viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.Б. Варламова,  (К.э.н., доцент, каф. «Банки и банковский менеджмент», Финансовый университет при Правительстве РФ)

Серия «Познание» - Апрель  2016

Программа обучения
Новые требования к специалистам для финансового сектора российской экономики обусловили включение в перечень вузовской подготовки новых специализаций, в число которых входит «Прикладная информатика». Успешное сотрудничество специалистов разных специализаций зависит от наличия у них определённого уровня знаний математических методов анализа и основ прикладных финансово-экономических дисциплин. Получение и закрепление таких знаний возможно только на дидактических принципах системности и последовательности их приобретения. Нарушение этих принципов в преподавании резко снижает эффективность обучения, поэтому программа и планы обучения должны быть построены на основе указанных принципов обучения.

Ключевые слова: Программа обучения, вариативный блок, учебный план, дидактические принципы системности и последовательности, начальные финансово-экономические знания, самостоятельной работы студентов, дополнительные задания.

 

Трудности, которые испытывает российская экономика в условиях планетарной нестабильности, экономических санкций, а также трудности, объективно присущие процессу её роста и развития, порождают новые требования к качеству подготовки специалистов для национального хозяйства. Накопление российского опыта ведения хозяйственной деятельности в экономике рыночных отношений и ускоренное развитие прикладной финансово-экономической науки диктуют необходимость углубления дифференциации подготовки кадров по специализациям, соответствующим достижениям науки и передового опыта. При этом важнейшей задачей подготовки специалистов разной специализации становится развитие в них способностей и умения понимать и эффективно дополнять друг  друга в достижении целей производственно-хозяйственной и финансовой сферы национальной экономики. Такой подход способствовал открытию новых направлений специализации в финансовых ВУЗах, в частности, таких, как «Финансовый аналитик», «Прикладная информатика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» и т.п.

Подготовка специалистов новых направлений специализации, также как и традиционных, должна опираться на общие для всех философские принципы эффективного обучения – принципы систематичности и последовательности приобретения новых знаний, что в условиях информационной революции приобретает особую важность.

Объективный взгляд на современный этап развития общества отмечает лавинообразное нарастание потоков новой информации практически в любой сфере деятельности людей, актуальность которой стремительно снижается с возникновением и вбрасыванием в общественное информационное пространство результатов новых исследований и разработок. В этой связи возникла новая парадигма образовательного процесса, вектор которого меняется от необходимости овладения обучаемыми имеющейся в распоряжении обучающей стороны суммой теоретических знаний и практических навыков к необходимости овладения обучаемыми навыками нахождения нужной информации в информационных потоках, её осмысления и преломления в сфере своей научно-практической деятельности. И тот, и другой подход к обучению основывается на необходимости овладении учащимися начальными сведениями о природе изучаемого явления или объекта. Иначе говоря, обучение должно начинаться с овладения «азами» проблемы, то есть ранее выработанными и принятыми обществом на момент обучения как достоверные знаниями о явлении или объекте изучения (понятия, категории, характеристики явления или объекта, законы и закономерности их формирующими, их составом и структурой и др.).

Эффективность обучения на прямую зависит от того, каким образом эти знания будут переданы учащимся: дискретно, отдельными не связанными между собой блоками или как последовательность «от простого к сложному» и т.п.  Вряд ли обучение можно признать эффективным, если знания, полученные учащимися, не окажутся систематизированными определённой последовательностью, обусловленной природой изучаемого явления или объекта.  Ещё выдающийся российский педагог К.Д. Ушинский отмечал, что  «…голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».[1] Поэтому в целях достижения необходимого эффекта обучения важнейшей задачей обучающего является системное и последовательное изложение обучающей информации. Такой подход находит теоретическое обоснование в переложении к потребностям обучающего процесса философских принципов системности и последовательности деятельности.

Дидактический принцип системности и последовательности в области преподавания предполагает подачу учебного материала таким образом, чтобы учащийся смог составить представление о целостности изучаемого явления или объекта, понять и запомнить внутренние системные связи и зависимости, смог выявлять наличие и тип связей и зависимостей между изучаемым и другими явлениями или объектами, а также устанавливать иерархию этих связей по критерию значимости взаимовлияния. [2]

Дидактический принцип систематичности и последовательности в области обучения предполагает усвоение учебного материала в таком порядке, который обеспечивает логическую связь предыдущего элемента обучающей информации с последующим, способствуя тем самым получению новых знаний на основе и с учётом ранее усвоенных. Полученные и усвоенные таким образом знания позволяют в будущем использовать их как фундаментальную основу для получения и овладения последующими новыми знаниями. Выполнение условий логической последовательности подачи и усвоения обучающей информации должно быть обеспечено соответствующей учебной программой.

Таким образом, указанные философски обоснованные принципы предполагают, чтобы изложение учебного материала доводилось до уровня системности в сознании обучаемых, чтобы знания давались не только в определённой последовательности, но чтобы они обязательно были взаимосвязанными. В связи с этим особую тревогу в настоящее время вызывают существующие в учебном процессе нарушения дидактического принципа систематичности и последовательности в изложении обучающей информации в ВУЗе. Нарушения этого философского принципа приводят к потере у студентов интереса к дисциплине, в преподавании которой отсутствует систематичность или последовательность в подаче обучающей информации что, как следствие, обусловливает низкий уровень или даже отсутствие знаний студентов в области объектов изучения данной учебной дисциплины. Чем больше читаемых в ВУЗе дисциплин не согласуются с указанным философскими принципами, тем ниже качество выпускаемых специалистов, что, в конечном счёте, оборачивается потерями и провалами в сфере национального хозяйства.

Подобное нарушение наблюдается при подготовке специалистов в области прикладной информатики в финансовом ВУЗе. Сохранение этого нарушения может оказать негативное влияние на результаты обучения.

Существующая программа обучения студентов бакалавриата по специальности «Прикладная информатика» в Финуниверситете предполагает подготовку  специалистов для финансовой сферы в качестве аналитиков состояния финансовых рынков, финансового состояния финансово-кредитных организаций, других хозяйствующих субъектов, а также расчётчиков параметров экономических процессов и отдельных сделок, разработчиков и составителей разного рода прогнозов, в том числе волатильности рыночных цен, изменения во времени параметров процессов, сделок, операций под воздействием различных факторов и т.п. Программа предполагает, что в результате обучения студент овладеет достаточно широким арсеналом математических и математико-статистических методов анализа экономических процессов, методов их моделирования, моделей и способов их решения, что позволит будущему специалисту (назовём его условно «математиком») предоставлять полученную информацию финансовым менеджерам,  банковским работникам, брокерам и др.( назовём их условно «финансистами»)  для принятия эффективных управленческих решений.

Успех такого сотрудничества на прямую зависит от способности «финансистов» соответствующим образом ставить (формулировать) задачу «математикам», а «математиков» - адекватно понимать поставленную задачу, опираясь на знания и представления о процессе, сделке или операции, результаты анализа и прогнозов по которым необходимы первым. В связи с этим «финансистам» необходимо обладать определённым знаниями в области прикладной информатики, а «математикам» – знать основы финансового менеджмента, банковского дела, деятельности товарных и финансовых рынков и т.д. С этой целью учебные программы подготовки специалистов-математиков в вариативном блоке содержат курсы прикладных дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Банковское дело», «Рынки ценных бумаг» и т.д., а специалистов-финансистов содержат курс дисциплины «Прикладная информатика».

В свою очередь, теория и практика финансового менеджмента, банковского дела, деятельности товарных и финансовых рынков опирается на знания основ экономической теории, в первую очередь, микроэкономики –экономических законов и закономерностей в сфере деятельности отдельных экономических субъектов и их совокупности, основной терминологии, содержательного наполнения финансово-экономических терминов, процессов и объектов ими характеризуемых. Без знаний экономической теории невозможно получить глубокие знания теории и практики прикладных финансовых дисциплин. Иначе говоря, эффективность обучения может быть достигнута только при соблюдении дидактического принципа систематичности и последовательности подачи студентам обучающей информации в области теории и практики прикладных финансовых дисциплин от общего к частному, то есть от общих законов и закономерностей к конкретным параметрам и показателям деятельности экономических субъектов.

Указанная последовательность полностью отвечает потребностям эффективного обучения студентов групп ПИ, поскольку без начальных финансово-экономических знаний практически невозможно понять и освоить (превратить в знания) экономическую сущность и содержание многих понятий и экономических категорий, существующих в теории финансового менеджмента, банковского дела и т.п.

В связи с этим вызывает недоумение и определённую тревогу включение в программу обучения студентов 1-го курса групп ПИ дисциплину «Банковское дело». Дело в том, что для осознания самого понятия «банк», а также содержания его роли в экономике требуются знания таких понятии, как: «деньги», «неполноценные деньги», «финансовый посредник», «безналичные расчёты» и ряда других. Эти знания студенты получают в процессе изучения темы «Деньги» микроэкономики и в более развёрнутом её виде в дисциплине «Деньги. Кредит. Банки». Таким образом, изучению дисциплины «Банковское дело» должно предшествовать изучение дисциплины «Деньги. Кредит. Банки». Вместе с тем, известно, что в соответствие с учебным планом подготовки бакалавров по специальности «Прикладная информатика» изучение этой дисциплины намечено на 2-м курсе.

Такая ситуация создает значительные трудности в организации учебного процесса как для преподавателя, так и для студентов. Так, отсутствие у студентов «начальных знаний» приводит к тому, что лекционный материал дисциплины «Банковское дело» становится им во многом непонятен и они быстро теряют интерес к лекции. Для возбуждения интереса к лекции, осознавая необходимости добиться понимания студентами лекционного материала, преподаватель дисциплины «Банковское дело» вынужден использовать часть аудиторного времени на лекциях и семинарах на объяснение терминов, законов и закономерностей, изучаемых в дисциплине «Деньги. Кредит. Банки.».

Дефицит времени вынуждает лектора читать отдельные отрывки дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.» что называется скороговоркой, без достаточного обоснования своих утверждений, что снижает качество преподавания и этих «отрывков», и собственно лекции в целом.

Для достижения основной цели обучения преподаватель дисциплины «Банковское дело» вынужден прибегать к дополнительным заданиям для самостоятельной работы студентов, включающим изучение отдельных фрагментов дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.», для чего создавать слайды, краткие конспекты, глоссарии и контрольные задания, выходящие за рамки дисциплины «Банковское дело».

Такое построение учебного плана создаёт дополнительные трудности и для студентов. К их числу следует отнести, во-первых, трудности понимания подаваемых на лекциях материалов по основной дисциплине «Банковское дело» ввиду отсутствия «начальных знаний». Во-вторых, студенты плохо воспринимают или совсем не воспринимают информацию, передаваемую им при попытках преподавателя в ускоренном режиме и укороченном варианте дать студентам представление по вопросам, относящимся к «начальным знаниям». Таким образом, эффективность результатов обучения студентов основным аспектам деятельности коммерческого банка оказывается чрезвычайно низкой. Можно с уверенностью прогнозировать, что к моменту окончания обучения в бакалавриате у большинства студентов будет отсутствовать желание связать свою профессиональную деятельность с коммерческим банком в качестве его сотрудника.

При сохранении программы обучения в том виде, в котором она действует в настоящее время национальное хозяйство Российской Федерации не получит необходимого числа квалифицированных банковских аналитиков-математиков, столь необходимых ему именно сейчас и в обозримом будущем, способных адекватно сотрудничать с банковскими специалистами – финансистами. Поэтому пересмотр учебного плана для студентов групп ПИ необходим: следует перенести чтение дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.» на первый курс, а «Банковское дело»  на второй.

В сложившихся же условиях основные направления корректировки ситуации, заложенной в программе обучения специалистов-математиков, связанной с нарушением логической последовательности передачи студентам обучающей информации включают.

1-е направление - увеличения объёмов и времени самостоятельной работы студентов путём выполнения дополнительных заданий.

2-е направление - дополнительные встречи с преподавателем на консультациях вне его учебной нагрузки.

То и другое направление обусловливают увеличение трудоёмкости мероприятий по передаче-освоению новых знаний и общую занятость работой как студентов, так и преподавателя. При этом объективно снижается качество самостоятельной работы студентов за счёт либо увеличения затрат времени (за счёт времени на отдых) и труда сверх того, что было бы необходимо для освоения обучающей информации при соблюдении дидактического принципа систематичности и последовательности в её изложении, либо уменьшения времени на освоение обучающей информации непосредственно по дисциплине «Банковское дело».

Парадоксом существующей программы обучения студентов групп ПИ является тот факт, что всё то, что со значительными усилиями студенты познают на 1-м курсе на 2-м курсе будет повторять другой преподаватель, читающий курс дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.». При этом наличие у студентов некоторых отрывочных сведений по указанной дисциплине может, особенно при отсутствии ярко выраженной мотивации к получению подлинных знаний, спровоцировать снижение интереса к лекциям по ДКБ.

В заключении ещё раз подчеркнём, что нарушение дидактического принципа системности и последовательности в области преподавания финансово-экономических дисциплин для студентов специальности «Прикладная информатика» негативно сказывается на всём процессе обучения и не способствует подготовке специалистов-математиков, способных эффективно сотрудничать со специалистами-финансистами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания.//Собр. соч. в 11-ти томах. – М.: Педагогика. 1950. т. 8.
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. – М. : Педагогика. 1979–1981. т.2.
 



© 
С.Б. Варламова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru