viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.Д. Вислова,  (С.н.с., д.псх.н., Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, г. Нальчик)

Серия «Познание» - # ИЮЛЬ-АВГУСТ  2016

Наркотики
В статье рассматриваются социальные и психологические аспекты развития зависимости от наркотических веществ. Анализируются мотивы и личностные черты характера, предрасполагающие к приему наркотиков. Представлены этапы формирования наркозависимости и раскрываются характерные особенности наркоманического поведения.

Ключевые слова: Наркотики, наркомания, наркозависимое поведение, подростки, мотивы употребления наркотиков, акцентуации характера.

 

В  подростковой среде ХХI века нарастает формирование своеобразного «наркоманического» сознания. Жизненный успех, духовное развитие и общение подчиняется опыту, приобретенному посредством употребления наркотических веществ. Все чаще говорится о престижных наркотиках и возможности его приобретения. Во многом это служит идейной основой для оправдания наркоманического образа жизни.

В свою очередь, исследователи широко обсуждают вопросы о том, кто склонен к употреблению наркотиков, почему это происходит и как это начинается.

Среди множества исследований, посвященных мотивации употребления наркотиков, отметим исследование Т.И. Петраковой с сотрудниками, в котором подчеркивается, что психологическая готовность к употреблению психоактивных веществ определяется личными убеждениями, давлением группы и авторитета, конформизмом, демонстративным протестом против мнения  окружающих, стремлением к самоутверждению, снятием эмоционального напряжения. Исследователи утверждают, что «мотивация, связанная с конкретными ситуациями, несущими негативные аффективные переживания, играет важнейшую роль в формировании активизации особого «состояния готовности» к употреблению наркотических веществ» [1].

П.Д.Шабанов, автор руководства по наркологии, компетентно утверждает, что мотивом первого приема наркотических веществ является подражание, стремление походить на старших, быть независимым в принятии решений [2].

Однако определить, какие именно мотивы и факторы риска являются ключевыми  для формирования потребности в наркотических средствах, не так просто. Так, например, по инерции принято  считать важным фактором, обусловливающим  первое употребление наркотика,  - неосведомленность о его вреде. Данные нашего исследования, проведенного среди школьников и активных наркоманов, свидетельствуют, что абсолютное большинство подростков относятся отрицательно к употреблению наркотиков и других одурманивающих веществ и, практически никто не выразил позитивного отношения. Тем не менее, это не послужило для подростков-наркоманов барьером в приобщении к наркотикам. Во многих случаях первая проба наркотика произошла в возрасте 15 лет. Основными причинами называются: «любопытство», «скука», «нечего делать» и «просто так» [3].

Мотивы приема наркотиков различны. Согласно данным М.Е.Поздняковой, на первом месте стоит стремление получить удовольствие, не предпринимая усилий в реализации жизненных потребностей. Далее следует «скука», «разочарование в жизни», «так все поступают в моей компании», «семейные неурядицы», «лишение свободы», «потеря близкого человека» [4].

Характеризуя наркозависимых пациентов Ю.П.Лисицин и П.И.Сидоров отмечают нравственную незрелость их личности, которая проявляется в следующих симптомах: отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень; отсутствие социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность; дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», утрата видения путей развития своей личности [5].

Н.Г.Найденова с соавторами в качестве психологических факторов формирования наркоманического поведения также рассматривает сочетание ряда особенностей личности. К ним они относят: несформированность  высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие установок на труд и  другую общественно полезную деятельность; низкий внутренний контроль, стремление к искусственному изменению своего состояния, обусловленному психической неуравновешенностью, чувством внутренней напряженности, патологическим стремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями; эмоционально-волевым дисбалансом, расторможенностью влечений и нарушением психологических адаптивных механизмов [6].

Во многих работах можно найти длинный перечень личностных черт, характерных для наркозависимых подростков. Так, в работе С.А.Шеина и Т.Л.Чугуновой, указывается, что для несовершеннолетних характерно: установка на быстрое удовлетворение потребностей при минимальных затратах усилий; установка на пассивные способы защиты при столкновении с трудностями; уход от ответственности за свои поступки; импульсивный характер поведения; узость интересов; перенос активности в сферу досуга; гиперкритицизм в сочетании с комформизмом внутри своей возрастной группы; чувство выключенности из социального процесса; игнорирование статусных позиций; неопределенность жизненной перспективы; нравственный инфантилизм [7].

К числу регуляторов моделей поведения подростков, которые могут вызвать интерес к наркотикам, исследователи называют  различные поведенческие реакции – эмансипации и «группирования» со сверстниками. Однако перечисленные особенности личности  не оказывают фатального воздействия на формирование наркозависимости, и обобщенный личностный портрет наркомана характеризует лишь один полюс этого сложного социально-психологического явления.

Из литературы известно, что французские писатели Шарль Бодлер, Теофил Готье, Жерар де Нерваль, Артур Рембо организовали клуб любителей гашиша и описали свой опыт потребления этого наркотика. Такие художники, писатели и поэты как Э.Юнгер, Э.Блох, В.Бенджамин, Г.Гессе при помощи конопли пытались проникнуть  в новые области восприятия и познания. Наркотики погубили многих известных звезд эстрады и кино - Джимми Хендрикс, Элвис Пресли, Мэрилин Монро.

Под влиянием идей К.Юнга, английский психолог Айзенк выдвинул гипотезу, согласно которой интраверты, имеющие больший уровень возбудимости коры головного мозга, активнее стремятся к саморегуляции психики с помощью приема депрессантов (алкоголя, барбитуратов и др.). Это нужно им для компенсации высокого уровня возбуждения. Экстраверты, имеющие обычно более низкий уровень возбудимости, чаще прибегают именно к стимуляторам - кофеину, никотину и др., которые необходимы им для коррекции поведения и психики в интравертированном направлении [8].

Наркотики - это вещества, которые вмешиваются в естественные процессы организма. Пристрастие к наркотикам выражается в физической и психологической зависимости [9]. О физической зависимости говорят в тех случаях,  когда тело включило наркотик в обмен  веществ. Психологическая зависимость имеет место тогда, когда еще нет физической зависимости, но есть очень сильное стремление продолжать его употребление, когда отсутствие удовлетворения этой потребности сопровождается депрессией. Две наиболее опасные грани наркозависимости  стимулируют большое число практико-ориентированных исследований со стороны не только врачей - наркологов, но и патопсихологов.

В соответствии с материалами Всемирной организации здравоохранения  наркоманами и токсикоманами можно считать тех людей, у которых:

  • вследствие часто повторяемого приема натурального или синтетического ядовитого вещества возникает состояние периодической или хронической интоксикации, представляющей вред и опасность для них самих или их окружения;
  • наблюдается почти или совершенно непреодолимое влечение к этому яду;
  • нет возможности самостоятельно отказаться от приема наркотика;
  • внезапное прекращение приема наркотика вызывает физически и психически непереносимое состояние.

Эксперты ВОЗ отмечают, что среди потребителей наркотиков чаще всего действуют один или несколько мотивов.  Ведущим для лиц молодого возраста является удовлетворение любопытства относительно действия наркотического или другого одурманивающего средства. Следующим по значимости является подражание или, как это формулируется в докладе экспертов ВОЗ «испытание чувства принадлежности, с целью быть принятым определенной группой». Иногда приобщение к наркотикам является проявлением «независимости» от требований семьи или педагогов, что проявляется в сознании подростков как  «чувство взрослости». Еще одна причина, толкающая молодежь к наркотикам - влияние моды. В возникновении такой «моды», по словам наркологов, существенную роль играют противонаркотическая неподготовленность молодежи, дефекты их знания о наркотиках  и последствиях их применения [10]. 

Однако в ряде исследований отмечается, что заявления о любопытстве в качестве исходной мотивации в формировании наркозависимого поведения - это типичный защитный мотив. М.В.Михлин и Е.А.Дюбин придерживаются данной точки зрения и утверждают, что человек спокойно смотрит правде в глаза, если она ему приятна. Не признаваясь в собственном слабоволии и нечестности, боязливости и уступчивости, уклонении от трудностей и капризности, он охотно признает себя любознательным, тем более что любопытство относится к социально  поощряемым побуждениям. Экспериментально-психологический анализ  подтвердил, что защитная мотивация и не вполне осознанное стремление к изменению своего психологического состояния иногда приобретают обличье любознательности Авторы обращают внимание на принуждающее влияние моды. Приверженность моде является распространенным социально-психологическим  механизмом, создающим суррогат престижа, личной значимости. В зависимости от личного опыта, системы установок и ценностей для части молодых людей могут стать привлекательными модные шаблоны наркоманической субкультуры» [11].

С.В. Березин с соавторами расширяет наше представление о процессе формирования психофизиологической зависимости, описывая следующие этапы: 

Первый этап - эксперимент. Это самая начальная стадия потребления, когда молодые люди исследуют изменения своего настроения в зависимости от наркотического вещества.
Второй этап - периодическое потребление - характеризуется известной степенью самоконтроля за частотой потребления и дозировкой.
Третий этап - регулярное потребление. Наблюдается явление, которое называется «самолечение». С помощью наркотика подросток стремится избавиться от плохих чувств, переживаний, состояний.
Четвертый этап - навязчивая идея. Здесь подростки начинают терять контроль над собой. Различные внешние и внутренние факторы служат оправданием их действий (плохое настроение, вечеринка и т.п.). Наблюдается тенденция проводить меньше времени с теми друзьями, которые не принимают наркотики.
Пятый этап -  формирование психофизиологической зависимости. Характерным является полная потеря контроля. Вместо эйфории психофизиологически зависимый наркоман получает лишь непродолжительную передышку от физических и душевных страданий. Его главной задачей становится стремление получить возможность чувствовать себя нормально.

Специалисты выделяют ряд признаков поведения, которые могут свидетельствовать о зарождении наркозависимости у подростков. К ним относятся: исчезновение денег или ценностей из дома; увеличение требуемой подростками суммы денег на карманные расходы; неожиданные перемены настроения от активности к пассивности, от радости к унынию, от оживленного состояния к вялому и инертному; необычные реакции (раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная раскованность и болтливость); немотивированные и нехарактерные приступы сонливости; потеря аппетита и снижение веса; потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важными (хобби, учеба, спорт, друзья); резкое изменение круга друзей; появление скрытности в поведении; лживость, отказ сообщить о своем местонахождении; невнятная речь; неожиданное и беспричинное снижение успеваемости в школе [12].

Потребление наркотика является способом псевдоудовлетворения потребности и средство мнимого решения личностных проблем, что ведет к патологическим изменениям личности, которые проявляются в дезорганизации деятельности, ослаблении устойчивости эмоционально-волевой сферы, деформации ценностно-смысловой структуры личности, снижении познавательных процессов.

В основе патопсихологического подхода к проблемам наркозависимости  лежит концепция А.Е.Личко о различных типах акцентуации характера в подростковом возрасте.

Согласно данным А.Е.Личко, риск ранней наркотизации поведения повышен у подростков неустойчивого и гипертимного типов. Для гипертимов характерно тяготение к приключениям и риску, к острым ощущениям и неизведанным переживаниям. Они склонны перепробовать на себе действие самых разнообразных дурманящих средств. Наиболее привлекательны для них те, которые вызывают эйфорию в сочетании с общительностью и активностью. Обнаружив возможность «исправить настроение» искусственным путем гипертимы могут все чаще прибегать к этому способу.

Для шизоидных подростков  саморазрушающее, аддиктивное поведение составляет также определенную угрозу. Особенно привлекательны для них те средства, которые способствуют аутистическому фантазированию или служат «коммуникативным допингом», облегчают контакты со сверстниками.

Эпилептоидная акцентуация предопределяет большой риск саморазрушающего поведения. Опьянения нередко протекают по дисфорическому типу (затевают скандалы и драки, наносят тяжкие повреждения другим или сами оказываются жертвой и т.п.). Наркотиков боятся. Опасаются повредить здоровью или оказаться в рабской зависимости от источников снабжения ими. Но если начинается злоупотребление наркотиками, то патологическое влечение пробуждается быстро и проявляется сильно. Поэтому, пишет А.Е.Личко, среди подростков-наркоманов и токсикоманов представители эпилептоидного типа составляют значительный процент.

Конформный тип акцентуации проявляется у подростков, которые легко попадают под чужое влияние и некритически оценивают установки неформальных групп, членами которых они являются. Трусливость и слабоволие делают их зависимыми от более стеничных сверстников, для которых они оказываются вынужденными «таскать каштаны из огня».  Таким образом, судьба этих подростков определяется тем окружением, в которое они попадают.

Подростки с истероидными чертами, пишет А.Е.Личко, «могут пасть жертвой собственных притязаний на исключительность», доказывая, что им «все нипочем» и они всех могут «перепить» и все «перепробовать» [13].

Некоторые авторы различают два основных типа наркоманов: seakers (искатели) и heads (головы).

    К первому типу относятся люди, которые проводят эксперименты с наркотиками и, сравнивая их, находят новый смысл человеческого бытия. Они употребляют наркотики эпизодически и в перерывах анализируют пережитые впечатления. Это люди импульсивные, склонные к самоанализу, пытливые.

    Ко второму типу принадлежат те, кто до и во время приема наркотиков обнаруживают серьезные отклонения личности. Из-за неразрешенных внутренних конфликтов, неуверенности и депрессии они начинают употреблять наркотики чаще и  в   больших количествах, что  с неизбежностью ведет к формированию психической зависимости.

От нормальных подростков их отличают следующие симптомы: постоянно присутствующая легкая депрессия, беспокойство, подозрение, частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью и свободой мысли и слова, трудности в обычном общении с окружающими.

Среди комплекса причин, обусловливающих риск формирования наркозависимости, большое значение имеет фактор возраста. Как пишет известный детский врач и крупный специалист в области возрастной физиологии Д.В.Колесов, «поведение человека, которому предлагают попробовать наркотическое вещество, в существенной степени определяется его возрастными психологическими особенностями» [14].

Как известно, трудности подросткового возраста являются серьезной психолого-педагогической проблемой. Подросток находится на «перекрестке» возрастов жизни. Он принадлежит одновременно и детскому, и взрослому миру. Как ребенок, он зависит от взрослых; как взрослый, он находится на пути самоопределения, построения своей жизненной перспективы [15].

Психологические задачи  подростков связаны с самоопределением  в трех сферах, т.е. в трех линиях развития - физической, психологической и социальной. Возрастные психологи и психофизиологи считают, что проблемы подросткового возраста могут быть обусловлены поиском путей удовлетворения шести основных потребностей. Это физиологическая потребность, которая запускает физическую и сексуальную активность подростков; потребность в безопасности, которую  подростки удовлетворяют благодаря принадлежности к группе. Существуют также потребности в независимости и эмансипации от семьи; в привязанности; в успехе, в проверке своих возможностей; и, наконец, в самореализации и развитии собственного «Я» [16].

В литературе часто встречается понятие «трудный подросток». Что это значит? Ответ известен. Он содержится в документальном фильме литовского режиссера Ю.Подниекса «Легко ли быть молодым?». Неопределенность социального положения в обществе; возникновение социально-психологических экстремальных ситуаций, для выхода из которых молодой человек не получает помощи ни со стороны семьи, ни со стороны школы, ни со стороны общества; противоречия, обусловленные изменением механизмов социального контроля (детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, основанные на сознательной дисциплине и самоконтроле, еще не сложились). Именно эти причины во многом обусловливают возникновение девиантного поведения [17].

В.В.Барцалкина, изучая истоки раннего приобщения к наркотикам, выявляет внешние и внутренние причины этого феномена. «Ориентируясь на целостного человека, - пишет она, - надо рассматривать его в неразрывной связи с его возрастными и индивидуальными особенностями, а также с тем окружением, в котором он живет и развивается и где могут скрываться корни его вредных привычек». Одной из главных причин, по которой подростки начинают свое знакомство с наркотиками,  является желание самоутвердиться за счет приобщения к своеобразной «элите», способной ощутить   «высокие переживания», недоступные «серым», простым людям. Уходят в «кайф» от пустоты реальной действительности, от всесильной власти авторитетов, от «двойной» морали взрослого мира, от чрезмерной рационализации и регламентации общественной жизни, ограничивающей возможности творческой реализации человека [18].

На фоне экономической и социальной депривации потребление наркотиков подростками приобретает форму эпидемии. С каждым годом число начинающих употребление наркосодержащих веществ возрастает и особенно интенсивно - в возрасте 13 - 15 лет.

Статья 33 Конвенции ООН о правах ребенка предписывает  всем государствам  - участникам этого международного документа «принимать все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими». Однако, как отмечают специалисты, в Российской Федерации исполнительская дисциплина по реализации этого положения еще не налажена в той мере, в какой того требует существующая наркоманийная ситуация в подростковой среде.

Обобщая, можно сказать, что определяющими факторами обращения к наркотикам являются социальные и психологические условия жизни, факторы группового влияния, непосредственное психофизиологическое воздействие наркотиков, вызывающее иллюзорное удовольствие. Те или иные психопатические черты характера, психопатоподобное поведение или акцентуации характера, т.е.  заострение отдельных черт личности, ведут к формированию  наркозависимости лишь при особых обстоятельствах. Все представленные признаки наркозависимости могут совпадать с типичными особенностями подросткового поведения, поэтому проблему следует рассматривать комплексно и не делать слишком поспешных выводов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Петракова Т.И., Лимонова Д.Л, Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация потребления наркотиков у подростков. // Вопросы психологии, 1999, №5. С. 31-35.
2. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг. СПб.: Лань , 2000. 367с.
3. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: дисс. … к. психол. Наук. М., 2001.168с.
4. Позднякова М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. Вып. 2. М.: ИС РАН, 2002.
5. Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм (медико-социальные аспекты). Руководство для врачей. М. Медицина, 1990. 528с.
6. Найденова Н.Г. Радченко А.Ф. Методы ранней профилактики наркомании и токсикомании. // Новые формы организации наркологической помощи населению и профилактики алкоголизма. М., 1989. С. 45-48.
7. Шеин С.А., Чугунова Т.Л. Возможности психологической диагностики и коррекции подростково-юношеской наркомании/ Предупреждение наркомании и токсикомании несовершеннолетних. Минск, 1987. С. 24-31.
8. Борьба с наркоманией: проблемы и перспективы / отв. ред. Е. Г. Мартынчик. Кишинев: Штиинца, 1990. 219с.
9. Вислова А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения. Нальчик: ГП КБР РПК, 2009. 208с.
10. Ураков И. Г. Наркомания: мифы и действительность. М: Медицина, 1990. 64с.
11. Михлин М.В.,Дюбин Е.А. Осторожно: белая смерть. Кишинев, 1989. 213 с.
12. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. М.: МПА, 2001.
13. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
14. Колесов Д.В. Не допустить беды. М.: Педагогика, 1998. 160 с.
15. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.288 с.
16. Алексеева Л. С. Социально-педагогический аспект мониторинга состояния наркотической зависимости детей и подростков // Отечественный журнал социальной работы, 2011. №2. С.71-76.
17. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие. СПб., 2007. 160с.
18. Барцалкина В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды / Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. С. 132-138.
 



© 
А.Д. Вислова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru