levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

 

Т.Р. Пятникова,  (Н.с., Белоярский филиал Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, г. Белоярский)

Серия «Познание» # 11-12  2017
Медвежьи игрища
Статья написана на основе полевых материалов автора, собранных в течение 1997-2008 гг. в селениях полноватского Приобья Белоярского района ХМАО-Югры Тюменской области, среди коренного населения ханты. Целью статьи является познакомить читателя с традиционным обрядом ханты «росомащичьи игрища», не зафиксированный в литературных источниках, который проводился ещё начале 1930-х гг.

Ключевые слова: Медвежьи игрища, обряд, росомашичьи игрища, периодический и спорадический праздник, представления, священное животное, тотемический культ.

 

Согласно представлениям ханты и манси животный мир уподоблен человеку. Наибольшим почитанием из животных пользовался медведь, который занял значительное место в представлениях, верованиях, обрядах. С ним связан целый ряд обрядовых действий, целью которых было возрождение зверя и его задабривание. Медведь считался мифологическим предком фратрии Пор, имеет небесное происхождение. Его отец Тәрум ащи ‘Небесный отец’, по его просьбе он был спущен Небесным отцом на землю. Культ, называемый «медвежьи игрища», описан и исследован многими известными зарубежными и российскими учёнными исследователями. В виду своей сложности и не до конца выявленный культ в литературе получил разные объяснения.  Одни видят в медвежьих церемониях желание помирить медведя (душу) с убитыми его охотниками (что обусловлено представлениями о медведе как о предке), другие – стремление к его возрождению; в медвежьем празднике проступают и элементы погребального обряда [1, с. 23]. Существовали периодические и спорадические медвежьи игрища1. Периодические проводили в течение семи лет в селении Йем-вош ‘Вежакары’, затем в течение семи лет в селении Тэк кәрт ‘Теги’ (Берёзовского района). Йем-вош считался культовым центром фратрии Пор. Духи-хранители названных селений приходились друг другу родными братьями, поэтому, по словам информантов, семь лет игрища проводились в одном селении, затем на семь лет перевозили в другое селение. По данным известного учёного В.Н. Чернецова, спорадический медвежий праздник более позднего происхождения и является сокращённым вариантом календарных фратриальных действий [2].

Для сравнения и лучшего понимания обряда, приведу в пример краткое описание медвежьих игрищ. Добыв медведя, с него снимали шкуру с головой и лапами и доставляли домой. Вечером начинался праздник, который длился пять ночей,  если это медведь, четыре ночи – если добыта медведица, три ночи – если это медвежонок. Каждая ночь начинается с того, что трое мужчин взявшись за мизинцы, исполняли песню о происхождении медведя и его жизни. Затем следуют «танцы предков» отдельных социальных групп. Мужские, женские танцы, драматические представления сатирического характера… По словам информантов, на нём необходимо исполнить примерно 360 песен и представлений (некоторые учёные сравнивают в театральными представлениями). После чего приступали к поеданию мяса медведя. Затем выполнялись очистительные обряды.

Со временем данный обряд, особенно после установления Советской власти стал терять своё религиозное значение, все обряды были под запретом, его проводили тайком, исполняя только главные сцены. В настоящее время отдельные сцены медвежьих игрищ исполняются на концертах и других мероприятиях, разучиваются и исполняются песни.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мифы, предания, сказки хантов и манси/ Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной, под общей редакцией Е.С. Новик. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – 568с.
2. Чернецов В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. /Congresus Secundus internationalis Finno-Ugristarym Tomus 2. P. 102-111. Budapest. 1963.
3. Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров /Пер. с нем. И публикация д-ра ист. Наук Н.В. Лукиной. – Томск: изд-во Том. ун-та, 2001. – 50 с.
4. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в ХУ111-Х1Х вв. Проблемы фратрии и рода./ М.: изд-во «Наука», 1983. – 325 с.


©  Т.Р. Пятникова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru