viagra super force

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Выпуски журналов

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

Ю.И. Володина,  (Ассистент, каф. автоматизации технологических процессов, Березниковский филиал ФГБОУ ВПО Пермский национальный исследовательский политехнический университет)

Серия «Естественные и Технические науки» # Январь  2016

Городской общественный транспорт
Представлена комплексная методика малозатратного исследования и улучшения качества транспортного обслуживания населения. Методика может быть применена в условиях больших и средних городов России. В качестве критерия оптимальности используется возможность реализации потребных пассажиропотоков города. Все расчеты производятся на основе открытых данных. В результате модификации существующей информационной системы расчета расписаний движения в соответствии с предложенной методикой удалось добиться более полного удовлетворения потребностей населения в обеспечении городским общественным транспортом.

Ключевые слова: Городской общественный транспорт, моделирование, управление.

 

Качество работы органов местного самоуправления оценивается населением, в т.ч., по уровню транспортного обеспечения. Техническая система городского общественного транспорта (ГОТ), удовлетворяя потребности населения в передвижениях, обеспечивает функционирование экономики города и способствует увеличению свободного времени людей, предоставляя им возможность пользоваться услугами территориально рассредоточенных объектов производственной и социальной структуры. Указом Президента от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [29] и уточняющим его постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 [25] в качестве одного из критериев оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления (ОМС) вводится показатель «Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании». В то же время, общеизвестно, что организация ГОТ в России далека от идеала. Так, Концепция организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми на период 2012-2015 гг. констатирует недовольство как перевозчиков, так и жителей города, жалующихся на недостаток объема транспортных услуг, в том числе на отсутствие некоторых транспортных связей [24].

Особую актуальность вопрос управления ГОТ приобретает в средних и больших городах (менее 250 тысяч жителей), где количество видов транспорта ограничено, а население привыкло к тому, что перемещение транспортом производится сравнительно быстро и за один переезд (как правило, без пересадок). В подобных городах ОМС, в некотором смысле, «ближе» к населению, более доступны для критики, а с другой стороны, располагают меньшими ресурсами для улучшения ситуации с обслуживанием ГОТ, чем в крупных и крупнейших городах. В России 153 средних (50-100 тысяч населения) и 90 больших (100-250 тысяч населения) городов [11], для которых перечисленные выше проблемы, несомненно, актуальны.

Исследованию городских транспортных потоков уделили много внимания Сильянов В.В., Дрю Д., Капитанов В.Т., Буслаев А.П., Кременец Ю.А., Файзрахманов Р.А., Афанасьев Л.Л., Гудков В.А., Островский Н.Б. и др. В их работах описаны особенности транспортных потоков, включая ГОТ, с точки зрения объекта управления [27, 13, 16, 20, 5, 1, 12, 30]. Применению математических методов в организации и планировании перевозок посвящены работы Геронимуса В.Л., Кожина А.П., Панова С.А., Тихомирова Е.Ф., Антошвили М.Е., Варелопуло Г.А. [10, 17, 22, 28, 6, 1, 3] и др. Имитационным моделированием, воспроизводящим естественные процессы в ГОТ, плодотворно занимались Корягин М.Е., Семенова О.С., Сериков А.А. [18, 26] и др. Однако в большинстве перечисленных работ во главу угла ставится соответствие между вместительностью подвижного состава и удельным пассажирооборотом, определенным статистическими методами. Потребная вместимость единицы подвижного состава определяется по рекомендациям в зависимости от численности населения, далее рассчитывается интервал ожидания. Выбор вариантов схем городского пассажирского транспорта определяется, фактически, экспертно с последующей проверкой соответствия фактического интервала движения заданному ранее. Часть работ подразумевают оснащение модели ГОТ объемной статистической информацией, не определяя однозначно ее источник.

Комплексное решение задачи улучшения транспортного обслуживания населения средних и больших городов за приемлемое время и с небольшими трудозатратами в рассмотренных работах не представлено. Решение этой задачи в современных условиях осложняется секвестированием бюджетных расходов в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию 4.12.2014 и дальнейшими событиями во внешнеполитической обстановке.

Целью работы является повышение эффективности функционирования ГОТ за счет информационной поддержки, ведущей к повышению качества решений по управлению им.

Научная задача состоит в разработке моделей и методов информационной поддержки решений по управлению ГОТ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ работы ГОТ в средних и больших городах, выявить проблемы и факторы, влияющие на работу ГОТ.
2. Разработать комплекс математических и имитационных моделей ГОТ, включая системную (концептуальную) модель, модели возникновения пассажиропотока и его стока, распределения пассажиропотока по маршрутам ГОТ, динамики пассажиров на остановках.
3. Разработать программное обеспечение, реализующее модели, а также усовершенствовать существующее программное обеспечение для составления расписаний движения ГОТ.
4. Произвести внедрение программного средства в центральной диспетчерской службе Администрации г. Березники Пермского края и ООО «Горавтотранс» г. Соликамск Пермского края, выработать рекомендации по улучшению расписаний ГОТ.

Был проведен обзор способов управления ГОТ: проектирования маршрутной сети, определения пассажиропотоков, составления и оптимизации расписания [12]. Выявлены проблемы управления ГОТ, свойственные средним и большим городам России и связанные с их особенностями. Рассмотрены методы исследования проблем ГОТ в средних и больших городах, включая разные способы: измерения пассажиропотока, принятия решений о размещении маршрутной сети в городе, распределения подвижного состава в зависимости от емкости и назначения маршрутов и т.д. [19, 21]

Выявлены противоречивые оценки эффективности функционирования ГОТ с разных точек зрения: органов местного самоуправления(U1), населения (U2), транспортных организаций (U3). Рассмотрены типовые методы свертки многокритериальных задач (линейная свертка, метод главного критерия, метод Парето и др.), их достоинства и недостатки применительно к задаче оценки эффективности ГОТ.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Автоматизированная пассажирская автотранспортная система компании «Вертикаль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.upgvert.ru/apas/apas.php.
2. Антошвили М.Е., Варелопуло Г.А., Хрущёв М.В. Организация городских автобусных перевозок с применением математических методов и ЭВМ. М.: Транспорт, 1974. 103 с.
3. Антошвили М.Е., Либерман С.Ю., Спирин И.В. Оптимизация городских автобусных перевозок. М.: Транспорт, 1985. 102 с.
4. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: Учебник для студентов вузов / Л. Л. Афанасьев, Н. Б. Островский, С. М. Цукерберг. М.: Транспорт, 1984. 333 с.
5. Буслаев А.П. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения. М.: Мир, 2003. 268 с.
6. Варелопуло Г. А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте. М.: Транспорт, 1990. 208 с.
7. Володина Ю.И., Затонский А.В. Имитационная балансовая модель остановки городского общественного транспорта // Грузовое и пассажирское автохозяйство, 2013. № 12. С. 70-77.
8. Володина Ю.И. Определение потребного количества оборотов маршрутов городского общественного транспорта на основе анализа графа остановок // Экономический журнал, 2015, №2 (38). C.72-87.
9. Володина Ю.И. Стохастическая модель многопотоковой остановки городского общественного транспорта // Новый университет, 2014. № 7-8. С.32-37.
10. Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1982. 192 с.
11. Города России [Электронный ресурс] – режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Города_России
12. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. 448 с.
13. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими. М.: Транспорт, 1972. 424 с.
14. Затонский А.В., Антонова А.М. Эффективность и критерии оптимальности движения общественного транспорта // XIX Международная научая конференция. «Математические методы в технике и технологиях» ММТТ-19. Сб. трудов. Том 7. Секция 7.– Воронеж. Воронеж. Гос. Технол. Акад., 2006. С.143-145.
15. Затонский А.В., Вогулякова А.Е. Информационная система составления расписания общественного транспорта COPOT Silver. Свидетельство о государственной регистрации в «Национальном информационном фонде неопубликованных документов» разработки, предъявленной в отраслевой фонд алгоритмов и программ № 50200800322 от 12 февраля 2008 г.
16. Капитанов В.Т., Хилажев Е.Б. Управление транспортными потоками в городах. М.: Транспорт, 1985. 94 с.
17. Кожин А.П., Мезенцев В.Н. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками. М.: Транспорт, 1994. 304 с.
18. Корягин М.Е. Теоретические аспекты оптимизации управления движением городского транспорта // Вестник КузГТУ, 2012, №1. С..125-131.
19. Кочегурова Е.А., Мартынов Я.А., Мартынова Ю.А., Фадеев А.С. Получение матрицы пассажирских корреспонденций на основе данных электронных карт // Системы управления и информационные технологии. – 2013. – №4 (54).
20. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения. Москва, ИКЦ "Академкнига", 2005. 279 с.
21. Мартынова Ю.А. Анализ опыта проектирования рациональных маршрутных сетей городского пассажирского транспорта // Интернет-журнал «Науковедение».– 2014.– № 2.
22. Панов С. А., Поляк А. М., Поносов Ю. К. Управление грузовыми автомобильными перевозками (Основы анализа). М.: Транспорт, 1979 127 с.
23. Постановление № 880 от 05.06.2013 главы Администрации г. Березники Пермского края «О внесении изменений в постановление администрации города от 24.12.2012 № 2004 «Об утверждении административного регламента предоставления управлением городского хозяйства администрации города муниципальной услуги «Согласование открытия новых муниципальных автобусных маршрутов, утверждение паспортов муниципальных автобусных маршрутов».
24. Постановление Администрации г. Пермь от 18 октября 2013 г. N 882 «Концепция организации и развития городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми на период 2012 – 2015 гг.»
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
26. Семенова О.С., Корягин М.Е. Оптимизация потоков общественного транспорта в городской среде // Вопросы современной науки и практики, 2008. № 1(11). С.70-78.
27. Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. М.: Транспорт, 1977. 303 с.
28. Тихомиров Е.Ф. Финансовые методы управления в транспортно-дорожном комплексе. М.: МАДИ (ТУ), 1997. 86 с.
29. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
30. Файзрахманов Р.А., Мовчан В.П. Моделирование состояния транспортного потока - как объекта управления // Стратегия развития регионов: теория и практика, материалы международной науч. практ. конф-и, ч. 2. Пермь: Высшая школа экономики, 1998.
31. New release: PTV VISUM 14 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vision-traffic.ptvgroup.com/en-us/products/ptv-visum.
32. Safety network screening for municipalities with incomplete traffic volume data. Peter Y. Park, Rajib Sahaji // Accident Analysis and Prevention 50 (2013) p. 1062– 1072
 



© 
Ю.И. Володина, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP

 Rambler's Top100 @Mail.ru