VIP Studio ИНФО Диагностика обучающихся по ведущим каналам восприятия информации в адаптивно-развивающей методике обучения иностранным языкам
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.И. Носова,  (Учитель, МБОУ лицей №103 им. С. Козлова)

Серия «Гуманитарные науки» # 03/2 2018
Методика обучения
В данной статье представлен краткий анализ существующих методик обучения иностранному языку, созданных на основе учета ведущего канала восприятия информации. Представлена сущность разработанной нами адаптивно-развивающей методики обучения иностранным языкам. Подробно рассмотрен вопрос диагностики и дана схема этапа диагностики обучающихся по модальностям в реализации адаптивно-развивающей методики обучения иностранным языкам. Также предложены задания для стартового контроля и определения ведущего канала восприятия обучающихся.

Ключевые слова: Методика обучения, канал восприятия, модальность, адаптивно-развивающая методика, диагностика.

 

Cоциально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлеченных в межкультурные контакты с представителями других стран и культур. В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской школьной системы образования. В результате этого процесса меняются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. Учебный предмет «Иностранный язык» играет одну из ведущих ролей в расширении образовательного кругозора обучающихся, благодаря междисциплинарному предметному содержанию и интегративности цели обучения иностранному языку.

Обучение иностранным языкам осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами: Закон РФ «Об образовании»; Примерные программы по иностранным языкам; Образовательная программа общеобразовательного учреждения.

Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иноязычный мир и иную культуру. "Основная задача преподавания иностранных языков в России в настоящее время – это обучение языку как реальному и полноценному средству общения" [1; 18].

Успешное овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которые применяет преподаватель. Появление в мировой теории и практике обучения иностранных языков многочисленных методов и методик приводит к необходимости их разграничения по наиболее важным компонентам, признакам и основным способам, которые в них испольуются:

  • по используемому языку пояснений (родной, иностранный, смешанный);
  • по способу подачи материала (натуральный (М. Берлин, М. Вальтер, Ф. Гуэн), прямой (О. Есперсен, П. Пасси, Г. Суит, В. Фиестер, Д. Шестаков), переводной (В. Гумбольдт, П. Глейзер, Г. Лангеншейд, Э. Петцольд, Ш. Туссен);
  • по степени активности преподавателя (активная, пассивная, смешанная) (Ф. Аронштейн, К.А. Ганшина, И.А. Грузинская, А.А. Любарская, Э. Отто);
  • по основным каналам воздействия информации на обучающегося (вербальный, аудиальный, визуальный, киннестетический, двухканальный, поликанальный, учитывающий индивидуальные особенности, личностный подход) (А.Г. Асмолов, Л. Блумфилд, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р. Губерина, Ж. Гугенгейм, А.С. Запесоцкий, Е.И. Исаев, В.С. Мерлин, Р. Мишеа, И.П. Павлов, П. Риван, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков);
  • по доминирующему полушарию головного мозга обучающегося (логическое, интуитивное) (В.Н. Данюков, Т.В. Дубовицкая, И.П. Павлов, Л.В. Яссман);
  • по способу концентрации обучающегося на изучаемом учебном материале (интеллектуальные, эмоциональные, подсознательные, коммуникативные, деятельностные, коммуникативно-деятельностные, переключательные, перегрузочные, использующие специальные воздействия,  использующие непроизвольное внимание) (В.Д. Аракин, И.М. Берман, П.П. Блонский, Л.С. Выгоцкий, А. Дистервег, А.В. Монигетти, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, С.А. Рубинштейн, С.К. Фоломкина, З.М. Цветкова, В.С. Цетлин, Л.В. Щерба);
  • по количеству участников взаимодействия в процессе обучения (индивидуальные, парные, групповые) (В.В. Архипова, А.С. Границкая, Г.О. Громыко, В.К. Дьяченко, В.Б. Лебединцев, И.Г. Литвинская, М.А. Мкртчян, В.В. Минеев, Е. Паркхарст, В.Д. Шадрикова, И. Унт);
  • по преимущественным видам языковой деятельности и порядку их освоения обучающимися (аудирование, говорение, чтение, письмо) (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А. Потебня, А.Н. Соколов, Э. Фридрих);
  • по интенсивности обучения (низкоинтенсивные, обычные, форсированные, интенсивные, полное погружение) (М. Берлиц, Р.М. Грановская, Г.А. Китайгородская, Г.К. Лозанов, И.Ю. Шехтер.

Учитывая личностную ориентацию современного образования, важность учета личностных особенностей для повышения эффективности учебного процесса, изучив и проанализировав существующие методики обучения иностранным языкам, созданные на основе учета ведущего канала восприятия информации (вербальный, аудиальный, визуальный, кинестетический, двухканальный, поликанальный, учитывающий индивидуальные особенности, личностный подход) (Л. Блумфилд, Л.И. Божович,  Л.С. Выготский, Р. Губерина, Ж. Гугенгейм, А.С. Запесоцкий, Е.И. Исаев, В.С. Мерлин, Р. Мишеа, Д. Никуличева, И.П. Павлов, П. Риван, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков),  мы пришли к созданию собственной адаптивно-развивающей методики обучения иностранным языкам, основанной на использовании ведущего канала восприятия информации. Сущность предлагаемой нами методики заключается в использовании ведущего канала восприятия информации обучающимся и одновременном развитии у него каналов восприятия, являющихся второстепенными. Таким образом происходит фактически развитие и совершенствование учебно-познавательной компетентности обучающихся. Адаптивность методики реализуется в ее ориентированности на повышение объема воспринимаемой информации и сокращение времени, затрачиваемого на его восприятие. Развивающий характер методики проявляется в том, что она запускает психо-физиологические механизмы совершенствования процесса восприятия информации. Таким образом, мы осуществляем обучение иностранным языкам и совершенствуем умения и навыки восприятия, что, естественно, позволяет совершенствовать познавательные умения и навыки и не только в изучении иностранных языков.

В настоящей статье нами будет рассмотрен вопрос диагностики обучающихся по ведущим модальностям восприятия информации (аудиальная, визуальная, кинестетическая).

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аврамов Г.Г. Учебное пособие по курсу "Введение в теорию межкультурной коммуникации" для самостоятельной работы студентов 3 курса факультета иностранных языков при подготовке к семинарским занятиям / Г.Г. Аврамов. - Ростов н/Д: РГПУ, 2005. - 103 с.
2. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 7, student’sbook (Английский в фокусе. 7 класс). – М.: ExpressPublishing, изд-во «Просвещение», 2012. С. 104.
3. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 7, workbook (Английский в фокусе. 7 класс), 5-е издание. – М.: ExpressPublishing, изд-во «Просвещение», 2012. С. 72.
4. Писаренко В.И., Носова О.И. Адаптивно-развивающая методика обучения иностранным языкам / В.И. Писаренко, О.И. Носова // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2017. - №2 (30). - С. 1-12.
5. Писаренко В.И., Носова О.И. Система обучения иностранным языкам в техническом вузе: сборник научных трудов / В.И. Писаренко, О.И. Носова. - выпуск 1 / отв. ред. И.В. Воробьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - 242 с.


©  О.И. Носова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru