levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

И.В. Ларионова,  (Д.э.н., проф. Каф. «Банки и банковский менеджмент», зам. зав. каф. по научно-исследовательской работе)

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Мастерская программа
Новые экономические условия, отличающиеся высокими рисами нестабильности в банковском секторе экономики, предъявляют соответствующие требования к содержанию и организации преподавания дисциплин магистерских программ. Это в значительной степени касается, прежде всего, программ реализуемых кафедрой в магистратуре. В статье основное внимание уделено набору преподаваемых дисциплин, их содержательному наполнению и организации учебного процесса.

Ключевые слова: Мастерская программа, дисциплина по мастерской программе, содержание программы, система риск-менеджмента, мастер-класс.

 

Кафедра «Банки и банковский менеджмент» на протяжении нескольких лет реализует продвинутую программу, имеющую практическую направленность - «Риск-менеджмент в коммерческом банке». В прошлом году состоялся первый выпуск студентов по этой программе, результаты которого позволяют подвести некоторые итоги и наметить пути совершенствования преподавания дисциплин и организации учебного процесса.

В программе поставлены достаточно амбициозные цели - подготовка риск-менеджеров, способных: принимать оптимальные управленческие решения; создавать и использовать инновации в управлении рисками; объективно оценивать и прогнозировать развитие банка, опирающихся при этом на знания в области фундаментальных концепций финансового и банковского менеджмента и владеющих современным статистическим и математическим инструментарием.

В соответствии с поставленными целями был определен набор обязательных дисциплин, раскрывающих содержание программы. Среди них:

  • Система риск-менеджмента и прикладные аспекты управления рисками;
  • Современная практика регулирования рисков в банковском секторе;
  • Оценка финансовой устойчивости и перспектив деятельности кредитной организации;
  • Антикризисное управление в коммерческом банке.

Эти дисциплины удачно дополнены рядом дисциплин по выбору студента, позволяющие более детально осветить специфический инструментарий управления, либо методические подходы к решению новых проблем в развитии риск-менеджмента в условиях нестабильности.

В то же время следует заметить, несмотря положительные отклики и спрос со стороны магистрантов на эту программу, необходимо выделить направления ее развития по ряду направлений.

    Первое направление связано с постоянным уточнением и модернизацией набора вопросов дисциплин программы, как отклик на новые тенденции рынка и развитие инструментария риск-менеджмента, а также требований регулятора к кредитным организациям. Реализация этого направления требует постоянного обсуждения содержательной части дисциплин Программы в коллективе преподавателей, задействованных в учебном процессе. Причем это направление требуют не просто обсуждения ключевых вопросов темы, но продвижения в научном толковании происходящих изменений, то есть научных дискуссий. Очевидно, что подобные дискуссии целесообразно организовывать с работодателями и профессионалами в данной предметной области, занимающимися этими проблемами на практике. Отчасти эти проблемы находят свое решение в организации и проведении мастер-классов практиками, по наиболее сложным с инструментальной точи зрения вопросам, поскольку современная практика слишком динамично развивается. В этой связи возникают определенные проблемы в постоянной модернизации рабочих программ преподаваемых дисциплин, занимая много времени в ущерб приобретению новых знаний преподавателями по проблемам риск-менеджмента. Представляется, что формулируемые компетенции дисциплин программы неизбежно будут отставать от стремительно развивающейся практики в сфере риск-менеджмента. В этой связи, полагаю, что  основное внимание в рабочих программах дисциплин должно быт уделено, прежде всего, их содержанию, а не формулированию компетенций. Одновременно, по моему мнению, содержательная часть дисциплин должна оставаться «отрытой» для постоянного обновления, целесообразно дать больше свободы профессорско-преподавательскому составу в модернизации содержания программы, без постоянного переписывания программ дисциплины в соответствии с уточнением стандартов.

    Второе направление касается инвестиций в знания преподавателей. Привлечение практиков в учебный процесс таких прикладных магистерских программ, к числу которых относится программа «Риск-менеджмент в коммерческом банке», безусловно, является правильным. Однако, не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что практики не всегда обладают системностью знания в предметной области, не владеют методикой преподавания, как правило, одновременно превосходно владея современным инструментарием риск-менеджмента. В этой связи, участие практиков учебном процессе не может быть тотальным, а лишь фрагментарным. Полагаю, что сегодня недостаточно внимания уделяется профессиональной переподготовке преподавателей. Как показывает опыт, повышение квалификации преподавателей в банках имеет ограниченные рамки, поскольку вопросы риск-менеджмента не являются открытыми. Здесь возникает проблема, решение которой мне видится в плоскости специализированной переподготовки преподавателей на централизованной основе с креном на международный опыт. Здесь, как мне кажется, требуется участие администрации университета. Полагаю, что кризис, это время не только для оптимизации, но инвестиций в знания, мультипликативный эффект которых может быть достигнут только через преподавательский корпус. Только такой подход позволит решать проблемы риск-менеджмента в банках через подготовку специалистов, обладающих современными знаниями, полученными в университете, повысить востребованность выпускников.

    Третье направление связано с предоставлением большей свободы в формировании программы научному руководителю. Ситуация сегодня выглядит так, что базовый блок преподаваемых дисциплин, как правило, не пропорционален по количеству часов и не интегрирован в содержание программы. Отклики магистров об этом красноречиво свидетельствуют. В этой связи полагаю, что с научным руководителем программы должно согласовываться содержание дисциплин базового блока, который должен быть спрофилирован на программу. Одновременно по ряду дисциплин (отклики магистров) содержание базовых дисциплин повторяет бакалаврский блок, что недопустимо. К сожалению, руководитель программы не может никак повлиять на эту ситуацию.

    Четвертое направление. Это направление связано с приемом выпускников на программу. Здесь следует принять во внимание два момента. Первый - следует отказаться от письменных испытаний, и вернутся к собеседованиям с ведущими преподавателями, реализующими программу. Такой подход позволит выяснить способность и понимание будущего магистранта воспринимать содержание программы и овладеть ключевыми компетенциями. Второй момент связан с предоставлением возможности студентам обучаться на программе не всегда имеющим базовое образование по специальности «финансы и кредит». С одной стороны, это правильное направление, в другой, приобретение знаний в специализированной отрасли знаний и умений предъявляет требование к базовым навыкам и знаниям будущего студента.  Смешанное обучение студентов, обладающих фундаментальными представлениями о банках и банковской деятельности и тех, кто имеет отдаленное представление о специфике деятельности банков, рисках, методах оценки и управления ими, требует упрощения содержания программы, что не отвечает ее цели. В этой связи актуальным становится предложение о проведении собеседования с потенциальными магистрами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Риск-менеджмент в коммерческом банке: Монография /Под ред. И.В. Ларионовой. - М.: КноРус, 2014 г., ЭБС:Book.ru
2. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения Под редакцией д.э.н., проф. Ларионовой И.В.. Москва, КноРус 2015.
3. http://www.management.com.ru.
4. Сайт Корпоративный менеджмент: www/ cfin.ru.
 



© 
И.В. Ларионова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru