levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

 

 

 

 

 

ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

VIP Studio ИНФО

 

Публикация Ваших Материалов

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Верстка Полиграфии, WEB sites

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Книжная лавка

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

Е.В. Кудинов,  (Гл. эксперт экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Пермскому краю)

Серия «Естественные и Технические науки» # МАРТ-АПРЕЛЬ  2017

Экспертно-криминалистическая деятельность
В статье рассматривается проблемы оценки экспертно-криминалистической деятельности территориальных органов МВД России, как она развивалась с 2012 по 2016 годы и влияние оценки на оперативно-служебную деятельность указанных подразделений.
По мнению автора, оценивать данный вид деятельности полиции необходимо с позиции, как минимум двух антагонистических показателей, которые способны учитывать структуру и уровень преступности. При этом оцениваемые показатели не должны сдерживать применение криминалистических сил и средств в раскрытии преступлений или стимулировать к безудержному применению ограниченных сил и средств по всем преступлениям, без учета обстоятельств их совершения. С этой целью проведен регрессионный анализ совершенных на территориях обслуживания территориальных органов МВД России на районном уровне преступлений, а также результатов экспертно-криминалистической деятельности рассматриваемых подразделений. С учетом проведенного исследования предложены два показателя для оценки экспертно-криминалистической деятельности полиции.

Ключевые слова: Экспертно-криминалистическая деятельность, правоохранительные органы, осмотр места происшествия, расследование преступлений, оценка деятельности полиции.

 

Oценка деятельности территориального органа МВД России (ТО МВД России) является необходимым инструментом системы анализа и корректировки направления его работы. Система оценки позволяет определить приоритетные направления деятельности территориального органа МВД России, сформулировать актуальные задачи и направления корректировки оперативно служебной деятельности, в целях повышения эффективности работы.

Критерии оценки должны определяться на основе выявления ключевых проблем конкретных территорий, а также причин существования этих проблем.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности (ЭКД) является одним из основных направлений работы полиции, нацеленной на противодействие преступности, следовательно система оценивания ЭКД должна входить в систему оценивания ТО МВД России.

Система оценивания ЭКД позволяет определить эффективность использования и применения экспертно-криминалистических средств и методов (ЭКСМ) в раскрытии и расследовании преступлений, использования их в собирании доказательств, организации назначения и производства судебных экспертиз по уголовным делам или делам об административных правонарушениях. Оценку ЭКД на разных этапах реформирования системы МВД России то исключали из системы оценивания ТО МВД России [1], то вновь включали [2, 3, 4].

Если рассмотреть изменение системы оценки деятельности экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) и ЭКД ТО МВД России за период с 2005 по 2015 гг., то условно можно выделить 3 периода:

1 период: с 2005 по 2011 гг. Оценка деятельности ТО МВД России по линии экспертно-криминалистической службы осуществлялась по девяти различным направлениям [2, 3], некоторые из которых имели антагонистический характер. По девяти показателям оценивались ТО МВД России как регионального, так и районного уровней, а вместе с ними созданные при них ЭКП.

Особенностью системы оценки в указанный период является сравнение качественных показателей с аналогичным периодом прошлого года. Поскольку уровень преступности зависит от ряда социально-экономических факторов [5, 6], то постоянно удерживать все оцениваемые показатели в положительной динамике в условиях ограниченных материальных и кадровых ресурсов – задача для руководителя достаточно сложная.

2 период: с 2012 года по 2013 гг. В связи с изменением концептуальных подходов самой системы оценки органов внутренних дел, ЭКД в новую систему оценки ТО МВД России не была включена, что дало неоднозначные последствия во взаимодействии подразделений в раскрытии и расследовании преступлений [1]. Ряд руководителей ТО МВД России обращали внимание на деятельность и нужды ЭКП в том случае, когда от деятельности данных подразделений зависели оценочные показатели (например, раскрываемость преступлений).

В ТО МВД России, на обслуживаемой территории которых ежегодно регистрировалось примерно 150-300 преступлений, роль ЭКП в раскрытии и расследовании преступлений незначительна, поскольку они раскрывались преимущественно сотрудниками других подразделений. Это характерно для районов сельской местности.

3 период: с 2014 года по настоящее время. В систему оценки ТО МВД России ввели показатель «Осуществление экспертно-криминалистической деятельности» [4]. Ввиду того, что не удается найти или определить объективный критерий оценки как ЭКД, так и ТО МВД России в целом, система оценки ежегодно обновляется.

Введение новых показателей оценки ЭКД не всегда приводит к рациональному использованию имеющихся сил и средств.

Например, в целях повышения оценки ЭКД ТО МВД России на районном уровне проводился анализ составов сообщений о преступлениях, по которым принятие решения о возбуждении уголовного дела маловероятно. По таким сообщениям специалисты ЭКП к осмотрам мест происшествий (ОМП) старались не привлекать, т.е. дежурные СОГ прибывали на место происшествия не в полном составе, или участие специалистов ЭКП в ОМП не фиксировалось в соответствующем Журнале учета работы. В целях повышения показателя оценки ЭКД ТО МВД России, количество ОМП с участием специалистов ЭКП сократилось, что привело к снижению криминалистического обеспечения ОМП и других ведомственных показателей, используемых в экспертно-криминалистической службе.

Использование с 2014 года одного показателя в оценке ЭКД привело к тому, что работа ряда руководителей строилась на повышении оцениваемого показателя с игнорированием рационального и эффективного использования ограниченных сил и средств.

Таким образом, разрабатываемая система оценки ЭКД не должна быть сдерживающим фактором по применению ЭКСМ в раскрытии и расследовании преступлений, но в то же время не должна стимулировать к необоснованному привлечению специалиста ЭКП к раскрытию преступлений без учета обстоятельств и условий их совершения.

Одной из проблем оценки ЭКД является определение критериев, относительно которых и будет решаться вопрос об эффективном и рациональном использовании кадровых и материально-технических ресурсов с учетом складывающейся на обслуживаемой территории оперативной обстановки. Поэтому в оценке ЭКД предлагается использовать как минимум два антагонистических показателя, которые допустимо использовать при сравнении ТО МВД России с разным кадровым потенциалом и криминогенной обстановкой на обслуживаемой территории.

В ряде ТО МВД России на районном уровне, у которых штатная численность специалистов ЭКП не позволяет организовать их круглосуточное дежурство в составе дежурной следственно-оперативной группы, самостоятельное применение ЭКСМ при проверке сообщения о преступлении осуществляет следователь (дознаватель) или иное уполномоченное на то должностное лицо. В целях установления обстоятельств, имеющих значение для расследования преступления, изъятые следы и вещественные доказательства направляются для их дальнейшего экспертного исследования в ЭКП, что и обуславливает применение ЭКСМ в раскрытии и расследовании преступлений в тех ТО МВД России на районном уровне, при которых ЭКП не созданы или не функционируют по объективным причинам.

Например, по итогам работы за период с 2012 по 2016 года ТО МВД России Пермского края на районном уровне на рис. 1 показаны регрессионные модели изменения структуры преступности в зависимости от числа регистрируемых преступлений на обслуживаемой территории преступлений в год.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ МВД России от 26.12.2011 №1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
2. Приказ МВД России от 03.02.2003 №75дсп «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел»;
3. Приказ МВД России от 05.10.2005 №815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел»;
4. Приказ МВД России от 31.12.2013 №1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
5. Горошко И.В., Бондаренко Ю.В. Формализация процесса согласования социальных и экономических показателей развития региона в целях нормализации криминогенной обстановки // Сборник трудов XXIV Всероссийской конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» – М.: Академия управления МВД России, 2015. С. 6-9; 6. Латов Юрий Валерьевич Экономические детерминанты преступности в зарубежных странах (обзор криминометрических исследований) // JIS. 2011. №1.



© 
Е.В. Кудинов, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

  1. Комментарии (0)

  2. Добавить свои
There are no comments posted here yet

Оставьте свой комментарий

Posting comment as a guest.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?
 
SCROLL TO TOP

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru