viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

В.А. Седов,  (К.ф.-м.н., Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток)

Н.А. Седова,  (К.т.н., научн. сотрудник, Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток)

Серия «Естественные и Технические науки» # Январь  2016

Правила предупреждений столкновений в море
В работе представлен фрагмент системы поддержки принятия решений, представляющий собой модуль для содействия в принятии решений при плавании морских судов при ограниченной видимости. Демонстрируются сформированные вопросы, задаваемые пользователю, а также варианты заключений, выдаваемые системой. Показаны правила, по которым системы принимает решения, а также соответствующее дерево принятия решений.

Ключевые слова: Правила предупреждений столкновений в море, ограниченная видимость, семантическая сеть, дерево принятия решений, лингвистическая неопределенность.

 

ВВЕДЕНИЕ

Экспертная система, предназначенная для содействия в принятии решений в различных ситуациях, возникающих в море, включает пять модулей, заключенных в единый графический пользовательский интерфейс. Первый модуль, представленный в работе [1], представляет собой подсистему поддержки принятия решений при плавании судов при любых условиях видимости. Разработка первого модуля базировалась на Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС) [2] №4-10, а также комментариях к указанным правилам [3, 4] и рекомендациях «хорошей морской практики». Разработка второго модуля, представляющего собой  подсистему поддержки принятия решений при плавании судов на виду друг у друга [5, 6], базировалась на правилах МППСС № 11-18. Разработка третьего модуля «Огни и знаки» [7, 8] базировалась на правилах МППСС № 20-31, а также приложении I МППСС [2]. Разработка четвёртого модуля «Звуковые и световые сигналы» базировалась на правилах МППСС № 32-37, а также приложениях II-IV МППСС [2].

Настоящая работа представляет собой фрагмент пятого модуля, представляющего собой  подсистему поддержки принятия решений при плавании судов в условиях ограниченной видимости, для разработки которого, главным образом, использовалось правило № 19 МППСС [2], т.е. модуль предназначен для помощи в принятии решений при таких условиях плавания, когда «видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам» [2, 9].

Описание системы поддержки принятия решений при плавании судов в условиях ограниченной видимости

Все понятия и отношения между ними, связанные с правилом МППСС № 19, на основе которого разработан пятый модуль для принятия решений при плавании судов в условиях ограниченной видимости, сведены в единую семантическую сеть, состоящую из 24 понятий. Используя семантическую сеть правила МППСС № 19, для пятого модуля сформирован перечень вопросов на естественном языке, благодаря которым система поддержки принятия решений «общается» с пользователем: «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района?», «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2?», «Судно № 1 услышало туманный сигнал судна № 2?», «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора?», «Развивается ли ситуация чрезмерного сближения?», «Возможно ли предотвратить чрезмерное сближение?», «Существует ли опасность столкновения?», «Судно № 2 является обгоняемым?», «На каком траверзе находится судно № 2 по отношению к судну № 1?», «Судно № 1 имеет механический двигатель?», «Судно № 1 движется с безопасной скоростью?», «Судно № 2 находится впереди траверза судна № 1?».

Одновременно для пятого модуля сформирован перечень заключений, которые должна выдавать система поддержки (в скобках указан использующийся пункт правила МППСС № 19):

Заключение 1: «Использование экспертной системы в таком случае не является корректным» (пункт a).
Заключение 2: «Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному манёвру» (пункт b).
Заключение 3: «Выполнение правил раздела I. Необходимо выставлять впередсмотрящего как днем, так и ночью и вести непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение» (пункт c).
Заключение 4: «Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости» (пункт b).
Заключение 5: «Следует избегать изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым» (пункт d, (i)).
Заключение 6: «Следует избегать изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза» (пункт d, (ii)).
Заключение 7: «Судно должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения» (пункт e).

Далее представлен соответствующий пятому модулю перечень правил, каждое из которых составляется по принципу: если (посылка), то (заключение).

Правило 1.
Если «Судно № 1 не находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района», то «Использование экспертной системы в таком случае не является корректным» (пункт a).
Правило 2.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 не обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 имеет механический двигатель», то «Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному манёвру» (пункт b).
Правило 3.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 не обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не имеет механический двигатель» и «Судно № 1 движется с безопасной скоростью», то «Необходимо выполнение правил раздела I. Необходимо выставлять впередсмотрящего как днем, так и ночью и вести непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение» (пункт c).
Правило 4.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 не обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не имеет механический двигатель» и «Судно № 1 не движется с безопасной скоростью», то «Необходимо выполнение правил раздела I. Необходимо выставлять впередсмотрящего как днем, так и ночью и вести непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение» (пункт c) и «Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости» (пункт b).
Правило 5.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 услышало туманный сигнал судна № 2», то «Судно должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения» (пункт e).
Правило 6.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 без помощи радиолокатора», то «Использование СППР в данном случае не является корректным» (пункт a).
Правило 7.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Не развивается ситуация чрезмерного сближения», то «Необходимо выполнение правил раздела I. Необходимо выставлять впередсмотрящего как днем, так и ночью и вести непрерывное квалифицированное радиолокационное наблюдение» (пункт c) и «Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости» (пункт b).
Правило 8.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Невозможно предотвратить чрезмерное сближение», то «Судно должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения» (пункт e).
Правило 9.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Возможно предотвратить чрезмерное сближение» и «Опасности столкновения нет», то «Судно должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения» (пункт e).
Правило 10.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Возможно предотвратить чрезмерное сближение» и «Существует опасность столкновения» и «Судно № 2 является обгоняемым» и «Судно № 2 находится на траверзе судна № 1», то «Следует избегать изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза» (пункт d, (ii)).
Правило 11.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Возможно предотвратить чрезмерное сближение» и «Существует опасность столкновения» и «Судно № 2 является обгоняемым» и «Судно № 2 находится позади траверза судна № 1», то «Следует избегать изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза» (пункт d, (ii)).
Правило 12.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Возможно предотвратить чрезмерное сближение» и «Существует опасность столкновения» и «Судно № 2 не является обгоняемым» и «Судно № 2 находится впереди траверза судна № 1», то «Следует избегать изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым» (пункт d, (i)).
Правило 13.
Если «Судно № 1 находится в районе ограниченной видимости или вблизи такого района» и «Судно № 1 обнаружило присутствие судна № 2» и «Судно № 1 не слышало туманный сигнал судна № 2» и «Судно № 1 обнаружило судно № 2 только с помощью радиолокатора» и «Развивается ситуация чрезмерного сближения» и «Возможно предотвратить чрезмерное сближение» и «Существует опасность столкновения» и «Судно № 2 не является обгоняемым» и «Судно № 2 не находится впереди траверза судна № 1», то «Судно должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения» (пункт e).

Дерево принятия решений для пятого модуля состоит из двух поддеревьев (рис. 1 и 2), что связано с ограничениями использующейся для реализации системы поддержки принятия решений оболочки Rulebook [10].  Дерево принятия решений включает все возможные случаи, которые могут возникнуть при принятии решений, однако некоторые вопросы или ответы, имеющие лингвистическую неопределенность, в дальнейшем планируется уточнить и ввести в экспертную систему дополнительные уточняющие модули.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Седова Н.А. Система поддержки принятия решений для судоводителей // Нейроинформатика, её приложения и анализ данных: Материалы XXI Всероссийского семинара, 27-29 сентября 2013 г. / Под. ред. А.Н. Горбаня. отв. за вып. М.Г. Садовский. – Красноярск: Институт вычислительного моделирования СО РАН, 2013. – 121-126 с.
2. Международные правила предупреждений столкновений судов в море, 1972 г. / Под ред. Н.А. Долотова, Н.А. Паламарчука. – Издание Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны союза ССР, 1982. – 87 с.
3. Яскевич А.П., Зурабов Ю.Г. Комментарии к МППСС-72: Справочник. – М.: Транспорт, 1990. – 479 с.
4. Коккрофт А.Н., Ламейер Дж. Н.Ф. Толкование МППСС-72. Пер. с англ. Н.Я. Брызгина и Н.Т. Шайхутдинова. под. ред. Н.Я. Брызгина. М.: Транспорт, 1981. – 280 с.
5. Седова Н.А. Система поддержки принятия решений при плавании судов на виду друг у друга // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Естественные и технические науки», 2013, № 11/12, с. 29-32.
6. Седова Н.А. Система поддержки решений для привилегированных судов // Мир транспорта. – 2013. – №3(47). – С. 110-115.
7. Седова Н.А. Система поддержки принятия решений для определения навигационных огней // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации. (ITRT-2013): сб. ст. III международной заочной научно-технической конференции. / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2013. – с. 282-285.
8. Седова Н.А. Система поддержки принятия решений для определения дальности видимости огней // Информационные технологии XXI века: материалы международной научной конференции, Хабаровск, 20-24 мая 2013 – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – с. 98-101.
9. Седов В.А., Седова Н.А. Нечётко-продукционная модель определения дальности видимости // В сборнике: Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015 сборник научни статии в 8 тома. ВАРНА, 2015. С. 150-156.
10. Черняховская Л.Р., Старцева Е.Б., Никулина Н.О. Исследование методики разработки баз знаний на основе экспертной системы EXSYS и книги правил RULEBOOK. Методические указания к лабораторным работам. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 1997. – 18 с.
 



© 
В.А. Седов, Н.А. Седова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru