viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

К.Ш. Карабукаев,  (К.х.н., с.н.с., Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики г.Бишкек, Кыргызстан)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2017

Природная среда
В статье рассматривается экологические знания кыргызского народа и его взаимосвязь с этнической традицией. Показано, что определение роли экологического знания в формировании экологической культуры в современном глобализирующем общества выявляет духовные предпосылки решения глобальных экологических проблем, необходимые трансформации в сознании, системе ценностей, идеалах современного человека.

Ключевые слова: Природная среда, экологическое знание, этническая традиция, экологическая культура.

 

В  результате противоречивого отражения связей, взаимодействий, существующих между обществом и природой, отношений человека к естественной внешней среде у людей возникает определенное экологическое знание. Оно  представляет собой в целом сложное развивающееся духовное явление и формируется в контексте житейского опыта, образа жизни, менталитета и духовно-нравственного потенциала субъекта, социума и носит конкретно-исторический характер.[1] Исходя из философской экспликации социально-экологических отношений, соотносительности природного, социального и человеческого бытия и из универсального содержания духовных традиций и ценностей прошлого попытка раскрыть традиционные ценности  экологического знания кыргызов на основе концептуального анализа мироощущения, мировосприятия и миропонимания кочевого кыргызского общества является своевременным.

На ранних исторических этапах развития социума экологическое знание строилась на традиционных взаимоотношениях человека с природой. Данное духовное явление представляет собой не покорение человеком природы, а приспособление и соразвитие человека в мире природы. Экологическое знание меняется не только во времени, но и в пространстве   и носит  чрезвычайно разнообразный характер. В этом контексте неодинаковость, неоднозначность экологических знаний порождается у различных народов вследствие зависимости от местных социоприродных условий, из которых и складывается глобальная экосистема.  Особенность природы (естественного окружения) обуславливает в рамках определенного пространства формирования особых стилей культурного развития. В них традиционные стили определяют иерархию ценностей, знаний, форм деятельности, в частности, экологической, через которые общество воспроизводит себя и всю экосистему. При этом главной задачей экологических знаний является воспроизведение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей, которая относиться и кыргызы, в природных и социально-культурных условиях, а также их влияние на предотвращение сложившихся природных катастроф. Взаимодействие исконных этнических образований с природной средой наиболее полно сохраняет закономерности жизни экосистем. Необходимость и реальность познания, отношений к природе этнических групп предполагает выделение в них экофильных (положительных) и экофобных (отрицательных) тенденций и традиций с использованием народного экологического знания для эффективного развития хозяйства, быта, сохранения природных ландшафтов и для самой специфики традиции.[2]

Традиционное, в частности, донаучное экологическое знание кыргызов рассматривается как необходимое «звено» сознания, развертывающееся в социальном пространстве и времени, складывающееся в процессе повседневной жизни людей на основе житейского опыта, здравого смысла и выражающее действительность вокруг человека исходя из ее полезности, ценности и универсальности для него.[1] Оно формировалось стихийно в сфере практической деятельности людей, являясь описательным выражением внешней стороны природных явлений, не глубоко, поверхностно отражает предметы, процессы и события природной среды, неполностью способствует раскрытию сущности объектов социоприродной целостности. Экологическое знание кыргызов как и у других народов отражало взаимосвязи и взаимоотношения социума и природы в рамках их восприятия в повседневной жизни.  В этой связи следует отметить, что в древности субъектом были уловлены и раскрыты такие пласты и грани человеческого отношения к природе, которые вошли в золотой фонд культурного развития мировой цивилизации. Для людей этого времени было свойственно, в общем и целом многогранное, «насыщенное» отношение к среде обитания. Природа воспринималась, постигалась ими как   нечто   прекрасное   и   самоценное,   она   почиталась,   ей суеверно поклонялись, у нее «учились» и стремились постижению ее скрытой гармонии, т.е. сущности.

Экологическое знание народов Востока, в частности, кыргызов в донаучном познании ориентируется на здравый смысл, предполагающий практически-духовное отношение к реальности.[4] Центральной осью этого отношения выступает человек с его стремлением к жизни и потребностью к социальной ориентации и организации своего бытия. Экологическое знание было и есть органически присущий человеку способ духовно-практического освоения предметного мира и тесно связано с жизнью, тяготеет к однозначной, достаточно статичной картине реальной действительности.

Как отмечал известный историк-этнолог Ю.В.Бромлей, «взаимодействие человека с природой у каждого народа имеет свои особенности, дающее о себе знать в самых различных сферах, и что специфика использования различными этносами природной среды и особенности их влияние на эту среду относятся к числу важнейших аспектов общей экологии человечества».[5]

Сообразно с этим подчеркиваем, что  донаучное экологическое знание кыргызов имело отдельные (следующие) особенности [1]:

  • приверженность к локальным социально-экологическим ценностям;
  • изначальная восприимчивость к переменам в социоприродном окружении;
  • художественно-образное восприятие мира, ассоциативность, эмоциональность субъективность;
  • преемственность, т.е. духовное родство, генетическая связь экологических представлений этносов, поколений;
  • целостное видение, диалектичность предметов, процессов и явлений мира.

Вышеприведенные особенности экологического знания кыргызов в донаучном познании свидетельствуют о том, что оно не рассматривается как результат сознательного применения определенных логических законов и приемов, его связь с практикой носит непосредственный характер. Вместе с тем в данном экологическом знании кыргызов содержится правильное отражение реальной действительности в контексте лишь описания явлений (событий), но нет проникновения в закономерности движения и функционирования объектов природной целостности.

Экологическое знание кыргызов как единства многообразного включает в себя идеи, бережного отношения к среде обитания, поклонения, почитания природных объектов, восхищения ими, их персонификации, тотемистические и анимистические взгляды, антропоморфизм и др. Структурные элементы экологического знания в донаучном познании находятся в сложных и бесконечно разнообразных взаимоотношениях, взаимопредполагают и взаимодополняют  друг друга. При этом динамика донаучного экологического знания кыргызов проявляется  в развитии идеи восхищения объектами природного окружения. В контексте объяснения аксиологической сущности природных процессов, явлений по отношению к народу заслуживает исключительного значения использование материала, содержащегося в эпосе «Манас», где поэтически и художественно-образно, эстетически тонко и точно описаны природное окружение, отдельные эпизоды красоты живого мира (почва, растения, животные и др.), а также местностей, встреченных и охарактеризованных во время поездок и походов Манаса. При этом кыргызы через эпос «Манас»  выражали в целом свои отношение к окружающему среду. В лице эпоса «Манас» природный мир для нашего народа, в котором прошла вся их жизнь имеет исключительное важное значение. В их сознании природа занимает преимущественное место и ее воздействие на человека настолько значимо, что она составляет практически все его содержание.

Необходимо отметить, что экологические знания, в частности природоохранные, опыт, навыки природопользования народа передавались от поколения к поколению. Новое поколение оценивает и сохраняет те знании и традиции, которые более разумно удовлетворяют потребности. В динамичном развитии они оттачиваются и усовершенствуются в контексте развития социоприроды. Тенденция развития экологического знания кыргызского народа постепенно превращаются в традиционное соблюдение правил, норм предписываемых этносу. Они преломлялись в обычаях, обрядах, устном творческом фольклоре, верованиях, культах, системе этнического природопользования людей, и именно благодаря им взаимодействие человека, социума и природной среды держалось в сбалансированном состоянии на протяжении несколько веков. Отсюда сохранение традиционных экологических знаний народа, их традиционных обычаев, веками обеспечивающих устойчивость взаимоотношений человека с природой, которые  передаются от поколения к поколению в процессе изменения форм хозяйствования и условий жизнедеятельности людей чрезвычайно важно в условиях современного экологического кризиса.

Культурно-историческое развитие этнических образований показывает, что разновидности экологического знания кыргызов разносторонни и неоднозначны, неисчерпаемы по сущности, выступают сложными объектами экологического познания. Совокупность элементов экологического знания есть единая система, обладающая чрезвычайно разнообразными связями и отношениями, которые следует всесторонне изучать в контексте выявления характерных черт донаучного экологического знания кыргызов. Они способствуют формированию экологической культуры с переходом на новый ступень социокультурных связей с природной средой, т.е. они включают в себе правила по природопользованию, гуманное отношение к окружающей среде,  опыт и знания людей о природе, нормы потребностей людей с учетом сохранения биологического разнообразия, мировоззрение которых сформировалось предшествующими поколениями соответствующей требованиям общества с гармоничным развитием.

Важно отметить, что экологическое знание (его протофилософская форма) кыргызов есть своеобразная система восприятий, эмпирических идей, взглядов, знаний, сравнений, обобщений и убеждений о природе, о взаимосвязи природного, социального и человеческого бытия. [5] Оно, обладая сложной структурой, явилось условием понимания кыргызами своей неразрывной связи с настоящим и будущим среды обитания и биосферы. Иными словами,  экологическое знание   по   своей   структуре   глобально   и   универсально,   ибо способно переживать в себе собственную определенность, соотносительность (единство, гармоничное слияние, тождество и различие, несовпадение) социума и природы, вследствие чего оно целостно, едино и многозначно, т.е. диалектично изнутри.   Содержание экологического знания в контексте номадической цивилизации отличается крайней неоднородностью и характеризуется сочетанием и переплетением противоречивых взглядов, где наблюдаются онтологизм, натурализм, синкретизм,  элементы материализма и диалектики, пантеизма, интуитивно-практическое видение мира, оптимизм и пессимизм, реалистический взгляд на мир, зачатки идеализма, эмпиризм, и др. Следовательно, донаучное экологическое сознание наших предков как единство многообразного, развертываясь в цивилизационном пространстве и во времени, сыграло особую роль в социально-этических воззрениях прошлого, в развитии экологического мышления, философского мировоззрения кыргызов в целом.

В этом контексте система «человек-общество-природа» становится предметом научного познания и в процессе своего развития делала важный шаг к изменению своих предпосылок, заключив, что экологическое знание с необходимостью расширяется, обновляется и углубляется с учетом диалектики социоприроды, культурно-цивилизационного процесса. Следовательно, при обострении экологических проблем в социоприроде,  когда в обществе для их решения необходимо формирования и развития экологической культуры значимость экологического знания возрастает. При этом экологическое знание, включающее в себя синтез знаний и нового образа мышления, дает импульс на дальнейшее развитие экологической культуры общества, личности как особый элемент общей культуры, пронизывающего все уровни, сферы социума.

Из вышесказанного следует, что современное социокультурное развитие определяет новые философские задачи и границы исследования социально-экологических проблем, в частности бытия экологического знания. Сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования. Для перехода в это качественно иное состояние необходим экологическое осмысление природной, социоприродной целостности и синтез знаний и убеждений о коэволюционном развитии людей, социумов и природной среды.

Экологическое знание находясь в диалектическом единстве с этнической (народной) традицией развивается, обновляется в ходе культурно-цивилизационного процесса. При этом данное духовное явление впитывает в себе ценности, идеалы и мировоззренческих установок, этико-гуманистических норм отношения людей, социумов к объектам природного бытия.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жумагулов М.Ж. Экологические ценности в культуре кыргызов. Бишкек, Махпринт, 2015, 181с.
2. Иванов A.M. Традиционная экологическая этика юкагиров, (епархии ценностей): Автореф .дис.на соиск. учен. канд. ист. наук: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.М.,1995.- 18 с
3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.–М.:1981.–С.245
4. Байбосунов А.А. Донаучные представления кыргызов о природе и обществе. Бишкек, Из-до Акыл, 2009, 311с.
5. Жумагулов М.Ж. Экологическое мышление в эпистемологическом измерении.Бишкек,2005, 147с.



© 
К.Ш. Карабукаев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru