viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.И. Стоянова,  (К.псх.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доцент, ГОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Готовность
В современных условиях повышенного интереса к разным проблемам профессиональных компетенций студентов вузов наиболее интересной представляется рассмотрение проблемы сформированности в большей степени психологических компетенций. Одной из основных психологических компетенций студентов специальности «Клиническая психология» выступает готовность к осуществлению выбора. Именно способность осуществлять выбор становится критерием целостности личности и ее готовности к самоосуществлению.

Ключевые слова: Готовность, профессиональный выбор студента, компетентность.

 

Рассмотрим существующую трактовку понятия «готовность». В словаре С.И.Ожегова в первом значении готовность – это «согласие сделать что-нибудь», во втором - «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь » [18, с.122]. В первом значении, по нашему мнению, речь идет о принятии решения, а во втором значении – о ресурсах, наличие которых обеспечивает выполнение принятого решения. Научное понятие «готовность к деятельности», «к осуществлению выбора» включает в себя оба эти значения. В социально-экономических исследованиях готовность рассматривается в более широком толковании, как «готовность информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, континента или всего земного шара к всеобщей электронизации экономики», в данном случае здесь рассматривается готовность общества жить в информационном пространстве [17].  С точки зрения естественнонаучного подхода рассматривается понятие «биологическая готовность -  термин описывает тот факт, что организмы лучше приспособлены к ассоциированию определенных сочетаний стимулов и реакций» [11].

Как отмечают В.А.Крутетский, В.А.Шадриков  «готовность к деятельности» рассматривается через понятия «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «оперативный покой» и т.п. и рассматривают ее как кратковременное либо долговременное состояние, свойство или качество личности, соотнося с такими характеристиками человека, как способность, направленность, компетентность, профессионализм [23].

В многочисленных социологических, педагогических, психологических исследованиях существует тенденция употреблять понятие готовности в широком диапазоне и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений: готовность к действию, к деятельности, к труду (Т.В.Кудрявцев, Н.И.Крылов, Л.А.Мойсенко), к педагогической деятельности, к педагогическому общению (Н.В.Кузьмина, Е.А.Орлова), к выбору профессии, профессиональному самоопределению, профессиональной деятельности (Э.А.Фарапонова, В.В.Чебышева, А.В.Массанов, В.И.Виноградов).

В научной психологической литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность». По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, готовность рассматривается в качестве настроя личности на определенное поведение и как установка на активные действия,  приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленных мотивами и психическими особенностями личности [цит.по.Бершедова:]. Многие исследователи отождествляют понятие готовность с такими понятиями как «установка», «социально-психологическая установка». Как известно, проблема установки была специальным предметом в школе Д.Н.Узнадзе, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объектной ситуации» [цит.по.: Гилева].

Несмотря на различия в конкретном толковании понятия готовности, большинство авторов придерживаются мнения, что это особое психическое состояние. Отметить следующее, что в исследованиях А.Г.Ковалева, Н.Д.Левитова психическое состояние трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, занимающее как бы промежуточное место между психическими процессами свойствами личности [цит.по.: Магазаева].  Л.И. Бершедова в своем исследовании отмечает, что состояние высокой психической напряженности, которое знаменует овладение личностью новым для нее способом деятельностного существования, можно считать индикатором активизации самим человеком обширных систем своей психической жизни. В науке результаты таких преобразований личности инициируются с понятием «готовность», выступающим автономной характеристикой изменяющегося человека в изменяющихся ситуациях и имеющим, таким образом, свое происхождение и историю развития [11; 21].

Исследования ученых М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича показали, что динамическую структуру готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы:

  • Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;
  • Осознание целей, достижение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;
  • Осмысливание условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;
  • Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности как наиболее вероятных, так и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;
  • Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;
  • Мобилизация сил в соответствии с условиями  и задачей, самовнушение в достижении цели [цит.по.: Бершедова].

Изложенный материал показывает, что состояние готовности имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Как уже отмечалось выше, ряд авторов считают, что  помимо готовности как психического состояния существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности, обозначенная понятиями: подготовленность, длительная или устойчивая готовность.

Прежде всего, отметим, что готовность это всегда состояние, направленное на что–либо, так в исследовании О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой был описан феномен «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности», который рассматривался следующим образом «мотивационная готовность – это готовность действующей личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной позволять такую трансформацию» [цит.по.:Гилева], также отмечается, что мотивационная готовность это «системная характеристика человека, представляющая интеграцию индивидуально-типологических, личностных и деятельностных свойств, которая позволяет реализовывать возможности, открывающиеся в мире, и тем самым открывать самого себя, выходя за пределы норм, проявлять нормотворчество, свободную инициацию» [цит.по.:Гилева].

Достаточно убедительно представлена трактовка «мотивационной готовности к творческой профессиональной деятельности» О.М.Краснорядцевой, И.О.Гилевой, которая в свою очередь органично вписывается в контекст данного работы, позволяющая охватить весь спектр индивидуально-типологических и личностных особенностей, которые могут быть включены в структуру готовности к осуществлению управленческой деятельности.

По мнению авторов М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, готовность к осуществлению выбора может быть определена как:  длительная готовность (сформированная) и ситуативная готовность.

Длительная (сформированная) готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать. Эта готовность существенная предпосылка успешной деятельности. Длительная готовность - устойчивая система профессионально важных качеств личности, соответствующая структуре, содержанию и условиям профессиональной деятельности, обеспечивающая легкость актуализации и включения в выполнение задачи, пластичность, сочетание устойчивости и динамизма.

Структура длительной готовности:

  • положительное отношение к тому или иному виду деятельности,          профессии;
  • адекватные требования деятельности, профессии, черты характера;
  • необходимые знания, умения, навыки;
  • устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов [цит.по:Бершедова].

Ситуативная готовность это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее ее действительность. Рассматривая структуру ситуативной готовности к деятельности, авторы конкретизируют эти позиции, выделяя: познавательные компоненты (понимание разного рода профессиональных задач, оценка значимости); эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотивационные компоненты (потребность успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые компоненты (мобилизация сил, преодоление сомнений).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Акофф, Р. Искусство решения проблем [Текст]/Р. Акофф.- М.: Мир, 1982.-224с.
3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии [Текст]/ А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г. Асмолов.– М.: Смысл, Академия, 2007. – 528 с.
5. Бердяев, Н. А. Судьба России: Книга статей [Текст] /Н.А.Бердяев.- М., 2008.-419 с.
6. Бершедова, Л. И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное образование кризисных периодов[Текст]: автореф. дис. …д-ра психол. наук: 19.00.13.- психология развития, акмеология / Бершедова Людмила Ивановна – М.,1999. -45 с.
7. Василюк Ф. Е.. – М.: МГППУ, Смысл, 2003. – 240 с.
8. Гилева, И. О. Психологическое сопровождение становления личности в процессе вузовской подготовки [Текст] /И. О. Гилева// Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе: материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул, 2002. - С. 44-47.
9. Гилева, И. О. Психология профессиональной деятельности учителя [Текст]/И.О.Гилева. – Красноярск, 2003. – 108 с.
10. Деркач, А.А. Акмеология/ А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
11. Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Дмитриева. – М., 1997. – 188с.
12. Кабрин, В. И. Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования [Текст] / В. И. Кабрин // Сибирский психологический журнал - 2010.-№37.-С.71–75
13. Клочко, В. Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ [Текст]/ В. Е. Клочко // Вестник Московского университета. Серия «Психология» - 2008. – №2. – С. 87–101.
14. Козырева О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации//«Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева» №2(40) 2015.- С. 10-16
15. Козырева О.А. Концепция формирования инклюзивной компетентности магистра образования //«Alma mater». - № 4.- 2016.- С. 36-42
16. Логинова, И. О. Временной континуум жизненного самоосуществления человека[Текст] /И. О. Логинова // Вестник Краснояр.госпед.ун-та им В. П. Астафьева.-2008.-№ 1.-С.84-89.
17. Михайлов, О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития : дис. ...канд. психол. наук / О.В. Михайлов. – М., 2007. – 166 с
18. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]/С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Швецовой.-М.:Рус.язык. 1984.-797с.
19. Поникарова, В.Н. Личностно-ориентированные технологии формирования готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования / Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности: Монография / Под ред. В.Г. Маралова, Н.В. Гольцовой. – Череповец: ЧГУ, 2014. – с. 256 -270
20. Ревякина В.И. Магистратура – ресурс повышения кадрового потенциала Российских ВУЗов.// Вестник ТГПУ. Рубрика: Высшее педагогическое образование. Выпуск №10. 2011. С. 29–33.
21. Ревякина В.И. Проблемы профессиональной деятельности учителя// Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы научно-методической конференции 31.01-01.02.2001г. – Томск. - 2001. – С.60-70.
22. Самарцева, Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2012.
23. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]/В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1996.-320 с.
 



© 
Е.И. Стоянова, О.А. Козырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru