viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.А. Тютюева,  (К.псх.н., доцент, ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринск, Россия)

Серия «Познание» # 11-12  2017
Методический кабинет
В статье актуализируется проблема организации, оснащения и функционирования методического кабинета в рамках учреждений высшего образования. Автором выделены причины необходимости организации и разработки методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Представлены функции, методы, формы и содержательное наполнение обеспечения методического кабинета. Также в статье представлен опыт практической направленности, отражающий разработку и применение в учебно-воспитательной работе вуза методического сопровождения программного обеспечения, рассмотрены аспекты организации работы методического кабинета в соответствии со стандартами качества и учетом должностных обязанностей.

Ключевые слова: Методический кабинет, преподавание, высшие учебные заведения, психологические дисциплины, инновационные методы работы.

 

Инновационные преобразования, проводимые сегодня в высших образовательных учреждениях, нуждаются в серьезном обеспечении материалами научно-методического характера. Трансформационные преобразования в образовании требуют и от преподавателей ВУЗов, и от руководителей административного звена осознания тенденций, отличительных особенностей традиционной «знаниевой» образовательной парадигмы, а также развивающей, компетентностно ориентированной и личностно ориентированной систем и образовательных технологий, включающих использование в образовательном процессе интерактивных форм и методов обучения. Помимо этого, на современном этапе развития системы образования становится крайне необходимым владение следующими видами инновационной деятельности:

  • технологией целеполагания, основами проектировочной деятельности, методиками диагностирования, оптимальной авторской методической системой; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений;
  • формированием умения анализировать и самостоятельно оценивать свой индивидуальный стиль деятельности, а также особенности и эффективность используемых педагогических технологий в рамках интеграции собственной инновационной, педагогической и методической деятельности.

В связи с этим руководителю необходимы умения, позволяющие эффективно и результативно организовывать, а также совершенствовать процесс научно-методической и экспериментальной деятельности преподавателей, основанной на применении индивидуального и дифференцированного подходов, поступательного и систематического приобщения преподавателей к осуществлению необходимым творческих целей и задач. В связи с этим, непосредственный руководитель должен вооружить преподавателей такой методикой научно-исследовательского поиска, который позволил бы не только осуществлять комплексное решение выявленных проблем, но и всецело способствовать формированию компетенций педагогических исследований и культуры гуманистической направленности в научной деятельности. Помимо этого, также является необходимым формирование умений ведения научного процесса, грамотного наблюдения за результатами процесса, описания результатов эксперимента по освоению инноваций и эффективного использования их в дальнейшей деятельности.

В настоящее время в современной управленческой реальности имеет место новые концептуальные основания отношения к человеку, связанные с управлением «человеческим ресурсом». В отличие от прежде существовавшей концепции «учета человеческого фактора» актуализируется концепт раскрытия возможностей и закономерностей развития человека как целостной личности. Методический кабинет как структура ресурсного обеспечения интеллектуально-творческой работы преподавателей по самообразованию, анализа и обобщения педагогического опыта, накопленного психологами и педагогами, предоставляет возможности для профессионального развития профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Оказание практической помощи педагогическим работникам в повышении их педагогического мастерства, координация методической работы в ВУЗе, пропаганда достижений психолого-педагогической науки и перспективного педагогического опыта – целевые установки в работе методического кабинета преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Эффективность учебной работы преподавателей высших учебных заведений непосредственно коррелирует с уровнем их методического мастерства, в связи с чем методическую работу следует рассматривать как один из неотъемлемых компонентов учебного процесса.

Целями методической работы на кафедре или на факультете психологии должно быть:

  • повышение педагогического мастерства преподавателей в области психологии,
  • разработка новых инновационных и эффективных методов организации и ведения учебного процесса,
  • систематическое совершенствование методики обучения фундаментальной и прикладной психологии, а также воспитание и развитие студентов,
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения, воспитания и развития студентов.

Вся методическая работа должна осуществляться на кафедре, но также должно быть оборудовано специальное помещение. Поэтому может быть организовать и оформлен методический кабинет, где будут собраны все материалы по организации преподавания психолого-педагогических дисциплин и особенностями работы со студентами.

Таким образом, методический кабинет необходимо рассматривать как помещение учебно-вспомогательного характера в образовательном учреждении, на базе которого могут проводиться учебные занятия, занятия кружков и другие виды работы по психолого-педагогическим дисциплинам, а также методическая работа преподавателей кафедры психологии. Для осуществления процесса проведения занятий учебного характера учебный кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием, к которому могут быть отнесены: учебная, научная и специальная литература, радио-, теле-, кино- и видеоаппаратура, а также компьютер, интерактивная доска, проектор, различные приборы и инструменты, учебные пособия.

Для осуществления методической деятельности оснащение кабинета комплектуется уже методической литературой, разнообразными методическими разработками, методическими рекомендациями, указаниями и другими необходимыми материалами. В Российской Федерации на сегодняшний день разработаны и являются периодически обновляемыми типовые перечни пособий учебно-наглядного характера и учебного оборудования, используемого в общеобразовательных школах, а для системы высшего образования типового перечня учебных пособий нет. Поэтому мы считаем, что такой кабинет должен быть и он должен повышать продуктивность и результативность воспитательно-образовательной работы, а также способствовать эффективности научной организации трудового процесса преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, обеспечивать возможности и условия реализации педагогических требований, учет факторов эргономики, психологического сопровождения, гигиены труда, техники производственной безопасности и т.д.

Оснащение методического кабинета отражает степень сформированности методической базы, необходимой для деятельности предметно-методических комиссий и работы экспертного совета по внедрению инновационных методов сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также и оценке методического сопровождения на основе использования техник, программ, и пр. Помимо этого, организация методического кабинета позволяет с помощью электронных форм учета, контроля и анализа вести мониторинг учебного процесса во всех учебных подразделениях. Во взаимодействии с деканатом разрабатывает и внедряет дистанционные технологии обучения и распространения новых методических приемов работы психолога в различных учреждениях образования. Методический кабинет призван осуществлять функцию эффективного и оперативного информирования профессорско-преподавательского состава факультетов о разработке новых методиках и организационных технологиях: диагностики, развития и коррекции, просвещения, профилактики, консультирования и мониторинга, т.е. всех форм работы психолога в образовательных учреждениях. Методический кабинет является структурным подразделением кафедры и факультета. Задачей функционирования кабинета является разработка и формирование условий для осуществления процесса совершенствования профессионального мастерства преподавателя, увеличения его творческого потенциала, используемого в работе со студентами и магистрантами.

Документация методического кабинета:

  • положение о методическом кабинете;
  • паспорт методического кабинета;
  • план методической работы кафедры.

Организация деятельности методического кабинета факультета осуществляется преподавателем, который отвечает за методическую работу на кафедре и факультете. План работы методического кабинета утверждается ежегодно на заседании кафедры. Отчеты о выполненной работе представляются и заслушиваются на заседаниях кафедр по окончании учебного года.

Функции методического кабинета:

  1. Формирование банка передового педагогического и психологического опыта.
  2. Формирование банка диагностических, коррекционных и развивающих техник, методик для работы психолога в образовательных учреждениях.
  3. Осуществление помощи преподавателям с целью оптимальной научной организации труда (НОТ), а также создание условий для своевременного доступа к любой необходимой информации.
  4. Обеспечение оперативной помощи в работе преподавателя и студентов.
  5. Обеспечение проведения диагностики возникающих проблем организационно-педагогического и образовательно-методического характера, планирование и обеспечение оптимального функционирования условий организации учебно-воспитательного процесса в университете.
  6. Организация аналитического обеспечения основных фондов.
  7. Регуляция своевременного оборота вышеуказанных основных фондов и их функциональное использование.

Организация эффективного функционирования методического кабинета позволяет добиваться решения следующих задач:

  • Нормативно-организационной (своевременное информирование о нормативно - правовой документации, пропаганда решений и указаний органов управления, руководства учебного заведения, решений совета университета, факультета по вопросам обучения и воспитания);
  • Дидактико-методической (оказание помощи профессорско-преподавательскому составу, творческим группам в разработке планов работы, в подготовке и проведении мероприятий, обобщению опыта методической работы: проведение методических совещаний, семинаров, научных конференций, обеспечение методической поддержки по внедрению в учебный процесс новых образовательных технологий, инновационных методик);
  • Информационно-проблемной (осуществление сбора, классификации, систематизации, хранения и популяризации необходимой литературы по проблемам следующих наук: дидактики, педагогики, методики обучения и воспитания, психологии, а также аналитических материалов мониторинговых исследований);
  • Практической (содействие в работе преподавателям в плане подготовки и проведения различных видов аудиторной и внеаудиторной деятельности, предоставление систематизированных методических пособий и необходимой документации, а также содействие в организации консультирования, вспомогательного сопровождения, содействие научно-методического обеспечения исследовательской деятельности);
  • Технологической (рекомендации по применению ИКТ; помощь преподавателям в их использовании, обобщение и анализ использования ИКТ на лекционных, семинарских и практических занятиях).

Обращаясь к этимологической основе понятий, входящих в рамки нашей статьи, считаем необходимым отметить, что под понятием «методическая работа» необходимо подразумевать вид образовательной деятельности, включающей в себя совокупность мероприятий, проводимых деканом, заведующими кафедр, преподавателями в целях популяризации и овладения методами и соответствующими приемами и средствами воспитательно-образовательной работы со студентами, творческого использования их в процессе лекционных, семинарских и практических занятий, организации поиска форм и методов, способствующих повышению рациональности, эффективности и обеспечения образовательного процесса.

Методическая деятельность должна быть направлена на разработку и организацию условий, обеспечивающих развитие личностных и профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава. Опирается на принципы, регулирующие осуществление личностно-деятельностного, дифференцированного подходов, а также научности, системности, интегративного взаимодействия. Достигается через организацию научных конференций, семинаров, курсов повышения квалификации, собственно практическую деятельность, а также в процессе самообразования, самореализации, плановые мероприятия режимного характера, включающие аттестацию, мониторинговые исследования, участие в профессиональных конкурсах, планирование методической работы и анализ и самоанализ деятельности. Приводит к повышению профессионального мастерства преподавателей, совершенствованию качества образования студентов и магистрантов. Зависит от:

  • обеспечения информационными, кадровыми, материально-техническими ресурсами;
  • непосредственно осуществления методической деятельности, её содержательной направленности, структурного и организационного плана, реализуемого на диагностической основе;
  • определения наполнения критериев эффективности методической деятельности, включающих, на наш взгляд такие показатели как: уровень результативности, степень осуществления стимулирующей роли методической деятельности;
  • актуализации в работе научно-практического, научно-теоретического и экспериментально-исследовательского направлений, опосредованных содержанием методической деятельности;
  • исследования мотивов творческой профессиональной деятельности и отражение их в организации методической работы;
  • индивидуализации в работе с преподавателями;
  • применения наряду с традиционными инновационных форм работы.

Формы методической работы на кафедре:

  • научные исследования, отражающие решение проблем методического сопровождения обучения и воспитания студентов;
  • заседания кафедры, предметно-методических комиссий по вопросам учебно-методической деятельности;
  • осуществление методических разработок, создание учебных пособий и учебников;
  • инструктивно-методические мероприятия;
  • методическое обеспечение различных видов занятий (демонстрационных открытых, проблемных и т.д.);
  • осуществление взаимообмена опытом при взаимном посещении занятий;
  • участие в конференциях научно-методического характера, межкафедральных совещаниях, методических семинарах;
  • презентация инновационных методов, техник и материалов работы.

Так, например, эффективным методом является организация методических семинаров для преподавателей и практических работников образования (психологов). На одном из таких семинаров был продемонстрирован игрового комплекта психолога «Концентрация и внимание».

Игровой комплект «Пертра» разработан известным педагогом Марианной Фростиг, основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг». Совместно с коллегами, Марианной Фростиг была осуществлена разработка целостных междисциплинарных концептуальных оснований реабилитации личности ребенка, на основе которой были составлены программы терапии и реабилитации индивидуального характера. Также было осуществлено составление методики тестирования и диагностического исследования уровня развития двигательных навыков ребенка, которые получили свое название как «Тест моторного развития Фростиг» и «Тест уровня развития визуального восприятия Фростиг», отражающий функциональные результаты диагностики восприятия.

Название происходит от совмещенных букв слов (perception) восприятие – PER Training (упражнение) – TRA дословно означает тренировка восприятия. Игровой комплект «Пертра» разработан австрийским педагогом Марианной Фростинг (1906-1985 г)является основателем центра педагогической терапии Марианны Фростиг».

Игровой комплект «Пертра» включает:

  • Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах);
  • Доски-основы;
  • Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами.

Набор представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога. Предназначен для психологического развития и коррекции  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти,  развитию речи. Позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.  Дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды). В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка. Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). Не случайно  в игровом комплекте особое место отведено материалу направленному на обогащение анализаторных систем. Так как в на основе полученных образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться  с изучения каждой детали.

Дети учатся исследовать

  1. Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)
  2. Выделение поверхности предмета
  3. Рассмотреть элементы каждой детали
  4. … с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана

Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия

  1. Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина,  тактильные качества)
  2. Классификация деталей-фигур по различным основаниям
  3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного до нескольких)
  4. Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий).
  5. … с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов

Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами

Занятие с набором способствуют:

  • развитию ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов)
  • знакомству с разными видами линий
  • вырабатываются содружественные движения глаз и рук
  • вырабатываются содружественные движения правой и левой рук
  • развивается сила и координация движений пальцев
  • развивается причинное и опережающее мышление

Варианты движений

  • указательным пальцем правой руки или левой
  • «шажками», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки
  • одновременным движением указательных пальцев обеих рук в одну сторону, друг за другом «гуськом» с минимальным расстоянием  между пальцами и со значительным расстоянием между пальцами
  • движением указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг к другу из разных концов дороги
  • одновременное движение указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг другу, а затем в противоположные стороны

На протяжении всего пути до встречи пальцев обеих рук направление их движения может несколько раз меняться.

Варианты коллективной игры

  1. Двое детей строят четыре дороги соединяющиеся в центре круга. Дети выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны  (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части ( в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути.
  2. Можно построить дорогу-лабиринт, в котором только 4 улицы-дороги приведут человечков к центру
  3. Один ребенок строит дорогу, другой должен проехать по ней на машине, а затем графически воспроизвести ее.

Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект чемоданов позволяет педагогу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать курс занятий с ребенком на длительный период.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Назарова, Т. С. Совершенствование и развитие кабинетной системы. [Текст] / Т.С. Назарова. – СПб.,1982,
2. Шаповаленко, С. Г. Школьное оборудование и кабинетная система. [Текст] / С.Г. Шаповаленко. - M., 1982.



© 
И.А. Тютюева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru