viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

И.В. Ларионова,  (Д.э.н., проф. Каф. «Банки и банковский менеджмент», зам. зав. каф. по научно-исследовательской работе)

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Мастерская программа
Новые экономические условия, отличающиеся высокими рисами нестабильности в банковском секторе экономики, предъявляют соответствующие требования к содержанию и организации преподавания дисциплин магистерских программ. Это в значительной степени касается, прежде всего, программ реализуемых кафедрой в магистратуре. В статье основное внимание уделено набору преподаваемых дисциплин, их содержательному наполнению и организации учебного процесса.

Ключевые слова: Мастерская программа, дисциплина по мастерской программе, содержание программы, система риск-менеджмента, мастер-класс.

 

Кафедра «Банки и банковский менеджмент» на протяжении нескольких лет реализует продвинутую программу, имеющую практическую направленность - «Риск-менеджмент в коммерческом банке». В прошлом году состоялся первый выпуск студентов по этой программе, результаты которого позволяют подвести некоторые итоги и наметить пути совершенствования преподавания дисциплин и организации учебного процесса.

В программе поставлены достаточно амбициозные цели - подготовка риск-менеджеров, способных: принимать оптимальные управленческие решения; создавать и использовать инновации в управлении рисками; объективно оценивать и прогнозировать развитие банка, опирающихся при этом на знания в области фундаментальных концепций финансового и банковского менеджмента и владеющих современным статистическим и математическим инструментарием.

В соответствии с поставленными целями был определен набор обязательных дисциплин, раскрывающих содержание программы. Среди них:

  • Система риск-менеджмента и прикладные аспекты управления рисками;
  • Современная практика регулирования рисков в банковском секторе;
  • Оценка финансовой устойчивости и перспектив деятельности кредитной организации;
  • Антикризисное управление в коммерческом банке.

Эти дисциплины удачно дополнены рядом дисциплин по выбору студента, позволяющие более детально осветить специфический инструментарий управления, либо методические подходы к решению новых проблем в развитии риск-менеджмента в условиях нестабильности.

В то же время следует заметить, несмотря положительные отклики и спрос со стороны магистрантов на эту программу, необходимо выделить направления ее развития по ряду направлений.

    Первое направление связано с постоянным уточнением и модернизацией набора вопросов дисциплин программы, как отклик на новые тенденции рынка и развитие инструментария риск-менеджмента, а также требований регулятора к кредитным организациям. Реализация этого направления требует постоянного обсуждения содержательной части дисциплин Программы в коллективе преподавателей, задействованных в учебном процессе. Причем это направление требуют не просто обсуждения ключевых вопросов темы, но продвижения в научном толковании происходящих изменений, то есть научных дискуссий. Очевидно, что подобные дискуссии целесообразно организовывать с работодателями и профессионалами в данной предметной области, занимающимися этими проблемами на практике. Отчасти эти проблемы находят свое решение в организации и проведении мастер-классов практиками, по наиболее сложным с инструментальной точи зрения вопросам, поскольку современная практика слишком динамично развивается. В этой связи возникают определенные проблемы в постоянной модернизации рабочих программ преподаваемых дисциплин, занимая много времени в ущерб приобретению новых знаний преподавателями по проблемам риск-менеджмента. Представляется, что формулируемые компетенции дисциплин программы неизбежно будут отставать от стремительно развивающейся практики в сфере риск-менеджмента. В этой связи, полагаю, что  основное внимание в рабочих программах дисциплин должно быт уделено, прежде всего, их содержанию, а не формулированию компетенций. Одновременно, по моему мнению, содержательная часть дисциплин должна оставаться «отрытой» для постоянного обновления, целесообразно дать больше свободы профессорско-преподавательскому составу в модернизации содержания программы, без постоянного переписывания программ дисциплины в соответствии с уточнением стандартов.

    Второе направление касается инвестиций в знания преподавателей. Привлечение практиков в учебный процесс таких прикладных магистерских программ, к числу которых относится программа «Риск-менеджмент в коммерческом банке», безусловно, является правильным. Однако, не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что практики не всегда обладают системностью знания в предметной области, не владеют методикой преподавания, как правило, одновременно превосходно владея современным инструментарием риск-менеджмента. В этой связи, участие практиков учебном процессе не может быть тотальным, а лишь фрагментарным. Полагаю, что сегодня недостаточно внимания уделяется профессиональной переподготовке преподавателей. Как показывает опыт, повышение квалификации преподавателей в банках имеет ограниченные рамки, поскольку вопросы риск-менеджмента не являются открытыми. Здесь возникает проблема, решение которой мне видится в плоскости специализированной переподготовки преподавателей на централизованной основе с креном на международный опыт. Здесь, как мне кажется, требуется участие администрации университета. Полагаю, что кризис, это время не только для оптимизации, но инвестиций в знания, мультипликативный эффект которых может быть достигнут только через преподавательский корпус. Только такой подход позволит решать проблемы риск-менеджмента в банках через подготовку специалистов, обладающих современными знаниями, полученными в университете, повысить востребованность выпускников.

    Третье направление связано с предоставлением большей свободы в формировании программы научному руководителю. Ситуация сегодня выглядит так, что базовый блок преподаваемых дисциплин, как правило, не пропорционален по количеству часов и не интегрирован в содержание программы. Отклики магистров об этом красноречиво свидетельствуют. В этой связи полагаю, что с научным руководителем программы должно согласовываться содержание дисциплин базового блока, который должен быть спрофилирован на программу. Одновременно по ряду дисциплин (отклики магистров) содержание базовых дисциплин повторяет бакалаврский блок, что недопустимо. К сожалению, руководитель программы не может никак повлиять на эту ситуацию.

    Четвертое направление. Это направление связано с приемом выпускников на программу. Здесь следует принять во внимание два момента. Первый - следует отказаться от письменных испытаний, и вернутся к собеседованиям с ведущими преподавателями, реализующими программу. Такой подход позволит выяснить способность и понимание будущего магистранта воспринимать содержание программы и овладеть ключевыми компетенциями. Второй момент связан с предоставлением возможности студентам обучаться на программе не всегда имеющим базовое образование по специальности «финансы и кредит». С одной стороны, это правильное направление, в другой, приобретение знаний в специализированной отрасли знаний и умений предъявляет требование к базовым навыкам и знаниям будущего студента.  Смешанное обучение студентов, обладающих фундаментальными представлениями о банках и банковской деятельности и тех, кто имеет отдаленное представление о специфике деятельности банков, рисках, методах оценки и управления ими, требует упрощения содержания программы, что не отвечает ее цели. В этой связи актуальным становится предложение о проведении собеседования с потенциальными магистрами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Риск-менеджмент в коммерческом банке: Монография /Под ред. И.В. Ларионовой. - М.: КноРус, 2014 г., ЭБС:Book.ru
2. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения Под редакцией д.э.н., проф. Ларионовой И.В.. Москва, КноРус 2015.
3. http://www.management.com.ru.
4. Сайт Корпоративный менеджмент: www/ cfin.ru.
 



© 
И.В. Ларионова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru