VIP Studio ИНФО Гендерный стереотип мужчина в языковом сознании русских и китайских студентов (по материалам пилотного эксперимента)
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Ван Минь,  (Аспирант, Пермский государственный национальный исследовательский университет)

Серия «Гуманитарные науки» # 03/2 2018
Гендер
Гендерный стереотип является междисциплинарным предметом исследования социологии, психологии, лингвистики и антропологии. В данной статье он рассмотрен в социо-психолингвистическом аспекте с применением методики лингвистического эксперимента. На основе результатов эксперимента дано описание гендерного стереотипа мужчина (автостереотипа и гетеростереотипа) в языковом сознании русских и китайских студентов.

Ключевые слова: Гендер, стереотип, мужчина, сознание, русские, китайцы.

 

Гендерный стереотип – один из социальных стереотипов, имеющий тесную связь с социальной ролью мужчины и женщины. Он отражает образы и поведения разных полов, которые формируются и хранятся в обыденном сознании людей. С ростом внимания к проблемам антропологии язык стал в большей мере рассматриваться как средство понимания определенных типов культуры. В данной статье исследуется гендерный стереотип мужчина в языковом сознании русских и китайских студентов в социо-психолингвистическом аспекте с помощью лингвистического эксперимента. Т. И. Ерофеева и Е. В. Ерофеева предлагают различать частные и сводные модели социолектов: частные модели социолектов применяются при исследовании вариации лингвистических признаков по одному из факторов, сводная модель строится на основе ряда факторов [4, 5]. В статье гендерный стереотип мужчина в языковом сознании изучен в двух аспектах: гендер (юноши и девушки) и этнос (китайцы и русские).

Американский философ Дж. Мид выдвинул концепцию символического взаимодействия. Он различает две составляющие личности: Me и I (условный перевод – «внешнее» Я и «внутреннее» Я): Me представляет собой позицию обобщенного другого лица. По мнению Дж. Мида, чем больше способность человека рассматривать свое поведение с точки зрения других людей, тем эффективнее оказывается социальное взаимодействие, поэтому составляющую Me он называет адаптирующим компонентом личности; составляющая I имеет характер импульсивный, творческий и проявляется в отношении к другим личностям [8, с. 73]. Мы считаем, что концепция Дж. Мида совпадает с мнением А. В. Кирилиной, которая считает, что можно «рассматривать гендерные стереотипы с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании, с другой» [6, с. 74]. В данной статье на экспериментальном материале анализируется гендерный стереотип через самосознание мужчин (автостереотип) и мнение женщин о них (гетеростереотип) (см. эксперимент изучения гендерного стереотипа женщина [2]).

Эксперимент проведён среди студентов в вузах двух районов – Пермского края (Россия) и провинции Шандунь (Китай). Эти два района находятся на среднем уровне развития. Считается, что в таких районах фиксируется средний уровень знания человека. Информантами являются студенты и магистранты в возрасте 21–25 лет. По мнению Д. Бромлей, этот возраст считается первой стадией цикла взрослости – ранней взрослостью (21–25 лет) [10]. В этом возрасте у молодого человека формируются самосознание и собственное мировоззрение; он стремится заново и критически осмыслить себя и окружающих. Психологи считают, что это возраст активного общения: «У молодых людей большой круг знакомств, множество различных интересов, увлечений. В это время формируется и закрепляется стиль общения» [7, с. 15]. К этому возрасту молодой человек уже сформировался как языковая личность со своим мнением и гендерными представлениями [2, с. 7].

Эксперимент состоит из двух частей, в каждой из них информантам задавались вопросы. В первой части информанты ответили на вопрос: «Мужчина – это?». Реакции информантов на стимул показаны в табл. 1.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агибалов А.К. Вероятностная организация внутреннего лексикона человека. Автореферат дисс. ... канд. филологических наук. СПБ., 1995. 18 с.
2. Ван М. Стереотип женщина в языковом сознании русских и китайских студентов (по материалам пилотного эксперимента) // Вестник Пермского университета. 2017. Серия: Российская и зарубежная филология. Вып. 2. С. 5–12.
3. Васнева О.И. Гендерные стереотипы в языковом сознании русских и татар // Проблемы социо- и психолингвистики. 2012. Вып. 16. С. 144–154.
4. Ерофеева Е.В. Вероятностная структура идиомов: социо-лингвистический аспект. Пермь: Пермский государственный университет, 2005. 320 с.
5. Ерофеева Т.И. Социолект: стратификационное исследование. Пермь: Пермский государственный университет, 2009. 240 с.
6. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 155 с.
7. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, 1981. 82 с.
8. Салмина Л.М. Социальные роли и стереотипы // Проблемы социо- и психолингвистики. 2003. Вып. 2. С. 73–78.
9. Сун Ю., Ли В. Спасите мальчиков. Пекин: Издательство «Писатель», 2010. 211 c. (на кит. языке).
10. Bromley D.В. The Psychology of Human Ageing. Harmondsworth (Mddx.): Penguin Books, 1966. 366 p.


©  Ван Минь, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru