levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.И. Стоянова,  (К.псх.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Готовность
В современных условиях повышенного интереса к разным проблемам профессиональных компетенций студентов вузов наиболее интересной представляется рассмотрение проблемы сформированности в большей степени психологических компетенций. Одной из основных психологических компетенций студентов специальности «Клиническая психология» выступает готовность к осуществлению выбора. Именно способность осуществлять выбор становится критерием целостности личности и ее готовности к самоосуществлению.

Ключевые слова: Готовность, профессиональный выбор студента, компетентность.

 

Рассмотрим существующую трактовку понятия «готовность». В словаре С.И.Ожегова в первом значении готовность – это «согласие сделать что-нибудь», во втором - «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь » [18, с.122]. В первом значении, по нашему мнению, речь идет о принятии решения, а во втором значении – о ресурсах, наличие которых обеспечивает выполнение принятого решения. Научное понятие «готовность к деятельности», «к осуществлению выбора» включает в себя оба эти значения. В социально-экономических исследованиях готовность рассматривается в более широком толковании, как «готовность информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, континента или всего земного шара к всеобщей электронизации экономики», в данном случае здесь рассматривается готовность общества жить в информационном пространстве [17].  С точки зрения естественнонаучного подхода рассматривается понятие «биологическая готовность -  термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций» [11].

Как отмечают В.А.Крутетский, В.А.Шадриков  «готовность к деятельности» рассматривается через понятия «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «оперативный покой» и т.п. и рассматривают ее как кратковременное либо долговременное состояние, свойство или качество личности, соотнося с такими характеристиками человека, как способность, направленность, компетентность, профессионализм [23].

В многочисленных социологических, педагогических, психологических исследованиях существует тенденция употреблять понятие готовности в широком диапазоне и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений: готовность к действию, к деятельности, к труду (Т.В.Кудрявцев, Н.И.Крылов, Л.А.Мойсенко), к педагогической деятельности, к педагогическому общению (Н.В.Кузьмина, Е.А.Орлова), к выбору профессии, профессиональному самоопределению, профессиональной деятельности (Э.А.Фарапонова, В.В.Чебышева, А.В.Массанов, В.И.Виноградов).

В научной психологической литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность». По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, готовность рассматривается в качестве настроя личности на определенное поведение и как установка на активные действия,  приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленных мотивами и психическими особенностями личности [цит.по.Бершедова:]. Многие исследователи отождествляют понятие готовность с такими понятиями как «установка», «социально-психологическая установка». Как известно, проблема установки была специальным предметом в школе Д.Н.Узнадзе, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объектной ситуации» [цит.по.: Гилева].

Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, большинство авторов придерживаются мнения, что это особое психическое состояние. Отметить следующее, что в исследованиях А.Г.Ковалева, Н.Д.Левитова психическое состояние трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, занимающее как бы промежуточное место между психическими процессами свойствами личности [цит.по.: Магазаева].  Л.И. Бершедова в своем исследовании отмечает, что состояние высокой психической напряженности, которое знаменует овладение личностью новым для нее способом деятельностного существования, можно считать индикатором активизации самим человеком обширных систем своей психической жизни. В науке результаты таких преобразований личности инициируются с понятием «готовность», выступающим автономной характеристикой изменяющегося человека в изменяющихся ситуациях и имеющим, таким образом, свое происхождение и историю развития [11; 21].

Исследования ученых М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича показали, что динамическую структуру готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы:

  • Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
  • Осознание целей, достижение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
  • Осмысливание условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;
  • Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности как наиболее вероятных, так и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;
  • Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
  • Мобилизация сил в соответствии с условиями  и задачей, самовнушение в достижении цели [цит.по.: Бершедова].

Изложенный материал показывает, что состояние готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Как уже отмечалось выше, ряд авторов считают, что  помимо готовности как психического состояния существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности, обозначенная понятиями: подготовленность, длительная или устойчивая готовность.

Прежде всего, отметим, что готовность это всегда состояние, направленное на что–либо, так в исследовании О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой был описан феномен «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности», который рассматривался следующим образом «мотивационная готовность – это готовность действующей личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной позволять такую трансформацию» [цит.по.:Гилева], также отмечается, что мотивационная готовность это «системная характеристика человека, представляющая интеграцию индивидуально-типологических, личностных и деятельностных свойств, которая позволяет реализовывать возможности, открывающиеся в мире, и тем самым открывать самого себя, выходя за пределы норм, проявлять нормотворчество, свободную инициацию» [цит.по.:Гилева].

Достаточно убедительно представлена трактовка «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности» О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой, которая в свою очередь органично вписывается в контекст данного работы, позволяющая охватить весь спектр индивидуально-типологических и личностных особенностей, которые могут быть включены в структуру готовности к осуществлению управленческой деятельности.

По мнению авторов М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, готовность к осуществлению выбора может быть определена как:  длительная готовность (сформированная) и ситуативная готовность.

Длительная (сформированная) готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать. Эта готовность существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность - устойчивая система профессионально важных качеств личности, соответствующая структуре, содержанию и условиям профессиональной деятельности, обеспечивающая легкость актуализации и включения в выполнение задачи, пластичность, сочетание устойчивости и динамизма.

Структура длительной готовности:

  • положительное отношение к тому или иному виду деятельности,          профессии;
  • адекватные требования деятельности, профессии, черты характера;
  • необходимые знания, умения, навыки;
  • устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов [цит.по:Бершедова].

Ситуативная готовность это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Рассматривая структуру ситуативной готовности к деятельности, авторы конкретизируют эти позиции, выделяя: познавательные компоненты (понимание разного рода профессиональных задач, оценка значимости); эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотивационные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые компоненты (мобилизация сил, преодоление сомнений).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акофф, Р. Искусство решения проблем [Текст]/Р. Акофф.- М.: Мир, 1982.-224с.
3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии [Текст]/ А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г. Асмолов.– М.: Смысл, Академия, 2007. – 528 с.
5. Бердяев, Н. А. Судьба России: Книга статей [Текст] /Н.А.Бердяев.- М., 2008.-419 с.
6. Бершедова, Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное образование кризисных периодов[Текст]: автореф. дис. …д-ра психол. наук: 19.00.13.- психология развития, акмеология / Бершедова Людмила Ивановна – М.,1999. -45 с.
7. Василюк Ф. Е.. – М.: МГППУ, Смысл, 2003. – 240 с.
8. Гилева, И. О. Психологическое сопровождение становления личности в процессе вузовской подготовки [Текст] /И. О. Гилева// Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе: материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул, 2002. - С. 44-47.
9. Гилева, И. О. Психология профессиональной деятельности учителя [Текст]/И.О.Гилева. – Красноярск, 2003. – 108 с.
10. Деркач, А.А. Акмеология/ А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
11. Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Дмитриева. – М., 1997. – 188с.
12. Кабрин, В. И. Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования [Текст] / В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал - 2010.-№37.-С.71–75
13. Клочко, В. Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ [Текст]/ В. Е. Клочко // Вестник Московского университета. Серия «Психология» - 2008. – №2. – С. 87–101.
14. Козырева О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации//«Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева» №2(40) 2015.- С. 10-16
15. Козырева О.А. Концепция формирования инклюзивной компетентности магистра образования //«Alma mater». - № 4.- 2016.- С. 36-42
16. Логинова, И. О. Временной континуум жизненного самоосуществления человека[Текст] /И. О. Логинова // Вестник Краснояр.госпед.ун-та им В. П. Астафьева.-2008.-№ 1.-С.84-89.
17. Михайлов, О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития : дис. ...канд. психол. наук / О.В. Михайлов. – М., 2007. – 166 с
18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]/С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Швецовой.-М.:Рус.язык. 1984.-797с.
19. Поникарова, В.Н. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования / Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности: Монография / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ЧГУ, 2014. – с. 256 -270
20. Ревякина В.И. Магистратура – ресурс повышения кадрового потенциала Российских ВУЗов.// Вестник ТГПУ. Рубрика: Высшее педагогическое образование. Выпуск №10. 2011. С. 29–33.
21. Ревякина В.И. Проблемы профессиональной деятельности учителя// Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы научно-методической конференции 31.01-01.02.2001г. – Томск. - 2001. – С.60-70.
22. Самарцева, Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2012.
23. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]/В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996.-320 с.
 



© 
Е.И. Стоянова, О.А. Козырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru