viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.Б. Плужник,  (Ст. преподаватель, Московский социально-экономический институт)

Серия «Познание» - # СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ  2016

Миф
Рассматривается место мифа в жизни и функционировании общества на различных уровнях его исторического развития. Особое внимание уделяется процессу формирования социального мифа. Раскрывается значение мифотворчества для современного общества.

Ключевые слова: Миф, мифология, социальный миф, мифотворчество, общество, социум, манипулирование.

 

Мифы не исчезли вместе с древними цивилизациями, они продолжают существовать, но уже в новых исторических формах. Возникновение новых форм мифов связано с усложнением структуры сознания и мышления человека. Не смотря на преобладание рационального аспекта в сознании современного человека и повышение склонности к  логическому мышлению, современные мифы продолжают оказывать значительное влияние на социум.

Проблема определения места и роли мифа в функционировании общества, на любом из этапов его социально-исторического развития, является актуальной. Миф воспроизводит историю общества, создает образ народного героя и антигероя, отражает представления данного социума о добре и зле. Миф – это повествование, рассказывающее о происхождении всего сущего: мира, богов, героев, самого человека; передающее представление людей о мире и месте человека в нем.

В представлении Т.Манна миф это – «изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле  заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» [5].

Возникновение мифа, при становлении общества, было связано с необходимостью человека познать окружающий мир. Мифология есть попытка избавиться от неопределенности, давая всему таинственному и пугающему сверхъестественные объяснения. Что позволяло наполнить мир человека содержанием, а действия целенаправленностью.

На рубеже XIX - XX веков в философии возникли новые понятия тесно связанные с мифом и мифологией – это социальный миф и мифотворчество.

Социальный миф – это сформировавшееся на бессознательном уровне мировоззрение, влияющее на социальные действия людей и выражающее интересы различных социальных групп. А.В. Ульяновский давал следующее определение социальном мифу: «Если можно найти точки зрения, когда информация ложна, но в то же время есть точки зрения, когда она истинна, при этом есть заинтересованное в определенной интерпретации лицо – это и есть современный миф» [3].

Мифотворчество - это процесс создания социальных мифов, общественных иллюзий в разных сферах общественной жизни.

Особое значение проблемы мифов, мифологии и мифотворчества в XIX – XX веках приобретает в исследованиях зарубежных и отечественных философов и социологов: Ф. Ницше, О Шпенглера, К.-Г. Юнга, В. Вундта, К. Эванса, Э.Кассирера, Ф.В.Й. фон Шеллинга, А.В. Ульяновского, Б. Малиновского и др.

Большинство западноевропейских философов в своих трудах противопоставляли миф разуму. Например, У.А. Шопенгауэр считал разум послушным орудием воли, причем эта воля носила темный и бессознательных характер. К.Г. Юнг считал миф выражением содержания коллективного бессознательного.

Каким образом создаются социальные мифы?

1. Мифы возникают только тогда, когда человек пытается дать объяснение окружающей его действительности, найти причинно-следственные связи. Объяснения и связи в этом случае будут зависеть от содержания и объема информации, которой он владеет. От получаемой извне информации человек воспринимает лишь малую часть, а запоминает еще меньше, и как правило не всегда точно. Прежде чем достичь сознания человека данная информация проходит ряд физических, психических и социальных фильтров, определяемых особенностями его личности. Таким образом, процесс мифотворчества у каждого человека носит индивидуальный характер, но зависит от окружающих его социальных факторов.

2. Миф невозможно создать на пустом месте. Для этого необходимо наличие ряда условий, таких как социальная, экономическая и политическая обстановка в обществе, предрасположенность социума к усвоению мифа и информированность.

Любые кризисные явления усиливают процесс мифотворчества. Кузнецов Н.В. приводящий высказывание американского социолога К. Эванс выделяет «четыре волны неразумия» западноевропейской цивилизации [5]:

  • Закат античной цивилизации;
  • Сокращение влияния христианской церкви на культуру и общество;
  • Переход от капитализма к индустриализму;
  • Процесс глобализации в современном мире и кризисы связанные с ней.

Рассматривая процесс создания мифов необходимо учитывать их субъективную направленность. Ю.В. Серова выделяет следующие социальные и психологические предрасположенности к мифотворчеству [6]:

а) Потребность в самообмане (в удовлетворении иллюзий);
б) Уровень общественного доверия;
в) Интеллектуальное развития социума (уровень образованности);
г) Степень информированности;
д) Повышенная эмоциональная напряженность в социуме (аффекты, желания, потребности, страх и др.);
е) Коллективность переживания;
ж) Этнопсихические и этнокультурные предпосылки и особенности.

3. Предпосылки мифотворчества определяются во многом характерными чертами социального бытия.

Ю.В. Серова выделяет два вида процесса мифотворчества (стихийное и целеустремленное).

1. Стихийное мифотворчество – это процесс формирования мифа дистанцировано от воли самого человека и от влияния других социальных субъектов. Самые удивительные и мифологические конструкции представляются людям важными только по тому, что существуют независимо от воли человека подчиняясь потребностям социума. Мыслительные процессы направленные на осмысление мифа впитывают в себя подобные умозаключения и умонастроения и возвращаются в сознание человека в виде стихийных представлений последствия которых иной раз заставляют усомниться в величии человеческого разума. И даже когда подобные идеи демифологизируются они не исчезают, не уничтожаются, а вновь воспроизводятся. И в этом воспроизводстве можно проследить господство стихийных сил общественного развития над людьми.

2. Целеустремленное продуцирование мифа – это процесс деятельности активного творческого субъекта, целью которого является создание социального мифа. Социальная мифология начала формироваться в XIX веке. Ее основной целью было управление массовым сознанием. Наиболее популярным средством манипулирования сознанием современного человека являются средства массовой информации. При формировании мифа под воздействием СМИ уже известная социуму информация подается в искаженном виде. В результате под действием социальных мифов реальность настолько изменяется, что найти рациональное зерно возможно только при сопоставлении нескольких источников, но очень часто последнее становится невозможным из-за субъективности, предубежденности и лени людей. Такой человек или группа лиц без особого сопротивления становятся жертвой мифа.

Ярким примером мифотворчества сочетающего в себе оба предложенных Ю.В. Серовой процесса являются события из истории России 17 века известные как Смутное время. Изучая данную историческую проблему мы сталкиваемся:

  • с желающими обманывать (крупнейшие боярские роды стремящиеся к власти и ограничению самодержавия);
  • с готовыми обманываться (население страны на плечи которого легли основные экономические и политические тяготы династического кризиса);
  • с повышенной эмоциональностью населения связанной с процессами укрепления самодержавия, усиления крепостной зависимости крестьянства и усугубленной голодом;
  • с низким уровнем доверия царской власти из-за смены династии;
  • с верой в иллюзию, в чудесное воскрешение умершего царевича из прервавшейся царской династии;
  • с низкими уровнями образования и информированности позволяющими заинтересованным лицам посадить на престол самозванца и весьма успешно манипулировать толпой по его свержению;
  • с процессом демифологизации и повторного воспроизводства мы тоже сталкиваемся: убийство Лжедмитрия I и развенчание мифа о его происхождении, но при этом повторное принятие, пусть уже и меньшим количеством населения, очередного самозванца.

Если вернуться к «волнам неразумия К.Эванса», то можно увидеть, что династический кризис случившийся в стране в конце XVI начале XVII представлял собой благодатную почву для возникновения и развития социального мифа приведших к 8 годам социальных волнений, экономической катастрофе и интервенции. Сделав жертвами социального мифа почти все население центральной Руси. Только реальная перспектива потери государственности смогла оставить процесс развития данного мифа.

В духовной жизни современных цивилизаций мифотворчество занимает важное место. Современный миф имеет весьма сложную структуру. Он не отличается генетическим единством, а соединяет в себе разнообразные элементы религиозных и мистических учений. Только в современном социальном мифе можно увидеть, как древние культы переплетаются с достижениями современной науки и техники.

Значение мифа в современном мире велико и носит разностороннюю направленность:

    1. Социальную:

  • Миф это специфический способ человеческого бытия в мире;
  • Миф это способ регулирования и решения социального бытия;
  • Миф это переживаемая социальным субъектом реальность.

    2. Воспитательную:

  • Миф это способ передачи опыта от одного поколения к другому.

    3. Духовно-эстетическую:

  • Миф это неотъемлемый компонент человеческой деятельности;
  • Миф это проявление творческой фантазии человека;
  • Миф это разновидность культуро-творческого процесса.

    4. Компенсаторную:

  • Миф это процесс обеспечения человеку ощущения психологической защищенности;
  • Миф это воплощение веры человека в сверхъестественное.

    5. Идеологическую:

  • Миф в современном обществе играет важную идеологическую роль.

Многие современные науки ищут в мифе возможность радикального обновления содержания, позволяющую противостоять вызовам современного мира. Основными задачами современного социального мифотворчества являются непосредственно само создание социальных мифов и адаптацию данных мифов в массовом сознании, а целью регулирование поведения современного человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурковский М.В. Мифология в свете философских исканий Шеллинга//Вестник СПбГУКИ, №3 (16) сентябрь 2013 г.
2. Исаков Е.А. Миф как феномен социального бытия в философии мифологии XX века//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, вып. № 120, 2010 г.
3. Калиниченко С.С., Квеско Р.Б., Шинн Т. Определение места мифодизайна как социокультурного феномена//Известия Томского политехнического университета, 2008 г., т. 312 № 6
4. Ковалева И.А. Мифотворчество в современной культуре//Молодой ученый, № 9.1. 2015 г.
5. Кузнецов Н.В. Судьба мифа в современной культуре//Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2011 г. т. 12, выпуск 3
6. Серова Ю.В. Роль социального мифотворчества в жизни современного общества, 2015 г.
7. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архитипов. Изд. Port-Royal. Совершенство, 3 издание, 1997 год
 



© 
О.Б. Плужник, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru