viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.Н. Болдырева,  (К.филос.н., УВО «Московский художественно-промышленный институт» (УВО «МХПИ»))

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Рефлексия
В статье, предлагаемой вниманию читателей, анализируется вариативность категории рефлексии в различных её трактовках от античности до современных концепций. Показано, что через рефлексию осуществляется как анализ мышления, знаний о себе, так и анализ других субъектов. Определено, что в процессе рефлексии осуществляется осмысление подлинных человеческих ценностей.

Ключевые слова: Рефлексия, деятельность, вариативность подходов, аспекты рефлексии, определения рефлексии, преобразование социума, ценности.

 

Рефлексия как массово употребляемая категория превалирует в различных отраслях знания, будь то в философии, социальной философии, социологии, психологии. На современном этапе наука  нуждается в точном научном определении самого термина «рефлексия».

Рефлексия в настоящее время имеет множество формулировок. С античности по настоящее время данная категория вызывает интерес у ученых. Отметим, что именно философия задаёт новые ориентиры поиска для современных исследовательских моделей познания науки.

Ретроспективный синопсис литературных источников показывает, что традиция исследования рефлексии положена античной философией; уже в сочинениях древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона, Аристотеля рефлексия становилась предметом обсуждения. Известно, что Сократ был первым мыслителем, обладающим способностью критического самосознания. По мнению Платона и Аристотеля, мышление и рефлексия есть божественный разум. И позднее, в период Средневековья, рефлексия рассматривается в качестве важнейшего принципа философии.

Дефиницию рефлексии в философию ввёл Р. Декарт,  идентифицируя её с возможностью индивида фиксировать сущность своих мыслей, полностью отвлекаясь от всего стороннего.  Со своей стороны, Дж. Локк в своих сочинениях отмечает, что: «Рефлексия - это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ её проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности» [5].

И. Кант  считал, что: «Именно благодаря рефлексии производится образование понятий, а «рефлексия не имеет дело с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них, но она представляет собой понимание отношения данных структур к различным началам познания, и лишь благодаря ей может быть чётко определено их отношение друг к другу» [4].

В свою очередь, в научных источниках рефлексия определяется как:

  • «форма теоретической деятельности развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовной деятельности человека» [7];
  • форма философского мышления, направленная на осмысление и обоснование собственных предпосылок. В философии рефлексия является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления;
  • дефиниция, используемая для проявления форм самоанализа науки, самопознания, самосознания. 

Нередко  это определение  используется в качестве синонима понятия «размышление» и в этом случае понятие рефлексии приобретает более широкий смысл. Рефлексия также связана и с механизмами  эмпатии, которая определяет зависимость собственного осознания значимости с ценностями других индивидов.

В Новой философской энциклопедии под ред. В.С. Степина предлагается следующая трактовка рефлексии: «Рефлексия – понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и её оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека» [8].

Проанализируем категорию рефлексии с точки зрения известных отечественных психологов. Примечательно, что Л.С. Выготский видел в рефлексии «перенесение» мышления на самого себя, обращая   внимание на то, что рефлексия модифицирует субъекта. Она ограничивает субъекта, таким образом он сам себя оформляет [2]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна,   «…с возникновением рефлексии появляется особый способ существования человека в мире и изменяется его отношение к миру» [9].

Как мы видим, в психологии рефлексию истолковывают не только как составляющий элемент сознания или самосознания, но и как социокультурный феномен. Вследствие этого, рефлексия у психологов есть  основа человеческой жизнедеятельности. В этом контексте рефлексия выступает важным элементом развития субъекта.

Самопознание человека и его самосовершенствование приводит к тому, что возникают новые стандарты поведения в изменяющейся социокультурной среде. Эти потенции реализуются через рефлексивный потенциал личности.

Анализ показывает, что через рефлексию происходит преобразование внутреннего мира и самого человека.

С этой точки зрения, вызывает интерес понимание рефлексии, представленное в исследованиях философа Э.В. Ильенкова, связанное с неотождествлённостью самого человека и его  самосознания. Это он анализирует  как определенную особенность  личности и необъективности [3].

Согласно пониманию Г.А.Антипова, познание не обязано быть рефлексивным. «Для философского сознания, писал Г.А. Антипов, познающее в категориях мышление есть реальный человек и поэтому лишь мир, постигнутый через категории и есть подлинный мир как таковой» [1].

Что касается осмысления рефлексии философом Г.П.Щедровицким,  то  дефиниция   рефлексии анализируется им в связи с кооперативными отношениями. Он считал, что программа  будущей деятельности может быть сформирована  лишь на основе исследования прежней. Поэтому рефлексия рассматривалась Г.П.Щедровицким как особый тип кооперационной связки нескольких актов деятельности [10].

Опираясь на широкий пласт исследований,  Л.А.Микешина видит в рефлексии «Форму теоретической деятельности, направленную на «осмысление своего мышления, собственных действий, а также мышления и действий других – в целом культуры, науки и их оснований».

В современных научных источниках единого определения рефлексии не сложилось. Многие аспекты проблемы остаются актуальными и в настоящее время.

Важно отметить, что в процессе рефлексии субъектом осознается с одной стороны, смысл человеческого бытия, а с другой, ценность своей собственной жизни, происходит  анализ  человеческих ценностей. Посредством рефлексии личность приобретает  знания о о себе, об обществе.

С другой стороны, рефлексия анализируется и как теоретическая деятельность, связанная с отыскиванием исходного и истинного смысла. В этой связи рефлексию можно представить как преобразование человеческой деятельности, а также рационального осмысливания. Именно рефлексия создаёт условие перехода поведения в деятельность, уточняя при этом цели и средства.

Мир рефлексии у каждого человека собственный, он очень разнообразен и богат. Благодаря способности к рефлексии субъект определяет квалитативный образ жизни, модификации действий,  тем самым, устраняя нерезультативные результаты. При этом происходит переключение на новые  механизмы преобразования действительности. Рефлексия позволяет нам выполнять анализ прошлого и адекватно прогнозировать будущее.

Можно считать, что рефлексия – есть форма теоретической деятельности, основа, создающая условия для развития способности индивида осознать свое мышление, проанализировать свое действие, при необходимости преобразовать  его в более рациональную конструкцию, а также осознать мышление и деятельность других субъектов для адекватного конструирования социокультурного пространства.

Безусловно, рефлексия принадлежит человеку, его социальной наполненности через механизмы коммуникационного взаимодействия. Все социальные образования, в рамках которых люди реализуют определенное функционирование - всё это конструкции с рефлексией. Рефлексия есть осмысление собственной деятельности, с целью ее целенаправленного совершенствования. Именно она  приоткрывает  скрытые ранее обстоятельства.

Рефлексия есть и личностное качество. Её можно анализировать как отражение самого себя, своих возможностей, способностей, социальной значимости. Через рефлексию субъект вырабатывает самостоятельную позицию как в социальных коммуникациях, так и в процессе познавательной деятельности.

Таким образом, какой бы ни была многоаспектность понятия рефлексии в современном толковании, можно утверждать, что рефлексия побуждает к постижению самого себя через понимание своей внутренней сущности в процессе познания особенности интеллектуального мира человека,  поиском своих мировоззренческих, логических, ценностных и прочих социальных установок.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипов Г.А. Философская рефлексия и природа идеального // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. - С. 25 - 26.
2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». М.: Лабиринт, 1999. — 352 с
3. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: Изд. Прогресс, 1997 с. 231-234.
4. Кант И. Собрание сочинений: В 8-ми т. (пер. с нем.) Критика чистого разума. - М.: ЧОРО, 1964. Т.3. - С. 314.
5. Дж. Локк. Собрание сочинений т. 1. Москва, 1985. С. 155.
6. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. М.: Прогресс-Традиция; МПСИ: Флинта, 2005. С. 400 – 401.
7. Митюшин А. А. Рефлексия. / Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С. 579 - 580.
8. Новая философская энциклопедия; в 4 т. / (Ин-т ф-ии РАН) под ред. В.С.Степина. М.: Мысль, 2001. 2659с.
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М, 1957 с. 109-111
10. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — Москва, 2005. — 800 с
 



© 
И.Н. Болдырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru