viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Р.Г. Давлетгаряева,  (К.ф.н., доцент, Башкирский государственный аграрный университет, Уфа)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Бог
В статье предпринимается попытка обосновать идею о том, что распространенность и живучесть религиозной веры обуславливается, во-первых, двойственной сущностью человека и, во-вторых, практической доказуемостью одного из важнейших принципов религиозного мировоззрения – принципа воздаяния.

Ключевые слова: Бог, воздаяние, религиозная вера, трансцендентный мир, эмпирический мир, суеверие.

 

Факт распространенности и неискоренимости религиозной веры, ее живучести даже в условиях воинствующего атеизма, не может отрицать даже тот, кто не терпим по отношению к религии и религиозности вообще.

Почему религиозная вера неискоренима? Почему она даже во времена  жесточайшего ее подавления неистребима? В чем причина? На чем она зиждется?
Причин, на мой взгляд, две.

    Первая причина обусловлена самой сущностью человека (внутренняя причина), а именно, принадлежностью человека к двум мирам: посюстороннему и потустороннему (по И. Канту: эмпирическому и трансцендентному). Человек, будучи существом, имеющим отношение не только к миру чувственно воспринимаемому, но и к миру трансцендентному, не может не обращаться к нему. Выдающийся русский мыслитель Л. Н. Толстой называет эту устремленность человека к миру трансцендентному (в его терминологии - бесконечному (Богу)) религией. «Установление отношения человека к тому целому, которого он чувствует себя частью и из которого он выводит руководство в своих поступках и есть то, что называлось и называется  религией. И потому религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества»[1]. Великий мыслитель убедителен в том, что  необходимость обращаться к бесконечному (Богу)  у человека продиктована его сущностью, его принадлежностью к двум мирам (Толстой, с моей точки зрения, глубже всех проник в смысл жизни, сущность религии и нравственности). Действительно, в неистребимой потребности человека устанавливать отношения к миру иному и в том факте, что в  историческом развитии человечества не было никогда такого общества, которое на протяжении всего своего развития обходилось бы без идеи потустороннего, трансцендентного, Бога, усматривается его (человека) двойственность. Принадлежа к двум мирам, человек не может жить, не устанавливая отношения к тому миру, частью которого он является. Этим объясняется и причина того, что безверие (отсутствие религиозной веры) всегда порождает суеверие (замена Бога идолами). Подмена Бога идолами в современной России, над которой продолжает витать дух атеизма, сплошь и рядом.

    В качестве другой составляющей обоснования живучести и неистребимости религиозной веры я рассматриваю, помимо вышеупомянутой (принадлежности человека к двум мирам), подтверждение на практике истинности одного из важнейших принципов религиозного мировоззрения - принципа воздаяния (фундаментального закона жизни). Именно подтверждение самой жизнью (практикой) того, что закон воздаяния не есть плод человеческой фантазии, а есть закон реальный, объективный, и является одним из двух китов, на чем держится религиозная вера. Религиозную веру подпитывает жизненный опыт, который доказывает людям истинность того, что «что посеешь, то и пожнешь». Люди в большинстве своем верят в Бога не потому, что они переживают религиозный (мистический) опыт (этот путь познания Бога - путь особой касты людей - духовно совершенных). И не по причинам социально-экономическим, государственно-политическим, психологическим. Эти способы объяснения религиозности и вовсе не состоятельны как научные (даже уже по одной той причине, что противоречат фактам, в том числе историческим). В действительности религиозная вера во многом подкрепляется жизненным опытом, который показывает людям истинность того, что воздаяние есть реальность, что оно неотвратимо, что Бог управляет этим миром через механизм воздаяния. Факты жизни свидетельствуют, что существует абсолютная справедливость - справедливость от Бога (каждому воздается по его делам  еще в этом мире). Иные аргументы (богословские, философские) для большинства - лишь дополнительные инструменты на пути познании ими Бога. Действительно. Если Бог был бы известен людям только из Священных книг, уст религиозных и философских авторитетов, и никак нельзя было бы обнаружить следов Его присутствия в этом мире, Он не был бы для большинства убедительным. Такой Бог и вовсе не тот Бог, Который открыл Себя миру через Христа и Мухаммеда (и в Библии, и в Коране сказано о воздаянии в двух мирах). То, что религиозная истина находит свое подтверждение на фактах жизни, народ выразил в своем кладезе  мудрости – пословицах («Что посеешь, то и пожнешь», «Не капай другому яму, сам  упадешь», «На чужом несчастье, счастье не построишь» и другие). Широко распространена  и фраза «Бог все видит».

Осознание неотвратимости воздаяния особую роль играет в становлении на религиозный путь людей светского общества, как наше сегодняшнее, где отсутствует традиционное религиозное воспитание, и общества воинствующего атеизма, как наше общество в недавнем прошлом, где и вовсе религиозность под запретом. В обществах такого типа большую долю из общего числа верующих составляют люди зрелого возраста. И причины этого феномена не в болезнях, нищете, чувстве одиночества и т.д. и т.п. (то, на что чаще всего ссылаются при объяснении причин этого социального явления). Среди обращенных в религиозную веру в солидном возрасте немало и тех, кто вполне благополучен во всех смыслах. В реальности в светских обществах у подавляющего большинства людей, кто ударяется в религию в том возрасте, когда приходит время подводить итоги, поворотным пунктом становится понимание того, что жизнь складывается именно так, как ты того заслуживаешь («что посеешь, то и пожнешь»). Особенно явственно проявляется закон воздаяние на судьбах тех, кто совершает серьезные судьбоносные ошибки (а таковых в обществах, где Бога изгнали из души и страны, хоть пруд пруди).

Чтобы увидеть в судьбах людей действие закона воздаяния (закона причинно-следственных связей), много ума не надо. Достаточен здравый смысл. Более того, большой ум может даже помешать обнаружить в жизни действие закон воздаяния. К тому яркий пример  величайший философ И. Кант. Он ведь силою своего разума дошел до того вывода, что воздаяние должно быть неизбежным, неотвратимым. Иначе нет смысла следовать нравственному закону, без которого невозможно бытие человека и человечества. Но он был уверен, что в эмпирическом мире нет никакого воздаяния. Поэтому вынужден был допустить существования трансцендентного мира, в которого можно только верить, так как он непостигаем разумом (разуму подвластен только эмпирический мир, мир феноменов (явлений)), в котором и восторжествует абсолютная справедливость - воздастся каждому по его делам. Кант не обнаружил в жизни то, что под силу и среднестатистическому уму - закон воздаяния, и не мог обнаружить его, потому как он жил в сфере разума, в мире чистого разума, из которого, как паук, все и плел.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Толстой Л. Н.. Что такое религия и в чем сущность ее? // Л. Н. Толстой - Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0760-1.shtml
2. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. // Л. Н. Толстой – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470-1.shtml
3. Кант И. Критика чистого разума.//И. Кант.-Санкт-Петербург: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993.-472 с.
4. Давлетгаряева Р. Г. О смысле жизни. /Р. Г. Давлетгаряева/ //Вестник Челябинского государственного университета. 2012. - №32. – С. 6-10.
 



© 
Р.Г. Давлетгаряева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru