VIP Studio ИНФО Вопросы преподавания инженерно-графических дисциплин слушателям отделений довузовской подготовки
levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

О.В. Крылова,  (Cт. преподаватель, ФГБОУ ВО “Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет” (НИУ МГСУ))

Серия «Гуманитарные науки» # 03/2 2018
Довузовская подготовка
В статье подняты вопросы преподавания графических дисциплин слушателям подготовительных курсов высших инженерных учебных заведений; автором статьи обобщен многолетний опыт преподавания черчения слушателям подготовительных курсов НИУ МГСУ. Система высшего образования в РФ проходит переходный период, связанный с внедрением европейских стандартов высшего образования, это приводит к похожим процессам в системе среднего и профессионального образования, что характеризуется несовершенством и незавершенностью методических материалов, используемых при обучении в школе. Недостаток знаний, полученных в школе, приходится компенсировать учебой на специализированных подготовительных курсах, в процессе чего, проявляются психологические и педагогические проблемы, связанные с недостаточным уровнем подготовки поступающих. Во второй части статьи приведены основные педагогические приемы, необходимые при проведении занятий по черчению для слушателей подготовительных курсов.

Ключевые слова: Довузовская подготовка, подготовительные курсы, инженерно-графические дисциплины, черчение, учащиеся старших классов, методика преподавания графических дисциплин.

 

Важная роль в определении социального статуса личности принадлежит образованию. Овладев знаниями и получив высокую квалификацию, гораздо легче определиться со своим местом в обществе, сделать карьеру. Профессиональное образование играет важную роль в дифференциации членов общества. Качество полученного образования дает возможность для успешного продвижения по карьерной лестнице, высокооплачиваемую работу. Очевидно, что в обществе существует связь с уровнем образования и размером заработной платы. В настоящее время идет перенасыщение рынка труда такими специалистами как юристы и экономисты, и соответственно возникает спрос на инженерные специальности. Следует отметить, что диплом не гарантирует качества образования, а знания, полученные в высшем учебном заведении, не соответствуют современным требованиям.

Система образования в нашей стране стремится к европейскому образцу. Реформы, проводимые в области высшего профессионального образования, призваны приблизить систему высшего профессионального образования в РФ к основным статьям болонской конвенции. В соответствии с этим процессом, программы профессионального образования унифицируются таким образом, чтобы учебные программы бакалавриата средних технических учебных заведений (техникумов) и программы первой ступени высшего образования (прикладной бакалавриат) были в значительной степени тождественными, что должно способствовать преемственности образовательных программ [1].

Модернизация высшего профессионального образования ввела двухуровневую систему: бакалавриат (3 – 4 года) и магистратура – 2 года. Эта система приближает российскую систему образования к европейской, что решает ряд практических проблем:

  • разделяет учёных и производственников;
  • позволяет специалистам с высшим образованием переквалифицироваться в соответствии с различными профилями.

Перечень специальностей предполагает деление направлений подготовки в бакалавриате на академическое направление и прикладное направление. Основные отличия программ подготовки в прикладном и академическом бакалавриатах связаны с ориентацией прикладного бакалавриата на работодателя, то есть выпускник сразу после окончания учебного заведения может выйти на рынок труда.

Правительство Российской Федерации, видит в системе образования способ укрепления государственной мощи, что предъявляет к системе высшего образования требование поставлять государству больше специалистов с высшим инженерным образованием для различных отраслей народного хозяйства. В современном обществе конкурентоспособность и национальная безопасность определяются не объемом физических ресурсов, а зависит от того насколько общество может создать и эффективно использовать интеллектуальный фактор[3].

Очевидно, что ВУЗы пытаются приспосабливаться к стремительно изменяющейся ситуации в системе образования, где главной идеей управления образования в современном мире является стремление к повышению качества и конкурентоспособности, что в свою очередь, ставит перед школой наиболее важные и ответственные задачи: разработка и внедрение современных способов совершенствования учебного процесса, новых приемов и методов обучения. Однако в погоне за далеко ушедшей наукой и университетским образованием средняя школа – прежде всего в лице соответствующего министерства – предпринимает одну попытку за другой, перекраивая программу, внедряя новые стандарты, ужесточая требования к педагогам, подвергая школу бесчисленным экспериментам и инновациям, не всегда продуманным и обоснованным[2].

Министерство образования продолжает издавать инструкции и методические указания к ведению занятий, которые не всегда устраивают учителей и вызывают много нареканий, так как они отличаются не только содержанием, но и качеством. Родители испытывают трудности с верным восприятием общей картины: как и чему учат в школе детей. Появилось масса программ и учебников, отличающихся содержанием и объемом информации. Из вышесказанного следует, что современная система преподавания в школе формирует неглубокие знания, уровень подготовки в ней постоянно снижается. Учеба в школе – это время приобретения знаний, которые являются фундаментом, базой для продолжения образования в высшей школе. Уровень требований к поступающим на первый курс высшего учебного заведения растет, отсюда появляется необходимость восполнения недостатка знаний с помощью репетиторов, дополнительных и подготовительных курсов. Очевидна обеспокоенность преподавателей ВУЗа, связанная с резким снижением уровня подготовки поступающих в высшие учебные заведения.

По базовым учебным предметам, изучаемым в школе, давно созданы и развиваются научные основы методики обучения, чего нельзя сказать о методике преподавания черчения, поэтому вопрос об общности или единстве методов обучения имеет первостепенное значение. Систематическое изучение в школах такой дисциплины как черчение отсутствует практически полностью. Существует мнение, что при обучении черчению должны применяться особые методы обучения, так как это предмет не похож на другие и имеет свои особенности, свои цели и задачи обучения. В условиях современного развития техники во всех областях человеческой деятельности весьма ощутима нехватка специалистов с инженерным образованием, где общепризнанное значение имеет графическая грамотность. Деятельность инженера, архитектора, зодчего невозможно представить без работы с чертежами. В России сильны давние традиции творческого воспитания специалистов – строителей, инженеров и архитекторов, развитие, которого в современном ВУЗе начинается с изучения курса начертательной геометрии и графики. Уже со второй половины XVIII века начинает складываться архитектурная школа, в которой во главу угла при воспитании будущих специалистов ставилось развитие творческого мышления [6]. Условиями успешного овладения техническими знаниями являются умение читать чертежи и знание правил оформления чертежей. Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство. Овладение методами и средствами автоматизации проектных работ (графическими средствами построения инженерной графики) невозможно без подробного и тщательного овладения навыками чтения и построения чертежей, знания государственных стандартов, умения визуализировать найденное техническое решение и т.д [5].

Черчение является таким важным предметом, при изучении которого школьники знакомятся с широким кругом технических понятий. По статистике порядка 70% школьников в одиннадцатом классе определились в своих намерениях пойти в ВУЗ, остальные не сделали свои выбор [2]. Возможно это связано и с тем, что они сомневаются в своих возможностях или просто учеба не вызывает интереса.

К сожалению, из педагогического опыта автора статьи следует вывод, что современные школьники слабо мотивированы в отношении выбора будущей профессии и слабо представляют себе возможные пути построения карьеры в будущем, довольно часто ориентируются или на мнение родителей в выборе будущей профессии, или руководствуются чисто бытовым, житейским подходом, например близостью места учебы к месту проживания.

Логично предположить, что большинство слушателей курсов не определились с выбором, хотя есть несколько человек, которые точно знают чего хотят. Известно, что интерес к изучению дисциплины – это результат предшествующего обучения. Слушатели курсов (их единицы), которые изучали черчение в школе, скорее всего успешно, стремятся узнать как можно больше и занимаются с удовольствием. Из бесед с остальными слушателями, показывающими меньшие успехи или вообще не интересующихся предметом курса, выясняется, что они не любят геометрию и, вообще без особого желания учатся в школе. Незнание основ школьного курса геометрии значительно усложняет усвоение дисциплины; слушатели, которые вследствие низкого уровня подготовки не поняли материал теряют интерес к предмету, скучают на занятиях, у них пропадает желание учится. На подготовительные курсы по черчению приходят учиться школьники десятых – одиннадцатых классов, причем учащиеся десятых классов усваивают предмет медленнее, испытывают психологический дискомфорт от неудач в освоении курса. Скорость, с которой учащиеся усваивают материал, различна, однако это не говорит о глубине понимания предмета, обучающиеся никак не проявляющие себя в начале прохождения курса достигают значительных успехов в освоении курса, что достигается большими стараниями и продуманным, взвешенным отношением к предмету.

Учащихся условно можно разделить на три группы:

    Первая группа. Обучаются с желанием, проявляют интерес к занятиям, изучение дисциплины не вызывает больших затруднений.

    Вторая группа. Изучают дисциплину, которая для них трудна, но много и тщательно занимаются, понимая, что это необходимо для успешно обучения в ВУЗ-е.

    Третья группа. Относятся к учебе безразлично, она им в тягость, некоторые отказываются выполнять домашние задания, а просто присутствуют на занятиях, никаким образом не проявляя заинтересованности в успешном прохождении курса.

Занятия для учащихся старших классов, обучающихся на подготовительных курсах по черчению проводятся в течении осеннего и весеннего семестров, при этом количество обучающихся на курсах в весеннем семестре значительно меньше, так как они готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе.

Ниже приводятся данные статистики освоения слушателями программы курса с 2012 по 2017 год.

Прослеживается явное снижение уровня качества выполнения программы выраженное в том, что слушатели перестают посещать занятия и отказываются выполнять задания, составляющие практическую часть программы курса.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум / Л.П., Крившенко, Л.В. Юркина – М.: Проспект, 2017. – 240 с.
2. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко – М.: Проспект, 2017. – 400 с.
3. Митин А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие / А.Н. Митин – М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2017. – 192 с.
4. Ботвинников А.Д. Основы методики обучения черчению / А.Д. Ботвинников, С.Г. Филиппова, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Кабанова – Меллер, А.Г. Сухарев, Я.В. Владимиров, Л.М. Эйдельс – М.: «Просвещение», 1966 – 510 с.
5. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов – М.: ИНФРА-М, 2017. – 425 с.
6. Гусакова И.М. О ремесле и творчестве в истории российской школы декоративно-прикладного искусства/ И.М. Гусакова – Право и практика. 2016. № 1. С. 170-176.


©  О.В. Крылова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� �������@Mail.ru