viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.В. Лежнев,  (Соискатель, Уральский государственный юридический университет)

Серия «Познание» - # СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ  2016

Психические аномалии
Статья посвящена описанию тактических приемов и рекомендаций относительно организации ознакомления обвиняемого с психическими аномалиями с материалами уголовного дела.

Ключевые слова: Психические аномалии, ограниченная вменяемость, судебная экспертиза, тактические приемы ознакомления с материалами уголовного дела.

 

Понятие психических аномалий известно юридической науке и практике уже более тридцати лет [1]. Под психическими аномалиями нами понимаются отклонения от психической нормы, вследствие которых лицо не в момент совершения преступления не могло в полной мере осознавать фактический характер совершаемых им действий (бездействий) либо руководить ими. В соответствии со ст. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации данное лицо подлежит уголовной ответственности, но имеющиеся у него психические расстройства учитываются при назначении наказания и могут служить основанием для назначения ему принудительных мер медицинского характера.

В соответствии со ст. 215 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК Российской Федерации) следователь, признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя.

Ввиду того, что обвиняемые с психическими аномалиями обладают нарушениями интеллекта, памяти, мышления и внимания, желательно, чтобы ознакомление с материалами уголовного дела происходило совместно с защитником, если он участвует в деле. Во-первых, это является гарантией соблюдения права обвиняемого на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Защитник поможет обвиняемому понять сущность содержащихся в материалах уголовного дела доказательств, оценить качество проведенного расследования и степень доказанности его виновности, и с учетом этого построить тактику защиты, подготовить мотивированные ходатайства и принять иные значимые процессуальные решения. Участие защитника в этом процессуальном действии важно ввиду того, что только на данном этапе досудебного производства обвиняемый впервые получает полную информацию об имеющихся в деле доказательствах [2]. Из-за имеющихся расстройств познавательных психических процессов обвиняемый может недостаточно качественно изучить материалы дела, что может негативно сказаться на эффективности защитного поведения в суде. Совместное ознакомление с материалами уголовного дела снизит влияние психических аномалий обвиняемого на процесс познания информации, содержащейся в уголовном деле. Кроме того, защитник может помочь обвиняемому выполнить техническую работу, а именно, самостоятельно выписать из уголовного дела необходимые для защиты сведения, снять копии с материалов уголовного дела и т.д. Во-вторых, совместное ознакомление с материалами уголовного дела может способствовать сокращению сроков выполнения требований ст. 217 УПК Российской Федерации, что в свою очередь обеспечит соблюдение принципа разумности срока уголовного судопроизводства, предусмотренного ст. 6.1 УПК Российской Федерации. В случае если обвиняемый агрессивно настроен по отношению к следователю, что характерно для психопатов и лиц, страдающих органическим поражением головного мозга, процесс ознакомления его с материалами уголовного дела может значительно затянуться. Присутствие защитника способствует снятию психологического напряжения и переходу к продуктивному изучению материалов уголовного дела в спокойной обстановке без агрессивных действий со стороны обвиняемого.

Порядок ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела закреплен в ст. 217 УПК Российской Федерации. Следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, а также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то последовательность предоставления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела.

Общие рекомендации относительно организации ознакомления обвиняемого с психическими аномалиями с материалами уголовного дела те же, что при проведении его допроса. Ознакомление с материалами уголовного дела должно проходить в спокойной, комфортной обстановке. Следователь обязан предоставить обвиняемому и его защитнику помещение, пригодное для изучения уголовного дела. При этом в целях повышения эффективности ознакомления ничто не должно отвлекать на себя внимание обвиняемого. Рекомендации, касающиеся продолжительности и времени ознакомления с материалами уголовного дела, следователь не вправе применять без волеизъявления со стороны обвиняемого и его защитника, так как в соответствии с ч. 3 ст. 217 УПК Российской Федерации обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Следователь обязан предоставить им возможность знакомиться с уголовным делом в течение всего рабочего дня, а также по их ходатайству и в нерабочее время. Вместе с тем, следователю следует объяснить защитнику, если он участвует в деле, или родственникам (знакомым) обвиняемого, к мнению которых он прислушивается, что вследствие наличия у обвиняемого психических аномалий наиболее эффективным ознакомление с материалами уголовного дела будет в дневное время, при этом в ходе изучения дела желательно делать перерывы для отдыха через каждые 30-50 минут.

После предъявления всех материалов уголовного дела, в случае если их объем составляет более двух томов, следователю следует пояснить, в каком порядке подшиты материалы (хронологически, по эпизодам, тематически и т.д.). При этом следователь может предоставить обвиняемому копии описей томов уголовного дела, что он смог быстрее разобраться, что находится в каждом из томов уголовного дела.

Анализ правоприменительной практики показал, что в большинстве случаев (более 80 %) обвиняемые с психическими аномалиями начинают изучение материалов уголовного дела с первого тома. Несмотря на то, что ознакомление с материалами уголовного дела – это право обвиняемого, следователю рекомендуется не оставаться безучастным. В целях повышения эффективности изучения дела ему следует последовательно объяснить обвиняемому смысл каждого процессуального документа, находящегося в уголовном деле, объяснить содержание каждого следственного действия, а также показать, что в уголовном деле является главным: какие доказательства являются прямыми, какие косвенными, на что нужно обратить особое внимание, а на что не следует тратить много времени. При необходимости следователь может предоставить обвиняемому копии материалов уголовного дела, представляющих особую значимость.

Вместе с тем, оказывая обвиняемому содействие в ознакомлении с материалами уголовного дела, следователю не следует форсировать его темп, так как он непосредственно зависит от уровня интеллектуального развития обвиняемого с психическими аномалиями. Так, например, олигофрены и лица, страдающие органическими психическими расстройствами, вследствие нарушения развития мышления, внимания и памяти с трудом сосредотачиваются, достаточно медленно усваивают полученную информацию и плохо запоминают материалы уголовного дела. Им тяжело анализировать показания свидетелей, потерпевших, результаты судебных экспертиз. Подобные трудности в изучении материалов уголовного дела могут испытывать обвиняемые, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Необходимо учитывать, что таким лицам требуется значительно больше времени для ознакомления с материалами уголовного дела.

Однако в соответствии с ч. 3 ст. 217 УПК Российской Федерации если обвиняемый и его защитник, приступившие к ознакомлению с материалами уголовного дела, явно затягивают время ознакомления, то на основании судебного решения им устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае, если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. В практике расследования уголовных дел, совершенных лицами с психическими аномалиями, подобные случаи крайне редки, что вероятнее всего обусловлено в первую очередь небольшим объемом уголовного дела (в 93 % уголовных дел объем составлял от одного до трех томов).

Если следователь сталкивается с ситуацией явного затягивания времени ознакомления с материалами уголовного дела, ему следует выяснить у обвиняемого, какой срок ему необходим для завершения изучения дела. Обвиняемому следует разъяснить положение закона о разумности срока уголовного судопроизводства, разъяснить, что злоупотребление правом знакомиться с материалами уголовного дела недопустимо, что таким своим поведением он ограничивает доступ потерпевшего к правосудию, в результате чего он сам себе дает отрицательную характеристику как личности, что будет оценено судом. Кроме того, обвиняемому следует показать бессмысленность затягивания изучения уголовного дела, разъяснив, что сроки предварительного расследования при необходимости можно продлить, и, если обвиняемый будет продолжать себя так вести, суд установит ему срок для ознакомления.

Анализ правоприменительной практики показал, что также достаточно редко встречаются случаи отказа обвиняемого от ознакомления с материалами уголовного дела (около 10 % случаев). В таких случаях следователю необходимо выяснить причину такого отказа и изложить ее в протоколе ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, при этом желательно, чтобы обвиняемый выразил свое нежелание изучать материалы уголовного дела в виде заявления на отдельном листе. Вместе с тем, следователю не следует равнодушно принимать подобный отказ, и нужно разъяснить обвиняемому, что тем самым он ухудшает свое положение и значительно снижает уровень своей подготовки к судебному разбирательству.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михеев Р.И., Михеева А.В. Значение психических аномалий для совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с преступностью // Проблемы правового регулирования вопросов борьбы с преступностью. Владивосток, 1977. С. 48.
2. Рагулин А.В. Участие профессионального защитника на стадии предварительного расследования уголовного дела: Учеб. пособие. Уфа: Академия ВЭГУ; Восточный университет, 2008. С. 154 - 164.
3. Куванова, Ю.А. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости: история, теория и практика: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право /Ю. А. Куванова ; -М.,2001. -26 с.
4. Ситковская О.Д., Уголовный кодекс Российской Федерации. Психологический комментарий. – М. 2009
 



© 
Е.В. Лежнев, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru