levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Г.Т. Кульжанова,  (К.ф.н., доцент, Костанайская академия МВД РК им. Шракбека Кабылбаева; Докторант, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина)

Серия «Познание» # 12/2  2017
Образование
Статья посвящена философскому осмыслению знания и системы образования. Автор прослеживает зарождение и эволюцию мировоззренческих взглядов на образование как специфическую область человеческой деятельности, сутью которой является не только простая передача знаний, а формирование самого человека. Акцентирует внимание на историю возникновения человеческого капитала и его определение. Автор приходит к выводу, что экономическое и интеллектуальное процветание любого государства зависит от человеческого капитала, который является в ХХI веке одним из ключевых моментов развития современного общества.

Ключевые слова: Образование, ценностные ориентации, человеческий капитал, национальная культура, национальное самосознание.

 

Oбразование является тем средством социализации, становления личности человека, которое и поддерживает равновесие общества изнутри. Образование состоит в формировании у человека устойчивых ценностных ориентаций на широкой базе знаний и уверенности в своих возможностях, проявляющихся в овладении необходимыми для жизни в гражданском обществе компетенциями. Стабильность общества находится в прямой зависимости от стабильности образовательных систем, соответствия самого образования современности, а конкретно - от того, чему мы учим подрастающего человека, как представлено содержание образования. Опыт многих лет и специальные исследования в этой области показали, что именно овладение учеником богатствами человеческой культуры, представленными в форме социального опыта, дает возможность устойчивого развития общества.

Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой участники этого процесса, и в первую очередь учащиеся и студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этой связи очень важно установить зависимость между социальной и профессиональной ориентацией. Социальная ориентация - это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательной из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной,  хотя та и другая не тождественны. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.

Выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии - в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство молодых людей пока мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях труда, его оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью профессионального учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).

Социальная ориентация образования еще больше усилилась в период рыночных преобразований. Стремительно возросло   число желающих получить финансовое, юридическое, экономическое образование в силу того, что именно эти виды образования дают возможность занять лидирующее, высокообеспеченное положение в обществе.

В последние годы в мире все чаще актуализируется роль современного образования в развитии человеческого капитала, повышении эффективности экономики.

Немного об истории возникновения человеческого капитала и его определении. Элементы теории человеческого капитала существовали с тех давних пор, когда формировались первые знания и система образования.

В научной литературе понятие человеческого капитала появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике - Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И. Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако человеческий капитал является более широкой социально-экономической категорией.

Категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.

Так, С. Фишер дал следующее определение человеческого капитала: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». В настоящее время и это определение можно считать определением человеческого капитала в узком смысле.

Саймон Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала. Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого капитала. И это не случайно. Высокий уровень и качество накопленного человеческого капитала необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество человеческого капитала страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий капитал, по С. Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Т. Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. Человеческий капитал способен накапливаться и воспроизводиться. Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие человеческого капитала на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки - упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

В 1992 г. профессор экономики и социологии Чикагского университета Г.С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные книги Беккера - «Экономика дискриминации», «Человеческий капитал» и «Трактат о семье» - посвящены различным аспектам теории человеческого капитала.

Таким образом, человеческий капитал - это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые этот термин использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Развивая мысль о том, что человеческий капитал является главным фактором экономического роста, хотелось бы отметить известного на Западе экономиста по менеджменту Д. Грейсона. Он писал: «Человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентноспособности, экономического роста и эффективности»[1, с. 59].

В настоящее время особенно актуальным стал вопрос рассмотрения человеческого капитала как ценного ресурса во всем постсоветском пространстве. Одним из основных приоритетов Послания Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» является улучшение качества человеческого капитала, которая затрагивает  роль системы образования.  Глава государства отмечает: «Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста» [2]. За годы независимости  Казахстан успешно преодолел сложнейший этап кардинальных экономических, политических и социальных реформ. Все эти годы развитие образования является неизменным приоритетом государственной политики.

Как нам известно, качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности.

Почти все мировые философские системы затрагивали проблемы образования и педагогической деятельности. В частности, еще Аристотель размышлял о целях педагогики, сводя их к целостной реализации назначения человека, которая заключается в свободе, мудром созерцании и философских рассуждениях. Он подчеркивал, что именно в образовании совершается переход человека к его бытию, основанному на разуме [3, с. 78-81].

В процессе воспитания молодежи следует учитывать необходимость формирования у нее духовно-нравственных качеств. Процесс формирования человеческого капитала предполагает также их обязательное наличие у будущих специалистов независимо от профиля предстоящей деятельности.

Следует помнить, что ядром, центральным звеном национального самосознания является национальная культура как система духовно-нравственных ценностей той или иной нации. «В мировую культуру, - пишет академик Ж.М. Абдильдин - каждый народ вносит все самое ценное, неповторимое, что есть у него. В этом плане и казахский народ сделал свой вклад в духовную культуру человечества. Достаточно назвать имена таких мыслителей, как Аль-Фараби, Ахмет Яссави, Бухар-жырау, Шортанбай, У. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай, Шакарим Кудайбердиев, А. Байтурсынов, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, М. Жумабаев, М. Ауэзов и др.» [4,с. 121].

Обращаясь к мысли великого казахского философа-поэта ХІХ века Абая, человек должен быть воплощением разума и гуманности, трудолюбия и образованности, дружбы и любви. Понимание Абаем человека было неразрывно связано с его этическими воззрениями, где особое место занимает понятие «труд». Трудовую деятельность Абай считал основой духовного становления человека как личности. Он писал в своих «Словах назидания»: «Ум и знания являются плодами трудовой деятельности человека» [5, с. 29]. Мыслитель был глубоко убежден, что труд облагораживает душу человека, а у людей, не знавших труда, ленивых, чаще всего встречаются дурные наклонности.

Абай во многих своих стихотворных произведениях выразил идеал подлинного человека. Он говорил, что для настоящего человека необходимы благородство, душевная твердость, верность в чувствах, способность к жертвам во имя любви. Эти духовно-нравственные качества могут сформироваться в человеке, если он пойдет путем труда и знаний. Абай стремился доказать, что улучшение любого общества, в том числе и казахского, зависит от нравственного совершенствования человека, высшее назначение которого он видел в усилиях принести пользу обществу.

Абай четко обозначил четыре источника и направления совершенствования духовно-нравственного облика казахского народа:

  1. историко-культурное и героико-патриотическое наследие народа;
  2. широкое образование молодежи;
  3. приобщение к духовным и религиозно-нравственным ценностям;
  4. культурное взаимодействие и взаимообмен с русским и другими народами России без принижения роли национальной культуры казахов.

При этом Абай особо выделил просвещение, так как именно оно способно нравственно возродить человека. Люди только будучи образованными смогут быть полезными своему народу. Невежество философ рассматривал как центральный порок человека, так как все другие нравственные изъяны происходят от невежества. Просвещенность и знание составляют главное звено укоренения в человеке потребности в высших ценностях. Абай отмечал, что человек не от природы получает те или иные качества, а становится нравственным или безнравственным в процессе воспитания. И этот процесс формирования личности начинается в семье. Следовательно, по Абаю, родители должны быть достойным примером для детей, не жалеть средств на их образование, ибо только будучи образованными людьми, они смогут быть полезными своему народу.

В процессе становления личности важно и самовоспитание - мудро рассуждал Абай. Он писал: «Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хоть раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования...». Это тоже в значительной степени помогает развивать как ум человека, так и его нравственные и моральные качества: гуманность, трудолюбие и уверенность.

Выдающимся продолжателем традиций философствования Абая был Шакарим Кудайбердиев. В своих оригинальных воззрениях он изложил свою концепцию человека. В ее основе Шакарим видит три основания, три истины. Первая истина - искренняя вера в Бога - Создателя, а также в бессмертие души. Только вера обеспечивает добродетельную жизнь. Вторая истина - науки, основывающаяся на чувственном познании, рациональном знании. Это платформа для формирования добрых начал и просвещенности (просветленности) души. Третья - истина души, основа которой - совесть. Она обеспечивает очищение от греховности, указывает путь к праведной жизни.

Согласно философу-поэту Шакариму, человека обуревают два стремления - насыщение плоти и обогащение духовности. Главное в человеке заключается в стремлении к высокой духовности, которую и следует поддерживать. На этом пути человек становится личностью и оправдывает свое предназначение.

Шакарим одной из потребностей души рассматривал совесть. «Совесть, - писал он, - это то, что возвышает душу человека и необходимо ему в земной жизни и в посмертной жизни» [6]. Совесть является для человека мерой его нравственности, поскольку без нее невозможно установить разницы между добром и злом, добродетелью и пороком. Отсутствие совести и даже потребности в ней делает человека злым, беспринципным и в целом аморальным существом. Шакарим поэтому считал, что на основе совести человек способен разрешать проблемы своего бытия и, что особенно важно, возродить духовно-нравственные начала своей жизни [7, с. 46]. Совесть представляет собой синтез лучших качеств человека - скромности, справедливости, доброты. Она является, по Шакариму, своеобразной субстанциональной основой.

Думается, что мысли Абая, Шакарима и других просветителей казахского народа остаются актуальными и по сей день, и они в значительной мере могут способствовать формированию и развитию  человеческого капитала в Казахстане, да и в других странах Евразии. Гуманистические по своему содержанию они относятся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Как было сказано выше, большинство мыслителей считают, что капитал знаний является ядром человеческого капитала. Если экономический рост обеспечивается более, чем на 60% за счет человеческого капитала, то формирование самого человеческого капитала на 2/3 зависит от профессионального образования, финансовых вложений в науку и образование. Образованность человека определяет уровень человеческого капитала. Знания человек приобретает через систему образования. «Образование, - пишет М. Абишева, - удовлетворяет растущие потребности в знаниях и технологиях» [7, с. 46]. Но здесь следует иметь в виду, что образование оперирует и представляет обучаемым лицам в основном устоявшиеся знания. Здесь необходимо как можно быстрее сокращать дистанцию между новейшими достижениями творческой научной мысли с существующей, на первый взгляд, логически завершенной системой учебных знаний и правил. Творческая выработка нового знания является прерогативой науки. И если согласиться с утверждением этого же автора о том, что «человеческий капитал - это не только знания, навыки и самореализация человека, не просто совокупность практических навыков и интеллектуальных усилий членов общества, но в первую очередь способность создавать новые знания и ценности», то созданию нового знания способствует именно наука. Именно в этом состоит ее конструктивно-созидательная роль в структуре человеческого капитала.

Как бы то ни было, человечество накапливает знания, а затем передает их последующим поколениям через систему образования.

Существенный момент патриотического воспитания гражданина и формирования человеческого капитала в конечном счете выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, общества, своей семьи, самого себя. Социогуманитарные науки способствуют адекватному пониманию внутренней структуры человеческого капитала, взаимосвязи и взаимодействий составляющих его элементов.

Человеческий капитал является основой формирования в XXI веке общества знаний. В таком обществе детерминирующее значение будут иметь не только научные, но и философские, религиозные, искусствоведческие и другие виды человеческих знаний. Философия и науки связаны с жизненным миром человека, формированием и развитием капитала знаий, а шире - всего внутреннего личностного богатства и духовного мира. В этом заключается их неоценимая роль и ценность в формировании и развитии сложнейшего феномена человеческого капитала.

В индивидуальном плане человеческий капитал включает запас здоровья, способностей, знаний и навыков. Так называемая «личная стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций.

Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал нации.

По мнению большинства исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными принципами:

  1. Признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.
  2. Комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни.
  3. Опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста.

Проблема качества человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития страны. И главным ответом на этот вызов является повышение роли науки и образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, здоровья населения, качества и условий жизни.

Одним из факторов, способных придать процессу развития человеческого капитала в более эффективный характер, является фактор инновационного развития современного отечественного образования, который предполагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой и социальной деятельности в условиях новой среды.

В XXI веке это отношение трансформируется в особое основание и императив стратегии развития  – опережающее развитие качества образования (доступности, эффективности, высокого качества содержания и воспитания, развития ключевых компетенций для непрерывного обучения), а внутри этой установки – опережающее развитие качества высшего образования еще более высокими темпами.

Проблема качества образования в современном обществе предстает как проблема качества опережающей и стабилизационной функций образования, непосредственно связанных с развитием качества человеческого потенциала.

Осмысление качества образования на современном уровне невозможно без закона опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества национального интеллектуального потенциала (общественного интеллекта).

Интеллектуальный потенциал общества – это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки для движения вперед.

Качество человеческого потенциала в его синтетическом измерении включает в себя категорию его физического, психического и социального здоровья, категорию качества жизни и через эти категории предъявляет требования к образованию, образовательному пространству.

В современных условиях способности к личностному и профессиональному самоопределению и саморазвитию становятся необходимыми качествами человеческого потенциала, деятельность человека все в большей степени становится инновационной. Существенно сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет интеллектуальная активность человека во всех областях его деятельности.

Реализация современных программ обучения требует новой стратегии образования, основанной на нововведениях в его организационной структуре, инновационных методах, формах обучения с учетом личностных характеристик обучающихся. Современные условия требуют перехода образовательной парадигмы к продуктивному типу обучения, проведению большой работы по внедрению личностно-ориентированного подхода к образованию.

Глобальные программы развития человечества, обсуждаемые мировым сообществом в XXI веке, предусматривают все стороны жизни и жизнеобеспечения человечества. Но одна из них в большинстве случаев остается в тени этих обсуждений и в то же время  является основополагающей для решения всех. Она касается того аспекта человека, который выражают понятиями «разум», «ум», «мышление», «интеллект». Вместе с тем, какую бы проблему человечество не решало, возможность положительного результата определяется уровнем интеллекта как тех людей, которые решают проблемы, так и тех, ради блага которых она решается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О.Делл К., Грейсон Д. Американский менеджмент на пороге ХХІ века. - М.: «Экономика», 1991. - с. 59
2. Назарбаев Н.А. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность: Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. // www.akorda.kz
3. Монро П. История педагогики. В 2 ч. - М., 1932. - Ч.1. - С. 78-81.
4. Абай. Слова назидания. - Алматы, 2006. - С. 121.
5. Абай. Книга слов. - Алматы, 1993. - С. 29.
6. Шакарим Кудайбердиев. Записки забытого. - Алматы, 1993.
7. Абишева М. Человеческий капитал в Республике Казахстан: проблемы образования // Адам әлемі - Мир человека. – 2009. - №3 (41). - С. 46



© 
Г.Т. Кульжанова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru