viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.А. Кибальченко,  (Д.псх.н., Южный федеральный университет Институт компьютерных технологий и информационной безопасности, Таганрог)

Серия «Познание» - # СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ  2016

Психология труда
Статья посвящена обсуждению вопросов адекватности типичных учебных пособий актуальному состоянию научной дисциплины, особенностям запроса практики и задачам подготовки специалистов. Предлагаются условия повышения качества учебных пособий для вузов. В качестве примера рассматривается и анализируется одно из учебных пособий (Толочек В.А. Психология труда.- СПб.: Питер, 2017).

Ключевые слова: Психология труда, учебное пособие, эволюция, структура, интеграция.

 

По определению, учебники и учебные пособия должны отражать наиболее устоявшиеся, общепризнанные знания, что требует известного времени их научной верификации и проверки практикой. Но вместе с тем, «фактор времени» играет и нежелательную роль – знание, представленное в учебнике, всегда будет запаздывающим… Как это системное явление сказывается на понимании актуального запроса практики и ему соответствующих задач подготовки специалистов?

Есть ли какие-то возможности снизить негативное влияние «фактора времени» на эффективность учебного процесса? Вероятно, да. Можно назвать несколько условий, тому способствующих. Первое: все учебники и учебные пособия периодически должны обновляться (это общеизвестно и общепринято). Второе: в учебниках и пособиях должны представляться и работы современных ведущих специалистов и ученых. Третье: в учебниках и пособиях должна представляться широкая панорама состояния дисциплины. Четвертое: желательно, чтобы в учебном пособии отражалась эволюция научной дисциплины (не только начиная с античности, но эволюция в ее актуальной фазе, например, на протяжении ХХ ст.). Пятое: желательно, чтобы в учебном пособии ставились задачи отражения эволюция социальных объектов, изменения социального запроса и, соответственно, динамика развития самой научной дисциплины.

Понятно, что названные условия не исчерпывают всех требований к хорошему учебнику или учебному пособию. Важны его структура, язык изложения, полнота освещения отдельных вопросов, их пропорция и соотношения, четкость определений основных понятий и многое другое.

В качестве возможного примера такого подхода (в большей или меньшей степени отражающего названные выше условия) можно назвать недавно изданное учебное пособие (Толочек В.А. «Психология труда» - СПб.: «Питер», 2017) [10]. Оно является вторым, дополненным изданием, вышедшем там же в 2016 г. [9]. Первой версией книги было учебное пособие «Современная психология труда», с 2005 по 2010 четырежды изданное в том же издательстве [8]. Рецензенты настоящего издания – А.В. Карпов и Ю.П. Поваренков, представляющие ЯрГУ, рецензентами первого издания были Е.А.Климов и В.А. Бодров, представляющие МГУ и ИПРАН.

Эта «история книги» косвенно отражает первое пожелание к учебнику – есть преемственность, есть периодически обновляемые содержание и структура.

В учебном пособии достаточно представлены не только труды отечественных «классиков» психологии труда, инженерной психологии и эргономики – К.К.Платонова, Е.А.Климова, Б.Ф.Ломова, А.К.Марковой и др., но и работы современных специалистов и ученых – Н.Е.Водопьяновой, А.Л.Журавлева, А.В.Карпова, А.Н.Костина и Ю.Я.Голикова, Л.М.Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.Н.Симоновой, А.В.Юревича, Б.А. Ясько и мн.др. [1-7, 11, 12], что можно условно считать соответствующим второму условию.

О третьем условии – о широте панорамы состояния дисциплины, отраженной в учебном пособии, можно говорить довольно условно. Едва ли это пожелание вообще выполнимо, тем более, в работе одного автора. Не всегда такие задачи успешно решаются даже силами больших научных коллективов.

Четвертое пожелание – отражение эволюции научной дисциплины в обсуждаемой книге, – прямо заявлено и разносторонне обсуждается автором. Для этого им используются разные приемы – сопоставляются понимание задачи дисциплины и определения ее предмета, данных разными специалистами в разные хронологические периоды, чаще – в интервале 1960 – 2000-х годов.

Пятое пожелание – анализ эволюции социальных объектов, изменения со временем социального запроса, возможности и полноты ответов на него ученых, факторы, влияющие на развитие научной дисциплины, – также представлены в анализируемом нами учебном пособии.

В дополнение к вышесказанному, можно отметить следующее.

В новом учебном пособии, как и принято, рассматриваются основные вопросы учебного курса «Психология труда», основные научные понятия, используемые в преподавании учебной дисциплины, раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов. Акцент в изложении сделан на анализе исторических тенденций изменения свойств социальных объектов, следующего из этого характера социального заказа, определяющего особенности развития самой дисциплины.

В учебном пособии также анализируются тенденции развития смежных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала.

В новом издании книги – 2017 года, – рассматриваются изменениях в организации и содержании труда человека на протяжении ХХ столетия, приводятся примеры эволюции научных парадигм, изменения отношений субъекта деятельности и организации труда.

Характерными особенностями настоящей книги являются: ее направленность, которую можно условно определить как эволюционная психология труда. Форма представления материала включает обзор по теме, содержащий как аннотированные представления научных позиций ученых и большие фрагменты первоисточников, так и авторские ремарки, отмеченные знаком «NB». В пособии реализован опыт акцентирования внимания читателей на хронологии исследования явлений, фиксируемых в специфических единицах – хронотопах знания – «спонтанно складывающихся в недрах науки исторические формы отображения действительности» [9, с. 11], образцами которых выступают типовые схемы профессиограмм, схемы и методы профессионального отбора, формулирования научных задач, описания психологических феноменов и др.

Характерной является и структура глав, завершаемая разделом «парадигмы», содержащими историко-теоретический и методологический анализ исследований в данной области и сложившихся представлений ученых, и традиционным для учебных пособий раздел – «Вопросы и задания для самопроверок».

Представления автора о задачах учебного курса и пояснения особенностей авторского изложения материала изложены во введении.

В главе 1 «Психология труда как область научного знания о труде» отражены границы и задачи дисциплины, с учетом научных традиций и позиций отечественных ученых, как и в главе 2 «История психологии труда». В главе 3 «Психология труда: основные составляющие научной дисциплины» дается представление о дисциплине в широком смысле слова, о ее дочерних ответвлениях – инженерной психологии, эргономике, организационной психологии, профориентации, профессиональном обучении и собственные задачи психологии труда (в узком смысле слова). В 4 – 11 главах рассматриваются отдельные крупные вопросы и проблемы, типичные для изложения в таких учебных пособиях, то есть «Профессия, трудовой пост и рабочее место», «Эргатические функции и классификации профессий», «Методы изучения трудовой деятельности», «Факторы эффективности труда», «Адаптация человека к профессиональной деятельности», «Профессиографическое описание труда и субъекта», «Профессиональное самоопределение», «Периодизация жизни и профессиональная карьера».

В главах 12 «Профессиональный отбор персонала организаций» и 13 «Подбор, наем и расстановка персонала» обсуждаются вопросы связи научных и прикладных задач, особенности социально-психологических технологий на примере профессионального отбора кандидатов в профессии разных типов, на примерах анализа социальных технологий подбора, обучения и аттестации персонала организаций – в контексте субкультуры организаций, с учетом исторических тенденций работы с людьми – от «учета кадров» к «управлению человеческими ресурсами».

В главе 14 «Перспективы развития объекта и предмета психологии труда» представлена динамика развития психологии труда как дисциплины на протяжение ХХ ст., ее особенности в исторических границах начала нового столетия, пути поисков и описания учеными новых сущностных свойств предмета дисциплины труда, ее актуальных задач.

Обобщая, можно констатировать, что учебное пособие «Психология труда. – СПб.: Питер, 2017» [10] – интересная, содержательная, оригинальная книга, знакомство с которой будет полезным как для студентов, обучающихся по направлению (специальности) 030300 «Психология», так для преподавателей и для всех, интересующихся психологией.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.
2. Журавлев А. Л. Психология управленческих взаимодействий. — М.: Изд-во Института Психологии РАН, 2004.
3. Карпов А.В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. — М.: РАО, 2012.
4. Коcтин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 2014.
5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития учителя. — СПб.: Нестор-История, 2014.
6. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. — Саратов: Изд-во СГПУ, 2013.
7. Симонова Н. Н. Адаптация к работе вахтовым методом в экстремальных условиях Крайнего Севера. — Архангельск: ИД САФУ, 2014.
8. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2010. – 432 С.
9. Толочек В.А. Психология труда.- СПб.: Питер, 2016. – 480 С.
10. Толочек В.А. Психология труда.- 2-е изд.доп.- СПб.: Питер, 2017. – 480 С.
11. Юревич А. В. Методология и социология психологи. — М.: ИП РАН, 2010.
12. Ясько Б. А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура: монография. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2013.
 



© 
И.А. Кибальченко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru