viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.С. Гусева,  (Соискатель, МГУ им. М.В. Ломоносова)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2017

Клуцис
В последние годы творчество Густава Густавовича Клуциса стало востребованным, его искусство активно изучается, проводятся международные выставки. Наследие художника было почти потеряно после его ареста и расстрела в 1937 году и местонахождение многих работ остается неизвестным. В ходе архивного поиска в фонде поэта футуриста А.Е. Крученых была найдена большая серия эскизов и подготовительных зарисовок будущих фотомонтажей Г. Клуциса. Многие из них не подписаны и не представляется возможным идентифицировать некоторые изображения, но часть фонда, с авторским текстом Г. Клуциса и его черновиками, представляет большой интерес для исследования. По сохранившимся черновикам можно проследить ход творческого поиска художника: как происходило построение композиции, разрабатывались элементы влияния на зрителя. А также сделать вывод, о художественном методе Г. Клуциса, который после поиска наилучшей композиции, цветового сочетания, зрительных образов, часто повторял эти элементы в последующих работах.

Ключевые слова: Клуцис, Густав Клуцис, плакат, политический плакат, архив.

 

Густав Густавович Клуцис (Gustavs Klucis) – (4 (16) января 1895 Кенигская волость Валмиерского уезда Лифляндской губернии – 26 февраля 1938, Москва) -  художник-конструктивист, один из основоположников политического плаката и теоретик фотомонтажа, латышский стрелок. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию, затем Рижскую городскую художественную школу. Во время Октябрьской революции – доброволец в команде пулеметчиков 9-го латышского стрелкового полка. В 1918 г. поступает на 2-е курсы Свободных государственных художественных мастерских. С 1919 г. состоит в охране Совнаркома и ВЦИКа в Московском Кремле, параллельно посещает художественную студию В.Мешкова и И.Машкова. В 1921 году получил звание художника-мастера окончив ВХУТЕМАС. Посещает в это время мастерскую К.С. Малевича. С 1922 года руководит художественными мастерскими в Кремле. Занимается разработкой методики обучения во Вхутемасе вместе с С. Сенькиным (работа над «Мастерской революции»). 1924 г. стал преподавателем цветовой дисциплины во ВХУТЕМАСе. Работает над фотомонтажами с С. Сенькиным и В. Кулагиной. Автор статей о фотомонтаже.  В 1931 г.  зав. Кремлевскими художественными мастерскими. В 1930 – 1935 гг. работа над проектами оформления города к государственным праздникам. 17 января 1938 г арестованы как участники «фашистской, националистической организации латышей», существовавшей в обществе «Прометей». Реабилитирован посмертно в 1956 г.

В последние годы творчество Густава Клуциса стало востребованным, его искусство активно изучается, проводятся международные выставки. Вероятно, его художественное наследие было почти потеряно из-за его ареста и расстрела в 1937 году. После этого имя художника было забыто на долгое время, многие работы потеряны из-за официального запрета, некоторые из его картин были сохранены усилиями жены художника - Валентины Кулагиной.

Наследие Клуциса после его расстрела в 1938 году было почти потеряно и сильно разрознено. Большая часть работ и архивов художника была изъята при аресте. Позднее некоторые документы и личные бумаги Клуциса оказалась в Центральном архиве литературы и искусства, частично в Музее Маяковского, куда передала документы жена художника, достаточно значимая часть Валентиной Кулагиной была передана в Национальный художественный музей в Латвии, еще небольшой пласт работ был куплен Георгием Костаки для своей коллекции. Возможно, какая-то часть его работ до сих пор не обнаружена. Если бы не жена художника В. Кулагина которая несомненно понимала всю важность сохранения наследия Г. Клуциса.

В ходе архивного поиска в фонде поэта футуриста А.Е. Крученых[1] была найдена большая серия эскизов и подготовительных зарисовок будущих фотомонтажей Г. Клуциса. Вероятно, Г. Клуцис подарил или отдал эти документы на сохранение своему другу-поэту.

К сожалению, многие из них не подписаны и нет возможности идентифицировать некоторые изображения, но часть фонда, с авторским текстом Г. Клуциса и его черновиками, представляет большой интерес.

В монографиях, посвященных творчеству Г. Клуциса, не исследуется большая часть найденных материалов и не отмечается даже их существование, вероятно, из-за разрозненности и малой изученности архивных данных связанных с творчеством Г. Клуциса. Это дает шанс на новое осмысление как жизни и творчества художника, так и его наследия.

В Национальный Латышский художественный музей были переданы, эскизы к плакатам и эскизы к более поздним работам живописным 1936 –1937 гг. В фонде Алексея Крученых были обнаружены эскизы, видимо, к более ранним работам 1924 – 1926 гг. (период их совместной работы).

Остается загадкой, почему не все данные работы публиковались ранее, но можно точно утверждать, что они являются важным звеном в понимании творчества Густава Клуциса.

Клуцис в поисках формы

По сохранившимся черновикам Г. Клуциса можно проследить ход его творческого поиска и сделать вывод, что он часто повторял успешно найденную форму и композицию, которую до этого долго искал. А иногда, найдя такую идеальную форму – повторял ее несколько раз в своих работах. По сохранившимся воспоминаниям его жены, Клуцис даже в своей преподавательской деятельности часто просил студентов повторять одно и то же задание, пока не найдется идеальное решение.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Материалы Г.Г. Клуциса. Фонд Крученых А.Е. // РГАЛИ. Ф. 1134, оп. 1, д. 44.
2. Портреты лидеров русского авангарда. Фотоколлажи.// С сайта: http://art-edu-studio.ru/next/pages/archive_media-mk-lavrentiev_gallery.htm
3. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. Т.1 С. 177
4. Шклярук А. Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922-1937/ - М.: Контакт-Культура, 2010. С.32
5. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. С.138
6. Шклярук А. Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922-1937/ - М.: Контакт-Культура, 2010. С.43
7. Curriculum vitae// РГАЛИ. Ф. 681, оп. 1, д. 1118.
8. Материалы Г.Г. Клуциса. Фонд Крученых А.Е. // РГАЛИ. Ф. 1134, оп. 1, д. 44.
9. Следственное дело Г. Клуциса // Фонд ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского», № КП 32255 от 25.03.1999.
10. Огинская Л.Ю. Густав Клуцис. М., 1981. 198 с.
11. Хан-Магомедов С.О. Вхутемас – ВХУТЕИН, 1920–1930. В 2 кн./ М.: Ладья, 2000. 488 с.
12. Шклярук А.Ф. Густав Клуцис. Валентина Кулагина. Плакат. Книжная графика. Журнальная графика. Газетный фотомонтаж. 1922–1937. М.: Контакт-Культура, 2010. 279 с.
13. Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров в 3 т. / Авт.-сост.: В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Т. 1: Биографии. А – К. М., 2013. 528 с.: ил. Т. 2: Биографии. Л – Я. М., 2013. 724 с.: ил. Т. 3: История. Теория: В 2 кн. М., 2014. Кн. 1. А – М. 426 с.: ил. Кн. 2: Н – Я. 426 с.: ил.



© 
А.С. Гусева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru