десятков лет. Это разномасштабные по времени процессы. Для осуществления адаптации системы к какому-то виду воздействия, например, к информационной среде, необходимо иметь защиту по всему спектру опасных воздействий (вещественному, энергетическому), в том числе и по адаптируемому. Процесс адаптации может осуществляться только после того, как будет осуществлен процесс защиты, обеспечивающей функционирование системы в нормальном (не кризисном) ее состоянии». [4] Он добавляет, что защитная функция культуры также отличается от адаптивной по арсеналу средств и методам реализации. Поэтому более корректно будет разделять защитную функцию на две разновидности – адаптационную и непосредственно – защитную. Так Маркарян выделял еще характерные черты – самосохранение и развитие, как ключевые цели адаптационной системы. Приведенные выше определения дают понять, что данная тема среди философов и культурологов рассматривается весьма абстрактно, а также то, что они не пришли к единому мнению в вопросе о защитной функции культуры. А ведь проблема защиты особенно актуальна в современном обществе и отсутствие ее практического решения, делает очевидным, почему эта функция является одной из ключевых в рок-культуре: рок-культура вначале непроизвольно, а потом уже сознательно взяла на себя эту роль, так как другой альтернативы по большому счету нет. Например, существуют руководства как спасать человека на воде, есть курсы по самообороне от преступников, как оказать первую медицинскую помощь, психологическую и т.д. Культура постмодерна дает человеку огромный выбор виртуальных реальностей и как справится с их сложностями. Религия настойчиво пытается спасти душу и предлагает свои варианты, готовя его к реальности потусторонней, но кто спасет человека от самого себя в реальном мире, кто защитит его от опасностей и губительного воздействия современности. Кто здесь и сейчас спасет человека от одиночества, непонятости, тоски, невысказанности, неразделенности, отвергнутости, обиды, потерянности, ненужности и т.д. Кто поможет справиться с «невыносимой легкостью бытия» или наоборот справиться с его тяжестью. Кто разделит с ним его радость, а тем более его боль и страдание, кто создаст систему безопасности и защиты, кто вселит надежду, которая не будет голословной. А если ее нет, то кто поможет хотя бы достойно выти из ситуации, даст не временную «анестезию», не дежурно отделается беспристрастными советами и сухими наставлениями, а действительно будет рядом в трудную минуту. Мы сталкиваемся с проблемной ситуацией: семья, близкие, социальные институты и др. нередко не справляются с функцией защиты, поэтому во многом эту роль взял на себя, казалось бы не самый приветливый с виду «товарищ» – рок. Многомерный характер рок-культуры подразумевает, существование и других функций, среди которых есть возможно даже более значительные, хотя, что может быть еще важнее чем помощь и поддержка. Даже, если не брать в расчет другие, значимость этой перевешивает все, в том числе и все отрицательное, что бы не приписывали року. В обладании этой функцией заключается одна из главных практических его ценностей. При более пристальном рассмотрении защитной функции рок-культуры становится ясно, что в видоизменной форме мы имеем дело с адаптационной или адаптационно-охранительной функцией. «Если современное общество в цивилизационном и особенно формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большей степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности».[7] Более углубленно рассматривая данный вопрос, очевидно, что официальная культура перестала справляться с этой ролью. Все бьют тревогу говоря о проблемах общества и молодежи, но кто реально помог? Вообще одним из главных страшных пороков современности является – равнодушие. Оно настолько повсеместно укоренилось, что стало уже установкой, кредо, жизненной позиции современного человека и общества потребления. Мы везде наталкиваемся на равнодушие и безразличие, помноженное на одиночество и отчужденность. А в роке чего – чего, но равнодушия и безразличия никогда не было. В данном контексте уместной будет концептуальная идея Мартина Хайдеггера, сформулированная примерно в следующем тезисе, что человек выброшен в реальный мир. Или еще более резкая, жесткая, неумолимая, но от этого не теряющая своей пугающей актуальности экзистенция Ницше, что «Дух мертв», а человек одинок и брошен на произвол хаоса и судьбы. И он не просто одинок и покинут, он, по большому счету, фатально потерян в этом десокрализованном мире, предоставлен самому себе и помощи ему ждать не от кого, кроме как уповая на самого себя. Об этой страшной тенденции современности рассуждали и ученые, развивающие жизнелюбивые гуманистические направления в философии, такие, например, как русские философы-космисты. Частично идеи спасения, взаимопомощи и поддержки нашли отражение в трудах философов Владимира Соловьева и Николая Федорова. Русские философы-космисты выдвигая идею синтеза науки и творчества, считали, что подлинное искусство несет в себе именно жизнеспасающую функцию. По их мнению такое жизнеспасающее и жизнеутверждающее искусство насыщено «вечными вопросами» существования, воплощенными в различных философских конструктах сверх-эстетического, религиозно-нравственных критериях, единстве блага и красоты.

Таким образом, проблема безопасности и незащищенности человека, становится одной из онтологических задач, которую пусть своеобразно, но во многом решает рок-культура. Во-первых, рок интегрируя в себя различные виды творчества и вступая в диалог с разнообразными направлениями искусства, учит человека созидательно и творчески смотреть на мир, создавать художественные образы, реализовывать их и заполнять ими пространство. Тем самым предоставляет альтернативу, чтоб человек не остался нереализованным, не потерял себя, свой творческий деятельный потенциал, дает возможность вообще найти себя и свой путь во многих сферах жизни. То-есть рок-культура способна наполнять смыслами бытие. Во-вторых, рок спасет человека от одиночества причем на разных уровнях. Это может быть и как уход от него в творческую реальность, так и активное противостояние одиночеству. Тема одиночества стала как никогда актуальной в современном мире, когда не смотря на энтропию, густонаселенность и тесноту мегаполисов, человек столь часто остается одинок, непонят, изолирован, сконцентрирован на себе и своем внутреннем мире, но при этом находясь в толпе, среди таких же одиночек. Благодаря же року может быть устранено или смягчено это негативное воздействие окружающей среды. Рок-культура становится во многом буфером между человеком и окружающими его жестокостью, холодностью, безразличием и т.д. Рок дает человеку возможность через творчество выплеснуть свою боль и переживания, выговорится и высказаться, сняв тягостный момент напряжения, но еще и предоставляет возможность быть услышанным, найти единомышленников, объединиться с близкими по духу, влиться в культуру себе подобных или создать новую.

Важно еще и то, часто в творчестве рок-авторов (рок-героев), можно найти как прямые, так и в аллегорической форме ответы на вопросы как поступить в критической жизненной ситуации. Многие подчеркивали это свойство рока, что во время прослушивания записей с любимыми исполнителями создает ощущение присутствия, а давящие ощущения одиночества отступают. В этом случае совсем меняется его характер: «Я один, но это не значит, что я одинок» (Виктор Цой, группа «Кино»). Многие переживания и проблемы у людей похожие, общие и нередко с ними помогают справится чувства сопричастности пусть даже не через прямой контакт и диалог. Рок заполняя эти пустоты души и в такой форме выполняет функцию защиты и поддержки. Сколько людей оказывалось лицом к лицу со своими проблемами и в этот момент с ними не было никого, а рядом был только магнитофон, плейер, кассета, диск, пластинка, не важно какой носитель, главное, они услышали нужные слова и в нужный момент.

«И кажется все: по нулям кислород и бензин,
И с кем-то она, но все-таки знай – ты не один…»

(Группа ДДТ, «Ты не один»)

Автор, являясь непосредственным представителем року-культуры и демонстрируя собой опыт личного вживания в данную традицию, за долгие годы занятия роком, неоднократно слышал от людей разных возрастов и поколений слова благодарности, какую важную роль для них сыграло в жизни его творчество, о том, что оно поддержало в трудные минуты, когда те были на грани, вывело из тяжелых депрессий, пограничных состояний, помогло не сделать непоправимых страшных вещей, называя вещи своими именами, помогло не совершить даже самоубийство. В подобных ситуациях, творчество и авторитет любимых исполнителей способны вытащить человека, подбодрить, заставить бороться и снова поверить в свои силы, в удачу, что ситуация небезнадежна, что нужно хотя бы попытаться ее исправить. Рок учит сопротивляться, противостоять трудностям, бороться, не сдаваться и не быть пассивным. А что это как не очередное подтверждение защитной и спасительной функции рок-культуры, в которой видна еще и ее альтруистическая ценность. Введенное французским философом О. Контом, понятие альтруизма, в противоположность эгоизму, культивирующее «Принцип «живи для других» нашел свое развитие в XIX в. в рамках моральной философии и включал в себя следующие постулаты: ограничение личных интересов в пользу других; самоотречение; поступки не должны ущемлять права и потребности людей. В XX в. альтруизм как явление переосмысливается философами и возводится в категорию «помогающего поведения», основанного на этике заботы». [1] В данном случае рок-культура демонстрирует это самое помогающее альтруистическое поведение. Сами за себя говорят уже названия групп: «Гражданская Оборона», «СИстема БЕзопасности», «Адаптация», «Инструкция По Выживанию», «Комитет Охраны Тепла», «Комитет защиты общества», «Народное ополчение», «Родина» … Многие названия иностранных групп тоже могут служить этому подтверждением. И это только выборочно, а сколько еще тех, кто своим альтруистичным творчеством реализует функцию защиты.

В заключении статьи нужно резюмировать следующее. Одна из главных функций рок-культуры и вообще любого настоящего творчества –это функция защиты, помощи, спасения, безопасности, поддержки и т.д. И рок дает мощнейший энергетический, духовный заряд, способный на защиту от негативных проявлений общества, помогает противостоять судьбе, сопротивляться и преодолевать одиночество, равнодушие и безразличие, которые свойственны современности. Рок-культура защищает человека, помогая сохранить его целостность, его духовный мир, тем самым сохраняя и оберегая его внутреннюю культурную среду. А как писал Д. С. Лихачев: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости”, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» [5, С. 486]. Все выше сказанное о роке - это не просто красивые слова, за ними действительно стоит конкретная идея, реальная сила, воплощающая непросто положительное, а масштабное жизнеутверждающее, обладающая потенциальной возможностью пусть не все, но многое изменить. Защитная функция, возводя в новую качественную степень, сильно повышает значимость рок-культуру в целом. Она делает ее не просто чем-то ярким и особенным, а делает ее по-настоящему Великой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альтруизм – плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. – URL : https://womanadvice.ru/altruizm-plyusy-i-minusy
2. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М Академический Проект, Трикста, 2003. – 496 с. – (серия «Gaudeamus»)
3. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. / гл. ред., сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга; 1998. – Т. 2: М-Я. – 447 с.
4. Куц В. А. Функции адаптации и защиты в культуре. Культура культуры. Научно-рецензируемое научное издание. №2, 2018. [Электронный ресурс]. – URL : http://cult-cult.ru/adaptive-and-protective-functions-of-culture/
5. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2015. – 540 с. – (Почетные доктора Университета).
6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркаряян. – М.: Мысль, 1983. – 263 с.
7. Функции Культуры. [Электронный ресурс]. – URL : http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=126


©  В.В. Доронин, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru