levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

А.Д. Адамова,  (Санкт-Петербургский государственный институт культуры)

Серия «Познание» # 08  2018
Молодежные проекты
    В статье рассматривается актуальность молодежных социально-культурных проектов в контексте международного культурного сотрудничества. Статья содержит анализ российско-британского проекта «Театр», реализуемого Гимназией 96 г. Железногорска Красноярского края и Астор колледжем искусств г. Дувр, графство Кент, Великобритания.

Ключевые слова: Молодежные проекты, международное культурное сотрудничество, совместная театральная деятельность, личностное развитие.

 

Известно, что репутация государства на мировой арене определяется многими факторами, среди которых культурный потенциал играет не меньшую роль, чем экономическая мощь или политический вес и влияние. Расширение культурных обменов, популяризация своего культурного достояния за рубежом, поддержка практики изучения языка выступают одним из важнейших приоритетов государства и неотъемлемой частью его внешнеполитической стратегии [3]. При этом сама культура не только отражает все то особое, уникальное и неповторимое, что государство транслирует посредством деятельности дипломатических структур. Способствуя преодолению духовной разобщенности и противостояния народов, укреплению отношений взаимопонимания и доверия, международное культурное сотрудничество в полной мере соответствует национальным интересам России [1].

Именно поэтому столь важное значение придается подготовке и реализации международных проектов в сфере культуры, направленных на повышение престижа российской культуры, формирование позитивного образа России за рубежом [2]. Особая роль в таких проектах принадлежит молодежи, которая всегда оказывается на передовых рубежах культурного сотрудничества или культурного противостояния. Если в отношении детей содержание культурных форм достаточно консервативно, а в зрелом и пожилом возрасте культурные паттерны практически не поддаются обновлению, то большую часть современной молодежи как раз отличает достаточно развитая культурная жизнь и постоянная готовность к инновации и креативу [4].

Практику реализации международного социокультурного проекта, участниками и аудиторией которого является именно молодежь, рассмотрим на примере российско-британского проекта «Театр», который в течение полутора десятилетий успешно осуществляется в Красноярском крае.

Следует отметить, что большинство молодежных инфраструктурных проектов, флагманских программ и спецпроектов на Восточно-Сибирской территории проводится при поддержке Агентства молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, действующего с 2010 года. В то же время инициаторами множества проектов международного культурного сотрудничества выступают учреждения образования и культуры. Благодаря таким проектам молодежь вовлекается в международную культурную деятельность. Проект «Театр», в котором участвует гимназия 96 гор. Железногорска Красноярского края, и служит ярким примером подобной молодежной социокультурной инициативы.

Сотрудничество учащихся и педагогов школы № 96 г. Железногорска Красноярского края и Астор колледжа искусств г. Дувр, графство Кент, началось в 1997 г. С 2002 года Гимназия № 96 им. В.П. Астафьева осуществляет международный культурно-образовательный проект «Театр. Совместная театральная деятельность как основа межкультурной коммуникации». Сотрудничество строится на культурных обменах между двумя школами, двумя городами. С 2002 по 2016 гг. было поставлено 13 спектаклей в России и Великобритании, в которых приняли участие около 1700 учащихся, педагогов и других специалистов, посмотрело постановки около 20000 зрителей. За эти годы к участию в проекте подключился еще один партнер – Старшая Школа Нью Кента (штат Вирджиния, США).

Целью проекта с самого начала было определено формирование опыта международного образовательного сотрудничества на основе межкультурной коммуникации. Задачи проекта предусматривают достижение следующих результатов:

  • развивать творческий потенциал и исполнительские способности учащихся;
  • мотивировать учащихся к изучению английского языка;
  • приобщить учащихся к культурному наследию и духовным ценностям других народов;
  • учить учащихся пониманию своей и иной культуры через проводники вечных ценностей;
  • способствовать воспитанию толерантности и развитию дружеских отношений сверстников разных стран [5].

Обязательным условием для участия в совместной театральной деятельности является обучение в школах-организаторах проекта. Возраст зависит от специфики шоу. Например, в мюзикле «Шахматы», поставленном в 2014 году принимали участие школьники от 12 до 18 лет, а в шоу-концерте «Коллекция мюзиклов» в 2016 году были задействованы не только учащиеся, начиная с 7-летнего возраста, но и выпускники Гимназии до 20 лет. Перед каждым этапом обязательно проводятся кастинги, однако на практике к участию в проекте допускаются все желающие студенты. Наиболее талантливые школьники получают главные роли в спектаклях. Подготовка к шоу в России начинается весной, затем возобновляется в августе. С сентября репетиции проходят ежедневно в послеурочное время. По приезде английских студентов (за 10–12 дней до премьеры) репетиции идут в течение всего дня: первые несколько дней все также на базе школы, дни перед премьерой – на базе Городского Дворца Культуры, который является партнером проекта с самого начала его реализации. В свободное вечернее время организуются совместные культурные мероприятия для всех участников проекта.

В рамках проекта «Театр» создаются спектакли, которые несут какую-либо информацию и эмоциональное воздействие на аудиторию. Инструментами информационно-логического воздействия выступают тексты сценариев, проблемы, поднимаемые в спектаклях. Средствами эмоционально-образного воздействия становятся музыка, актерская игра, танцы, декорации. Таким образом, информационно-логическое и эмоционально-образное воздействие дополняют друг друга. В процессе реализации проекта создается спектакль, зачастую показывающий обыденную жизнь с «другой стороны» (т.е. с точки зрения, противоположной той, с которой обычно люди смотрят на явление). Так, тот же поставленный в 2014 г. мюзикл «Шахматы», сюжет которого рассказывает о поединке советского и американского шахматистов в годы холодной войны, вызвал следующий комментарий в одном из новостных выпусков: «Спектакль, поставленный силами английских студентов и железногорских школьников, не только доставил зрителям эстетическое удовольствие, но и заставил задуматься: а разве не в этом смысл искусства?». Подобные отзывы получают практически все постановки участников проекта.

При реализации проекта не предполагается использование каких-то специализированных образовательных программ и методик, однако существует некая сложившаяся схема работы. Постановщики работают, опираясь на свой опыт, специфику спектакля и особенности участников. Со школьниками работают только квалифицированные педагоги. В процессе работы можно отметить индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Стоит отметить, что в процессе реализации проекта происходит конкретизация функций отечественных участников: так, исполнители главных ролей более вовлечены в репетиционный процесс и взаимодействуют преимущественно с постановщиками и английскими студентами. Особая нагрузка падает на «хостов» – школьников, принимающих английских студентов, которым приходится еще больше общаться с британскими партнерами. Неформальная обстановка и совместная творческая деятельность способствуют интеграции и коммуникации участников. Отсутствие мероприятий и форм, целью которых являлось бы общение в чистом виде, компенсируется взаимодействием участников и организаторов в других формах деятельности.

Важным критерием эффективности межкультурной коммуникации являются безопасность и чувство комфорта. Со слов британских участников, во время реализации проекта «Театр» в гор. Железногорске, они ощущают себя комфортно. Конечно, любая сценическая деятельность требует особого напряжения усилий участников, своего рода «преломлением себя», но все молодые люди идут на это вполне осознанно. Многие отмечают, что, несмотря на физическую усталость и отсутствие рекреативно-игрового пространства, именно участие в проекте позволяет снять напряжение и получить моральное удовлетворение, восстановить душевный покой, особенно во время премьер и последующих спектаклей. Поэтому наибольшим психологическим дискомфортом для участников становится расставание с друзьями из других стран по завершению очередного этапа проекта.

Участники мюзиклов имеют возможность для совершенствования умений в сценической деятельности: актерской игре, вокале, танцах. Желающие могут заниматься развитием коммуникативных навыков и практики разговорного английского языка. Особое значение имеет знакомство с достижениями культуры и искусства, основами актерского мастерства и других сценических искусств, интернациональное общение, расширение знаний о культуре других стран.

Все это позволяет мне утверждать, что проект «Театр» эффективен: он способствует личностному творческому росту участников из разных государств, помогает им увидеть реальную жизнь другой страны и познакомиться с культурой изнутри, а преподавателям школ-участников – познакомиться с образовательными технологиями партнеров и перенять актуальный для них опыт. Проект также способствует формированию коммуникативных навыков, дает полезную практику в английском языке для россиян, позволяет наладить новые знакомства и найти новых друзей. Это значит, что социокультурный проект «Театр» в полной мере способствует укреплению доверия и взаимопонимания, что, несомненно, позитивно скажется и на международной репутации России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Востряков Л.Е., Тургаев А.С. Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе и укрепление доверия между партнерами // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №3. – С. 6–11.
2. Кудрина Е.Л. Диалог культур: влияние на культурную политику в современных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета искусств. – 2011. – № 4. – С. 33–41.
3. Лебедева О. Культурная дипломатия как инструмент внешней политики России на современном этапе // Международная жизнь. – 2016. – №9. – С. 76–84.
4. Луков Вал.А., Луков Вл.А. Политика – культура – молодежь // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2008. – №1. – URL: zpu-journal.ru›e-zpu/2008/1/Lukovs_policy/ (дата обращения: 20.01.2018)
5. Сайт МБОУ Гимназии №96 им. В.П. Астафьева – URL: http://gym96.ru/ (дата обращения: 3.03.2018)


©  А.Д. Адамова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru