Г.Г. Арунянц, (Д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»)
Т.А. Воронин, (Аспирант каф. «Системы управления и вычислительная техника» ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»)
С.А. Айрапетов, (Аспирант каф. «Системы управления и вычислительная техника» ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»)
Серия «Естественные и Технические науки» # ИЮНЬ 2016
|
|||||
Современный этап развития и функционирования регионального комплекса электроснабжения характеризуется ростом предъявляемых к нему требований: управляемости, доступности, надежности. В то же время, согласно отечественному и зарубежному опыту электроэнергетический комплекс должен быть отрегулирован таким образом, чтобы он служил на благо всему обществу. Бесперебойное производство и распределение электроэнергии в системах регионального электроснабжения является важнейшим условием энергетической безопасности региона и страны в целом. Поэтому, системный анализ накопленного в процессе развития этого немаловажного сектора экономики страны опыта в области управления деятельностью объектов региональных систем электроснабжения – естественных монополий, поиска новых подходов и методов тарифного регулирования сегодня приобретает особую важность. Электроэнергия и услуги по ее транспортировке и распределению по региональным электросетям являются товаром, производителями которого являются электропроизводящие и электросетевые предприятия и организации, а потребителями – организации, предприятия и население региона. Основной задачей эффективной координация деятельности субъектов региональной электроэнергетики становится обеспечение устойчивого баланса интересов производителей и потребителей этого вида товара при соблюдении интересов государства на основе результатов технического надзора и анализа развития ситуации. Значительная нагрузка при этом возлагается именно на государство, как главного ограничителя стремлений предприятий – естественных монополий к получению сверхприбылей, а также гаранта выполнения необходимых требований эффективного учета интересов как потребителей в поставках электроэнергии по приемлемым ценам, так и производителей услуг по ее передаче и распределению для компенсации произведенных ими при этом затрат. Исполнительным органом, осуществляющим деятельность по установлению регулируемых государством цен и тарифов является «Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области» (далее СГРЦТ). Эффективность процесса регулирования деятельности субъектов регионального электроэнергетического комплекса связывается с организацией взаимодействия всех ветвей и уровней указанной системы, напрямую зависящего от организации общего информационного поля «СГРЦТ) – субъекты регулирования». Одной из важнейших задач регулирования при этом является определение экономической обоснованности затрат, включаемых в состав себестоимости производимой продукции или услуг. К настоящему времени уже накоплен определенный опыт достижения окупаемости затрат на производство электрической энергии в некоторых промышленных регионах за счет возложения большей части производимых при этом расходов на предприятия промышленного сектора (перекрестное субсидирование). Более того, тарифное регулирование создает предпосылки стимулирования работы предприятий-потребителей в несколько смен, что выравнивает во времени потребление энергоресурсов, что особенно эффективно в условиях высокой автоматизации труда. В условиях имеющих место затруднений оперативного учета издержек на производство и потребление электроэнергии уместно говорить о наличии проблем экономического анализа системы в целом. Принятый в настоящее время в сфере электроэнергетики затратный характер экономического механизма формирования тарифов выводит на первое место проблему системного анализа всех затрат, связанных с производством и передачей электроэнергии и расчета на их основе себестоимости единицы производимой продукции и услуг. Установлено, что для эффективного тарифного регулирования деятельности субъектов региональной системы энергоснабжения необходим пересмотр тарифов не менее 4 раз в год [1]. Это связывается с необходимостью систематической оценки состояния электроэнергетических объектов, включая электросети, и многократного проведения соответствующих расчетов, требующих реализации достаточно сложных вычислительных операций с использованием специально разрабатываемых для этих целей алгоритмов, реализуемых в рамках автоматизированных информационных систем (АИС). Совершенно очевидно, что практическая реализация эффективного тарифного регулирования в этих условиях невозможна без разработки и внедрения региональных автоматизированных информационных систем (РАИС), обеспечивающих в автоматизированном режиме сбор, хранение, обработку и анализ осведомляющей информации и обмен данными по схеме «СГРЦТ – субъекты регулирования. При постановке задачи разработки универсального программного комплекса ТЭЭ-1 автоматизированного формирования тарифов в сфере электроснабжения, ориентированной на функционирование в рамках РАИС, предполагалось, что его использование в электроснабжающих предприятиях и региональных службах по государственному регулированию цен и тарифов позволит установить единые правила для всех субъектов регулирования в части методики определения себестоимости выработки и передачи электроэнергии, повысить эффективность оперативной проверки (экспертизы) регулирующими органами правильности отнесения затрат на себестоимость продукции (услуг), а также мониторинга и анализа состояния теплоснабжения региона для разработки плана оперативных мероприятий и стратегии развития электроэнергетической системы региона. В качестве базовой методологической основы, принятой при разработке машинных алгоритмов, реализуемых в комплексе ТЭЭ-1, были приняты методические указания [2], предназначенные для использования регулирующими органами и регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности). Основной особенностью принятой методики расчета тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) является предварительное формирование четырех групп потребителей (тарифных групп), каждой их которых соответствует свой определенный набор расчетных алгоритмов. Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения [2]. Проведенный анализ действующих в настоящее время методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию (мощность) на розничном (потребительском) рынке [2] позволил выявить ряд их недостатков, затрудняющих их реальное использование при разработке специального алгоритмического обеспечения программного комплекса ТЭЭ-1. Это, прежде всего иерархичность и множественность применяемой системы индексации отдельных показателей при выборе расчетных элементов и сложность формирования вектора необходимых для этого исходных данных и, собственно, реализации самих вычислительных процедур, характеризующихся разветвленностью и связанностью. В результате была предложена стратегия практической реализации комплекса ТЭЭ-1, в соответствии с которой выбор направления и вида расчета тарифов на электрическую энергию (мощность) в процессе функционирования ТЭЭ-1 осуществляется по процессуальной схеме, приведенной на рисунке 1. Здесь: БД ФСТ – база данных Федеральной службы тарифов, БД РСТ – база данных региональной службы тарифов. Наибольшую проблему, на наш взгляд, представляет реальный учет потерь электроэнергии, включающих нагрузочные потери в линиях, силовых трансформаторах и автотрансформаторах; потери холостого хода трансформаторов и автотрансформаторов; потери на корону в воздушных линиях и др. Обоснована необходимость реализации такого учета в разрезе плановых и фактических показателей. Более того необходима оценка фактического и планового состояния самой системы подконтрольной региональной электросети, что позволяет в условиях АИС проводить эффективный анализ и прогнозирования состояния электроснабжения. |
|||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: © Г.Г. Арунянц, Т.А. Воронин, С.А. Айрапетов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". |