viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.О. Волчанская,  (Аспирант, Московский государственный областной университет)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Дети-сироты
В нашей стране государственная политика в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет точно выраженное направление - передача детей на воспитание в семьи граждан. Данное направление определяет необходимость развития отрасли психологии, изучающей особенности детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в частности, аспект влияния травматических переживаний у подростков, воспитывающихся в замещающей семье, на отношение к себе и другим, так как это позволит выработать формы и методы работы как с ребенком, так и с самой семьей.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что общее физическое и психическое развитие детей-сирот отличается от развития ровесников, растущих в семьях.
«Домашние» дети оценивают себя в целом положительно и полагают, что окружающими они также оцениваются достаточно высоко, дети из детдома в большинстве своем дают себе негативную оценку, а рефлексивный автопортрет у них еще хуже.
Эти данные, прежде всего, говорят о том, что для подростков из детдома центральным выступает общение (так как нравственные качества в первую очередь регулируют общение с иными людьми, с обществом в целом), для «домашних» школьников - овладение своим собственным поведением и своей собственной личностью. И в данном смысле «домашних» школьников, можно считать более зрелыми личностно. Ведь поиск идентичности, деятельность самоопределения является признаком юности, а как деятельность общения - характеристика, которая свойственна подростковому и особенно - младшему подростковому возрасту.

Ключевые слова: Дети-сироты, замещающая семья, подростки, травматические переживания.

 

В  современной России довольно остро стоит вопрос о воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. Хоть и численность таких детей  постепенно сокращается, она все равно остается достаточно высокой  - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России остается высокой. На начало 2016 года на учете состоит более  82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [10].

В нашей стране государственная политика в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет точно выраженное направление - передача детей на воспитание в семьи граждан. Данное направление определяет необходимость  развития отрасли психологии, изучающей особенности детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в частности, аспект влияния травматических переживаний у подростков, воспитывающихся в замещающей семье, на отношение к себе и другим, так как это позволит выработать формы и методы работы как с ребенком в рамках замещающей семьи, так и с самой семьей, как сложной структурой, которая имеет потенциал создания среды для развития и формирования наиболее здоровой личности.

ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКОВ НА СИСТЕМУ ЕГО ОТНОШЕНИЙ С СОБОЙ И МИРОМ

Психологические исследования свидетельствуют о том, что общее физическое и психическое развитие детей-сирот отличается от развития ровесников, растущих в семьях. Как отмечают Лисина М. И., Мухина В. С., прожив какое-то время в учреждениях для детей-сирот, подростки часто не готовы к лишению привычного уклада жизни и испытывают трудности в формировании системы отношений с собой и миром [18].

По данным Л. М. Шипициной привязанность между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), формирование союза ребенка и взрослого, обеспечение стабильности (длительности) отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым очень важны для нормального развития ребенка [14]. Привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку, нарушение этой привязанности в отношении родителей мешает нормальной социализации подростков и их коммуникаций в замещающей семье.

Во многих отечественных исследованиях (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка, воспитывающегося в детском доме.

Характер травматических переживаний подростка, связанных с кровной семьей, влияет на особенности отношения к окружающему миру. Дети, пострадавшие от аддиктивного и эбъюзного поведения отца (жестокое обращение), хуже адаптировались в школе, чем дети, пережившие аддиктивное поведение матери [9].

Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан проведен психологический анализ отношения к себе и к окружающим подростка, имеющего опыт жизни вне семьи. Подростки должны были ответить на вопросы и сформулировать портрет «Я, каким кажусь другим» и «Я, каким кажусь себе», было проведено сравнение с подростками, не имеющими такого травматического опыта.

При выполнении данного задания между подростками с опытом травмирующих переживаний и без была выявлена разница в том, что если «домашние» дети оценивают себя в целом положительно и полагают, что окружающими они также оцениваются достаточно высоко (порой даже ожидаемая оценка окружающих, которая отражается в рефлексивном автопортрете, становится выше личной), то дети из детдома в большинстве своем дают себе негативную оценку, а рефлексивный автопортрет у них еще хуже. В частности, подростки 14-15 лет из детского дома описывают свой автопортрет так: «Во мне есть немного эгоизма (это есть в каждом), но я могу поддерживать товарищей, помогать им», а в рефлексивном: «Способный много дать коллективу, но не желает, полный эгоист.... Не желает принять какие-либо требования со стороны коллектива».

Если сравнить содержательные характеристики образа «Я» у двух групп подростков, то можно отметить, что дети из детдома, описывая себя, главным образом говорят о своих нравственных свойствах (причем негативных): «грубый», «непослушный», «лентяй», «врун», и т. п. У «домашних» детей также встречались отрицательные качества, тем не менее, чаще позитивные: «умею дружить»,  «добрый», «трудолюбивый». При этом подобные характеристики у них не превышают трети от общего числа, основную часть занимают эмоционально-волевые характеристики: «организованный», «сдержанный» или «нет никакой силы воли», «разболтанный». Эти качества у подростков из детского дома составляют меньше 15% (а в массовой школе - 55%).

По наблюдениям за реальным поведением подростков из детдома Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан отмечено, что у них много проблем, которые связаны с недостаточным формированием эмоционально-волевых качеств: они часто бывают раздражительными, несдержанными, не могут себя заставить выполнить какое-то дело без давления со стороны взрослых. Тем не менее данные очевидные особенности их поведения и особенности личности не  отражаются в их «образе Я». У «домашних» подростков также существует множество проблем, которые связаны с недостаточным формированием эмоционально-волевой сферы личности, но в отличие от подростков из детдома они эти проблемы включают в картину своего «образа Я».

А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых полагают, что эти данные, прежде всего, говорят о том, что для подростков из детдома центральным выступает общение (так как нравственные качества в первую очередь регулируют общение с иными людьми, с обществом в целом), для «домашних» школьников - овладение своим собственным поведением и своей собственной личностью [17]. И в данном смысле «домашних» школьников, можно считать более зрелыми личностно. Ведь поиск идентичности, деятельность самоопределения является признаком юности, а как деятельность общения - характеристика, которая свойственна подростковому и особенно - младшему подростковому возрасту.

А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых также проведен детальный анализ высказываний подростков, которые касаются отношений с другими людьми, и выявлены определенные различия. Как правило, «домашние» дети акцентируют свое внимание на личных качествах, помогающих или мешающих им быть хорошим другом, кроме того -  на своих умениях, а вернее  на неумениях, проблемах в понимании окружающих людей. Акцент на данных качествах, который отмечает наиболее проблемные для всякой личности стороны общения, указывает на признание другого как автономной личности, которая имеет свой собственный, многогранный, суверенный и уникальный внутренний мир.

У подростков с опытом жизни в детском доме подобные темы абсолютно непопулярны. Как правило, они выделяют, описывая себя,  лишь свое отношение к окружающим людям. Много внимания воспитанниками детдома уделяется также тому, как они умеют находить общий язык с другими людьми.

Исследователи полагают, что в результате их работы у подростков, имеющих опыт травматических переживаний, выявлен абсолютно особенный тип психического развития, про который нельзя говорить, что он медленнее или хуже, чем у домашних детей [17]. Он просто является другим. Его нельзя отнести к современной норме, умственной отсталости, форме той или другой психической патологии. Это особенный тип, который связан со спецификой формирования ребенка, пережившего травматический опыт, который связан с депривационными условиями сиротского учреждения.

Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Доказано: чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Жизненный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, предостерегает его от доверия, привязанности, глубоких чувств.  Он воспринимает этот мир как опасный и ненадежный, мир, где в любой момент может произойти личная катастрофа.  Властные фигуры этого мира - взрослые, и они  управляют ребенком,  как хотят, в то время как от него самого ничего не зависит.  В результате у ребенка формируется твердое убеждение, что любить его невозможно и ничего стоящего из него не получится [11].

Боулби, впервые описавший влияние депривации на личность подростка, придумал термин «бесчувственный психопат» [6]. В.Н. Ослон в своем исследовании показывает, что это свойственно для детей в замещающих семьях. Однако анализ медицинских заключений показал, что ни одному ребенку не был выставлен диагноз «психопатоподобный синдром». В условиях детского дома дети вели себя достаточно спокойно. Однако, включившись в коллектив «домашних» сверстников, они начали провоцировать негативное внимание к себе. Дети испытывали значительные трудности в установлении отношений доверия и принятия. Стереотип самыми вызывающими и травматическими способами привлекать к себе внимание абьюзных родителей отразился и на поведении ребенка в социальном окружении.

Для обеспечения нормального формирования психики и предотвращения ее девиаций большое значение имеет динамическая оценка психического развития и при необходимости создание для него более благоприятных условий. Для гармонизации личностных черт, в целом, полезна пропаганда таких воспитательных воздействий в семье и детских учреждениях, которые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притязаний в соответствии с возможностями и т. д. Более старшим детям следует дать, хотя бы,  минимум знаний и навыков, необходимых для понимания психической деятельности и посильного ее регулирования. Не только забота о душевной жизни, но и внедрение физической культуры и спорта сделают детскую личность менее ранимой. Необходима также хорошая психологическая подготовка детей к общению с другими людьми, в том числе и противоположного пола. Все требования к детям, к их психическим и физическим возможностям должны быть сбалансированы в соответствии с возрастом и полом.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ ЗАБОТЫ

Переживания подростка, влияние его травматических переживаний на отношение к себе и другим  зависит от особенностей замещающей семьи и эффективности замещающей заботы.

В частности В.Н. Ослон указывает, что  проблемы школьной адаптации  приемных детей обусловлены многими факторами, среди которых - особенности замещающей семьи [9]. Другие факторы  включают в себя проявление депривационных паттернов поведения ребенка со сверстниками (62% упоминаний респондентов) и взрослыми, отношение последних к сироте, нередко сопровождающееся нетерпимостью и негативным вниманием (37,9% упоминаний), страхом перед «сиротской агрессивностью» (26% упоминаний), опытом обучения в условиях сегрегационного учреждения (32% упоминаний).

Именно замещающая забота позволяет подросткам адаптироваться. Окружение в классе может быть враждебным - помещение в класс приемного ребенка вызывало у учителей и родителей домашних детей, особенно в первые полгода, значительное беспокойство. Учителя могут считать, что они не умеют обращаться с сиротами и не понимают функций  приемных родителей. Сами дети-сироты, особенно те, кто уже обучался в условиях детского дома, где преподавал квалифицированный дефектолог, а количество детей в классе не превышало 8, гомогенных по социальному статусу, испытывают состояние шока, попав в общий класс (25-30 домашних детей) с неподготовленным учителем.

Вторым по значимости показателем, влияющим на отношения ребенка к окружающим, в том числе и в школе, является отношение в приемной семье. В.Н. Ослон выявлен парадоксальный феномен: чем лучше были отношения в замещающей семье, тем чаще дети совершали деликты (воровство) в семье, чем хуже - деликты переносились в школу.

Как показывает анализ данных, за 2 года у детей из эффективных замещающих семей результаты адаптированности в классе повысились примерно в 3,5 раза.

По экспертным оценкам учителей, через полтора года у них нивелируются «сиротские проявления», наблюдается «скачок» в адаптации к школе, и их уровень и темп адаптации соответствует аналогичным показателям успешных домашних детей. У приемных детей из семей с неэффективной заботой уже к году начинают проявляться позитивные результаты адаптации, а в полтора года они становятся более выраженными.

В целом, дети из эффективных замещающих семей более успешны в школьной адаптации, лучше взаимодействуют с социальным окружением. Это подтверждается и характером социальных ролей, которые дети исполняют в классе (экспертами выступали учителя). Анализ ролевой структуры указывает на различия социальных ролей у приемных детей в зависимости от уровня эффективности замещающей заботы. Первые три места у детей из неэффективных семей занимают негативные роли: «агрессор» (1 место), «жертва» (2 место), «клоун» (2 место). В первые полгода на третье место выходит роль «бесчувственного». В целом, это те роли, которые характерны для детей с депривационными нарушениями.

Дети из неэффективных семей не исполняют роли «липучки», которая характерна для детей из эффективных семей. Пережив абьюз по типу «жестокое обращение», они выстраивают границы «Я» как «тактильный (неприступный) барьер» между собой и другими.

Дети из семей с эффективной заботой, в основном, пытаются исполнять положительные роли. Выделяются истероидные компоненты поведения, которые отражаются в одной из ведущих потребностей ребенка быть в центре внимания. В восприятии учителей дети преимущественно исполняют роли «ответственного», «помощника», «положительного лидера». В полгода ведущей ролью является «липучка», что также отражает симптомы депривационных нарушений. Границы «Я» у детей из эффективных семей более слабые и прозрачные, чем у детей из неэффективных семей. Они нуждаются в более тесных, точнее, тактильно тесных отношениях. Данный паттерн отношений, сформированный в депривационных условиях, при включении ребенка в новую ситуацию начинает актуализироваться. Однако, уже к году, когда ситуация становится более стереотипной, значение данной роли нивелируется [9].

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО

За последние годы уменьшилось общее количество случав  отказа опекунов, приёмных родителей и усыновителей от детей, принятых на воспитание но все же, по разным причинам, отказы существуют.

Данный феномен был назван вторичное сиротство. Согласно официальной статистике: «Количество случаев возврата детей обратно в детские дома росло и достигло нескольких тысяч ежегодно, в 2013 году было 6136 таких случаев, в 2014 году -  7834 случая, а в 2016 году -  уже 6 тыс. случаев» [16].

Опасность этого явления заключается в том, что дети, возвращенные из семьи, к которой уже успели привыкнуть, обратно в детский дом,  получают серьезную неизгладимую психологическую травму. Для подтверждения своих слов хотелось бы процитировать следующее: «Вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям» [4].

Последствия отказа для ребенка чудовищны. После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Ребенку невозможно объяснить, почему от него вновь отказались. Он начинает воспринимать каждого взрослого человека исключительно с отрицательной стороны. Исходя из этой новой позиции он меняет свое поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем - теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго - от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить - многие, повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить их снова в семью крайне трудно - скорее всего, вторая попытка тоже закончится возвратом.

Стоит отметить, что значительная часть возвращенных детей достаточно длительное время проживали в замещающих семьях (есть дети, прожившие в семьях от 1 года до 6 лет). Это, естественно, оказало влияние на их личностное развитие. Ими были усвоены иные ценности и нормы, выработаны иные механизмы адаптации, отличные от тех, которые приняты у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как правило, дети, прожившие в приемных семьях, отмечали положительные моменты, которые там происходили, и многие в дальнейшем изъявляли желание проживать в другой семье, но предъявляли к потенциальным приемным родителям гораздо большие требования.

Одна из основных причин вторичного сиротства  - это низкий уровень подготовки замещающих семей. Неподготовленность психологическая и педагогическая,  и не профессиональность замещающих семей, принявших на воспитание ребенка-инвалида является, чуть ли не самой главной причиной возврата детей обратно в детские дома. Чаще всего это происходит с наступлением у ребенка подросткового возраста, когда у приемных родителей появляются первые серьезные проблемы с воспитанием подростка, если выходки родного ребенка еще можно стерпеть, то от приемного проще отказаться.   Опасность такого поведения приемных семей заключается в том, что, как правило, опеку берут в основном над малышами, подростков же усыновляют крайне редко, а это значит, что взяв ребенка в семью, а затем, отказавшись от него по достижению им подросткового возраста, мы практически лишаем его шансов обрести новую семью. Более того, подростки брошенные приемными родителями, очень часто склоны к девиантному поведению.

Сиротство является тяжелой участью, которая оставляет значимые травматические переживания и накладывает на всю жизнь подростка отпечаток, нередко сталкивая его на социальное дно. Мир для такого подростка превращается в пустыню, где нет никого, кто его мог бы поддержать.

Выходом из подобной ситуации является воспитание подростка в замещающей семье. Лишь в близких отношениях с членами семьи подросток вновь сможет обрести чувство любви и привязанности, научиться доверять другим, преодолеть состояние беспомощности и одиночества.

Воспитание приемного ребенка является безусловным благом с точки зрения подлинных человеческих ценностей, почетным делом - с позиции социальной значимости, и трудным - по психологическим задачам, стоящих перед замещающими родителями, которые они вынуждены решать  в процессе помощи ребенку, чья судьба часто искалечена, и семьи, при том что замещающая привыкла жить по своим правилам, в процессе решения задачи превращения в  единое целое - замещающую семью.

Таким образом, чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье,   т к  опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, предостерегает его от доверия, привязанности, глубоких чувств. Для гармонизации личностных черт ребенка полезна подготовка ребенка к проживанию в семье, формирование качеств,  которые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притязаний в соответствии с возможностями и т. Д. Не менее важной является подготовка замещающих родителей, принявших на воспитание подростков, сиблингов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас перед нашим обществом стоит важная задача - осознать свою причастность к воспитанию детей, которые остались без попечения родителей. Помочь им справиться с данной проблемой могут специалисты по психолого-социальной работе – сделать так, чтобы семья была «эффективной» в преодолении психологических  проблем, а рассказывая о том, какая поддержка нужна людям, которые хотят взять ребенка из детского дома, об успешном опыте замещающих семей, о непростом процессе адаптации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова, М.Н. Организация работы с приемными семьями [Текст] / М.Н. Акимова. - Самара.: Самвен, 2008. - 291с.
2. Анисимова, В.В. Влияние опекунской семьи на личностные отношения [Текст]: дис. … канд. псих. наук 19.00.13/ В.В. Анисимова. - М., 2003. - 148 с.
3. Араканцева, Т.А. Полоролевая социализация детей в приемной семье [Текст] / Т.А. Арканцева // Семья России.- 2002.- №3 - с.35-41.
4. Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Бережная. - Ставрополь, 2005. - 191 с.
5. Большакова, Л.H. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье [Текст]: дис. канд. психол. наук / Л.Н. Большакова. - Ярославль, 2004. - 236 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. - М.: Изд-во АСТ, 2003. - 240с.
7. Винникот, Д.В. Разговор с родителями [Текст] / Д.В. Винникотт. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 222 с.
8. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.04 / Осипова Ирина Ильинична; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2009.- 329 с
9. Ослон В.Н. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 : Москва, 2002 281 c. РГБ ОД, 61:02-19/172-X
10. РИА Новости -URL: https://ria.ru/adaptation/20160601/1441503135.html
11. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот к жизни в замещающей семье: научно-методическое пособие / Сост. Д.С. Занин, О.Н. Хахлова [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 206с
12. Семикин В. В., Векилова С. А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство// Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 7. - МО.: СВИВТ, 2013. - С. 81-85
13. Серова, Е.В. Особенности страхов формирующейся личности в условиях замещающей семьи : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Серова Елена Валерьевна; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.].- Москва, 2012.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-19/37
14. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот - СПб. 2013
15. Яковлева, E.JI. Социальная адаптация детей-сирот в условиях трансформирующегося общества [Текст]: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. / Е.Л. Яковлева. - Хабаровск, 2004. - 198 с.
16. Павел Астахов Уполномоченный при президенте РФ по правам детей//РИА Новости -URL: http://ria.ru/society/20130418/933249993.html (дата обращения: 20.01.16
17. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. — М.: Педагогика, 2010
18. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Ред. сост. В.С.Мухина,М.,1991
 



© 
В.О. Волчанская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru