levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

А.В. Платонова,  (К.н. по социальным коммуникациям; ФГАОУ ВО Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского, Таврическая академия, Республика Крым)

Серия «Гуманитарные науки» # ЯНВАРЬ 2018
Средства массовой информации
Проблема влияния СМИ на массовое сознание общества занимало умы различных исследователей еще с давних времен. С появлением радио, телевидения и Интернета, мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.
В данной статье освещены основные аспекты и способы формиро-вания общественного мнения инструментами СМИ.

Ключевые слова: Средства массовой информации, общественное сознание, средства манипуляции, политические события, информационная среда.

 

Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных средств массовой информации (СМИ). Это тот модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни современного общества.

СМИ стали транслятором всей информационной среды общества, а также важнейшим и одним из главных политических инструментов любого государства[1].

Основные функции общественного мнения: информационная и регулятивная. Наряду с ними реализуются дополнительные функции, а именно: контрольная, консультативная, директивная, оценочная.

Основными направлениями исследований по изучению общественного мнения являются:

  • политика (избирательные кампании, отношение к властным структурам, приемлемость политических решений);
  • социальная сфера;
  • бизнес (потребительский рынок, рекламный рынок).

Субъект общественного мнения можно выделить как: различные общности, в рамках которых формируется и выражается общенародное мнение. Объектом общественного мнения являются событие, явление, процесс, социальный факт то, по поводу чего складывается общественное мнение. Можно выделить следующие этапы формирования общественного мнения:

  • получение и оценка информации;
  • формирование общественного мнения путем обмена индивидуально-групповыми точками зрения
  • выражение в вербальной форме
  • выражение в поведенческой форме.

Основными аспектами влияния СМИ на общественное сознание является воздействие на все половозрастные группы населения, изменение сознания, по средством повторения определенной информации, уменьшение личного пространства человека, в котором он мог бы находиться без воздействия рекламы либо иной информации целевого назначения.

Реклама в СМИ, в немалой степени, формирует мировоззрение современного человека, обращаясь при этом к эмоциональной сфере, а не к сознанию зрителя. Именно реклама навязывает деструктивные стереотипы поведения, не свойственные традиционной культуре. Основная роль при этом принадлежит телевидению и интернету.

Общественное мнение, часто подвергается негативному воздействию со стороны средств массовой информации. Однако то же самое общественное мнение может взять на себя функции контроля и защитить общество от потоков негатива[2]. В РФ в 2000 г. была создана общественная организация «Родительский комитет», которая проводит анализ кино-, теле, аудио-видео, печатной и рекламной продукции, способной причинить вред нравственному, психическому, духовному и психическому развитию детей и подростков по следующим категориям:

  • демонстрация и пропаганда насилия;
  • демонстрация и пропаганда жестокости;
  • эротический и порнографический характер информации;
  • пропаганда асоциального и антисоциального поведения;
  • пропаганда потенциально опасных видов деятельности;
  • демонстрация и пропаганда оккультно-мистических практик и ритуалов;
  • пропаганда деструктивных религиозных идей и учений, использования деструктивных психотехник;
  • демонстрация и пропаганда разрушения семейных ценностей.

Широчайшее распространение СМИ обусловило появление и широкое распространение так называемого «одномерного сознания». Как справедливо отмечает О. И. Маховская в своей книге «Телемания: болезнь или страсть?»[5]: какие бы ни были «стереотипы, предлагаемые СМИ – позитивные или негативные – их вмешательство в наше сознание стирает индивидуальность. Это программирует нас на одинаковость, универсальность».[5]

Понятие и сам термин «одномерного сознания» возникли по аналогии с названием известной вышедшей в 1964 г. книги немецкого социолога Г. Маркузе «Одномерный человек»[4], где были показаны возможности и последствия манипулирования массовым сознанием с помощью  современных СМИ. Данный научный труд стал продолжением «Критической теории общества»[3], разрабатывавшейся Франкфуртской социологической школой, к числу представителей которой принадлежал и сам Маркузе. Впервые книга вышла в 1964 году в США и в 1967 году была издана также в ФРГ.

Отметим, что манипуляция общественным мнением предусматривает следующее:

  • Внушение.
  • Перенос в общую систему частного случая.
  • Оперирование слухами, домыслами, непроверенной информацией.
  • Использование метода, носящего название «нужны трупы». Это эмоциональное зомбирование с применением темы секса, насилия, убийства и т.п.
  • Манипуляция общественным мнением предусматривает выбор меньшего из двух зол.
  • Замалчивание одной информации и пропаганда другой.
  • Фрагментация – разделение информации на отдельные части.
  • Метод «Геббельса», при котором ложь выдают за правду, постоянно ее повторяя.
  • Мистификация.
  • Астротурфинг. Искусственное управление общественным мнением с помощью специально нанятых людей.

Естественно, что простой человек  не в состоянии самостоятельно выявить ложь и оценить имеющуюся информацию на достоверность. Поэтому очень часто имеет место тот факт, что общество с большой степенью доверия относится к той информации, которая исходит из внешних источников (газет, радио, телевидения, интернета и т.д.).  Причем СМИ влияют на среднего обывателя настолько сильно, что могут оказывать существенное влияние на формирование его мировоззрения и взглядов на происходящее вокруг него.

Методика процесса манипуляции несет в себе использование большого количества определенных методов для воздействия на разум людей. С помощью информации, происходит манипулирование сознанием. У СМИ достаточно возможностей для манипуляций: они преднамеренно искажают реальную информацию, недоговаривая об одних фактах и выдавая другие и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создаваемая средствами массовой информации «информационная реальность», может подменять фактическую  реальность мира и является основным политическим манипулятором.

Современные реалии таковы, что СМИ различных стран совершенно по-разному освещают одни и те же события (как политические, так и иные). Причем заголовки и содержание статей и иных информационных материалов могут иметь огромные различия.

Не смотря на то, что СМИ должны действовать независимо от какого либо политического влияния со стороны государства, что, в принципе, является основой гражданского общества, в реальности это не всегда соблюдается.

В итоге можно сказать, что СМИ действительно 4 власть, которая играет немаловажную роль в жизни человечества. Что бы получить более-менее достоверную информацию, надо рассмотреть её с разных сторон, и в интерпретации различных источников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 991-993. - URL https://moluch.ru/archive/92/20451/
2. Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
3. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, Астрель, 2011. - 384 с. (переиздание на русском языке)
4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «Refl-book», 1994. - 368 с.
5. Маховская О. И.. Телемания: болезнь или страсть. М. Вильямс, 2007
6. Плющ, А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат // Социологические исследова-ния. – 2010. – № 1. – С. 77-86.


©  А.В. Платонова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru