levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

М.В. Осипов,  (ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, Приморский край, Владивосток)

Серия «Естественные и Технические науки» # 04 2018
Художественная гимнастика
    В статье рассмотрена роль физической реабилитации в профилактике травм спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Автор считает, что для снижения последствия получаемых травм, а также для уменьшения болевых ощущений и восстановления мышц спортсменкам, занимающимся художественной гимнастикой, необходимо использовтаь средства физической реабилитации. При этом, для достижения наилучшего результата, программа профилактики повреждение позвоночника и опорно-двигательного аппарата гимнасток должна носить комплексный характер, а при ее реализации необходимо использовать традиционные и современные реабилитационные средства и физические упражнения.

Ключевые слова: Художественная гимнастика, физическая реабилитация, восстановление после травм опорно-двигательного аппарата.

 

Художественную гимнастику относят к сложным координационным видам спорта. Основной задачей технической подготовки в данном виде спорта является отработка навыков владения своим телом в естественных условиях, этим и определяется структура физических качеств, которые необходимы для занятий художественной гимнастикой [5].

Для выполнения упражнений в данном виде спорта необходимы высоко тренированные сердечно-сосудистая и дыхательная системам организма спортсменок, а для качественного выполнения упражнений (выразительности, артистичности и пр.) необходима способность к самоконтролю и коррекция мышечных усилий, устойчивость внимания, умение распределять и концентрировать его, скорость реагирования и мышления, сообразительность, самокритичность и настойчивость [5].

Художественную гимнастику относят к травмоопасным видам спорта: при совершении неудачного прыжка или поворота могут возникнуть ушибы, растяжения, травмы. Также для данного вида спорта характерными являются острые и хронические травмы, причиной которых становятся частые и многократные повторения одних и тех же движений и нагрузок, при этом, частота хронических случаев выше, чем острых. Авторы отмечают, что локализация острых травм чаще всего происходит в области нижних конечностей (стопы и голеностопные суставы - 41% травм, голени и коленные суставы - 18%, бедра и тазобедренные суставы - 14%). Также достаточно многочисленны и повреждения спины - 19% [5].

Начинающие гимнастки младшего возраста часто испытывают боль в поясничном отделе позвоночника, боль в мышцах после тренировки из-за растяжения или по причине микротравм или полноценных травм, которые приходится лечить. Гимнастки привычны к боли, но если такте боле постоянны, то их психическое состояние может выйти из равновесия, что может негативно повлиять на спортивные результаты.

К распространенным повреждениям в поясничном отделе спортсменок относят такие заболевания, как спондилолиз, спондилолистез, компрессионные переломы, повреждения запирающих пластинок тела позвонка [7]. Возникновение спондилолиза провоцируется чрезмерными нагрузками на позвоночник, имеет место перелом напряжения (усталости): происходит он тогда, когда нагрузкой вызывается частое перерастяжение поясничного отдела. Его не всегда сопровождает значительный болевой синдром, обычно все ограничивается умеренной хронической болью из-за механического давления на нервные корешки [7].

Также причиной наиболее частых проблем в поясничном отделе у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, являются длительные тренировки и возраст спортсменок. Из-за переворотов назад и чрезмерного выпрямления поясничного отдела, выполняемых в течение многих лет, может возникнуть повышенный риск развития спондилолитической стрессовой реакции [2].

У молодых гимнасток часто отмечается идиопатический сколиоз. Подобный вид сколиоза развивается в возрасте от 1-го года до окончания роста скелета ребенка, обычно при бурном росте организма (5-7 и 10-14 лет), при этом, девочки страдают в 5 раз чаще, чем мальчики. Возникновение заболевания отмечают у совершенно здоровых детей, обычно нет никаких патологических отклонений со стороны других органов и систем; у детей имеет место поворот позвонков вокруг своей оси, это заметно по отклонению от прямой линии остистых отростков смежных позвонков [2].

К основным причинам травматизма в художественной гимнастике отмечают неготовность организма к определенному виду нагрузок, обусловленную его физиологическими показателями, а также несоответствие состояния здоровья должному уровню (ребенок, имеющий ряд противопоказаний для занятий, начинает интенсивно заниматься спортом). Также травматизм может иметь место из-за нарушения техники выполнения спортивных элементов, если не учитываются базовые принципы их выполнения, неправильной методики обучения; слишком длительных занятий, не оставляющих необходимого времени для полноценного восстановления организма; недостаточного числа часов, выделяемого для разминки с растяжкой. Соответственно, художественная гимнастика является одним из тех видов спорта, которые в обязательном порядке должны предусматривать мероприятия по физической реабилитации спортсменок [5].

Для снижения влияния негативных факторов на организм спортсменок, в рамках реализации программ по реабилитации необходимо применение:

  • специальных физических упражнений лечебной гимнастики, чтобы создать крепкий мышечный корсет. Тренированными мышцами обеспечивается хорошая внешняя иммобилизация нестабильного ПДС и снижаются механические нагрузки на позвоночник во время дневной активности и спортивной деятельности. Специалисту необходимо обеспечить наличие контроля за мышечным сокращением, нейтрального положение позвоночника, малого усилия при изомерическом мышечном напряжении (30-40% максимума), совместного сокращения мышц туловища [1];
  • гимнастических упражнений, развивающих баланс и координацию движений при помощи нестабильных сфер-тренажеров фитбола: данные упражнения способствуют возникновению низкочастотных колебаний, влияющих на глубокие мышечно-связные структуры, чем обеспечивается хороший восстановительный эффект;
  • обучения контролю за состоянием своего тела. С этой целью рекомендуются специальные позы с контролем дыхания, а сама программа предотвращает компрессию межпозвонковых структур, восстанавливает мышечный корсет и объем движений в суставах, укрепляет связки, увеличивает подвижность позвоночника, является профилактикой остеопороза, укрепляет иммунитет и восстанавливает психоэмоциональный фон [8];
  • физиотерапии - лазеротерапии как самостоятельного или основного метода восстановления, сопряженной с магнитотерапией [4];
  • тракционной терапии, состоящей из сухого и подводного, ручного и гравитационного вытяжения, аутовытяжения. Портативные и стационарные технические средства позволяют снять болевой синдром, растянуть спазмированные мышцы, разгрузить межпозвоночные диски, освободить нервные образования позвоночники от сдавливания [4];
  • массажа (классического ручного, сегментарного, соединительно-тканного, точечного, вибрационного, вакуумного, самомассажа и пр.);
  • мануальной терапии, позволяющей корректировать функциональные локомоторные нарушения и закрепить двигательный стереотип;
  • гидрокинезотерапии, объединяющей водные упражнения, подводный массаж, игры в воде, плавание и пр.;
  • методики вибротерапии, проводимой с помощью вибротренажера ViaGym. Данная методика, посредством вибрации, позволяет имитировать движения человека при ходьбе и стимулировать все ткани тела. При этом, работает большинство групп мышц [6];
  • механотерапи, способствующей профилактике заболеваний и повреждений позвоночника.

Программу профилактики повреждений позвоночника в рассматриваемом виде спорта, по мысли ряда авторов, можно реализовать при помощи педагогических мероприятий: длительность занятий опытных спортсменок не должна быть больше, чем 30 часов в неделю, спортсменок с меньшим опытом - 20 часов в неделю. Время выполнения физических упражнений на растягивание не должно быть менее 40 минут в день, а длительность общей физической подготовки гимнасток не должна превышать 5-6 часов в неделю. Чтобы предотвратить боли в поясничном отделе, педагогу необходимо следить за правильным выполнением упражнений и не допускать формирования неправильных двигательных навыков, которые приводят к болям [5].

Также нельзя форсировать развитие гибкости у юных спортсменок и заставлять их выполнять движения в том диапазоне, к которому они еще не готовы. Спортсменкам необходимо регулярно проходить медицинское обследование, чтобы своевременно выявлять возможные усталостные травмы в поясничном отделе. Важную роль также играет диета спортсменок, их пищевой рацион должен быть подобран так, чтобы организм мог получать необходимое количество энергии, а также нужные биологически активные вещества, но объем жировой ткани не должен превышать 10% массы тела [8].

Таким образом, можно отметить, что в течение последних лет в художественной гимнастике значительно повысился уровень возможной травмоопасности за счет введения ряда сложных элементов и увеличения интенсивности физических нагрузок. Травмы, получаемые спортсменками, локализуются в поясничной области, в области опорно-двигательного аппарата, в области тазобедренных, голеностопных и коленных суставов, при этом, с возрастом спортсменок острые формы повреждений переходят в хронические.

Для снижения последствия получаемых травм, а также для уменьшения болевых ощущений и восстановления мышц спортсменкам, занимающимся художественной гимнастикой, необходимо использовтаь средства физической реабилитации. При этом, для достижения наилучшего результата, программа профилактики повреждение позвоночника и опорно-двигательного аппарата гимнасток должна носить комплексный характер, а при ее реализации необходимо использовать традиционные и современные реабилитационные средства и физические упражнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бландин К.-Ж. Исцеляющие движения для позвоночника / К.-Ж. Бландин, А. Ламотт; пер. с фр. А. В. Апатовской. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 302 с.
2. Бабаш Вячеслав. Травматизм как актуальная проблема отечественного спорта / Вячеслав Бабаш // Современные проблемы спорта, физической культуры и физической реабилитации. Материалы II международной научно-практической конференции 24 апреля 2015 г. Донецк. – С. 23 – 29.
3. Беспутчик В.Г. Гимнастика в современном социуме: состояние, проблемы, перспективы / В.Г.Беспутчик, В.А. Ярмолюк // Современные проблемы спорта, физической культуры и физической реабилитации. Материалы II международной научно-практической конференции 24 апреля 2015 г. Донецк. – С. 41 – 47.
4. Венгерова Н.Н. Профилактика патологий позвоночника гимнасток-художниц на этапе углубленной подготовки / Н. Н. Венгерова, И. О. Соловьева // Учен. записки. – 2009. – № 7(53). – С. 23–28.
5. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург : ГАФК им. Лесгафта, 2003. – 25 с.
6. Круглов В.Н. Применение комплексной методики дозированного вытяжения позвоночника и вибрационного массажа мышечно-суставного аппарата с помощью автоматизированного комплекса «Ормед»: методическое руководство / А.В. Шакула, В. А. Широков, Н. И. Гиниятуллин, В. Н. Круглов [и др.]. – Москва, 2005. – 52 с.
7. Мильнер Е. Спондилолистез: советы пострадавшего / Евгений Мильнер // ФиС. – 2011. – № 02. – С. 20-21.
8. Марченко О.К. Основы физической реабилитации: учеб. для студентов вузов / О.К. Марченко.– К. : Олимп. лит., 2012. – 528 с. – Библиогр. : С. 519 - 527.


©  М.В. Осипов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru