viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.Е. Сошников,  (К.п.н., Самарский государственный институт культуры)

Серия «Познание» # 11-12  2017
Субкультуры
В статье рассматривается роль субкультуры граффити в пространстве современного города, раскрываются основные вехи изучения данного вопрос, как за рубежом, так и в отечественной науке. В результате анализа проведен сравнительный анализ феномена граффити и стрит-арта. Рассмотрены позитивные и негативные стороны граффити. Выявлено место граффити в современном искусстве и в городском пространстве. Основные выводы были сделаны исходя из изучения зарубежных исследовательских трудов, так и немногочисленных отечественных.

Ключевые слова: Субкультуры, граффити, стрит-арт, современное уличное искусство, урбанистика.

 

Современный человек постоянно соприкасается с урбанистической средой. Если мы говорим о жителях мегаполисов, они «слиты» с городом, в котором проживают, воедино, ежедневно соприкасаясь с огромным количеством визуальных образов городского пространства: разнообразной рекламой, архитектурой, всевозможными вывесками, бесконечными потоками машин и незнакомых лиц. Ко второй половине ХХ века к числу таких образов прибавились еще и настенные надписи – граффити. Визуальное пространство также в определенной мере участвует в формировании мировоззрения горожан и занимает лидирующую позицию в создании имиджа города.

В течение ХХ века городское пространство трансформировалось с небывалой ранее скоростью. Захватившая большую часть мира массовая культура выработала стандарты во всех сферах, включая визуальный облик современных городов. Сегодня в России большинство из них поражены хаотичным заполнением рекламой, типовой застройкой, лишенной архитектурных деталей, способных радовать глаз, и снижением природного ресурса, который на протяжении двух тысяч лет обеспечивал человеку чувство комфорта и безопасности. Эти факторы делают людей уязвимыми в границах родного города. Ежедневное созерцание «серых» улиц вызывает уныние, печаль и апатию. Общественность и правительство большинства зарубежных и российских городов давно пришли к выводу о необходимом преображении городской среды. Во многих городах нашли прямую взаимосвязь между высокохудожественным граффити и украшением улиц. Однако наряду с теми рисунками, которые по-настоящему могут соперничать с произведениями великих художников, существуют и малохудожественные, низкопробные надписи с нецензурным содержанием. Последних в современных российских городах значительно больше, в связи с чем в обществе глубоко укрепилось мнение, что уличный художник (райтер) обязательно вандал и нарушитель общественного порядка. Подобная ситуация создает немало проблем для райтеров, которые не желают портить внешний облик города, а напротив, стремятся к его украшению.

Сегодня самыми крупными учеными, подробно исследующими феномен граффити, являются Р. Лахманн, Д. Феррел, Д. Брюер, Н. Макдональд и М. Миллер. В первой половине 1900-х годов этнографы и лингвисты использовали их в качестве источника информации о фольклоре и языковых особенностях жителей средневековья. Несмотря на то, что летоисчисление феномена ведется с древнеегипетских иероглифов и наскальной живописи, исследования в области «уличного» искусства стали набирать обороты, начиная с XVII века, и сосредотачивались, в основном, на рассмотрении исторических фактов о граффити. Первым серьезным исследованием считают труд «Подземный Рим», написанный итальянцем Антонио Бозио в 1593 году. Книга содержала систематическое описание официальных и неофициальных надписей в катакомбах Рима и комплект карт секретных туннелей. В первой половине 1900-х годов этнографы и лингвисты использовали граффити в качестве источника информации о фольклоре и языковых особенностях жителей средневековья. Лингвист Ален Уолкер опубликовал лексические данные из народной эпиграфики Западной Северной Америки в 1935 году. Этот труд можно считать первым полевым исследованием языка по источникам данной проблемы. Спустя два года Хелен Тэнзер описал жителей Помпеи, опираясь на рисунки и надписи. Со второй половины ХХ века данный вопрос стал интересовать социологов и криминологов [1], [2].

В конце 1960-х годов начинает свои исследования литератор Роберт Рейзнер, который дал первые университетские лекции по граффити.  Им же были опубликованы четыре компиляции книги 1967-1974 годов Уильяма Маклина, сделавшего первый научно-теоретический обзор истории вопроса до 1968 года включительно. Следует также отметить первое в Европе исследование, выполненное датским юристом Анной Нильсен в 1987 году. Работа содержит материалы, интервью. В качестве выводов А. Нильсен приводит доказательства того, что исследуемые райтеры, в большинстве случаев, оказываются не закоренелыми преступниками или опасными наркоманами, а представителями молодежных субкультур, чаще среднего класса, с художественными амбициями и определенным стилем жизни [3, С. 29].

В отечественной исследовательской науке изучение проблемы началось сравнительно недавно, в связи с тем, что данный феномен был малоизвестен в Советском Союзе. Здесь можно отметить труды О. Байбаковой, Г.В. Горновой, А.А. Скороходова, В. Седнева [4], [5], [6], [7].

Проблему городской визуальности одними из первых стали решать архитекторы-искусствоведы (А. Гутнов, В. Глазычев, Кевин Линч, Джейн Джекобс и др.), являющиеся в то же время философами, рассматривающими архитектуру не просто в качестве материальной застройки, а как основу общегородской культуры. Культурологи в вопросе о городской визуальности часто ссылаются на Д. Лихачева, автора «Заметок о русском». В своем труде он напоминает о постоянном взаимодействии человека с ландшафтом и природой, обращая внимания на «Закон Градский» XIII века, заключающий правило гармонии между строящимися домами и природой, так как на визуальный облик города влияет каждый дом[1, с. 2]. Общие проблемы визуальной культуры рассматривают культурологи Борис Сапунов, Василий Розин и др.

Сравнительный анализ традиционного граффити и современных форм уличного искусства и попытки классификации последнего содержатся в докторской диссертации по истории искусств Джека Стюарта «Метро граффити: эстетическое исследование граффити в метро Нью-Йорка» 1970-1978 гг. [8].

Оно  распространяется во многих городах и странах, где есть свои известные граффитисты, создающие на улицах истинное искусство, чьи работы также выставляются в художественных галереях. Развитие граффити приводит к постепенному объединению произведений в определенную общность внутри современного искусства. Несмотря на свою долгую историю, ведущую начало с пещерной живописи, сегодня оно является одной из составляющих более молодого искусства – стрит-арта (от англ. street art – уличное искусство), сформировавшийся в конце ХХ века, гораздо позже граффити, охватив сразу несколько художественных направлений, подчинило себе и спрей-арт (так сегодня называется искусство граффити в составе стрит-арта). Граффити и стрит-арт сложно разграничить.

Самым явным критерием различия двух понятий является характер размещения работы художника в пространстве. Считается, что граффити закрашивает стену, лишает её индивидуальности, в то время как объект стрит-арта нацелен на вовлечение зрителя в диалог с городской визуальностью.

К 1980-м годам граффити перекочевало из США в Европу, в дальнейшем распространившись по всему миру. Уже к началу нового столетия на базе граффити сформировалось уличное искусство - стрит-арт.

На данный момент граффити остается самым популярным жанром уличного искусства. С середины 70-х гг. ХХ века проводятся попытки разместить объекты уличной живописи в зданиях галерей. Первым это сделал социолог Хьюго Мартинес, основатель Объединения Художников Граффити (United Graffiti Artists) [9]. Выбрав лучших авторов, Х. Мартинес вместе с ними устроил выставку работ в галерее, которая получила успех и добилась признания уличной живописи.

В последнее время наблюдается значительное влияние граффити на городскую архитектуру, которое отражается в двух совершенно противоположных направлениях — негативном и позитивном. К первому направлению относится отрицательное влияние на архитектуру, примером чего становятся испещренные малопривлекательными надписями здания. Второе направление менее очевидно, включает в себя понимание граффити как арт-феномена, оказывающего сильнейшее концептуальное воздействие на современную архитектуру [10].

Развитие феномена и его место в современном искусстве по настоящий момент движется в двух направлениях: регрессивном (российское, сопряженное с вандализмом) и прогрессивном (зарубежное и частично отечественное). Эволюция художественной техники и улучшение качества произведений отражается на синтезируемых с этим феноменом искусствах. В свою очередь, пространственные искусства, обогатившись свежими художественными средствами, развивают в граффити новые стили и элементы. При этом тенденция взаимодополнения и слияния встраивается в традиционное представление об архитектурно-художественном синтезе, всегда занимавшем особое место в истории искусства.

Итак, мы рассмотрели основные определения и теоретические подходы к изучению граффити. Под этим термином мы понимаем урбанистическое искусство, сформировавшееся и развивающееся именно в условиях городской среды. Это искусство, содержание которого направлено на взаимодействие горожан с произведениями райтеров. Оно позволяет высказывать свою позицию на широкую аудиторию. В тоже время граффити несет эстетическую функцию, преображая объекты городской материальной культуры. Городская материальная культура определяется как совокупность расположенных в окружающем пространстве продуктов человеческой деятельности, направленной на преображение этого пространства.

Современный мегаполис немыслим без граффити. Каждый человек, живущий в большом городе и непрерывно курсирующий в его среде, ежедневно и повсеместно сталкивается с многочисленными граффити, нанесенными на всевозможные плоскости и поверхности городского ландшафта — результатами деятельности уличных художников, анонимно размещающих в городском пространстве свои послания и знаки.

Граффити транслируется в городе путем нанесения изображений на стены и другие поверхности. В тех случаях, когда рисунок влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов, следует говорить о вандализме, а не искусстве.

Настоящее граффити нацелено на украшение объекта. Сегодня не редко в городах встречаются целые картины, нарисованные аэрозольной краской. Тем не менее, многие отрицают мысль о том, что граффити может быть формой искусства. Академическое искусство требует выполнения множества правил. В граффити правил практически нет, наблюдается полная свобода самовыражения.

На сегодняшний день граффити широко применяется в различных социокультурных проектах в городах по всему миру. Изображения на домах украшают улицы, нередко помогая привлечь внимание к различным темам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брюер, Д. Полис на стене: хип-хоп культура и граффити писатели, оценки, стратегии борьбы с незаконным граффити [Текст] / Д. Брюер. - Чарлстон, Южная Каролина., - 1991. 120 с.
2. Феррелл, Д. Преступления моды. Городские граффити и политика преступности [Текст] / Д. Фаррелл. – N.Y., 1993. 236 с.
3. Нильсен А. Граффити // Forlag, Kbh. - 1987. - № 18. - 31 стр.
4. Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс] / О. Байбакова URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640 (дата обращения 28.09.2017)
5. Горнова Г.В. Философия города [Текст] / Г. Горнова. – М. – 2014 – С.335
6. Скороходов А.А. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал, 1998, № 1, с. 144 – 153.
7. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте (попытка классификации) // Философская и социологическая мысль.1993. №1. С.345.
8. Исходя из метро. Гронингенский музей, Гронинген 1992, стр. 8-17 с. MTA - Mass Transit.
9. «Style Writing From The Underground, (R)evolutions of Aerosol Linguistic.» Stampa Alternativa in Association with IGTimes, 1996.
10. Целуйко А. Граффити — на улице или в музее? [Электронный ресурс] / А. Целуйко // Проект «Стена». URL: http://thewallproject.ru/dopstuff/graffiti--na-ulice-ili-v-muzee/ (дата обращения 28.09.2017)



© 
А.Е. Сошников, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru