viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Е.В. Кудинов,  (Гл. эксперт экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Пермскому краю)

Серия «Естественные и Технические науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2017

Экспертно-криминалистическая деятельность
В статье рассматривается проблемы оценки экспертно-криминалистической деятельности территориальных органов МВД России, как она развивалась с 2012 по 2016 годы и влияние оценки на оперативно-служебную деятельность указанных подразделений.
По мнению автора, оценивать данный вид деятельности полиции необходимо с позиции, как минимум двух антагонистических показателей, которые способны учитывать структуру и уровень преступности. При этом оцениваемые показатели не должны сдерживать применение криминалистических сил и средств в раскрытии преступлений или стимулировать к безудержному применению ограниченных сил и средств по всем преступлениям, без учета обстоятельств их совершения. С этой целью проведен регрессионный анализ совершенных на территориях обслуживания территориальных органов МВД России на районном уровне преступлений, а также результатов экспертно-криминалистической деятельности рассматриваемых подразделений. С учетом проведенного исследования предложены два показателя для оценки экспертно-криминалистической деятельности полиции.

Ключевые слова: Экспертно-криминалистическая деятельность, правоохранительные органы, осмотр места происшествия, расследование преступлений, оценка деятельности полиции.

 

Oценка деятельности территориального органа МВД России (ТО МВД России) является необходимым инструментом системы анализа и корректировки направления его работы. Система оценки позволяет определить приоритетные направления деятельности территориального органа МВД России, сформулировать актуальные задачи и направления корректировки оперативно служебной деятельности, в целях повышения эффективности работы.

Критерии оценки должны определяться на основе выявления ключевых проблем конкретных территорий, а также причин существования этих проблем.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности (ЭКД) является одним из основных направлений работы полиции, нацеленной на противодействие преступности, следовательно система оценивания ЭКД должна входить в систему оценивания ТО МВД России.

Система оценивания ЭКД позволяет определить эффективность использования и применения экспертно-криминалистических средств и методов (ЭКСМ) в раскрытии и расследовании преступлений, использования их в собирании доказательств, организации назначения и производства судебных экспертиз по уголовным делам или делам об административных правонарушениях. Оценку ЭКД на разных этапах реформирования системы МВД России то исключали из системы оценивания ТО МВД России [1], то вновь включали [2, 3, 4].

Если рассмотреть изменение системы оценки деятельности экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) и ЭКД ТО МВД России за период с 2005 по 2015 гг., то условно можно выделить 3 периода:

1 период: с 2005 по 2011 гг. Оценка деятельности ТО МВД России по линии экспертно-криминалистической службы осуществлялась по девяти различным направлениям [2, 3], некоторые из которых имели антагонистический характер. По девяти показателям оценивались ТО МВД России как регионального, так и районного уровней, а вместе с ними созданные при них ЭКП.

Особенностью системы оценки в указанный период является сравнение качественных показателей с аналогичным периодом прошлого года. Поскольку уровень преступности зависит от ряда социально-экономических факторов [5, 6], то постоянно удерживать все оцениваемые показатели в положительной динамике в условиях ограниченных материальных и кадровых ресурсов – задача для руководителя достаточно сложная.

2 период: с 2012 года по 2013 гг. В связи с изменением концептуальных подходов самой системы оценки органов внутренних дел, ЭКД в новую систему оценки ТО МВД России не была включена, что дало неоднозначные последствия во взаимодействии подразделений в раскрытии и расследовании преступлений [1]. Ряд руководителей ТО МВД России обращали внимание на деятельность и нужды ЭКП в том случае, когда от деятельности данных подразделений зависели оценочные показатели (например, раскрываемость преступлений).

В ТО МВД России, на обслуживаемой территории которых ежегодно регистрировалось примерно 150-300 преступлений, роль ЭКП в раскрытии и расследовании преступлений незначительна, поскольку они раскрывались преимущественно сотрудниками других подразделений. Это характерно для районов сельской местности.

3 период: с 2014 года по настоящее время. В систему оценки ТО МВД России ввели показатель «Осуществление экспертно-криминалистической деятельности» [4]. Ввиду того, что не удается найти или определить объективный критерий оценки как ЭКД, так и ТО МВД России в целом, система оценки ежегодно обновляется.

Введение новых показателей оценки ЭКД не всегда приводит к рациональному использованию имеющихся сил и средств.

Например, в целях повышения оценки ЭКД ТО МВД России на районном уровне проводился анализ составов сообщений о преступлениях, по которым принятие решения о возбуждении уголовного дела маловероятно. По таким сообщениям специалисты ЭКП к осмотрам мест происшествий (ОМП) старались не привлекать, т.е. дежурные СОГ прибывали на место происшествия не в полном составе, или участие специалистов ЭКП в ОМП не фиксировалось в соответствующем Журнале учета работы. В целях повышения показателя оценки ЭКД ТО МВД России, количество ОМП с участием специалистов ЭКП сократилось, что привело к снижению криминалистического обеспечения ОМП и других ведомственных показателей, используемых в экспертно-криминалистической службе.

Использование с 2014 года одного показателя в оценке ЭКД привело к тому, что работа ряда руководителей строилась на повышении оцениваемого показателя с игнорированием рационального и эффективного использования ограниченных сил и средств.

Таким образом, разрабатываемая система оценки ЭКД не должна быть сдерживающим фактором по применению ЭКСМ в раскрытии и расследовании преступлений, но в то же время не должна стимулировать к необоснованному привлечению специалиста ЭКП к раскрытию преступлений без учета обстоятельств и условий их совершения.

Одной из проблем оценки ЭКД является определение критериев, относительно которых и будет решаться вопрос об эффективном и рациональном использовании кадровых и материально-технических ресурсов с учетом складывающейся на обслуживаемой территории оперативной обстановки. Поэтому в оценке ЭКД предлагается использовать как минимум два антагонистических показателя, которые допустимо использовать при сравнении ТО МВД России с разным кадровым потенциалом и криминогенной обстановкой на обслуживаемой территории.

В ряде ТО МВД России на районном уровне, у которых штатная численность специалистов ЭКП не позволяет организовать их круглосуточное дежурство в составе дежурной следственно-оперативной группы, самостоятельное применение ЭКСМ при проверке сообщения о преступлении осуществляет следователь (дознаватель) или иное уполномоченное на то должностное лицо. В целях установления обстоятельств, имеющих значение для расследования преступления, изъятые следы и вещественные доказательства направляются для их дальнейшего экспертного исследования в ЭКП, что и обуславливает применение ЭКСМ в раскрытии и расследовании преступлений в тех ТО МВД России на районном уровне, при которых ЭКП не созданы или не функционируют по объективным причинам.

Например, по итогам работы за период с 2012 по 2016 года ТО МВД России Пермского края на районном уровне на рис. 1 показаны регрессионные модели изменения структуры преступности в зависимости от числа регистрируемых преступлений на обслуживаемой территории преступлений в год.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ МВД России от 26.12.2011 №1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
2. Приказ МВД России от 03.02.2003 №75дсп «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел»;
3. Приказ МВД России от 05.10.2005 №815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел»;
4. Приказ МВД России от 31.12.2013 №1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
5. Горошко И.В., Бондаренко Ю.В. Формализация процесса согласования социальных и экономических показателей развития региона в целях нормализации криминогенной обстановки // Сборник трудов XXIV Всероссийской конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» – М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 6-9; 6. Латов Юрий Валерьевич Экономические детерминанты преступности в зарубежных странах (обзор криминометрических исследований) // JIS. 2011. №1.



© 
Е.В. Кудинов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru