viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.В. Коренева,  (Ст. преподаватель, Сибирский федеральный университет)

В.Н. Лутошкина,  (К.п.н., доцент, Сибирский федеральный университет)

Серия «Познание» - # ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ  2017

Межнациональное общение
Одним из условий построения позитивных и цивилизованных отношений с учащимися других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения иных взглядов, мнений и традиций. В данной статье освещается проблема формирования готовности и умения подростков организовать свою деятельность в полиэтничной среде. Для успешной деятельности в подобной среде человек должен уметь обеспечивать позитивные межэтнические отношения. Поэтому формирование готовности и умений, необходимых для этого, становится важнейшей задачей психологов, педагогов и организаций образования. На основании этого были проведены исследования более тщательного изучения национально-культурных особенностей представителей различных национальностей, обучающихся в школах, разрушения межэтнических стереотипов, и развитие навыков бесконфликтного общения между школьниками, учитывающего их национально-культурные и коммуникативные особенности. В ходе исследования были проанализированы и описаны результаты социологического опроса школьников из красноярских школ.

Ключевые слова: Межнациональное общение, толерантность, этническая идентичность.

 

Ряд авторов акцентируют внимание на проблемах подросткового возраста. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман) в своих исследованиях показывают, что решающая роль в развитии школьника в данном возрасте принадлежит, прежде всего, устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с объективным миром, что биологический фактор свое влияние оказывает на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимодействий с окружающими. Подростковый возраст важен в отношении психического развития, формирования личности, и в то же время этот период считается самым трудным с точки зрения организации с учащимися этого возраста учебно-воспитательной работы. Школьники в этом возрасте готовы к усиленному усвоению национальных ценностей, развитию активной жизненной позиции и на базе развития рефлексии - формированию стремления осознать собственное «Я», сделать выбор вида учебной деятельности, профиля обучения, специализации, не позволяя сделать его за себя другим, определить границы собственной культуры общения, что, несомненно, должно стимулировать и проявление культуры межнационального общения. В старшем школьном возрасте большое значение приобретает общение, являющееся одним из основных факторов развития личности старшеклассника. Реализуя свою потребность в общении, старшеклассник получает уникальный социальный опыт, ценностные ориентации и вырабатывает наиболее эффективные модели коммуникативного поведения. Как показывает практика, старшеклассники могут испытывать трудности в общении, они не всегда способны наладить контакт со сверстниками и другими людьми, не умеют контролировать свои эмоции и поведение, особенно, в конфликтной ситуации; не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека, могут проявлять агрессивность, жестокость и конфликтное поведение. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная работа учителей - педагогов по формированию культуры межэтнических отношений у старшеклассников.[8]

Как известно, формирование культуры межнационального общения тесно связано с понятием «толерантность» - это комплексное качество личности, проявляющееся в разных смысловых ее значениях (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), которое является объектом процесса формирования, поэтому значимы сущностные характеристики толерантности:

  • сущность понятия «межличностная толерантность», раскрывающаяся в понимании, уважении, заботе по отношению к другим;
  • структура межличностной толерантности и ее компоненты (эмпатия, принятие, общительность);
  • функции межличностной толерантности (аксиологическая, коммуникативная, отношенческая, мотивационная, деятельностная);
  • содержание толерантности (толерантность как качество личности). [1]

Поскольку сейчас признано, что мы живем в быстро меняющемся мире, то толерантность выступает качеством, которое помогает жить среди неодинаковых по социальному положению, политическим устремлениям, характеру и уровню культуры людей. [2] Таким образом, гипотезой данного исследования будет предположение о том, что:

  • межнациональные отношения влияют на формирование ценностных ориентаций у подростков
  • ценностные ориентации будут различаться в зависимости от национальности.

Для педагога не очень важно то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. [5] Гораздо более важно, что все современные подходы к интерпретации этноса признают этническую идентичность одной (или даже единственной) из характеристик этноса. [7]

В 2016 году в городе Красноярске был проведен социологический опрос старшеклассников 8 общеобразовательных школ – представителей различных национальностей.

Целью опроса было выявление особенностей межэтнических отношений и интеграции в российское общество детей – мигрантов, представителей разных национальностей. Все многообразие национальностей, представленных в опросе, свели к трем основным группам, представленным в школах г. Красноярска – русские школьники, которые составляют подавляющее большинство – около 70% от всех опрошенных; представители народов Кавказа (азербайджанцы, армяне, дагестанцы) – 7,6%, представители народов Средней Азии (киргизы, таджики) - 15% опрошенных; оставшиеся – представители других народов России – татары, мордва, украинцы, немцы, и т.д.

Надо отметить, что большинство опрошенных школьников – как русских, так и нерусских, уже длительное время проживают в Красноярске, поэтому можно считать, что их аккультурация к местным условиям жизни уже произошла рис. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию /Отв.ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл,2000. 255с.
2. Бабич, Э.А., Каргаполова, О.В., Каюмова, Л.А., Довган, Т.А. «Толерантность как принцип жизни» / Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.
3. Гаврилова, И.Н. «Национальная политика в России: проблемы и перспективы» // «Теория и практика общественного развития», 2013.
4. Гришаева, Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2006.-С. 153-154.
5. Грушевгщкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 217-230.
6. Кошарная, Г.Б «Толерантность как основа консолидации в полиэтническом регионе» // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. – С. 3-7.
7. Крысько, В.Г. Этническая психология. 4-е изд. - М.: Академия, 2008.
8. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии. [Текст]/ Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2003.



© 
В.В. Коренева, В.Н. Лутошкина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru