levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева»)

Н.И. Дьякова,  (Преподаватель, ГОУ ВО «Красноярский государственный мед. университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

Серия «Познание» - # СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ  2016

Адаптационный потенциал
В связи с резким увеличением количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, к профессиональной деятельности с которыми будущий специалист должен быть готов, проблема адаптации остается чрезвычайно актуальной. Способность к адаптации является индивидуальной характеристикой, определяющейся адаптационным потенциалом специалиста.
Адаптационный потенциал представляет собой интегральной образование, объединяющее социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Адаптационный потенциал, копинг-стратегия, студент, стресс, нарушения адаптации, профессиональная деятельность.

 

Изучение проблем адаптации специалиста к различным условиям, в том числе и к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, является предметом изучения как отечественных (Ю.А.Александровский, Ф.Б. Березин, В.Н. Григорьева, А.Г. Маклаков, A.A. Налчаджанян, В.А Петровский, A.A. Реан и др.), так и зарубежных (I.L. Krestof, R.S. Lazarus, J.K. Norem, H.Thome) исследователей.

Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. В науке адаптация рассматривается в контексте системно-динамического подхода как единая, целостная, интегративная реакция организма, направленная на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды (Сороко С.И., Алдашева А.А., 2012).

С позиций такого взгляда адаптация понимается не просто как процесс и результат взаимодействия человека со средой, а как системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает его жизнь и деятельность путем формирования адекватного внешнему фактору первичного ответа и минимальной реакции платы (Медведев В.И., 2003)

Так, С.Т. Посохова (2001) рассматривает адаптацию как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, как приспособление к измененным условиям среды, как достижение устойчивости в измененной среде. Автор указывает на то, что адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.

По мнению А.Н. Алёхина (2010), адаптация человека является процессом формирования таких способов реагирования, которые адекватны действительности и обеспечивают оптимальные условия его существования.

В качестве одного из важных факторов адаптации личности, успешности ее совладания со стрессом рассматривается копинг-компетентность, которая является аналогом отечественного понятия стрессоустойчивости, рассматриваемого как результат взаимодействия различных компонентов (психофизиологического, эмоционального, интеллектуального, волевого) в контексте общей системы адаптации.

В копинг-компетентности выделяют следующие компоненты: адекватность в интерпретации и оценивании различных параметров ситуации, как на уровне общей тенденции, так и в отношении специфических стрессоров; адекватность восприятия внешних и внутренних ресурсов для преодоления стресса; богатый репертуар копинг-стратегий и сформированность навыков выбора наиболее эффективных стратегий поведения в соответствии с параметрами ситуации; адекватность результатов копинга, последствий осуществленных действий, их эффективности, воз- можности и необходимости коррекции (Трифонова Е.А., 2013).

Адаптационный потенциал личности описывается как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности; совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития; психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию; одна из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (Толстых Ю.И., 2011), в т.ч. работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В определении Л.Э. Кузнецовой (2011), личностный адаптационный потенциал – это интегральная переменная, характеризующаяся совокупностью индивидуальных признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации человека, в частности в экстремальных ситуациях.

По мнению А.М. Богомолова (2008), адаптационный потенциал - это способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

Адаптационный потенциал (адаптоспособность по В. И. Медведеву) выступает неспецифической, т. е. мало зависящей от действующего фактора, характеристикой способностей личности осуществлять адаптационные перестройки. Реализация потенциала адаптации осуществляется в общем контексте взаимодействия личности и образовательной среды вуза. Личностный адаптационный потенциал характеризует устойчивость личности к воздействию внешних факторов, «готовность» к разрешению и усложнению адаптационных задач, способность к образованию прогрессивных адаптационных эффектов и новообразований. Таким образом, потенциал адаптации не ограничивается лишь способностью «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности.

Под профессиональной адаптацией понимается процесс становления равновесия в системе «человек – профессиональная среда», проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе (Исаева Е.Р., 2009).

Одним из условий успешной профессиональной адаптации называют зрелость и активность самой личности (Н.Р. Битянова, Т.Г. Григорьева, Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева, В.В. Петрусинский, Н.С. Пряжников, В.Г. Ромек, Е.Е. Сапогова, Е.В. Сидоренко, М.Дж. Смит, К. Фопель).

Профессиональная адаптация возможна в двух стратегиях поведения: активной и пассивной; активное поведение связано с активным принятием условий труда, активным приспособлением к условиям профессиональной деятельности, их осознанием и осмыслением, поиском индивидуального стиля деятельности; пассивное поведение пассивным принятием целей и ценностей профессиональной деятельности (Посохова С.Т., 2001).

С целью изучения адаптационного потенциала будущего специалиста к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, было организовано и проведено исследование.

Задачи исследования:

1. Сравнение уровня адаптационного потенциала студентов-второкурсников КрасГМУ и  ИСГТ КГПУ.

2. Выявление зависимости уровня адаптации от копинг-стратегии у студентов-второкурсников КасГМУ и  ИСГТ КГПУ.

3. Сравнение уровня адаптационного потенциала студентов КрасГМУ и  ИСГТ КГПУ, установление корреляционных связей между копинг-стратегией и уровнем адаптивности.

Характеристика выборки респондентов

В исследовании принимали участие 102 студента 2 курса факультета фундаментального медицинского образования Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, направление «педиатрия». Возрастной диапазон которых составил от 17 до 20 лет; юношей – 16 чел, девушек – 86 чел. (далее студенты КрасГМУ). И студенты 2 курса Института социально-гуманитарных технологий Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева (учителя-логопеды, педагоги-психологи). Возраст испытуемых 18-21 год;  только девушки – 86 чел. (далее студенты ИСГТ КГПУ).

Для изучения адаптационного потенциала будущего специалиста к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития, был использован Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность». Авторы А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин. Опросник состоит из 165 вопросов и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Он предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.

Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) - это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал - КП). Определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль.

Копинг-стратегии

Понятие копинг используется для описания характерных способов поведения человека во фрустрирующих ситуациях. Копинг-стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, избежать или привыкнуть к ним, таким образом погасив стрессовое действие ситуации.

Интерпретация результатов осуществлялась в зависимости от набранных баллов. Чем выше балл по шкале, тем лучше выражен соответствующий ей компонент адаптационного потенциала личности. Кроме того, в опросник включены шкалы дезаптационных нарушений, имеющих обратную зависимость выраженности от набранного балла: чем ниже балл, тем значительнее выраженность нарушения.

Юношеская копинг-шкала Т.Л. Крюковой

Юношеская копинг-шкала разработана австралийскими психологами Эрикой Фрайденберг и Рамоном Льюисом. Русскоязычная адаптация выполнены Т. Л. Крюковой.

Утверждения опросника образуют 18 шкал или копинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство (Крюкова Т.Л., 2010).

Представленные в восемнадцати шкалах стратегии образуют три стиля совладающего поведения:

  1. Продуктивные стратегии (решение проблемы, профессиональные достижения, духовность, позитивный фокус) направлены на устранение проблемы, минимизируют стрессовую ситуацию;
  2. Непродуктивные стратегии (игнорирование, уход в себя, самообвинение, беспокойство, активный отдых) являются противоположностью продуктивных, способствуют развитию состояния фрустрации, не помогают решить проблему;
  3. Социальные стратегии (социальная поддержка, друзья, принадлежность, общественные действия, профессиональная помощь) в зависимости от обстоятельств могут являться как продуктивными, так и непродуктивными.

В рамках проводимого исследования студентам предлагалось ответить на вопросы МЛО «Адаптивность». Результаты были обработаны, при помощи прикладного программного пакета «Statistica 6.0» с использованием непараметрических статистических методов. На основе полученных данных проводился сравнительный анализ адаптационных способностей студентов (Рис.1, Рис.2).

Общий уровень Адаптационного потенциала студентов КрасГМУ ниже среднего у 81,1% респондентов. Процесс адаптации студентов протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. У таких людей может повышаться конфликтность, снижаются коммуникативные способности.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ имени А.И. Герцена). СПб., 2010. С. 27-32.
2. Артюхова Т. Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 49–53.
3. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73.
4. Козырева О.А., Дьякова Н.И. Прогнозирование успешности профессионального становления будущих специалистов посредством интеллект-карт// Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. №4(38). С. 196-203.
5. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защите личности в условиях здоровья и болезни. / СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2009 - 136 стр.
6. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24. 13. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с.
7. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.
8. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 393 с.
9. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 71-83.
 



© 
О.А. Козырева, Н.И. Дьякова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru