viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.Г. Шевырева,  (К.псх.н., доцент, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Ограниченные возможности
Данная статья посвящена исследованию понятия «ограниченные возможности» с точки зрения медицинской, структурно-функциональной и социальной модели меньшинства. Автор убежден, что особенностью определения ограниченных возможностей выступает не процесс взаимодействия, а последствия взаимодействия атипичного человека с обществом.

Ключевые слова: Ограниченные возможности, социальные функции, нарушение развития, затруднения в социальном взаимодействии, функциональные ограничения, условия социального взаимодействия.

 

Понятие  «ограниченные возможности» является термином, который объединяет разные феномены,  связанные с недостаточностью развития определённых органов и функций (физических, познавательных, умственных, психических и др.). Это и физические недостатки, связанные со структурными или функциональными нарушениями организма. И ограничения физической активности и деятельности, которые связаны с тем, что человеку тяжело осуществлять определённый образ действий и разрешать какие-то задачи. Это могут быть ограничения, связанные с возможностью решения возникающих в жизни человека проблем. Ограничения, зачастую, возникают на пересечении телесных или психологических возможностей индивида и характера общества, в котором он или она живёт. Для правильного понимания значения этого термина следует перейти к его этимологии.

В основе понятия  «ограниченные возможности» лежит английский термин disability – это ограниченность или отсутствие физической возможности выполнять нормальную (точнее, считающую нормальной) деятельность в повседневной жизни. Рассмотрим это на примере. Когда трёхлетний ребёнок не может автономно ходить, то он органичен в своих возможностях, в силу того что социальный порядок его жизни предполагает (требует), чтобы к трём годам ребёнок начал ходить самостоятельно. Ведь к трём годам у него должны сложиться определённый физический потенциал для этого. Если же этого не происходит, то он оказывается, в сущности, не способным выполнять определённую социальную роль, социальные функции, ожидаемые от него социальным окружением. Эта беспомощность может быть связана с нарушениями физического развития (impairment – от латинского pejoro – ухудшение) – ослаблением деятельности, снижением продуктивности или повреждением органа, выполняющего определённую функцию. Тем не менее, для того, чтобы индивид с нарушениями развития стал ограниченным в своих возможностях, надо, чтобы это расстройство сочеталось с определённой социальной организацией. Уровень культуры и общество могут организовывать органы, замещающие или восполняющие несовершенство  физического функционирования. Получается, что, когда эти социокультурные органы отсутствуют или не работаю надлежащим образом, тогда человек с недостатками и становится социально ограниченным, он или она не имеют возможности осуществлять определённые социальные функции, требующие того или иного уровня физического функционирования.  В таком случае данный человек оказывается в невыгодном положении по сравнению с другими, сталкивается с затруднениями в социальном взаимодействии. Он или она оказываются неспособными осуществлять ожидаемые социальные роли. При этом, не всегда обращают внимание на то, что эта беспомощность связана не исключительно с особенностями физического или психического функционирования индивида: она возникает в результате взаимодействия этой особенности с характером социальной среды.

Каким же образом организуется социальная среда? Она складывается в соответствии с нашими представлениями о том, кто, как и с какой целью выступает с нами в те или иные отношения и взаимодействия, представлениями о том, какие функции, потребности должны учитываться и осознаваться в этом взаимодействии, а какие – нет. Многое зависит, таким образом, оттого, как мы видим, как понимаем беспомощность (ограниченность или отсутствие возможностей) совершать те или иные социальные функции. После этого, также возникает трудность различения физического недостатка, болезни и проявлений биологических различий в физической организации психических процессов. Может так случится что, ограниченные социальные возможности аутистов, слабослышащих и других связаны с несправедливой стигматизацией этих отличий, а не с физическим недостатком?

Таким образом, ограниченность возможностей может быть представлена, по меньшей мере, в  рамках трёх теорий: медицинской, структурно-функциональной и модели социальных меньшинств (дискриминируемых и стигматизируемых). Медицинская теория рассматривает ограниченность возможностей как эквивалент функционального нарушения. Структурно-функциональная теория в качестве причин ограниченности возможностей рассматривает факторы внешней (социальной) среды. Теория социальных меньшинств в качестве главного препятствия для нормального функционирования людей с ограниченными возможностями рассматривает отсутствие равных прав для людей имеющих и не имеющих ограничений физических возможностей. Имея социальные, политические, культурные и экономические факторы, которые определяют ограниченности физических возможностей и которые определяют личную и коллективную ответственность за возникающие различия [2].

Теория социального конструирования ограниченных возможностей зачастую не учитывает личного опыта жизни человека с нарушениями физического и психического развития. Осмысление ограниченных возможностей как функциональной ограниченности отражает поверхностное мнение на проблему социального функционирования людей, имеющих нарушения развития. Но каково осмысление самих этих людей своего опыта? Какие собственные значения он для них имеет?

Теория меньшинств опирается на концепт идентичности и гражданских прав [3]. Тогда как сама идентичность есть демонстрация властного определения того, что же есть ограниченные возможности. Во-первых, власть как authority – установленная законом деятельность определённых лиц по принятию решений, установлению границ функционирования, границ возможностей («можно» - «нельзя»). Эта деятельность связана с установлением различий «свой» - «иной» - «чужой», «друг» - «враг» и установлением баланса возможностей, ресурсов среди них. Во-вторых, власть – как владение теми или иными ресурсами функционирования, жизни, наличие доступа к этим ресурсам в той или иной степени. В-третьих, власть как контроль над значением слов-терминов, описывающих мир. Любая власть предполагает добровольное послушание, установление границ своих возможностей как своих собственных, а не заданных. Продуктивно функционирующая власть проявляется в том, что никто не бросает вызов установленным границам, а принимает их как естественный или нормальный порядок. Модификация конфигурации власти, как правило, предполагает вызов установленному порядку, определениям, границам и т.д.

Как возникает ограниченность возможностей, исходя из концепта власти? Такие ограничения  возникают из определения условий нормального взаимодействия социальной среды и людей, отличающихся по своим телесным или психическим характеристикам: что им дозволяется (и не дозволяется), взаимодействовать, получать наслаждение, испытывать счастье, иметь самоуважение. Где границы их свободы, независимости, что для них безопасно и что опасно, какой социально-экономический статус они могут занять в социальной иерархии – обязательно в сравнении с теми, кто не является «нетипичным» индивидом [3].

Что следует их теории социального конструирования ограниченных возможностей? Сформулировать единое, универсальное определение, что такое (социально) ограниченные возможности и кто является лицом с ограниченными возможностями просто невозможно.

Определение ограниченных возможностей зависит от целей, для которых это определение используется[1]. К этим целям относятся:

  • право на льготы;
  • возможность работы;
  • участие в определённых образовательных программах;
  • получение медицинских и социальных услуг;
  • создание определённой физической среды (дома, на работе, в общественных местах);
  • установление круга прав и обязанностей граждан.

Особенностью определения ограниченных возможностей выступает то, что оно сфокусировано на последствиях взаимодействия атипичного человека с обществом, но не на процессе взаимодействия. Это означает, что для атипичного человека само включение в процесс социального взаимодействия превращается в настоящее испытание, поскольку правила (нормы) этого взаимодействия зачастую просто негде не прописываются и к ним предъявляются иные требования, нежели к людям без особенностей. Не обязательное жесткие требования. Общество может снижать требования с учетом ограниченных индивидуальных физических и психических возможностей и отсутствия социокультурных их компенсации. Но это не устраняет сам факт различения и трудностей в выполнении социальных функций и соответствии общим нормам (возникает враждебное отношение со стороны обычных людей).

В жизненном опыте любого нетипичного человека есть разные компоненты:

  • нормальное функционирование;
  • ограниченное функционирование;
  • компенсированное функционирование.

Нормальное функционирование имеется тогда, когда человек с функциональными особенностями взаимодействует с другими людьми (без особенностей) и социальными институтами «на равных» и сталкивается с теми же барьерами или помощниками, что и люди без особенностей.

Ограниченное функционирование связано с рядом обстоятельств:

1. Субъективно существующие барьеры, неудобства, которые ограничивают участие в социальном взаимодействии (с другими людьми и институтами).
2. Субъективные ожидания, что такое взаимодействие будет затруднено (например, из-за имеющихся социальных установок в отношении людей с особенностями) даже при отсутствии объективных барьеров для взаимодействия.
3. Низкий социальный статус или экономическая зависимость.
4. Принятие образа себя в качестве «слабой». Мало что могущей личности.
5. Любые социальные контакты, связанные с опасностями проявления своих особенностей и отсутствием понимания, принятия этих проявлений со стороны тех, кто не является атипичным человеком.

Компенсированное функционирование связано с наличием особых возможностей, которые общество предоставляет людям с учётом имеющихся у них индивидуальных особенностей, мешающих включению в нормальное взаимодействие по имеющимся правилам. Это может быть приспособление окружающей среды под их возможности, предоставление технических средств, дополнительных услуг и распределение денежных и материальных средств, выравнивающих социальных статус и возможности.

Ограниченность возможностей не является статической, постоянной. Она регулируется изменениями в личности или окружающей среде [4]. Так, можно обратить внимание на физический недостаток, оправдывая отсутствие лифта для человека, могущего передвигаться только в коляске. Или же обратить внимание на строительный недостаток здания, тогда ограничения будет приписано не личности, а окружающей среде.

Социальный опыт атипичного индивида зависит от его социального окружения: и дальнего, и ближнего – что эти люди видят, как объясняют и как оправдывают тот или иной факт. Чем обусловлено именно такие «прочтения» особенностей функционирования личности? Феномен ограниченных возможностей – это феномен, возникший в индустриальном обществе, которое накладывает определённые требования на характер личности и её деятельность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Егорова С.В. Социальное конструирование в структуре современных представлений об инвалидности // Социология. 2002. №3
2. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М., Смысл. 2010.
3. McRuer R . Crip Theory: Cultural Signs of Queerness and Disability. NYU Press, - 283 р.
4. Mitra, S. Sen’s capability Approach, Disability and Justice , working paper. 2011
5. Sen, AK. The Ideal of Justice. The Belknap Press of Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts. 2009
 



© 
Е.Г. Шевырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru