viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.А. Авдеева,  (Д.филос.н., к.пед.н., зав. каф. педагогики и психологии с курсом ПО, Красноярский государственный мед. университет им. проф. В.Ф.Войно- Ясенецкого)

И.А. Дроздова,  (К.пед.наук, доцент каф. педагогики и психологии с курсом ПО, Красноярский государственный мед. университет им. проф. В.Ф.Войно- Ясенецкого)

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Воспитание
Студенчество медицинских вузов занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, активным интересом к практическому участию в реформировании здравоохранения России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страныё. И в недалеком будущем студенчество выступит определяющей силой развития здравоохранения страны.

Ключевые слова: Воспитание, воспитание студентов в высшей школе.

 

Oднако современный период в развитии российского медицинского образования – время смены ценностных ориентиров у студенчества. В 90-е гг. прошлого столетия в системе подготовки медиков произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на нравственность студентов, их гражданское самосознание, на отношение к государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Назовем наиболее опасные явления в социальной ситуации, которые «размывают» традиционные устои жизни.

Основные причины, затрудняющие воспитание российской молодежи, следующие:

  • возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям, социальной ситуации;
  • размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений;
  • усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
  • внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей;
  • забвение отечественной истории, культуры, традиций жизни общества;
  • демонтаж советской идеологии, поспешное копирование западных форм жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Сегодня воспитанию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. И хотя ценности студентов формируются в семье, неформальных сообществах, разных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности студента происходит в стенах КрасГМУ, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом студенческой жизни.

Воспитание в КрасГМУ ориентировано на достижение определённого идеала врача, т.е. образа специалиста медицинского профиля, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В дореволюционнной Руси воспитательный идеал врача был связан с религией и был представлен в образе верующего человека. Православная церковь направляла и объединяла взаимодействие врача и пациента в общем пространстве социальной жизни. А православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство врача и пациента.

В XVIII в.  для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству врача-гражданина (Н. Пирогов, П. Каптерев и др.).

В советский период государство утвердило веру в коммунизм и служение коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха  сформировала высокий  идеал – воспитание всесторонне развитой личности врача, дала примеры массового патриотизма врачей, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего здравоохранения своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Современный национальный воспитательный идеал врача – это высоконравственный, творческий, компетентный врач – гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее здравоохранения своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Традиционными источниками нравственности современного врача должны стать Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства воспитания студентов в КрасГМУ, т.е. уклада всей вузовской жизни, определяющей аудиторную, внеаудиторную и вневузовскую деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех  субъектов КрасГМУ.

За последние годы руководством КрасГМУ предприняты серьезные шаги по модернизации системы воспитания в вузе. В целях воспитания культурной личности каждого студента-медика и реформирования культурной среды в КрасГМУ был создан Совет по воспитательной работе и молодежной политике, направленный на создание в университете атмосферы сотворчества студентов и профессорско-преподавательского состава, приобщения к культурным традициям вуза и страны.

Реализация концепции, задач и направлений воспитательной деятельности в КрасГМУ эффективно осуществляется через механизм внедрения целевых программ. Программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации по приоритетным направлениям: здоровый образ жизни; студенческий спорт; студенческое самоуправление; студенческая наука; эстетика вузовской жизни; здоровый психологический климат коллектива; этика и этикет; гражданско-правовое воспитание; общественно-полезный труд студентов; лингвистическая культура медика.  

Одной из наиболее эффективных форм воспитания студенческой молодежи является вовлечение студентов в творческую деятельность, органически связанную с их профессиональным становлением (научно-исследовательскую, художественную, учебную, проектную работу).

Научно-исследовательская работа студентов – необходимое средство формирования профессионального облика специалиста медицинского профиля. Этот процесс осуществляется через СНО и НОЦ «Молодежная наука». Участие студентов-медиков в научной работе выступает движущей силой их вовлечения в процесс создания инновационных ценностей. Воспитательный аспект студенческого научного творчества имеет большое значение в деле формирования личных качеств будущего специалиста. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления. Они пробуждают у них подлинную сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы современному медицинскому специалисту. Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов – самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем. 

В КрасГМУ много делается для создания воспитывающей (культурной) образовательной среды. Создаются необходимые условия для интеграции воспитательного и учебного процесса, внеаудиторной и учебной работы. Общение студентов с преподавателями, начавшись на занятиях, получает естественное продолжение во внеаудиторной работе. Структурная схема единой учебно-воспитательной деятельности выглядит следующим образом: учебное занятие – внеаудиторное мероприятие в стенах вуза (конференция, олимпиада) – выход за пределы вуза (волонтерство, проектная и грантовая деятельность) – самостоятельная деятельность студента.  

Модель воспитательной работы можно условно определить как «сетевую», т.е. предполагающую «раскидывание сети» малых форм, камерных мероприятий, среди которых тщательно продуманные и подготовленные крупномасштабные массовые акции выполняют функцию ориентиров, и одновременно они демонстрируют потенциальные возможности студенческой молодежи. Ответственность за реализацию этой идеи возложена на Совет по воспитательной работе и молодежной политике и его вспомогательные органы.

Особое внимание уделяется работе с первокурсниками. Помощь первокурсникам оказывает институт кураторства в группах на договорной основе с доплатой. Кураторы групп назначаются приказом ректора из числа преподавателей, имеющих опыт и интерес к воспитательной работе. Их организационно-правовой статус определяется Положением о кураторе. Подготовку и совершенствование работы кураторов осуществляет Школа педагога-куратора.

Чрезвычайно важное для высшей школы корпоративное воспитание студентов в университете реализуется на основе сохранения и приумножения традиций, приобщения к ним студентов. Для этого создан музей истории вуза, оформлена портретная галерея ректоров и научных школ КрасГМУ, издаются  книги «У нас так принято», газета «Медик». Все это способствует развитию у студентов чувства корпоративности, профессионального достоинства, трансформирующихся в чувство патриотизма.

Кроме перечисленного, организация вузовского пространства воспитания личности врача, нравственного уклада жизни обучающихся, осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • особого отбора содержания учебных предметов и наполнения егопримерами из произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры, истории России, российских народов, семьи, рода, жизненного опыта, традиционных российских религий, периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь, фольклора народов России;
  • педагогического взаимодействия между преподавателями разных предметов– клинических и теоретических, способствующих рождению интегрированных занятий;
  • активное использование профессионально-корпоративных возможностей (традиций кафедры, факультета, вуза, отрасли, примеров жизни и деятельности референтных личностей – авторитетных учёных, педагогов, специалистов) для формирования чувства сопричастности студентов к лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры;
  • гуманизацию отношений между преподавателями и студентами.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить слова А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе студента всем другим ценностям, – ценность Преподавателя. Преподаватель должен не только собой являть образец нравственности, но и учить этому на своих занятиях студентов. Потому что личность врача не будет по-настоящему свободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и не знание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для врача, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Содержание воспитания на учебных занятиях группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый преподавателем к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебное занятие. Для её решения педагог обращается к содержанию своего предмета. Но не всегда базовые ценности локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они должны пронизывать всё учебное содержание, весь уклад жизни вуза, всю многоплановую деятельность субъекта как человека, личности, гражданина.

Содержание образования в вузе должно наполнить конкретным пониманием такие понятия, как «Отечество», «Малая и Большая Родина», «Родная земля», «Родной язык», «Моя Семья и Род», «Мой Дом», «Мать», «Отец». Более высокой ступенью воспитания врача является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым студент принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. 

Законопослушность, правопорядок, развитие медицинской корпоративной культуры, качество труда врача – всё это непосредственно зависит от принятия врачом – гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Перечисленное выступает в качестве важного компонента социального заказа для воспитания в высшей медицинской школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдеева Е.А. Гуманитаризация образования в зеркале онтоантропологии: монография / КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. – Красноярск, 2013. – 464 с.
2. Авдеева Е.А. Воспитание как развитие личности человека // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспекти вы: сборник научныхз статей /отв. и научный ред. Проф. В.А. Адольф; Сибирский Федеральный Университет, 2014. – С. 7-10.
3. Козырева О.А. Становление специалиста с позиций современных концепций профессионального образования// «Компетентность». - №7. – 2012. - С.6-10.
4. Козырева О.А. Компетентностный подход в условиях реализации федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» № 9-10 2015.- С. 2-15.
 



© 
Е.А. Авдеева, И.А. Дроздова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru