viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.С. Рудакова,  (Д.э.н., профессор каф. «Банки и банковский менеджмент», ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ)

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Высшее образование
Экономические изменения требуют повышения качества подготовки специалистов. Положения профессиональных стандартов должны учитываться при формировании образовательных программ. Предложен подход к гармонизации магистерской программы и профессиональных стандартов.

Ключевые слова: Высшее образование, профессиональный стандарт, магистерская программа, гармонизация, банковские технологии.

 

В  процессе трансформационного развития России во внешней и внутренней среде кредитных организаций происходят быстрые и частые изменения. Для осуществления этих изменений требуются специалисты нового поколения, способные применять и внедрять инновации, в первую очередь управленческие инновации. Однако, современная ситуация в российской экономике характеризуется низким уровнем компетенций большей части персонала организаций. Дело в том, что за последние десятилетия кардинально изменилась система генерации и передачи знаний, а объем информации возрос многократно. Поэтому невозможно за 5 или 6 лет подготовить человека к профессиональной деятельности на всю жизнь. По экспертным оценкам ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний [2]. Современный специалист должен быть готов быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, уметь быстро обучаться. Слабость и бессистемность образования привели к снижению способностей персонала к творческому мышлению. А в условиях постоянных изменений снижение интеллектуального уровня работников приводит к серьезным проблемам, как для отдельных организаций, так и для государства в целом. Выходом из создавшегося положения может стать переход на модель образования « обучение через всю жизнь», так называемое LLL  (life long learning), где базовое образование организуется не как конечное, завершенное, а лишь как основа, фундамент и периодически должно дополняться программами дополнительного образования.

Реформой образования в стране предусмотрен переход на трехуровневую систему высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Все уровне являются самостоятельными, позволяют обучающемуся сформировать собственную траекторию обучения и, даже, сменить базовое направление обучения. С одной стороны – это, несомненно, положительный момент, однако перед преподавательским составом высших учебных заведений встает проблема обеспечения высокого качества обучения на каждом из этих уровней. А качество образования может оценить только работодатель.

Научно-технический прогресс, развитие производств и технологий, а также изменяющийся рынок труда требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника, появляются новые профессии, изменяется содержание существующих. В связи с этим, в настоящее время формируется система профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (.ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

Положения соответствующих профессиональных стандартов должны учитываться при разработке образовательных программ с тем, чтобы снять противоречие, когда выпускник учебного заведения обладает профессиональными навыками, не востребованными работодателем.  Таким образом,  встает задача гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов.

В словарях присутствуют различные толкования термина «гармонизация».  На наш взгляд, наиболее подходящий из них в данном случае - взаимное согласование. Действительно, наступил новый этап в разработке магистерских программ – необходимо изменить подход к формированию перечня дисциплин с тем, чтобы подготовка по магистерской программе была максимально приближена к требованиям профессиональных стандартов. Необходимо взаимное согласование магистерских программ и профессиональных стандартов. В то же время требуется разработать механизм такого согласования. Это новая, достаточно сложная задача, которая поставлена перед руководителями магистерских программ ФГОС3++.

Рассмотрим некоторые подходы к гармонизации содержания магистерской программы «Банковские технологии» с профессиональными стандартами в сфере банковского дела. Данная программа реализуется только по заочной форме обучения. Главная ее цель - подготовка высококвалифицированных профессионалов для банковского сообщества, обладающих глубокими знаниями как по фундаментальным вопросам экономики, денежного обращения, кредита и денежно-кредитного регулирования, так и по прикладным проблемам ведения банковского бизнеса в глобальной экономике, основанной на информационных технологиях. Программа способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых для  проведения банковских операций  как в реальной, так и виртуальной средах, разработке и реализации клиентоориентированной стратегии развития банка, принятия решений в условиях неопределенности и риска. Контингент обучающихся – сотрудники банков, имеющие самое разнообразное базовое образование: военное. техническое, гуманитарное, юридическое, экономическое, финансовое. Востребованность программы можно объяснить тем, что банковский технолог в настоящее время становится одной из ключевых фигур в организации эффективного функционирования кредитной организации в условиях перехода банка на цифровые технологии. Происходит фундаментальное изменение взаимодействия с клиентами, формируется совершенно новая система удовлетворения их финансовых потребностей. В этих условиях банкам следует изменять стратегию развития, иначе в будущем они могут быть вытеснены естественным образом небанковскими финансовыми решениями.

Внедрение информационных технологий в банках направлено на достижение основной бизнес-цели – увеличение прибыли, позволяя сократить издержки и повысить качество обслуживания клиентов. Но цель эта может быть достигнута только при грамотном внедрении ИТ-технологий, выстраивании системы бизнес-процессов, эффективном управлении ими.

В этих условиях меняется роль персонала в банке, появляются новые специальности, которых раньше просто не было. К таким новым специальностям и относится банковский технолог.

Во-первых, это специалист, который наилучшим образом должен организовать функционирование кредитной организации, выполнение банковских операций, связанных с обслуживанием клиентов, грамотно используя возможности современных информационных технологий. Ведь не секрет, что современный банк все больше переносит  свое взаимодействие с клиентами в виртуальные каналы. И теперь победителем становится не тот банк, которые имеет обширную филиальную сеть, а тот, кто предоставляет наиболее удобный сервис, воспринимаемый клиентом, так как пространственно-временный границы обслуживания больше его не сдерживают.

Во-вторых, это специалист, который должен грамотно организовать бизнес-процессы функционирования самой кредитной организации, обеспечивая ее  деятельность с наименьшими издержками. Он должен хорошо разбираться во внутренних бизнес-процессах банка, уметь выделить основные и вспомогательные бизнес-процессы, уметь грамотно интегрировать в деятельность кредитной организации соответствующий программно-технический инструментарий.

В настоящее время банковские технологии – это не просто совокупность подходов, методов, средств реализации и обеспечения банковских бизнес-процессов, а это наука, задача которой состоит в выявлении закономерностей, позволяющих на практике наиболее эффективно организовать деятельность банка в процессе создания банковских продуктов.

Таким образом, банковский технолог – это специалист обладающий набором компетенций на стыке нескольких областей знаний: банковского дела, информационных технологий, менеджмента. Он должен владеть базовыми знаниями в этих областях с тем, чтобы суметь грамотно организовать бизнес-процессы в банке.

Можно утверждать, что в банковской сфере существует потребность в таких специалистах, однако массовая их подготовка не проводится.

Студенты программы - выпускники бакалавриата и специалитета различных вузов. Это осознанный шаг часто уже состоявшихся специалистов-практиков, которые хорошо представляют,зачем они пришли учиться, что хотят получить в итоге. Это студенты самоориентированы на обучение, способны самостоятельно приобретать новые знания под руководством преподавателей.  В этих условиях возрастает ответственность научного руководителя студента, а также руководителя магистерской программы.

Если раньше при разработке магистерской программы руководитель программы  руководствовался собственными представлениями о том чему учить, и как учить, то с появлением профессиональных стандартов задача несколько упрощается за счет того, что в стандарте перечислены те трудовые функции, навыки, знания, которыми должен обладать претендент на ту или иную должность. В целях разработки предложений по гармонизации были проанализированы проекты профессиональных стандартов  и утвержденные профессиональные тандарты, связанные с работой в банковской сфере:  Специалист казначейства банка, Специалист по автоматизированным банковским системам,  Специалист по банковскому делу, Специалист по ипотечному кредитованию, Специалист по корпоративному кредитованию, Специалист по платежным системам, Специалист по работе с залогами, Специалист по кредитному брокериджу. Анализ показал, что из 8 стандартов, охватывающих большинство видов деятельности,  только  в 4 стандартах при описании обобщенных трудовых функций в разделе Требования к образованию и обучению предусмотрено наличие степени магистра. Проведенный анализ умений и знаний показал их широкий спектр: помимо специальных банковских знаний необходимо знание и умение применять современные информационные системы, информационно-коммуникационные технологии, множество дисциплин из менеджмента, управления персоналом, знание законодательной базы.

Учитывая, что банковский технолог участвует в принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска, можно утверждать, что это выпускник второго уровня высшего образования -  магистр.

С одной стороны,  есть профессиональный стандарт специалиста по автоматизированным банковским системам. Но здесь упор сделан на трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения из области информатики (что вполне справедливо), менеджмента. Не предусмотрено получение системных знаний из области банковского дела: фрагментарно выделяются бухгалтерский учет, налоговое законодательство, функционирование кредитной организации. В свою очередь, в профессиональных стандартах для специалистов банковского профиля требуется только умение применять современные информационно-коммуникационные технологии и базы данных для анализа информации, практически отсутствуют требования по знаниям из теории организации, теории принятия управленческих решений.

Так как в стандартах ФГОС3++ поставлено условие по учету требований профессиональных стандартов при формировании образовательных программ, то возникает вопрос, каким же образом можно будет сформировать необходимые знания, умения, владения, если в учебные планы не попадут дисциплины с других направлений?

Таким образом, магистерская программа должна стать не только межкафедральной, но скорее межфакультетской. Ведь профессионально представить ту или иную дисциплину может только соответствующий специалист. Казалось бы, в этом нет ничего нового и оригинального.

Но в действительности следование такой логике сопряжено с целым рядом проблем, которые могут не позволить сформировать реально гармонизированные программы.

  • Руководитель программы отстранен от процесса формирования содержания дисциплин непрофильных кафедр – в результате читается дисциплина вообще без всякой привязки к программе, а у руководителя программы нет никаких рычагов воздействия.
  • Формы текущего контроля оторваны от основной темы исследования студента, что вынуждает его уходить в сторону от направления исследования, порождает избыточную нагрузку.

В этих условиях необходимо расширить межкафедральное и межфакультетское взаимодействие при разработке магистерских программ в соответствии с профессиональными стандартами: включать и согласовывать по объемам нагрузки дисциплины смежных кафедр для повышения качества и профессионализма магистерских программ на взаимообразной основе.

Представляется целесообразным согласование с руководителем магистерской программы содержательной части читаемых дисциплин (на рабочих программах должна быть виза руководителя магистерской программы) с тем, чтобы дать руководителю контролировать весь процесс подготовки магистра.

В то же время, необходимо повысить роль и ответственность научного руководителя студента магистратуры, особенно при реализации программ в заочной форме (так как большая доля относится к самостоятельной работе). Предпринять меры для повышения мотивации научного руководителя студента к качественной работе.

Необходимо внедрять в работу преподавателей концепцию партнерства в обучении [1]. Привлекать студентов к разработке кафедральных научных тем через научные интересы руководителей (назначать руководителей с учетом научных интересов студента, а не только исходя из контрольных норм по нагрузке). Разрабатывать учебно-методическое обеспечение, позволяющее студентам работать самостоятельно, создавать учебники и учебные пособия на межкафедральной и межфакультетской основе.

Перечисленные выше меры позволят на наш взгляд усовершенствовать магистерские программы, повысить качество процесса обучения в магистратуре. Как следствие, вырастет востребованность выпускников магистратуры, что, несомненно, скажется на повышении имиджа Университета.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блинов А.О., Рудакова О.С. Инновации в образовании: концепции, проблемы, решения //Наукоград- наука производство общество.- 2015.- № 2.- С. 53-57.
2. Блинов А.О., Рудакова О.С. Новая доктрина образования как условие изменяющегося государства //Alma mater.- 2015.- № 4.- С. 23-29.
 



© 
О.С. Рудакова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru