viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.В. Климова,  (Институт "Высшая школа государственного управления" РАНХиГС)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Субъект труда
В последние два десятилетия проектная деятельность становится распространенной формой организации труда, проектное управление формируется как новая профессия. К компетентности сотрудников, занятых в проекте, предъявляются следующие требования: понимание цели проекта (особенно в случае, когда интринсивные цели не совпадают с заданными извне), осознание сроков достижения результата, моделирование и программирование деятельности с учетом особенностей собственных средств труда и внешней среды, понимание взаимоотношений со всеми заинтересованными сторонами и потоков коммуникации в проекте. На основе теоретического анализа выделены ключевые характеристики проектной деятельности, отличающие ее от традиционных форм организации труда. В исследовании, посвященном проблеме субъектности профессионалов, включенных в проектную деятельность, приняло участие 152 человека (средний возраст 33 года). Разработанные для данного исследования вопросы анкеты могут быть использованы в диагностике актуального "Я-образа" (самосознания) профессионала, включенного в проектную деятельность, его целей, социальной ответственности, функциональных возможностей, системы взаимоотношений в проекте.

Ключевые слова: Субъект труда, субъектность, соответствие личности и работы, профессионализм, проектная деятельность.

 

Профессионализм характеризуется не столько исполнительностью предписаний и стандартов деятельности на основе имеющейся компетентности, сколько проактивностью, которая реализуется через индивидуальную стратегию труда. Формирование такой стратегии рассматривается в отечественной психологии в контексте проблемы функционирования человека как субъекта труда, соответствия качеств отдельного человека требованиям профессиональной деятельности (Е.А. Климов и его ученики). Взаимосоответствие «человек-профессия» складывается посредством формирования когнитивных (осознание образа будущего результата труда, создание общественно значимых ценностей) и эмоционально-волевых (вовлеченность в работу, ответственность за достижение заданных результатов труда даже в напряженных  условиях, позитивное отношение к участникам рабочего процесса) регуляторов, обеспечивающих адекватную реализацию субъектности в профессиональной деятельности. Среда и индивидуальные особенности в каждый момент профессионального развития предоставляют человеку разнообразие возможностей и создают ограничения. Если человек действует из позиции субъекта, он усиливает свой профессионализм, осознает границы своего мастерства, предвидит, в какую сторону двигаться в своем развитии. Субъект профессиональной деятельности формирует индивидуальный стиль своего труда в соответствии со своими способностями, отношением к задаче, выбранной стратегией, а также с учетом объективной динамики организационных процессов.

Субъектность как отдельный предмет организационно-психологического исследования фактически никогда не появляется в западной психологии, схожие параметры изучаются как соответствие личности и организации (P–O Fit), личности и работы (P–J Fit). Высокое соответствие между личностью и различными аспектами работы имеет широкий спектр положительных последствий (низкий уровень увольнений, приверженность организации, высокую вовлеченность, удовлетворенность трудом). Наравне с перечисленными, одним из последствий может быть стремление работника активно преобразовывать свое окружение и себя как субъекта профессиональной деятельности.

Стандартизация процессов по управлению проектами, призванная минимизировать роль личностных характеристик, влияющих на поведение в рамках работы над проектом, в настоящий момент практически не учитывает соответствие личностных особенностей профессионала и содержания проектной работы. В связи с этим представляется актуальной проблема рассмотрения представления о собственной субъектности профессионалов, включенных в проектную деятельность.

Несмотря на накопленные в междисциплинарной литературе по управлению проектами и в эмпирических исследованиях организационного поведения знания открытым остается вопрос об особенностях проектной деятельности в отличие от традиционных форм организации труда. Проектное управление, формирующееся как новый тип профессиональной деятельности, требует от профессионала развитых навыков постановки и удержания целей (особенно в случае, когда интринсивные цели не совпадают с заданными извне), моделирования и программирования собственной деятельности.

Для выявления представления о собственной субъектности профессионалов, включенных в проектную деятельность, на основе выделенных Е. А. Климовым психологических признаков труда (3, с. 103-112), которые он предлагает использовать для оценки сформированности человека как субъекта труда, были разработаны вопросы анкеты. Представление о собственной субъектности позволяет оценивать адекватность отражения профессионалом параметров проектной деятельности для формирования дифференцированного подхода к самовоспитанию, корректирующих мероприятий в процессе наставничества. Вопросы, прошедшие проверку в ходе исследования, могут быть использованы как инструмент для коучинга в работе с актуальным "Я-образом" (самосознанием) профессионала, включенного в проектную деятельность: его функциональными возможностями, интересами, ролями в системе взаимоотношений, складывающихся в проекте.

Субъектность как критерий развития субъекта, мера выраженности этого качества у человека, содержит прямое указание на специфичность человека в этой позиции. Чтобы стать субъектом труда (по Е. А. Климову), человек должен адекватно отображать в своем сознании психологические признаки труда: предвосхищать социально ценный результат своего труда; сознавать обязательность его достижения (саморегуляционная воспитанность); владеть внутренними и внешними средствами труда, совершенствовать их; ориентироваться в производственных отношениях (осознавая, в том числе, связи между производителями и потребителями результатов деятельности) [3, с. 103-112].

Можно выделить два уровня психологического анализа субъекта труда:  структурный и функциональный. На структурном уровне анализа исследуются различные формы профессиональной активности, различающиеся мотивами, целями, программой деятельности и особенностями ее регуляции. Понятие «субъект» раскрывает актуальный функциональный статус индивида в конкретной деятельности. На функциональном – субъектность, как способность интегрировать качества и свойства личности в единый функциональный комплекс, оценивать и соотносить свои возможности. Развитие субъектности – движение от формирования активной позиции в деятельности к позиции непосредственного преобразователя действительности, когда индивид осознает границы своих возможностей изменения себя и мира. Субъектность может нарастать и ослабевать в зависимости от того, какие уроки извлекает человек из опыта, она проявляется в неодинаковой степени в зависимости от позиции, которую по собственному выбору занимает человек (ответственность), от меры включенности человека в деятельность, способности управлять собственными действиями.

Развитие профессионализма тесно связано с субъектогенезом человека. Профессионал – работник, который самостоятельно, систематически, надежно и результативно выполняет поставленные перед ним задачи. В исследованиях Ю. П. Поваренкова выявлена последовательность смены форм профессиональной активности субъекта труда:

  • решение задач уже сложившимися средствами деятельности (активизация процессов функционирования). Если это не приводит к успеху – попытки оптимизации, увеличение энергозатрат, включение саморегуляционных процессов (в лучшем случае);
  • формирование новой профессиональной активности как разрешение противоречий нормативных кризисов профессионального развития в результате осознания реальной ситуации (обычно после безуспешных попыток применить старый опыт); представленность психологической структуры профессиональной деятельности в сознании, интериоризация психологической системы деятельности в систему средств субъекта труда (в психологическую метасистему деятельности), полная или частичная автоматизация, включение свернутой формы профессиональной активности в арсенал ресурсных возможностей субъекта труда;
  • саморегуляция, которую профессионал включает в свой арсенал ресурсных возможностей или средств труда [5, с. 22-23].

Субъектность развивается в процессе преобразовательной профессиональной деятельности. Проектная деятельность направлена на создание нового уникального продукта или услуги, это деятельность, развивающая саму действительность, что ведет к преобразованию самого субъекта труда. В "Атласе новых профессий" управление проектами отмечено как важный надпрофессиональный навык, повышающий эффективность профессиональной деятельности и дающий возможность сохранять востребованность на рынке труда [1, с. 14]. За последние два десятилетия проектная деятельность становится все более распространенной формой организации труда во многих сферах экономики, проникая также в политическую, социальную сферы, в управление социально-экономическими реформами. Проекты являются средством для разработки нового продукта, услуги; реинжиниринга операционных процессов; внедрения инноваций; ускоренного развития, что особенно важно в периоды интенсивных изменений, которые организации переживают в настоящее время. Управление проектами – междисциплинарная прикладная область, однако в литературе по этим вопросам обоснование идеи о том, что управление проектами отличается от управления деятельностью без проекта, часто проводится без опоры на исследования в организационной психологии, а эмпирические исследования в области организационной психологии практически не фокусируются на структуре и процессах проекта. Ограниченное использование выводов из исследований организационной психологии создает разрыв между тем, что известно о человеческом факторе в психологии и тем, что обсуждается в документах по управлению проектами. Как следствие, практики основываются на устаревших моделях, например, мотивации и развития команды [8].

Обобщая информацию из литературы по управлению проектами и опыт экспертов проектного управления, мы выделили три дифференцирующих характеристики, которые представляются ключевыми с точки зрения институционализации проектной деятельности как профессиональной:

1. Проект создается для достижения заранее определенной цели/целей – уникального продукта, услуги или результата. Именно для этой задачи собирается проектная команда (кросс-функциональная или междисциплинарная, работающая в условиях неопределенности, потому что движется к результату, который создается впервые). В психологическом аспекте субъектность участников проекта будет характеризоваться толерантностью к неопределенности, проактивностью, социальной ответственностью за согласованное понимание этой цели.

2. Проект ограничен во времени (что контрастирует с непрерывными операционными процессами в непроектной или оперативной команде), имеет начало и запланированное окончание. Субъектность участника проекта с точки зрения этой особенности проектной деятельности будет характеризоваться осознанием сроков достижения результата, моделированием и программированием деятельности с учетом особенностей собственных средств труда и внешней среды для их соблюдения несмотря на встречающиеся препятствия.

3. Проект характеризуется регулярными итерациями повышения уровня детализации, когда все большие объемы информации по ходу развития проекта становятся доступными для получения более точных оценок. Эти итерации должны обсуждаться в проектной команде для выработки общего видения задачи. Такая прогрессивная разработка результата необходима, когда уникальный продукт, услуга, результат или план проекта, плохо определенные в его начале, постепенно становятся все более определенными по мере того, как проект разворачивается. Понимание взаимосвязей и потоков коммуникации в проекте требует от его участников проявления субъектности. На наш взгляд именно эти три особенности в совокупности отличают проект от других форм организации труда.

В мета-аналитических исследованиях была выявлена отрицательная корреляция между различием в восприятии задачи (конфликт задач) и производительностью [10] и положительная связь между сплоченностью и производительностью [7]. Проект растянут во времени, если работник не находится в тесном контакте с выполняемой работой, у него могут возникнуть трудности с пониманием конкретных задач проекта или того, что должно быть достигнуто в результате выполнения поставленных задач. Этот фактор полностью нивелируется в условиях высокой поддержки команды и сотрудничества в процессе общения, координации, которые могут способствовать командной слаженности и эффективности.

Стандартизация процессов по управлению проектами, призванная минимизировать роль личностных характеристик, влияющих на поведение в рамках работы над проектом, в настоящий момент практически не учитывает соответствие личностных особенностей профессионала и содержания проектной работы. Проектная деятельность как профессиональная требует от профессионалов преобразовательной субъектной позиции, совершенствования самой деятельности, а также собственных средств труда.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Атлас новых профессий. Вторая редакция. АСИ, Сколково. – Москва, 2014. – 287 с.
2. Климова А. В. Стилевые особенности саморегуляции и представление о собственной субъектности профессионалов, включенных в проектную деятельность (неопубликованная рукопись).
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для студ. вузов. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Академия, 2004. – 334 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 2003. – 456 с.
5. Поваренков Ю.П. Уточнение отдельных понятий системогенетической концепции профессионального становления личности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности [Текст]: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. − 317.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.
7. Chiocchio F., Essiembre H. Cohesion and performance: A meta-analytic review of disparities between project teams, production teams, and service teams // Small Group Research. 2009. 40 (4). P. 382–420.
8. Hobbs B., Chiocchio F., Kelloway E.K. The Psychology and Management of Project Teams: An Interdisciplinary Perspective. Oxford University Press, 2015. – 552 с.
9. Horn J.L. A rationale and test for the number of factors in factor analysis // Psychometrika. 1965. Vol. 30 (2). P. 179–185.
10. O’Neill T. A., Allen N. J., Hastings S. E. Examining the “pros” and “cons” of team conflict: A team-level meta-analysis of task, relationship, and process conflict // Human Performance. 2013. 26. Р. 236–260.
11. Velicer W.F. Determining the number of components from the matrix of partial correlations // Psychometrika. 1976. Vol. 41 (3). P. 321–327.
 



© 
А.В. Климова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru