viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.В. Зубкова,  (К.э.н., доцент каф. «Банки и банковский менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)

Серия «Познание» - # МАЙ-ИЮНЬ  2016

Высшее образование
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки банковских специалистов в высших учебных заведениях с учетом их профессиональных компетенций и знания нормативных документов, регламентирующих банковскую деятельность.

Ключевые слова: Высшее образование, профессиональные обязанности, нормативные документы, специализация банковских специалистов.

 

Цель высшего образования - подготовка квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям к качеству специалистов с высшим образованием, для самостоятельной работы по выбранной специальности. Специалисты (бакалавры и магистры) должны быть способны  обеспечить научно-техническое, экономическое, социальное и культурное развитие страны, а также должны обладать высокими духовными, культурными и нравственными качествами.

Согласно мнениям специалистов типовые задачи высшего образования выстраиваются в иерархию, которая одновременно является иерархией целей.

    1. Цели и задачи, находящиеся на верхней ступени данной иерархии, позволяют специалистам получить универсальные знания независимо от профиля образования общечеловеческого характера, а также вытекающие  из коллективного характера большинства видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, учет «человеческого фактора» при прогнозировании результатов работы и т.д.).
    2. Второй уровень образуют цели и задачи, специфичные для страны обучения, например, для России важно, чтобы современный специалист умел решать производственные, управленческие и экономические задачи в своей области.
    3. Третий уровень – собственно профессиональные задачи; он является самым большим по объему и разнообразию решаемых задач. В самом общем виде эти задачи могут быть разделены практически для любой специальности на три типа:

  • исследовательские задачи (требуют умения планировать и проводить исследовательскую работу именно в данной области знания или сфере деятельности);
  • практические задачи (направленные на получение конкретного результата в будущей профессиональной деятельности и т.п.);
  • педагогические задачи (преподавание соответствующего предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения).

Каждый из типов задач третьего уровня требует для своего описания специфических профессиональных знаний.

Одной из важнейших профессиональных компетенций, получаемой в высших учебных заведениях по банковскому профилю, является способность выполнять профессиональные обязанности по осуществлению  текущей деятельности кредитных организаций и иных финансово-кредитных институтов, разрабатывать современные финансовые и кредитные услуги и реализовывать их на рынке.

Однако необходимо отметить, что,  если готовить студентов, ориентируясь только на эти задачи, то ко времени окончания ими вуза их знания в значительной степени устареют. Возникает необходимость в очень сложной работе, с одной стороны, по выявлению тенденций в изменении характера задач, с другой стороны – обучению современным профессиональным навыкам.  Возникает информационный разрыв между общими компетенциями, которым уделяется много внимания, и знаниями нормативной базы, необходимыми для работы в банке.

Как известно, банковская деятельность в высокой степени регламентируется действием различных нормативных документов, и, следовательно, без их глубокого изучения подготовка специалистов не будет полноценной, не позволит им выполнять на должном уровне свои профессиональные обязанности.

В российской банковской практике применяется более 10 федеральных законов, около 200 инструкций, более 400 положений и более 2000 указаний Банка России.

В соответствии со ст. 7 Закона  О Центральном банке Центральный банк РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (в той мере, естественно, в какой они имеют дело с кредитными организациями).

Нормотворческая деятельность Банка России огромна как по объемам, так и по значению для коммерческих банков и НКО. Результатом ее, по классификации самого Банка России, являются следующие виды нормативных правовых актов.

    Инструкция — нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России.

    Положение — нормативный акт, в котором устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции Банка России.

    Указание — нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции Банка России. Указания также могут быть: об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России; об отмене действующего нормативного акта Банка России.

Совершенно очевидно, что за 300-400 часов курса «Банковское дело» невозможно изучить все  документы Банка России, а тем более практику их применения.

Банковский специалист, с одной стороны, после окончания ВУЗа должен иметь знания и умения, позволяющие ему иметь целостное и полное  представление о банковской деятельности. А с другой  - иметь специализацию для работы в конкретном подразделении банка со знанием нормативно- правовой базы по выбранному направлению.

Специалисты, получающие высшее бакалаврское образование должны знать названия и содержание нормативных документов, уметь применять их на практике, а также уметь критически и творчески  анализировать существующие нормативные требования.

К сожалению, пока банковская профессия не сформировалась в профессию с множеством необходимых специальностей и специализаций. В Программе вузовской подготовки банковских специалистов предметы, дающие возможность глубокого изучения нормативно-правовой базы по направлениям банковской деятельности, часто не систематизированы.

Необходимо, чтобы учебный план по подготовке бакалавров по специальности «Банковское дело» включал, в том числе,  и перечень предметов по выбору, для обеспечения возможности получения студентами  конкретных профессиональных знаний по следующим направлениям специализации в банковской отрасли.

  • Кредитная деятельность
  • Экономическая деятельность
  • Транзакционный бизнес
  • Международный бизнес
  • Корпоративный бизнес
  • Розничный бизнес

Кроме этого, преподаватели банковского дела в высших учебных заведениях должны иметь возможность постоянного взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в сфере новых нормативных требований и практики их применения.

В современных условиях необходимо переосмыслить сущность банковской профессии, которая в будущем должна стать более социально и экономически значимой в развитии экономики. В этом большая роль отводится ВУЗам, которые с одной стороны, должны дать будущим специалистам конкретные профессиональные навыки, а с другой стороны, научить их получать новые знания в процессе послевузовского образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
 



© 
С.В. Зубкова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru