viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева»)

Н.И. Дьякова,  (Преподаватель, ГОУ ВО «Красноярский государственный мед. университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

Серия «Познание» - # СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ  2016

Адаптационный потенциал
В связи с резким увеличением количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, к профессиональной деятельности с которыми будущий специалист должен быть готов, проблема адаптации остается чрезвычайно актуальной. Способность к адаптации является индивидуальной характеристикой, определяющейся адаптационным потенциалом специалиста.
Адаптационный потенциал представляет собой интегральной образование, объединяющее социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Адаптационный потенциал, копинг-стратегия, студент, стресс, нарушения адаптации, профессиональная деятельность.

 

Изучение проблем адаптации специалиста к различным условиям, в том числе и к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, является предметом изучения как отечественных (Ю.А.Александровский, Ф.Б. Березин, В.Н. Григорьева, А.Г. Маклаков, A.A. Налчаджанян, В.А Петровский, A.A. Реан и др.), так и зарубежных (I.L. Krestof, R.S. Lazarus, J.K. Norem, H.Thome) исследователей.

Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. В науке адаптация рассматривается в контексте системно-динамического подхода как единая, целостная, интегративная реакция организма, направленная на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды (Сороко С.И., Алдашева А.А., 2012).

С позиций такого взгляда адаптация понимается не просто как процесс и результат взаимодействия человека со средой, а как системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает его жизнь и деятельность путем формирования адекватного внешнему фактору первичного ответа и минимальной реакции платы (Медведев В.И., 2003)

Так, С.Т. Посохова (2001) рассматривает адаптацию как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, как приспособление к измененным условиям среды, как достижение устойчивости в измененной среде. Автор указывает на то, что адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.

По мнению А.Н. Алёхина (2010), адаптация человека является процессом формирования таких способов реагирования, которые адекватны действительности и обеспечивают оптимальные условия его существования.

В качестве одного из важных факторов адаптации личности, успешности ее совладания со стрессом рассматривается копинг-компетентность, которая является аналогом отечественного понятия стрессоустойчивости, рассматриваемого как результат взаимодействия различных компонентов (психофизиологического, эмоционального, интеллектуального, волевого) в контексте общей системы адаптации.

В копинг-компетентности выделяют следующие компоненты: адекватность в интерпретации и оценивании различных параметров ситуации, как на уровне общей тенденции, так и в отношении специфических стрессоров; адекватность восприятия внешних и внутренних ресурсов для преодоления стресса; богатый репертуар копинг-стратегий и сформированность навыков выбора наиболее эффективных стратегий поведения в соответствии с параметрами ситуации; адекватность результатов копинга, последствий осуществленных действий, их эффективности, воз- можности и необходимости коррекции (Трифонова Е.А., 2013).

Адаптационный потенциал личности описывается как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности; совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития; психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию; одна из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (Толстых Ю.И., 2011), в т.ч. работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В определении Л.Э. Кузнецовой (2011), личностный адаптационный потенциал – это интегральная переменная, характеризующаяся совокупностью индивидуальных признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации человека, в частности в экстремальных ситуациях.

По мнению А.М. Богомолова (2008), адаптационный потенциал - это способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

Адаптационный потенциал (адаптоспособность по В. И. Медведеву) выступает неспецифической, т. е. мало зависящей от действующего фактора, характеристикой способностей личности осуществлять адаптационные перестройки. Реализация потенциала адаптации осуществляется в общем контексте взаимодействия личности и образовательной среды вуза. Личностный адаптационный потенциал характеризует устойчивость личности к воздействию внешних факторов, «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач, способность к образованию прогрессивных адаптационных эффектов и новообразований. Таким образом, потенциал адаптации не ограничивается лишь способностью «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности.

Под профессиональной адаптацией понимается процесс становления равновесия в системе «человек – профессиональная среда», проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе (Исаева Е.Р., 2009).

Одним из условий успешной профессиональной адаптации называют зрелость и активность самой личности (Н.Р. Битянова, Т.Г. Григорьева, Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева, В.В. Петрусинский, Н.С. Пряжников, В.Г. Ромек, Е.Е. Сапогова, Е.В. Сидоренко, М.Дж. Смит, К. Фопель).

Профессиональная адаптация возможна в двух стратегиях поведения: активной и пассивной; активное поведение связано с активным принятием условий труда, активным приспособлением к условиям профессиональной деятельности, их осознанием и осмыслением, поиском индивидуального стиля деятельности; пассивное поведение пассивным принятием целей и ценностей профессиональной деятельности (Посохова С.Т., 2001).

С целью изучения адаптационного потенциала будущего специалиста к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, было организовано и проведено исследование.

Задачи исследования:

1. Сравнение уровня адаптационного потенциала студентов-второкурсников КрасГМУ и  ИСГТ КГПУ.

2. Выявление зависимости уровня адаптации от копинг-стратегии у студентов-второкурсников КасГМУ и  ИСГТ КГПУ.

3. Сравнение уровня адаптационного потенциала студентов КрасГМУ и  ИСГТ КГПУ, установление корреляционных связей между копинг-стратегией и уровнем адаптивности.

Характеристика выборки респондентов

В исследовании принимали участие 102 студента 2 курса факультета фундаментального медицинского образования Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, направление «педиатрия». Возрастной диапазон которых составил от 17 до 20 лет; юношей – 16 чел, девушек – 86 чел. (далее студенты КрасГМУ). И студенты 2 курса Института социально-гуманитарных технологий Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева (учителя-логопеды, педагоги-психологи). Возраст испытуемых 18-21 год;  только девушки – 86 чел. (далее студенты ИСГТ КГПУ).

Для изучения адаптационного потенциала будущего специалиста к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития, был использован Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность». Авторы А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин. Опросник состоит из 165 вопросов и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Он предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.

Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) - это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал - КП). Определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль.

Копинг-стратегии

Понятие копинг используется для описания характерных способов поведения человека во фрустрирующих ситуациях. Копинг-стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, избежать или привыкнуть к ним, таким образом погасив стрессовое действие ситуации.

Интерпретация результатов осуществлялась в зависимости от набранных баллов. Чем выше балл по шкале, тем лучше выражен соответствующий ей компонент адаптационного потенциала личности. Кроме того, в опросник включены шкалы дезаптационных нарушений, имеющих обратную зависимость выраженности от набранного балла: чем ниже балл, тем значительнее выраженность нарушения.

Юношеская копинг-шкала Т.Л. Крюковой

Юношеская копинг-шкала разработана австралийскими психологами Эрикой Фрайденберг и Рамоном Льюисом. Русскоязычная адаптация выполнены Т. Л. Крюковой.

Утверждения опросника образуют 18 шкал или копинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство (Крюкова Т.Л., 2010).

Представленные в восемнадцати шкалах стратегии образуют три стиля совладающего поведения:

  1. Продуктивные стратегии (решение проблемы, профессиональные достижения, духовность, позитивный фокус) направлены на устранение проблемы, минимизируют стрессовую ситуацию;
  2. Непродуктивные стратегии (игнорирование, уход в себя, самообвинение, беспокойство, активный отдых) являются противоположностью продуктивных, способствуют развитию состояния фрустрации, не помогают решить проблему;
  3. Социальные стратегии (социальная поддержка, друзья, принадлежность, общественные действия, профессиональная помощь) в зависимости от обстоятельств могут являться как продуктивными, так и непродуктивными.

В рамках проводимого исследования студентам предлагалось ответить на вопросы МЛО «Адаптивность». Результаты были обработаны, при помощи прикладного программного пакета «Statistica 6.0» с использованием непараметрических статистических методов. На основе полученных данных проводился сравнительный анализ адаптационных способностей студентов (Рис.1, Рис.2).

Общий уровень Адаптационного потенциала студентов КрасГМУ ниже среднего у 81,1% респондентов. Процесс адаптации студентов протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. У таких людей может повышаться конфликтность, снижаются коммуникативные способности.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ имени А.И. Герцена). СПб., 2010. С. 27-32.
2. Артюхова Т. Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 49–53.
3. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73.
4. Козырева О.А., Дьякова Н.И. Прогнозирование успешности профессионального становления будущих специалистов посредством интеллект-карт// Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. №4(38). С. 196-203.
5. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защите личности в условиях здоровья и болезни. / СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009 - 136 стр.
6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24. 13. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с.
7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.
8. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 393 с.
9. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 71-83.
 



© 
О.А. Козырева, Н.И. Дьякова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru