viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

О.М. Маркова,  (К.э.н., каф. «Банки и банковский менеджмент» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации)

Л.В. Миловская,  (К.э.н., каф. «Банки и банковский менеджмент» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации)

Серия «Познание» - Апрель  2016

Стратегическое партнерство
Статья посвящена вопросам повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в области банковского дела на основе сотрудничества высших учебных заведений и кредитных организаций. Сотрудничество вузов и банков в формате стратегического партнерства позволяет, с одной стороны, получать необходимые практические знания студентам вузов, а с другой стороны, повышать уровень компетенций банковских сотрудников на базе образовательных учреждений. По мнению авторов, непрерывное повышение квалификации банковских сотрудников является обязательным условием эффективного функционирования банковской системы.
В статье проанализированы основные принципы и элементы стратегического партнерства банков и вузов, определены перспективные направления данного сотрудничества. Результатом долгосрочного сотрудничества вузов с кредитными организациями является решение проблемы востребованности образования, получаемого студентами финансовых вузов, а также обеспечение высокого качества профессиональной подготовки банковских специалистов.

Ключевые слова: Стратегическое партнерство, высшее учебное заведение, кредитные организации, повышение квалификации банковских специалистов, профессиональная подготовка, дистанционное обучение, качество образования.

 

В  стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и разработанных Банком России Основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов подтверждена необходимость решения фундаментальных вопросов по подготовке квалифицированных кадров для финансовой индустрии.

Задача повышения стабильности и эффективности банковской системы России обуславливает, во-первых, необходимость принятия коллективных мер по созданию в России современной системы банковского образования в целом и, во-вторых, формирование систем внутрибанковского развития персонала в частности. При этом особое внимание следует уделять аспектам получения студентами практических знаний по направлениям деятельности специалистов на финансовом рынке с учетом того, что банковский сектор является быстро развивающимся и характеризуется высокими темпами интеграции с мировой банковской системой в силу высокой трансграничной мобильности капиталов.

В связи с этим особое значение приобретает развитие партнерства высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров в области финансов, с кредитными организациями, поскольку реализация вузами инновационных образовательных программ без такого партнерства, направленного на долговременное сотрудничество, невозможна. Целью партнерства вузов и банков является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки банковских специалистов на основе объединения интеллектуального потенциала участников партнерства, материальных и корпоративных ресурсов.

Стратегическое партнерство вузов с работодателями получило широкое распространение в странах ЕС и США и постепенно данная тенденция проявляется и в нашей стране. При этом следует отметить, что в настоящее время формы сотрудничества вузов и кредитных организаций выходят на новый уровень и постоянно модифицируются.

Квалификационные требования, предъявляемые кредитными организациями к выпускникам вузов, можно разделить на два блока:

  • первый состоит из получаемых в вузе академических знаний и представляет собой  минимальные обязательные требования при приеме на работу;
  • второй блок включает в себя три составляющих, а именно: знание места банка на рынке банковских услуг (цели банка, операции и услуги банковского учреждения, функции подразделений банка), практические навыки, получаемые непосредственно на рабочем месте, и знания, которые могут быть приобретены сотрудником в рамках реализации внутрибанковских учебных программ или с помощью внешнего обучения.

Приобретение знаний о месте банка и его рынка, практический опыт - это цель обучения специалиста непосредственно на рабочем месте. Однако учитывая, что выпускники вузов должны быть готовы к работе в финансовой индустрии без дополнительных существенных затрат на обучение со стороны кредитных организаций, по нашему мнению, знания и навыки, относящиеся ко второму блоку квалификационных требований, т.е. к практической подготовке банковского специалиста, могут быть приобретены студентами во время их обучения в вузе при условии реализации программ стратегического партнерства высших образовательных учреждений и кредитных учреждений. Такая практическая подготовка, направленная на закрепление знаний и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, на наш взгляд, должна быть обязательной частью образовательного процесса в вузе.

Целью образовательных программ, разрабатываемых вузами, должно стать формирование банковских специалистов, обладающих такими знаниями и навыками, как:

  • знание стандартов и правил ведения банковского бизнеса,
  • умение использовать современные технологии в банковском менеджменте,
  • стратегическое видение развития банка и банковского сектора в целом,
  • осуществление финансового анализа и оценки деятельности банка,
  • управление рисками в банке,
  • навыки работы «в команде», знание корпоративной культуры,
  • умение быстро адаптироваться к новым техническим платформам.

Это позволит увязать качество подготовки специалистов в области банковского дела с требованиями практики, а также будет способствовать адаптации теоретических знаний, полученных ими в процессе обучения в вузе, к выполнению их профессиональных обязанностей на рабочем месте.

В свою очередь банкам следует рассматривать обучение  сотрудников как один из ключевых элементов повышения эффективности своей работы и совершенствования управления банковскими рисками. Появление новых функций и направлений в работе кредитных учреждений требуют соответствующего кадрового обеспечения.

В связи с этим основными принципами развития кадров в банке должны быть:

  • во-первых, непрерывное повышение квалификации банковских служащих,
  • во-вторых, система профессиональной подготовки и повышения квалификации, которая должна охватывать всех сотрудников банка с определенной периодичностью и регулярностью.

В современных условиях необходимость постоянного повышения квалификации сотрудников банков обусловлена следующими факторами:

  • вариативность внешней среды и законодательной базы, переход на международные стандарты банковской деятельности;
  • постоянное изменений технологий банковского обслуживания, активное использование интернета;
  • внедрение новых банковских продуктов и услуг.

Основными проблемами, связанными с подготовкой банковских специалистов, являются низкий уровень знаний общеобразовательного характера, а также отсутствие у сотрудников банков знаний о  проводимых банком операциях, об особенностях работы в других подразделениях банка. Кроме того, следует отметить, что банки зачастую осуществляют весьма скудное финансирование программ обучения и  развития персонала, а также тот факт, что реализуемые программы банковского бизнес-образования нацелены, прежде всего, на подготовку руководителей высшего звена.

В зависимости от масштабов деятельности, бюджета, выделяемого на обучение сотрудников, целей проведения обучения, а также общего профессионального уровня обучающихся банки выбирают соответствующие методы и формы обучения  сотрудников и повышения их квалификации. При этом зачастую крупные банковские учреждения проводят обучение на базе своих образовательных центров, в то время как мелкие и средние пользуются услугами специализированных компаний.

Банковские учреждения используют следующие формы обучения своих сотрудников: 

  • во многих крупных и средних банках внедрена программа «Школа нового сотрудника», основная задача которой ознакомить выпускников вузов с основными особенностями практической банковской деятельности и характеристиками банковских продуктов;
  • разработаны обучающие внутрибанковские программы и курсы(в первую очередь для массового обучения сотрудников низшего звена),
  • активно используется система наставничества;
  • для менеджеров среднего и высшего звена организуются тренинги, осуществляемые с привлечением консалтинговых фирм, курсы повышения квалификации,
  • проводится дистанционное обучение, включающее теоретическую подготовку и  тестирование по результатам обучения по критически важным направлениям деятельности и аспектам функционирования банка (банковская тайна, финансовый мониторинг, информационная безопасность и т.п.),
  • сотрудники банков участвуют в семинарах, организуемых регулятором в части изменения законодательной среды,
  • банки проводят бизнес-сессии по основным направлениям деятельности банка и деловые игры с участием сотрудников всех уровней.

Однако использование вышеперечисленных форм обучения банковского персонала требует значительных затрат работодателей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что самостоятельная реализация отдельными вузами или банками инновационных образовательных программ, предполагающих как глубокую теоретическую, так и практическую подготовку специалистов, невозможна. Поэтому в данном аспекте особое значение приобретает сотрудничество высших учебных заведений и банковских учреждений.

Сотрудничество образовательных учреждений и банков зачастую начинается с
заключения краткосрочных договоров о сотрудничестве, предусматривающих стажировки студентов, учебные и производственные преддипломные практики выпускников вузов, проведение бизнес–семинаров и т.д. Более комплексное сотрудничество осуществляется в рамках долгосрочных договоров о сотрудничестве вуза и банка в области образовательной и профессиональной банковской деятельности, определяемое как стратегическое партнерство. Такая форма стратегического партнерства как кластер является следующим шагом в развитии партнерских взаимоотношений вузов и банков. Кластерная форма сотрудничества предполагает участие не только вузов и кредитных организаций, но также органов государственной власти, профессиональных объединений, ИТ-компаний и консалтинговых компаний. Участники кластера совместно используют научный, ресурсный и инфраструктурный потенциал друг друга, при этом особое  внимание в кластере уделяется укреплению сетевых взаимосвязей между его участниками. Отличительными особенностями кластера по сравнению со стратегическим партнерством является то, что, во-первых, кластер имеет более формализованную и стабильную структуру, цели и условия участия; во-вторых, участники кластера разрабатывают  общую стратегию и реализуют совместные проекты; в-третьих, как правило, участники кластера создают организацию, которая представляет их интересы (организация развития кластера).

Сотрудничество банков и вузов может быть эффективным только в том случае, если оно базируется на таких принципах, как:

  • объединение всех участников процесса профессиональной подготовки (студентов, преподавателей, банковских специалистов всех уровней) на всех этапах;
  • взаимное информирование персонала;
  • взаимная ответственность партнеров;
  • интеграция целей и интересов участников стратегического партнерства;
  • учет потенциальных возможностей партнера.

Одна из главных задач сотрудничества вузов и банков заключается в  повышении качества первичной подготовки кадров и образовательных программ в результате совместной разработки содержания образовательных программ и реализации основных и дополнительных образовательных программ. Кроме того, стратегическое партнерство позволяет решать задачи расширения круга компаний для возможного трудоустройства выпускников вузов, переподготовки сотрудников банков-стратегических партнеров вуза, эффективного совместного использования ресурсов партнеров и развития совместной образовательной инфраструктуры.

Важным элементом сотрудничества является  привлечение банков к оценке качества выпускников вузов(сертификации и аттестация), оценке качества научно-образовательной среды вуза, включая учебно-методическое обеспечение, кадровый потенциал, материально-техническую базу образовательных учреждений.

Основными направлениями деятельности кредитных организаций и вузов по взаимному предоставлению услуг в области обучения и профессионального развития в формате стратегического партнерства, по нашему мнению, являются следующие:

    С точки зрения банка:

  • проведение стажировок студентов с целью приобретения первичных профессиональных навыков, а также стажировок преподавателей общеэкономических и банковскихдисциплин в вузах с целью повышения квалификации,
  • организация дистанционного обучения новым банковским продуктам и технологиям,
  • организация и проведение спецкурсов и факультативов по банковским технологиям и банковским продуктам,
  • разработка предложений для внесения изменений в учебные программы,
  • участие в работе государственных аттестационных комиссий,
  • проведение целевых мероприятий, деловых игр и мастер-классов,
  • ресурсная поддержка вузов, в том числе спонсорская помощь, стипендиальное поощрение отдельных студентов вуза,
  • проведение конкурсного отбора среди студентов старших курсов вузов с последующим трудоустройством в банке;

    С точки зрения ВУЗ-ов:

  • разработка образовательных программ для сотрудников банка,
  • дистанционное обучение по базовым программам вуза,
  • проведение научно-практических конференций и круглых столов с участием сотрудниковбанков,
  • разработка учебно-методических материалов,
  • внедрение программ профессиональной переподготовки банковских кадров.

На основе анализа этих направлений можно выделить общие для банка и вуза форматы деятельности.

По нашему мнению, приоритетными направлениями  сотрудничества вузов с банками должны стать:

  • дистанционное обучение, которое, на наш взгляд, является одной из наиболее перспективных и удобных форм сотрудничества, поскольку не потребует существенных материальных вложений, т.к. и в вузах и в банках зачастую уже имеется соответствующий опыт и навыки, а также необходимое оборудование. Оно может проводиться в форме слайдовых презентаций, видео или аудиосвязи в режиме реального времени, текстовых чатов, удаленного рабочего стола, whiteboard (электронная доска для комментариев) и т.п.;
  • проведение совместных целевых мероприятий (деловые игры, круглые столы, мастер-классы, научно-практические конференции), что позволит студентам получить более четкое представление об особенностях выбранной ими профессии и будет способствовать развитию таких навыков, как работа в команде, клиентоориентированность;
  • разработка и внедрение совместных образовательных программ, сделав акцент на практико-ориенированных программах целевой подготовки, а также разработка системы непрерывного профессионального образования;
  • создание условий для проведения учебных и производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов;
  • внедрение в практику групповых форм обучения, моделирующих - профессиональную деятельность студентов в команде, в том числе «в полевых условиях».

Следует отметить преимущества, которые стороны получают от взаимного сотрудничества, поскольку и для вузов, и для банков стратегическое партнерство является ресурсом своего развития.

Среди основных результатов участия вуза в стратегическом партнерстве можно выделить следующие:

  • совершенствование программ основного и дополнительного профессионального образования, а также развивать послевузовское профессиональное образование;
  • повышение качества подготовки и уровня адаптации выпускников вуза к требованиям рынка труда, в т.ч.за счет увеличения числа мест проведения практик студентов в банках-партнерах;
  • повышение уровня и качества выполнения научных исследований, соответствующих перспективным потребностям национальной экономики;
  • развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры;
  • повышение престижа вуза как ведущего учебного и научного центра;
  • обеспечение устойчивой обратной связи с бизнесом;
  • получение доступа к современным технологиям для организации практик студентов и повышения квалификации преподавателей;
  • повышение доходов от образовательной, научной и инновационной деятельности.

Для кредитных организаций преимуществами от их участия в стратегическом партнерстве являются:

  • повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников и развитие компетенций различных категорий персонала;
  • возможность проведения конкурсов на замещение вакантных должностей среди студентов, проходящих стажировку в банке;
  • повышение репутации банка;
  • привлечение ведущих специалистов высших учебных заведений к проведению аналитических исследований;
  • проведение независимой оценки уровня квалификации сотрудников;
  • повышение эффективности бизнеса в результате повышения профессионализма сотрудников.

Таким образом, партнерство вузов и банков является взаимовыгодным и в целом способствует повышению эффективности их функционирования и реализации поставленных целей.

Развитие стратегического партнерства высшего образования и банковского сообщества позволяет выявить приоритетные направления развития сотрудничества и разработать механизмы достижения результатов на базе использования имеющихся у участников партнерства компетенций и ресурсов. Стратегическое партнерство позволяет решить одну из основных проблем -  проблему востребованности образования, получаемого студентами в вузах, что является следствием совершенствования учебных программ и их адаптации к реальным требованиям банковского бизнеса. При этом в банковском сообществе складывается понимание необходимости разработки и внедрения политики в сфере профессионального обучения, что приводит к его превращению в кредитных организациях в инструмент управления человеческими ресурсами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537).
2. Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов (http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/opr_1618.pdf).
3. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010, 102 с.
4. Насибян С.С. Концептуальные принципы и механизм формирования интеграционной системы непрерывного образования (на примере банковской деятельности): Дисс. на соискание ученой степени д.э.н., М., 2009, 280 с.
5. Морозова И.А., Мысин М.Н. Влияние стратегического партнерства государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона // Креативная экономика. — 2014. — № 6 (90). — c. 3-11. (https://creativeconomy.ru/articles/32347).
 



© 
О.М. Маркова, Л.В. Миловская, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru