viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ю.И. Печерский,  (Cоискатель, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Внутриличностный конфликт
В статье анализируются проблемы диагностики и коррекции внутриличностного конфликта студентов педагогических вузов. Представлен краткий обзор подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены ключевые вопросы проблемы внутриличностного конфликта студентов-педагогов, в частности – природа, виды внутриличностного конфликта, условия его коррекции. Доказано, что сущность внутриличностного конфликта связана с борьбой мотивов, идей, целей, ценностей личности.

Ключевые слова: Внутриличностный конфликт, противоречие, психосинтез, коррекция, профессиональная адаптация.

 

Внутриличностные конфликты как фактор стимуляции личностного и профессионального роста, сопутствующие успешной социализации рассмотрены в работах Ф.Ю. Василюка, Л.С. Выготского, П.В. Лушина, В.В. Москаленко, К. Роджерса, Б.И. Хасана, К.Г. Юнга и др.

Современная психологическая наука как продуктивный подход к решению проблемы функциональной роли конфликта в формировании личности определяет конфликтологическую схему вырабатывания профессиональной социализации. Ее сущность состоит в осмыслении конфликтной природы взаимоотношений общества и человека, тезисе о взаимосвязи проявления внутриличностного конфликта как психологического феномена всех уровней. Она строится на идее понимания внутриличностного конфликта как субъективного отображения человеком неравномерности процесса его развития [3, с. 57].

Однако, несмотря на достаточно большой объем работ по вопросам внутриличностных конфликтов, аспект этого явления в плане проблемы профессионального выгорания студентов педагогических вузов остается недостаточно изученным.

Исходя из анализа основных психологических теорий личностного развития, можно отметить, что понимание внутриличностного конфликта в контексте профессиональной адаптации студента-педагога неоднозначно. Систематизация теоретических подходов к проблеме внутриличностного конфликта как фактора профессиональной адаптации позволила классифицировать его по таким ключевым позициям – «содержание исходного противоречия» и «вероятность конструктивного решения конфликта» [3]. Исходя из теоретических исследований, сегодня существует шесть психологических моделей внутриличностных конфликтов: психоаналитическая (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер), когнитивная (К. Левин, Р. Лазарус, Л. Фестингер, С. Фолкман), гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг, В. Франкл), ролевая (И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани), возрастная (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Э. Эриксон), мотивационно-смысловая (В.М. Мясищев, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин).

Исходя из теоретических разработок, можно выделить несколько уровней, на которых проявляется внутриличностная конфликтность как характеристика ситуационного взаимодействия: внутриличностные осложнения, собственно внутриличностные конфликты, внутриличностные кризисы (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов). Психологическое содержание внутриличностных конфликтных переживаний студентов педагогических вузов имеют высокую степень индивидуальной дифференциации и тем самым определяют уникальность их восприятие и интерпретации конкретным человеком [10]. Индикатором перехода с одного уровня внутриличностных осложнений на другой выступает восприимчивость системы самоотношения перед конфликтным контекстом внутреннего опыта [5, с. 915]. Характер профессиональной социализации студента-педагога определяется теми внутренними моделями переживания и решения внутриличностных осложнений, которые формируются в сознании и составляют основу индивидуального опыта.

Ключевые содержательные единицы конфликтных переживаний студентов-педагогов относительно профессиональной сферы определяются следующим образом: главный контекст проблемы внутреннего Я – это внутриличностная дезориентация, скованность («не знаю, чего хочу», «тяжело описать мои чувства другим»), боязнь будущего и оценок окружающих («волнуюсь при взаимодействии с новыми людьми, новыми обстоятельствами», «другие не одобряют моего поведения»).

Проблема неудовлетворенности выбором профессии определяется тремя взаимосвязанными контекстами, которые отображают переживание бесперспективности обучения в высшем учебном заведении: неуверенность в будущем трудоустройстве по избранной специальности без посторонней помощи; неудовлетворенность выбранной специальностью, профессией; недостаточное вовлечение в профессию из-за предметов, которые изучаются «не по специальности» [8; 9].

На основе анализа взаимосвязи показателей системы самоотношения и уровня интенсивности конфликтных переживаний можно констатировать, что риск потери положительного самоотношения повышается с ростом интенсивности конфликтных переживаний. Самым большим конфликтогенным влиянием на систему самоотношения, независимо от уровня осознания, характеризуются негативные переживания, связанные с внутренним Я студента-педагога, отношениями с лицами противоположного пола [1; 4; 5; 6].

Большинство студентов педагогических вузов характеризуются высоким уровнем положительного самоотношения, свидетельствующим о восприятии трудностей взросления как относительно несложных внутренних проблем; группа с негативным самоотношением характеризуются наличием острых внутриличностных конфликтных переживаний.

При этом, для большинства студентов профессиональная социализация происходит бесконфликтно, для меньшинства – характерна конфликтная социализация, особенности внутриличностных конфликтов студентов при этом имеют различное выражение и содержание. Мотивирующим влиянием на профессиональную социализацию студентов обладает внутриличностная конфликтность, выраженная в мотивации на достижение успеха на фоне негативного самоотношения, при этом восприятие студенчества характеризуется дихотомичностью мотивационных смысловых установок: на саморазвитие (новый опыт в преодолении трудностей, развитии и тренировке интеллекта) и коммуникативный комфорт (уважение одногруппников, приключения с друзьями). Для студентов с бесконфликтной профессиональной социализацией характерны определения студенчества как благоприятного для саморазвития, активной самореализации (возможность проявлять самостоятельность, организованность, выявлять свои способности, приобретать необходимые профессиональные знания) [1; 5].

Признаками критического типа внутриличностного конфликта студентов-педагогов, независимо от этапа обучения, выступают:

  • блокирование осознания личностной значимости, выраженное как тенденция к негативному самоотношению, потеря самоуважения и аутосимпатии; внутренняя скованность, зависимость от одобрения других, неспособность проявления собственных чувств;
  • коммуникативный дистресс, выражающийся как ощущение дискомфорта при общении с одногруппниками, преподавателями, родителями; коммуникативная пассивность (неспособность установления доверительных отношений, трудности самопрезентации);
  • блокировка мотивации саморазвития, выражающаяся как повышенный уровень мотивации избежать неудачи, в превосходящей мотивационной установке поиска комфортных эмоциональных и коммуникативных условий [2].

Основываясь на теоретических подходах к проблеме роли внутриличностных конфликтов как факторов профессионального выгорания студентов педагогических вузов установлено, что психологическая составляющая данного феномена определяется сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов, представленных конфликтными переживаниями, связанных со сферами, имеющими наибольший эмоциональный потенциал, а также внутриличностными осложнениями в обучении и отношениях с преподавателями.

Для коррекции негативного воздействия внутриличностных конфликтов на студентов-педагогов с целью предотвращения их профессионального выгорания необходима разработка психологических механизмов, обеспечивающих преодоление негативных последствий внутриличностных конфликтов, расширение личностных возможностей трансформации внутриличностных конфликтов как продуктивных в процессе саморазвития и самореализация.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева В.В. Возможности профилактики конфликтов в студенческой группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/236/539 (Дата обращения: 02.09.2016).
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.
3. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
4. Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 167-168.
5. Зайцев А.Г. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа / А.Г. Зайцев, В.А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 915-916.
6. Конфликтология / А.Я. Кибанов [и др.]. – М.: Инфра-М, 2005. – 302 с.
‭‭‭‬‮7. Никуленкова О.Е. http://library.islu.ru/cgi-Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Е. Никуленкова. – Пятигорск, 2009. – 22 с.
8. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – №145. – С. 90–95.
9. Сыромятникова Л.И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – №98. – С. 201-204.
10. Ткачук В.А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза / В.А. Ткачук, А.А. Ткачук // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 1036-1038.
 



© 
Ю.И. Печерский, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru