levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

 

А.С. Гусева,  (Соискатель, МГУ им. М.В. Ломоносова)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2017

Клуцис
В последние годы творчество Густава Густавовича Клуциса стало востребованным, его искусство активно изучается, проводятся международные выставки. Наследие художника было почти потеряно после его ареста и расстрела в 1937 году и местонахождение многих работ остается неизвестным. В ходе архивного поиска в фонде поэта футуриста А.Е. Крученых была найдена большая серия эскизов и подготовительных зарисовок будущих фотомонтажей Г. Клуциса. Многие из них не подписаны и не представляется возможным идентифицировать некоторые изображения, но часть фонда, с авторским текстом Г. Клуциса и его черновиками, представляет большой интерес для исследования. По сохранившимся черновикам можно проследить ход творческого поиска художника: как происходило построение композиции, разрабатывались элементы влияния на зрителя. А также сделать вывод, о художественном методе Г. Клуциса, который после поиска наилучшей композиции, цветового сочетания, зрительных образов, часто повторял эти элементы в последующих работах.

Ключевые слова: Клуцис, Густав Клуцис, плакат, политический плакат, архив.

 

Густав Густавович Клуцис (Gustavs Klucis) – (4 (16) января 1895 Кенигская волость Валмиерского уезда Лифляндской губернии – 26 февраля 1938, Москва) -  художник-конструктивист, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, латышский стрелок. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию, затем Рижскую городскую художественную школу. Во время Октябрьской революции – доброволец в команде пулеметчиков 9-го латышского стрелкового полка. В 1918 г. поступает на 2-е курсы Свободных государственных художественных мастерских. С 1919 г. состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле, параллельно посещает художественную студию В.Мешкова и И.Машкова. В 1921 году получил звание художника-мастера окончив ВХУТЕМАС. Посещает в это время мастерскую К.С. Малевича. С 1922 года руководит художественными мастерскими в Кремле. Занимается разработкой методики обучения во Вхутемасе вместе с С. Сенькиным (работа над «Мастерской революции»). 1924 г. стал преподавателем цветовой дисциплины во ВХУТЕМАСе. Работает над фотомонтажами с С. Сенькиным и В. Кулагиной. Автор статей о фотомонтаже.  В 1931 г.  зав. Кремлевскими художественными мастерскими. В 1930 – 1935 гг. работа над проектами оформления города к государственным праздникам. 17 января 1938 г арестованы как участники «фашистской, националистической организации латышей», существовавшей в обществе «Прометей». Реабилитирован посмертно в 1956 г.

В последние годы творчество Густава Клуциса стало востребованным, его искусство активно изучается, проводятся международные выставки. Вероятно, его художественное наследие было почти потеряно из-за его ареста и расстрела в 1937 году. После этого имя художника было забыто на долгое время, многие работы потеряны из-за официального запрета, некоторые из его картин были сохранены усилиями жены художника - Валентины Кулагиной.

Наследие Клуциса после его расстрела в 1938 году было почти потеряно и сильно разрознено. Большая часть работ и архивов художника была изъята при аресте. Позднее некоторые документы и личные бумаги Клуциса оказалась в Центральном архиве литературы и искусства, частично в Музее Маяковского, куда передала документы жена художника, достаточно значимая часть Валентиной Кулагиной была передана в Национальный художественный музей в Латвии, еще небольшой пласт работ был куплен Георгием Костаки для своей коллекции. Возможно, какая-то часть его работ до сих пор не обнаружена. Если бы не жена художника В. Кулагина которая несомненно понимала всю важность сохранения наследия Г. Клуциса.

В ходе архивного поиска в фонде поэта футуриста А.Е. Крученых[1] была найдена большая серия эскизов и подготовительных зарисовок будущих фотомонтажей Г. Клуциса. Вероятно, Г. Клуцис подарил или отдал эти документы на сохранение своему другу-поэту.

К сожалению, многие из них не подписаны и нет возможности идентифицировать некоторые изображения, но часть фонда, с авторским текстом Г. Клуциса и его черновиками, представляет большой интерес.

В монографиях, посвященных творчеству Г. Клуциса, не исследуется большая часть найденных материалов и не отмечается даже их существование, вероятно, из-за разрозненности и малой изученности архивных данных связанных с творчеством Г. Клуциса. Это дает шанс на новое осмысление как жизни и творчества художника, так и его наследия.

В Национальный Латышский художественный музей были переданы, эскизы к плакатам и эскизы к более поздним работам живописным 1936 –1937 гг. В фонде Алексея Крученых были обнаружены эскизы, видимо, к более ранним работам 1924 – 1926 гг. (период их совместной работы).

Остается загадкой, почему не все данные работы публиковались ранее, но можно точно утверждать, что они являются важным звеном в понимании творчества Густава Клуциса.

Клуцис в поисках формы

По сохранившимся черновикам Г. Клуциса можно проследить ход его творческого поиска и сделать вывод, что он часто повторял успешно найденную форму и композицию, которую до этого долго искал. А иногда, найдя такую идеальную форму – повторял ее несколько раз в своих работах. По сохранившимся воспоминаниям его жены, Клуцис даже в своей преподавательской деятельности часто просил студентов повторять одно и то же задание, пока не найдется идеальное решение.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Материалы Г.Г. Клуциса. Фонд Крученых А.Е. // РГАЛИ. Ф. 1134, оп. 1, д. 44.
2. Портреты лидеров русского авангарда. Фотоколлажи.// С сайта: http://art-edu-studio.ru/next/pages/archive_media-mk-lavrentiev_gallery.htm
3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. Т.1 С. 177
4. Шклярук А. Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922-1937/ - М.: Контакт-Культура, 2010. С.32
5. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. С.138
6. Шклярук А. Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922-1937/ - М.: Контакт-Культура, 2010. С.43
7. Curriculum vitae// РГАЛИ. Ф. 681, оп. 1, д. 1118.
8. Материалы Г.Г. Клуциса. Фонд Крученых А.Е. // РГАЛИ. Ф. 1134, оп. 1, д. 44.
9. Следственное дело Г. Клуциса // Фонд ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского», № КП 32255 от 25.03.1999.
10. Огинская Л.Ю. Густав Клуцис. М., 1981. 198 с.
11. Хан-Магомедов С.О. Вхутемас – ВХУТЕИН, 1920–1930. В 2 кн./ М.: Ладья, 2000. 488 с.
12. Шклярук А.Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922–1937. М.: Контакт-Культура, 2010. 279 с.
13. Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров в 3 т. / Авт.-сост.: В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Т. 1: Биографии. А – К. М., 2013. 528 с.: ил. Т. 2: Биографии. Л – Я. М., 2013. 724 с.: ил. Т. 3: История. Теория: В 2 кн. М., 2014. Кн. 1. А – М. 426 с.: ил. Кн. 2: Н – Я. 426 с.: ил.



© 
А.С. Гусева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru