viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.А. Козырева,  (К.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КГПУ им.В.П.Астафьева; доцент каф. педагогики и психологии с курсом ПО КрасГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого)

Серия «Познание» - Апрель  2016

Студенты-инвалиды
Право на образование - важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного высшего образования - гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.

Ключевые слова: Студенты-инвалиды, инклюзивное образование, модель инклюзивного образования.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить сопровождение как системную интегративную технологию оказания комплексной помощи, для которой характерно объединение специалистов различного профиля в решении задач помощи и определение нормативных, методологических, содержательных и иных основ помощи. Ключевым моментом понятия «сопровождение» является обеспечение развития студента-инвалида и студента с ОВЗ через предоставление дозированного психолого - медико - педагогического воздействия.

Сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося.

Одной из приоритетных задач сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ является организация конструктивного сотрудничества, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации.

Идея сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов, последовательно и детально разрабатывается в работах С.В.Алехиной, М.Р.Битяновой, Э.М.Александровской, Е.И.Казаковой и др. в трех основных плоскостях: ценностно-смысловые основания метода сопровождения; организационные модели сопровождающей деятельности; содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения.

Мы рассматриваем медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ с точки зрения содержания и технологий реализации как систему организации психолого-педагогических условий и мер, направленных на помощь и его развитие в условиях инклюзивного обучения в вузе.

Организация комплекса специальных психолого-педагогических и образовательных условий обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, объединенных в единую систему медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, требует вклада усилий команды специалистов различного профиля.

Обязательными направлениями для организации сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ являются:

1. Диагностическая работа.

Обеспечивает своевременное выявление особенностей развития студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Это позволяет получить реальную картину состояния и развития указанной категории студентов, спланировать комплекс коррекционных мероприятий.

2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа.

Обеспечивает своевременную качественную специализированную помощь разных специалистов в освоении содержания образования, коррекции недостатков развития.

3. Консультативная работа.

Целенаправленная, систематическая, квалифицированная консультативная работа позволит:

  • помочь родителям студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ признать за ребёнком потенциальную исключительность.
  • Разъяснить ППС вуза особенности организации образовательного процесса для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; способы осуществления психолого-педагогическое изучения особенностей психофизического развития и их образовательных возможностей.

4. Разработка программы комплексного сопровождения.
5. Выбор формы сопровождения.
6. Определение индивидуального образовательного маршрута.
7. Организация мониторинга эффективности программы сопровождения
студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. По его результатам вносятся изменения в программу комплексного сопровождения.
8. Разработка адаптированной образовательной программы.

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ происходит в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Нормы по организации получения образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ содержатся в локальных нормативных актах КГПУ им. В.П.Астафьева: уставе, концепции развития инклюзиного образования, положении о порядке проведения конкурса и зачисления в КГПУ им.В.П.Астафьева, положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, положении о порядке проведения практики студентов, положении об итоговой государственной аттестации выпускников и других локальных нормативных актах.

С целью обеспечения специальных условий получения образования студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ ведется специализированный учет. Основу учета составляют общие сведения об обучающихся с ОВЗ или инвалидностью: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, данные о семье, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья и рекомендации по результатам психолого-медико-педагогического обследования, а также медико-социальной экспертизы.

При сборе данных должно быть получено согласие обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на обработку его персональных данных.

Данные сведения хранятся в деканате факультета, на котором обучается такой студент, у специалиста по учебно-методической работе по социальной работе со студентами и стипендиальному обеспечению отдела студенческого контингента учебно-методического управления, в центре инклюзивного образования.

В университете для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ предусмотрено комплексное сопровождение, включающее в себя:

    Организационно-педагогическое сопровождение, направленное на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса. Оно включает в себя: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающегося с ОВЗ и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; периодические семинары и инструктажи для ППС, методистов и иную деятельность. Организационно-педагогическое содействие осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, деканатами факультетов.

В рамках этого направления сопровождения решаются в том числе и следующие задачи:

  • адаптацию учебных программ и методов обучения;
  • внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных, и реабилитационных технологий;
  • методическую поддержку;
  • взаимодействие сопровождающих служб;
  • снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.

    Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно включает в себя: изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется центром инклюзивного образования, управлением воспитательной и внеучебной работы, социальными структурами и общественными организациями, научными центрами университета, деканатами факультетов.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в вузе;
  • участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме;
  • психологическая помощь преподавательскому составу;
  • психологическая помощь семье.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает в себя: диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, студенческим здравпунктов.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности;
  • разработка индивидуальных программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении;
  • согласование и координация своей деятельности с лечебными учреждениями; направление в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование;
  • передача медицинских знаний, умений и навыков, осуществление медико-консультативной и профилактической работы, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение;
  • контроль состояния здоровья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп "риска" и "повышенного риска" с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического;
  • осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий.

    Социальное сопровождение включает в себя социальную поддержку обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение осуществляется учебно-методическим управлением, центром инклюзивного образования, административно-хозяйственной частью, студенческим городком.

В рамках этого направления сопровождения решаются следующие задачи:

  • координация и контроль работы всех сопровождающих служб;
  • разработка индивидуальных программ социального сопровождения;
  • участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп;
  • социальная диагностика;
  • осуществление социального патронажа;
  • выявление группы "риска" с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации;
  • посредническая функция между обучающимися и вузом, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов;
  • консультирование по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав;
  • социальное обучение (социально-бытовым и социально-средовым навыкам);
  • организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы;
  • содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями;
  • отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
Техническое сопровождение  обеспечивает:
  • вспомогательные технические средства обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела, микрофоны, диктофоны и т.д.);
  • доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда и т.д.);
  • безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении;
  • оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов;
  • индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища.

Кадровое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается деятельностью учебно-методического управления, Центра инклюзивного образования, учебных подразделений, службы тьюторов, юридического центра правовой защиты семьи и детства, а также социальными педагогами, специалистами управления информатизации.

Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологии. Учет этих особенностей при организации образовательного процесса. С этой целью необходимо включение блока дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алехина С. В. Инклюзивная образовательная практика как объект психолого-педагогических исследований// Материалы II международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. 757 с.
2. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития // Социальная педагогика. - 2011. - N 5. -С. 93-105.
 



© 
О.А. Козырева, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru