levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КГПУ им.В.П.Астафьева; доцент каф. педагогики и психологии с курсом ПО КрасГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого)

Серия «Познание» - Апрель  2016

Студенты-инвалиды
Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного высшего образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

Ключевые слова: Студенты-инвалиды, инклюзивное образование, модель инклюзивного образования.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить сопровождение как системную интегративную технологию оказания комплексной помощи, для которой характерно объединение специалистов различного профиля в решении задач помощи и определение нормативных, методологических, содержательных и иных основ помощи. Ключевым моментом понятия «сопровождение» является обеспечение развития студента-инвалида и студента с ОВЗ через предоставление дозированного психолого - медико - педагогического воздействия.

Сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося.

Одной из приоритетных задач сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ является организация конструктивного сотрудничества, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации.

Идея сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов, последовательно и детально разрабатывается в работах С.В.Алехиной, М.Р.Битяновой, Э.М.Александровской, Е.И.Казаковой и др. в трех основных плоскостях: ценностно-смысловые основания метода сопровождения; организационные модели сопровождающей деятельности; содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения.

Мы рассматриваем медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ с точки зрения содержания и технологий реализации как систему организации психолого-педагогических условий и мер, направленных на помощь и его развитие в условиях инклюзивного обучения в вузе.

Организация комплекса специальных психолого-педагогических и образовательных условий обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, объединенных в единую систему медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, требует вклада усилий команды специалистов различного профиля.

Обязательными направлениями для организации сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ являются:

1. Диагностическая работа.

Обеспечивает своевременное выявление особенностей развития студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Это позволяет получить реальную картину состояния и развития указанной категории студентов, спланировать комплекс коррекционных мероприятий.

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа.

Обеспечивает своевременную качественную специализированную помощь разных специалистов в освоении содержания образования, коррекции недостатков развития.

3. Консультативная работа.

Целенаправленная, систематическая, квалифицированная консультативная работа позволит:

  • помочь родителям студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ признать за ребёнком потенциальную исключительность.
  • Разъяснить ППС вуза особенности организации образовательного процесса для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; способы осуществления психолого-педагогическое изучения особенностей психофизического развития и их образовательных возможностей.

4. Разработка программы комплексного сопровождения.
5. Выбор формы сопровождения.
6. Определение индивидуального образовательного маршрута.
7. Организация мониторинга эффективности программы сопровождения
студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. По его результатам вносятся изменения в программу комплексного сопровождения.
8. Разработка адаптированной образовательной программы.

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ происходит в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Нормы по организации получения образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ содержатся в локальных нормативных актах КГПУ им. В.П.Астафьева: уставе, концепции развития инклюзиного образования, положении о порядке проведения конкурса и зачисления в КГПУ им.В.П.Астафьева, положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, положении о порядке проведения практики студентов, положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.

С целью обеспечения специальных условий получения образования студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ ведется специализированный учет. Основу учета составляют общие сведения об обучающихся с ОВЗ или инвалидностью: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья и рекомендации по результатам психолого-медико-педагогического обследования, а также медико-социальной экспертизы.

При сборе данных должно быть получено согласие обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на обработку его персональных данных.

Данные сведения хранятся в деканате факультета, на котором обучается такой студент, у специалиста по учебно-методической работе по социальной работе со студентами и стипендиальному обеспечению отдела студенческого контингента учебно-методического управления, в центре инклюзивного образования.

В университете для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ предусмотрено комплексное сопровождение, включающее в себя:

    Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность. Организационно-педагогическое содействие осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, деканатами факультетов.

В рамках этого направления сопровождения решаются в том числе и следующие задачи:

  • адаптацию учебных программ и методов обучения;
  • внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и реабилитационных технологий;
  • методическую поддержку;
  • взаимодействие сопровождающих служб;
  • снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.

    Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется центром инклюзивного образования, управлением воспитательной и внеучебной работы, социальными структурами и общественными организациями, научными центрами университета, деканатами факультетов.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в вузе;
  • участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;
  • психологическая помощь преподавательскому составу;
  • психологическая помощь семье.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает в себя: диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, студенческим здравпунктов.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;
  • разработка индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении;
  • согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование;
  • передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение;
  • контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп "риска" и "повышенного риска" с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;
  • осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.

    Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, административно-хозяйственной частью, студенческим городком.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • координация и контроль работы всех сопровождающих служб;
  • разработка индивидуальных программ социального сопровождения;
  • участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;
  • социальная диагностика;
  • осуществление социального патронажа;
  • выявление группы "риска" с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;
  • посредническая функция между обучающимися и вузом, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;
  • консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;
  • социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);
  • организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы;
  • содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;
  • отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
Техническое сопровождение  обеспечивает:
  • вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);
  • доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);
  • безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении;
  • оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;
  • индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища.

Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается деятельностью учебно-методического управления, Центра инклюзивного образования, учебных подразделений, службы тьюторов, юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.

Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологии. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алехина С. В. Инклюзивная образовательная практика как объект психолого-педагогических исследований// Материалы II международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 757 с.
2. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития // Социальная педагогика. - 2011. - N 5. -С. 93-105.
 



© 
О.А. Козырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru