levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

С.В. Шустова,  (Д.филол.н., профессор, Пермский государственный национальный исследовательский университет)

А.Ф. Корлякова,  (К.филол.н., доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Каузативный глагол
В статье рассматривается функциональный потенциал каузативного глагола «раздражать» в русском языке. В фокусе внимания автора находится реализация этим глаголом эмотивной функции, рассматриваемой как специфическая форма эмоциональной коммуникации. Глагол «раздражать» каузирует отрицательное эмоциональное состояние у объекта каузации, при этом интерес представляют средства актуализации инструментального значения, степень интенсивности воздействия, а также реализация данным глаголом перцептивной модификации. Актуальность вопроса обусловлена недостаточной разработкой проблем соотношения каузативности и эмотивности. Объектом исследования является специфика функционирования каузативного глагола «раздражать» в русском языке. Предметом анализа выступает функциональный потенциал данного глагола в аспекте реализации инструментального значения в каузативной ситуации. Материалом исследования послужили данные ряда словарей и корпусов. В качестве методов применяется гипотетико-дедуктивный метод, контекстуальный анализ.

Ключевые слова: Каузативный глагол, эмотивная функция, эмоциональная модификация, каузация, отрицательное эмоциональное состояние, перцептивная модификация, инструментальное значение.

 

Эмотивная функция языка заключается в реализации специфической формы эмоциональной коммуникации. Реальность сложна, она невозможна без эмоций. «Языковые эмотивно окрашенные единицы являются результатом взаимодействия языка и реальности <…> язык является средством накопления социального опыта, а эмоции представляют собой часть этого опыта. Любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный, закрепляется в языковых единицах, и при их использовании в речи человек кодировано выражает и воспринимает эмоции» [10, c. 51].

Каузация отрицательного эмоционального состояния может быть представлена на примере функционирования каузатива «раздражить» / «раздражать». Каузативный глагол «раздражать» относится нами к эмотивам, поскольку фиксирует в своем семантическом потенциале маркированную эмотивность. Сравним, например, отсутствие маркированной эмотивности в функционально-грамматических каузативах требовать, побуждать, заставлять, просить, предлагать, советовать и многих др. Относительно таких каузативов можно говорить об их эмотивном потенциале, так как они могут реализовать эмотивное значение лишь в рамках контекста. Заслуживающим внимания в этой связи представляет мнение А.В. Бондарко о назначении языкового средства, а именно, «если то или иное языковое средство имеет определенное назначение, служит некоторой цели, то эта целевая потенция детерминирует (каузирует) определенное поведение данного элемента языковой системы, его взаимодействие с другими элементами при реализации функции в речи <…>, функции того или иного элемента языковой системы – это его назначение, обусловливающее определенные типы его употребления в речи» [2, c. 80].

Каузатив «раздражить» / «раздражать» реализует эмотивную функцию в значении «причинять неприятности, огорчения» [11]; «рассердить, раздосадовать»; «воздействовать (на организм чем-нибудь неблагоприятным, вредным; вызывать боль, растревожить» [6]; употребляется преимущественно в несовершенном виде: вызывать (вызвать) у кого-л. досаду, недовольство кем-л.; синонимы коробить (разг.), нервировать, сердить [8, с. 539]. Как видно из представленной дефиниции каузатив раздражить / раздражать представляет не только перцептивную модификацию объекта каузации, но и эмоциональную модификацию.

Каузатив раздражать формирует когнитивный сценарий перцептивной и эмоциональной модификации объекта каузации. Когнитивный сценарий, вслед за А.М. Плотниковой, рассматривается как абстрактная ментальная структура, представляющая собой интерпретацию говорящим ситуации внеязыковой действительности как повторяющегося динамического процесса, состоящего из совокупности эпизодов и предполагающего набор участников с закрепленными социальными ролями [5, с. 66]. Глагол раздражать входит в группу глаголов, демонстрирующих нарушение принципов эмоционального самоконтроля наряду с глаголами безумствовать, бешенствовать, буйствовать, буянить, взбеситься, взбрыкнуть, взбрыкнуться, горячиться, дебоширить, капризничать, кипятить, наскандалить, наскандалиться, насумасбродить, насумасбродничать, навторить, неистовствовать, паникерствовать, паниковать, переборщить, подебоширить, покапризничать, поскандалить, привередничать, разбушеваться, разбуянитиься, скандалить, скандаличать, сумасбродничать, сумашествовать, суматошиться [5, с. 221].

Выбор материала исследования обусловлен рекуррентностью данного глагола. Так, например, в Национальном корпусе русского языка (далее НКРЯ) он представлен довольно частотно: раздражало – 786 документов, 1 096 вхождений; раздражать – 721 документ, 957 вхождений; раздражал – 451 документ, 564 вхождений; раздражали – 519 документов, 701 вхождений; раздражаем – 18 документов, 29 вхождений; раздражаешь – 17 документов, 17 вхождений; будет раздражать – 17 документов, 17 вхождений; буду раздражать – 3 документа, 7 вхождений; будешь раздражать – 1 документ, 1 вхождение и т.д. [4]. Каузатив раздражать имеет комплексную пропозитивную структуру, широкий прагматический потенциал, что позволяет квалифицировать его как единицу, актуализирующую интерпретацию эмоционального состояния, оценку этого состояния, факт воздействия и взаимодействия. Прагматический потенциал данного глагола включает не только его речеактовые, но и дискурсивные потенции и реализации. В частности, имеется в виду отображение в когнитивном сценарии нарушение выше упомянутого принципа эмоционального самоконтроля. Эмоциональный самоконтроль представляет собой одну из технологий эмоционального поведения и общения.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. 6-е изд-е, перераб., дополн. М.: Русский язык, 1988. 495 с.
2. Бондарко А.В. Теоретические проблемы русской грамматики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 208 с.
3. Корпус Лейпцигского университета. URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения: январь 2018).
4. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: январь 2018, 21.02.2018).
5. Плотникова А.М. Многозначность русского глагола: когнитивное моделирование (на материале глаголов социальных действий и отношений). Екатеринбург: Изд-во «Уральский университет», 2006. 226 с.
6. Современный толковый словарь русского языка. URL: http:/tolkru.com (дата обращения: 14.02.2018).
7. Словарь сочетаемости слов русского языка. / Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; П.Н. Денисов, Н.К. Зеленова, Е.М. Кочнева и др.; Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. 3-е изд. исправл. М.: Астрель; АСТ, 2002. 816 с.
8. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 704 с.
9. Философский словарь. URL: http//gufo.me (дата обращения: февраль 2018).
10. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. 4 изд-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 208 с.
11. Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams (дата обращения: январь-февраль 2018).


©  С.В. Шустова, А.Ф. Корлякова, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru