levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

 

И.А. Тютюева,  (К.псх.н., доцент, ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринск, Россия)

Серия «Познание» # 11-12  2017
Методический кабинет
В статье актуализируется проблема организации, оснащения и функционирования методического кабинета в рамках учреждений высшего образования. Автором выделены причины необходимости организации и разработки методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Представлены функции, методы, формы и содержательное наполнение обеспечения методического кабинета. Также в статье представлен опыт практической направленности, отражающий разработку и применение в учебно-воспитательной работе вуза методического сопровождения программного обеспечения, рассмотрены аспекты организации работы методического кабинета в соответствии со стандартами качества и учетом должностных обязанностей.

Ключевые слова: Методический кабинет, преподавание, высшие учебные заведения, психологические дисциплины, инновационные методы работы.

 

Инновационные преобразования, проводимые сегодня в высших образовательных учреждениях, нуждаются в серьезном обеспечении материалами научно-методического характера. Трансформационные преобразования в образовании требуют и от преподавателей ВУЗов, и от руководителей административного звена осознания тенденций, отличительных особенностей традиционной «знаниевой» образовательной парадигмы, а также развивающей, компетентностно ориентированной и личностно ориентированной систем и образовательных технологий, включающих использование в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения. Помимо этого, на современном этапе развития системы образования становится крайне необходимым владение следующими видами инновационной деятельности:

  • технологией целеполагания, основами проектировочной деятельности, методиками диагностирования, оптимальной авторской методической системой; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;
  • формированием умения анализировать и самостоятельно оценивать свой индивидуальный стиль деятельности, а также особенности и эффективность используемых педагогических технологий в рамках интеграции собственной инновационной, педагогической и методической деятельности.

В связи с этим руководителю необходимы умения, позволяющие эффективно и результативно организовывать, а также совершенствовать процесс научно-методической и экспериментальной деятельности преподавателей, основанной на применении индивидуального и дифференцированного подходов, поступательного и систематического приобщения преподавателей к осуществлению необходимым творческих целей и задач. В связи с этим, непосредственный руководитель должен вооружить преподавателей такой методикой научно-исследовательского поиска, который позволил бы не только осуществлять комплексное решение выявленных проблем, но и всецело способствовать формированию компетенций педагогических исследований и культуры гуманистической направленности в научной деятельности. Помимо этого, также является необходимым формирование умений ведения научного процесса, грамотного наблюдения за результатами процесса, описания результатов эксперимента по освоению инноваций и эффективного использования их в дальнейшей деятельности.

В настоящее время в современной управленческой реальности имеет место новые концептуальные основания отношения к человеку, связанные с управлением «человеческим ресурсом». В отличие от прежде существовавшей концепции «учета человеческого фактора» актуализируется концепт раскрытия возможностей и закономерностей развития человека как целостной личности. Методический кабинет как структура ресурсного обеспечения интеллектуально-творческой работы преподавателей по самообразованию, анализа и обобщения педагогического опыта, накопленного психологами и педагогами, предоставляет возможности для профессионального развития профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Оказание практической помощи педагогическим работникам в повышении их педагогического мастерства, координация методической работы в ВУЗе, пропаганда достижений психолого-педагогической науки и перспективного педагогического опыта – целевые установки в работе методического кабинета преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Эффективность учебной работы преподавателей высших учебных заведений непосредственно коррелирует с уровнем их методического мастерства, в связи с чем методическую работу следует рассматривать как один из неотъемлемых компонентов учебного процесса.

Целями методической работы на кафедре или на факультете психологии должно быть:

  • повышение педагогического мастерства преподавателей в области психологии,
  • разработка новых инновационных и эффективных методов организации и ведения учебного процесса,
  • систематическое совершенствование методики обучения фундаментальной и прикладной психологии, а также воспитание и развитие студентов,
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения, воспитания и развития студентов.

Вся методическая работа должна осуществляться на кафедре, но также должно быть оборудовано специальное помещение. Поэтому может быть организовать и оформлен методический кабинет, где будут собраны все материалы по организации преподавания психолого-педагогических дисциплин и особенностями работы со студентами.

Таким образом, методический кабинет необходимо рассматривать как помещение учебно-вспомогательного характера в образовательном учреждении, на базе которого могут проводиться учебные занятия, занятия кружков и другие виды работы по психолого-педагогическим дисциплинам, а также методическая работа преподавателей кафедры психологии. Для осуществления процесса проведения занятий учебного характера учебный кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием, к которому могут быть отнесены: учебная, научная и специальная литература, радио-, теле-, кино- и видеоаппаратура, а также компьютер, интерактивная доска, проектор, различные приборы и инструменты, учебные пособия.

Для осуществления методической деятельности оснащение кабинета комплектуется уже методической литературой, разнообразными методическими разработками, методическими рекомендациями, указаниями и другими необходимыми материалами. В Российской Федерации на сегодняшний день разработаны и являются периодически обновляемыми типовые перечни пособий учебно-наглядного характера и учебного оборудования, используемого в общеобразовательных школах, а для системы высшего образования типового перечня учебных пособий нет. Поэтому мы считаем, что такой кабинет должен быть и он должен повышать продуктивность и результативность воспитательно-образовательной работы, а также способствовать эффективности научной организации трудового процесса преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, обеспечивать возможности и условия реализации педагогических требований, учет факторов эргономики, психологического сопровождения, гигиены труда, техники производственной безопасности и т.д.

Оснащение методического кабинета отражает степень сформированности методической базы, необходимой для деятельности предметно-методических комиссий и работы экспертного совета по внедрению инновационных методов сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также и оценке методического сопровождения на основе использования техник, программ, и пр. Помимо этого, организация методического кабинета позволяет с помощью электронных форм учета, контроля и анализа вести мониторинг учебного процесса во всех учебных подразделениях. Во взаимодействии с деканатом разрабатывает и внедряет дистанционные технологии обучения и распространения новых методических приемов работы психолога в различных учреждениях образования. Методический кабинет призван осуществлять функцию эффективного и оперативного информирования профессорско-преподавательского состава факультетов о разработке новых методиках и организационных технологиях: диагностики, развития и коррекции, просвещения, профилактики, консультирования и мониторинга, т.е. всех форм работы психолога в образовательных учреждениях. Методический кабинет является структурным подразделением кафедры и факультета. Задачей функционирования кабинета является разработка и формирование условий для осуществления процесса совершенствования профессионального мастерства преподавателя, увеличения его творческого потенциала, используемого в работе со студентами и магистрантами.

Документация методического кабинета:

  • положение о методическом кабинете;
  • паспорт методического кабинета;
  • план методической работы кафедры.

Организация деятельности методического кабинета факультета осуществляется преподавателем, который отвечает за методическую работу на кафедре и факультете. План работы методического кабинета утверждается ежегодно на заседании кафедры. Отчеты о выполненной работе представляются и заслушиваются на заседаниях кафедр по окончании учебного года.

Функции методического кабинета:

  1. Формирование банка передового педагогического и психологического опыта.
  2. Формирование банка диагностических, коррекционных и развивающих техник, методик для работы психолога в образовательных учреждениях.
  3. Осуществление помощи преподавателям с целью оптимальной научной организации труда (НОТ), а также создание условий для своевременного доступа к любой необходимой информации.
  4. Обеспечение оперативной помощи в работе преподавателя и студентов.
  5. Обеспечение проведения диагностики возникающих проблем организационно-педагогического и образовательно-методического характера, планирование и обеспечение оптимального функционирования условий организации учебно-воспитательного процесса в университете.
  6. Организация аналитического обеспечения основных фондов.
  7. Регуляция своевременного оборота вышеуказанных основных фондов и их функциональное использование.

Организация эффективного функционирования методического кабинета позволяет добиваться решения следующих задач:

  • Нормативно-организационной (своевременное информирование о нормативно - правовой документации, пропаганда решений и указаний органов управления, руководства учебного заведения, решений совета университета, факультета по вопросам обучения и воспитания);
  • Дидактико-методической (оказание помощи профессорско-преподавательскому составу, творческим группам в разработке планов работы, в подготовке и проведении мероприятий, обобщению опыта методической работы: проведение методических совещаний, семинаров, научных конференций, обеспечение методической поддержки по внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, инновационных методик);
  • Информационно-проблемной (осуществление сбора, классификации, систематизации, хранения и популяризации необходимой литературы по проблемам следующих наук: дидактики, педагогики, методики обучения и воспитания, психологии, а также аналитических материалов мониторинговых исследований);
  • Практической (содействие в работе преподавателям в плане подготовки и проведения различных видов аудиторной и внеаудиторной деятельности, предоставление систематизированных методических пособий и необходимой документации, а также содействие в организации консультирования, вспомогательного сопровождения, содействие научно-методического обеспечения исследовательской деятельности);
  • Технологической (рекомендации по применению ИКТ; помощь преподавателям в их использовании, обобщение и анализ использования ИКТ на лекционных, семинарских и практических занятиях).

Обращаясь к этимологической основе понятий, входящих в рамки нашей статьи, считаем необходимым отметить, что под понятием «методическая работа» необходимо подразумевать вид образовательной деятельности, включающей в себя совокупность мероприятий, проводимых деканом, заведующими кафедр, преподавателями в целях популяризации и овладения методами и соответствующими приемами и средствами воспитательно-образовательной работы со студентами, творческого использования их в процессе лекционных, семинарских и практических занятий, организации поиска форм и методов, способствующих повышению рациональности, эффективности и обеспечения образовательного процесса.

Методическая деятельность должна быть направлена на разработку и организацию условий, обеспечивающих развитие личностных и профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава. Опирается на принципы, регулирующие осуществление личностно-деятельностного, дифференцированного подходов, а также научности, системности, интегративного взаимодействия. Достигается через организацию научных конференций, семинаров, курсов повышения квалификации, собственно практическую деятельность, а также в процессе самообразования, самореализации, плановые мероприятия режимного характера, включающие аттестацию, мониторинговые исследования, участие в профессиональных конкурсах, планирование методической работы и анализ и самоанализ деятельности. Приводит к повышению профессионального мастерства преподавателей, совершенствованию качества образования студентов и магистрантов. Зависит от:

  • обеспечения информационными, кадровыми, материально-техническими ресурсами;
  • непосредственно осуществления методической деятельности, её содержательной направленности, структурного и организационного плана, реализуемого на диагностической основе;
  • определения наполнения критериев эффективности методической деятельности, включающих, на наш взгляд такие показатели как: уровень результативности, степень осуществления стимулирующей роли методической деятельности;
  • актуализации в работе научно-практического, научно-теоретического и экспериментально-исследовательского направлений, опосредованных содержанием методической деятельности;
  • исследования мотивов творческой профессиональной деятельности и отражение их в организации методической работы;
  • индивидуализации в работе с преподавателями;
  • применения наряду с традиционными инновационных форм работы.

Формы методической работы на кафедре:

  • научные исследования, отражающие решение проблем методического сопровождения обучения и воспитания студентов;
  • заседания кафедры, предметно-методических комиссий по вопросам учебно-методической деятельности;
  • осуществление методических разработок, создание учебных пособий и учебников;
  • инструктивно-методические мероприятия;
  • методическое обеспечение различных видов занятий (демонстрационных открытых, проблемных и т.д.);
  • осуществление взаимообмена опытом при взаимном посещении занятий;
  • участие в конференциях научно-методического характера, межкафедральных совещаниях, методических семинарах;
  • презентация инновационных методов, техник и материалов работы.

Так, например, эффективным методом является организация методических семинаров для преподавателей и практических работников образования (психологов). На одном из таких семинаров был продемонстрирован игрового комплекта психолога «Концентрация и внимание».

Игровой комплект «Пертра» разработан известным педагогом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг». Совместно с коллегами, Марианной Фростиг была осуществлена разработка целостных междисциплинарных концептуальных оснований реабилитации личности ребенка, на основе которой были составлены программы терапии и реабилитации индивидуального характера. Также было осуществлено составление методики тестирования и диагностического исследования уровня развития двигательных навыков ребенка, которые получили свое название как «Тест моторного развития Фростиг» и «Тест уровня развития визуального восприятия Фростиг», отражающий функциональные результаты диагностики восприятия.

Название происходит от совмещенных букв слов (perception) восприятие – PER Training (упражнение) – TRA дословно означает тренировка восприятия. Игровой комплект «Пертра» разработан австрийским педагогом Марианной Фростинг (1906-1985 г)является основателем центра педагогической терапии Марианны Фростиг».

Игровой комплект «Пертра» включает:

  • Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах);
  • Доски-основы;
  • Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами.

Набор представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога. Предназначен для психологического развития и коррекции  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти,  развитию речи. Позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.  Дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды). В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка. Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). Не случайно  в игровом комплекте особое место отведено материалу направленному на обогащение анализаторных систем. Так как в на основе полученных образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться  с изучения каждой детали.

Дети учатся исследовать

  1. Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)
  2. Выделение поверхности предмета
  3. Рассмотреть элементы каждой детали
  4. … с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана

Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия

  1. Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина,  тактильные качества)
  2. Классификация деталей-фигур по различным основаниям
  3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного до нескольких)
  4. Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий).
  5. … с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов

Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами

Занятие с набором способствуют:

  • развитию ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов)
  • знакомству с разными видами линий
  • вырабатываются содружественные движения глаз и рук
  • вырабатываются содружественные движения правой и левой рук
  • развивается сила и координация движений пальцев
  • развивается причинное и опережающее мышление

Варианты движений

  • указательным пальцем правой руки или левой
  • «шажками», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки
  • одновременным движением указательных пальцев обеих рук в одну сторону, друг за другом «гуськом» с минимальным расстоянием  между пальцами и со значительным расстоянием между пальцами
  • движением указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг к другу из разных концов дороги
  • одновременное движение указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг другу, а затем в противоположные стороны

На протяжении всего пути до встречи пальцев обеих рук направление их движения может несколько раз меняться.

Варианты коллективной игры

  1. Двое детей строят четыре дороги соединяющиеся в центре круга. Дети выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны  (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части ( в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути.
  2. Можно построить дорогу-лабиринт, в котором только 4 улицы-дороги приведут человечков к центру
  3. Один ребенок строит дорогу, другой должен проехать по ней на машине, а затем графически воспроизвести ее.

Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект чемоданов позволяет педагогу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать курс занятий с ребенком на длительный период.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Назарова, Т. С. Совершенствование и развитие кабинетной системы. [Текст] / Т.С. Назарова. – СПб.,1982,
2. Шаповаленко, С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система. [Текст] / С.Г. Шаповаленко. - M., 1982.



© 
И.А. Тютюева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru