viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Л.Г. Татьянина,  (Ст. преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Доверие
В статье рассматриваются психологические особенности доверия в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота России. Представлены модели и предикторы доверия в неформальном общении моряков, предложены формулы прогноза межличностного доверия в экипажах.

Ключевые слова: Доверие, персональное доверие, социальное доверие, межличностное доверие, экипажи, регрессионный анализ, предикторы доверия.

 

В  последние годы вопросы психологии доверия в коллективах и организациях активно рассматриваются в различных науках –  психологических, политических, социологических, экономических и других. Возрастающий интерес к данной проблематике обусловлен растущей в наше время автономии личности, нередко приводящей к отчуждению людей друг от друга, трудностям взаимопонимания, к одиночеству, безразличию. На этой основе растет количество людей, сомневающихся во всем, утрачивается доверие к людям, организациям и властям. Теряются и нравственные ценности, такие как доброта, взаимопомощь, взаимоподдержка. Между тем, сотрудничество между людьми в процессе их деятельности, дружба и взаимопомощь невозможны без взаимного доверия.

В современных науках наиболее разработанными являются философские и социологические представления о доверии. Однако понятие доверие содержит глубоко психологическую природу, поскольку является основой для межличностных отношений, взаимодействия человека с миром и с самим собой. Т.П. Скрипкина характеризует доверие как важное нравственное понятие, которое выступает как этическая категория морали. [6; 28]. Ситуацию полного взаимного доверия партнеров в общении, возникающую в современном мире довольно редко, можно рассматривать как идеальную модель, способствующую творчески продуктивному диалогу. Недоверие рассматривается психологами как неконструктивный способ поведения, как «основной компонент неэффективного общения, блокирующий возможность быть признанным, любимым, препятствующий личностному развитию, ведущий к волнению, депрессии, беспокойству», подозрительности, манипуляции, незаконченным делам и одиночеству.[1; 86]. Социально-психологическими исследованиями, проведенными А.Б. Купрейченко, установлено, что осознанный высокий уровень доверия к миру и окружающим людям является «выражением общего позитивного мировоззрения, гуманистической жизненной позиции и выполняет созидательную функцию». [3; 64].

Проблема доверия в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота в настоящее время практически не изучена. Вместе с тем, ее изучение для данной категории групп является крайне актуальной. «Особые» условия профессиональной деятельности моряков сопряжены высоким риском воздействия экстремальных факторов, сложными, а, порой, опасными для здоровья и жизни членов экипажа условиями служебной деятельности, характером выполнения поставленных задач по обеспечению боевых кораблей, обслуживанию оружия и т.п. Нередко профессиональная деятельность проходит в районах с суровыми климатическими условиями,  значительно удаленными от основных морских трасс и портов, с продолжительностью нахождения в морских походах при ограниченных возможностях захода в порт (за время похода может быть не запланировано ни одного захода в порт).

Специфика межличностных отношений членов экипажей вытекает из особенностей экипажа судна как группы. Межличностные отношения в таких группах, как правило, строго регламентированы. Личностные особенности членов экипажей, их деловые и профессиональные качества оказывают прямое и определяющее влияние на взаимоотношения, психологическую атмосферу в группе. Известно, что сопротивление организма к служебным стресс-факторам, его приспособление к экстремальным условиям сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Необходимость сплоченности экипажа как группы порождается единством условий жизнедеятельности на судне, общими трудностями и опасностями, одной судьбой в море, что психологически способствует слиянию требований капитана судна с требованиями всех членов экипажа к каждому. [2; 42]. Определенная замкнутость экипажа морского судна как коллектива, его изолированность от других социальных групп во время походов в море, длительное общение друг с другом, схожие условия жизни, отрыв от семьи, родных и близких и многие другие «особые» условия труда предъявляют повышенные требования к коллективам морских экипажей: слаженной работе в команде, доверию друг другу, умению оперативно и гибко реагировать на неожиданные или опасные ситуации, эффективно распределять ответственность и полномочия в экипаже, извлекать максимальный эффект от совместной деятельности, активного сотрудничества. Являясь сугубо психологической категорией, доверие выступает тем существенным фактором, который оказывает значительное воздействие на жизнедеятельность экипажа.

Главная цель выполненного нами исследования заключается в изучении влияния личностных и ситуационных детерминант на доверие в неформальном общении в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота России.

В качестве личностных детерминант доверия нами выделены и изучены индивидуально-психологические особенности личности членов экипажа, ценностно-смысловая сфера личности, наличие установки на доверие. Для этого были применены методы исследования: методика «Доверие» (Л.Г. Почебут, М.И. Килошенко, А.Л. Свенцицкий, Т.В. Казанцева), методика изучения структуры ценностей Ш. Шварца, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла. В качестве ситуационных детерминант доверия были исследованы  психологический климат в экипаже, уровень развития экипажа как группы, сплоченность экипажа. Для изучения ситуационных детерминант доверия  были использованы следующие методы исследования: методика изучения социально-психологического уровня развития группы «Пульсар» (Л.Г. Почебут), модифицированная методика оценки доверия личности к коллегам и руководителю (А.Б. Купрейченко), методика оценки социально-психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.

Выборку исследования составили экипажи пяти судов обеспечения Военно-Морского Флота России. Всего участвовало в исследовании 251 человек в возрасте от 18 до 65 лет (все мужчины).

Методика «Доверие» (Л.Г. Почебут, М.И. Килошенко, А.Л. Свенцицкий, Т.В. Казанцева) является усовершенствованной версией шкалы доверия, разработанной T. Ямагиши в 1987 г., и предназначена для определения уровня доверия личности другим людям – «персональное доверие» и доверия окружающих людей друг другу – «социальное доверие». Под «персональным доверием» мы понимаем индивидуальную установку опрашиваемого на доверие к другим людям. «Социальное доверие» определяет имплицитное представление опрашиваемого о доверии людей друг к другу вообще. [4;206].

В результате проведенного Л.Татьяниной исследования были выявлены уровни персонального и социального доверия в экипажах, которые можно охарактеризовать как немного выше среднего: 65,0%  – персональное доверие и 65,8% – социальное доверие (если за основу данного измерения взять уровень абсолютного доверия – 100%). [Л.Г. Татьянина, 2015]. С помощью данной методики был также определен уровень интегрального межличностного доверия в экипажах, который составил 65,4%.

Для исследования влияния изучаемых психологических параметров на персональное и социальное доверие проведен множественный регрессионный анализ, по результатам которого построены линейные регрессионные модели различных видов доверия в экипажах каждого исследуемого судна. В качестве инструментов обработки данных была использована компьютерная программа для статистической обработки Версия SPSS Statistics 21.0. В данной статье рассмотрена обобщенная регрессионная модель интегрального показателя межличностного доверия по всей исследуемой выборке. В качестве зависимой переменной выступила переменная «интегральное доверие в неформальном общении». В качестве независимых переменных выступили переменные, относящиеся к ситуационным и личностным характеристикам общения.

Исследование показало, что доверие в морских экипажах в достаточной степени зависимо от влияния изучаемых параметров. Коэффициент множественной корреляции модели статистически достоверен (F-Фишера =10,430; p = 0,000). Построенная регрессионная модель показывает, что в исследуемой выборке судов обеспечения ВМФ значимыми предикторами межличностного доверия в экипажах является семь переменных. Из них четыре переменные отражают личностные особенности моряков: стимуляция (β=0,135), самооценка (β=0,165), доверчивость-подозрительность (β=-0,158), твердость-чувствительность (β=0,113). Взаимосвязи доверия и перечисленных переменных свидетельствуют о том, что более высокое межличностное доверие свойственно морякам с изначальной установкой на доверие в общении, стремящимся к полноте жизненных ощущений, доверчивым, проявляющим сочувствие и эмпатию, независимым, самодостаточным. Фактор структуры ценностей личности «стимуляция» (опросник Ш. Шварца) вошел в модель с положительным бета-коэффициентом, что говорит о влиянии на установку доверять другим наличие потребности в ярких переживаниях, новизне и переменах. Фактор «самооценка»  (Шкала MD, Кеттелл) вошел в модель с положительным бета-коэффициентом, что отражает влияние на межличностное доверие наличие адекватной самооценки личности, уверенности в себе и самодостаточности. Биполярная переменная «доверчивость-подозрительность» (Шкала L, Кеттелл) вошла в модель с отрицательным бета-коэффициентом, что свидетельствует о влиянии доверчивости как базовой черты характера личности на индивидуальную установку доверять другим членам экипажа. Другая биполярная переменная «твердость-чувствительность» (Шкала I, Кеттелл) вошла в модель с положительным бета-коэффициентом. Следовательно, более высокий уровень доверия проявляют моряки, склонные к эмпатии, сочувствию, пониманию других. Однако данная переменная вносит наименьший вклад в регрессионную модель, и ее связь с зависимой переменной значима только на уровне статистической значимости (p=0,048).

Значимыми предикторами межличностного доверия в экипажах судов обеспечения, отражающие ситуационные характеристики, являются три переменные: референтность (β=0,140), надежность коллег (β=0,189), согласие-несогласие (β=-0,195).  Следовательно, более высокое доверие проявляют моряки, уверенные в надежности других членов экипажа, оценивающие высокий уровень согласия в деятельности и общении в экипаже. Членство в экипаже для них представляется ценным и важным. Наибольший вклад в регрессионную модель вносят биполярная шкала «согласие-несогласие» (опросник А. Фидлера) и «надежность коллег» (методика А.Б. Купрейченко). Можно сказать, что чем выше уровень согласия в экипаже и надежности моряков, тем более высокое межличностное доверие проявляется в экипаже.

Несмотря на то, что рассмотренные психологические характеристики сказываются на доверии в экипаже, построенная модель позволяет лишь на среднем уровне на основе полученных данных по выделенным переменным достоверно прогнозировать итоговое персональное доверие, которое будет наблюдаться среди членов экипажа. Связь интегрального показателя межличностного доверия с измеряемыми психологическими параметрами можно выразить следующим линейным уравнением:

Доверие в экипажах судов обеспечения прогноз = 9,167 - 0,492*(согласие-несогласие) - 0,328*(доверчивость-подозрительность) + 0,219*(надежность коллег) + 0,223*(самооценка) + 0,161*(стимуляция) +0,278*(референтность)+ + 0,213* (чувствительность).

Представленное уравнение может быть использовано для создания прогноза доверия в экипажах судов обеспечения ВМФ с использованием предложенных шкал тестов. Поскольку в рамках данного исследования рассматривается влияние на доверие в неформальном общении в экипажах ситуационных и личностных предикторов, дальнейшее изучение различных (социально-демографических, экономических, культурных и др.) предикторов межличностного доверия моряков позволит расширить модель и повысить ее прогностическую значимость.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, в экипажах судов обеспечения ВМФ определяется умеренный (немного выше среднего) уровень интегрального показателя межличностного доверия. Ситуационными предикторами доверия в неформальном общении моряков в экипажах являются референтность, согласие в экипаже, надежность членов экипажа. Личностные предикторы доверия в неформальном общении моряков в экипажах – преобладание в структуре ценностей потребности в стимуляции (т.е., открытости, стремления к переменам, изменениям, потребность в ярких эмоциях), индивидуально-психологические особенности, такие как завышенная самооценка, доверчивость, мягкосердечность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Истомина О.А. Социально-психологические особенности морских экипажей в условиях длительных рейсов // Транспорт Российской Федерации. № 12, 2007. – С. 41-43.
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2008.
4. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В. Социальный капитал личности. – М.: ИНФА, 2014.
5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
6. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). – Ростов н/Д: Издательство СГПУ, 1997.
7. Татьянина Л.Г. Социально-психологические аспекты доверия в морских экипажах // Морской сборник. № 1, 2015. С. 59-63.



© 
Л.Г. Татьянина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru