levitra bitcoin

+7(495) 123-XXXX  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
 

Е.А. Шимко,  (К.филол.н., доцент, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Этнолингвистика
Статья посвящена изучению национально-культурного своеобразия паремиологических единиц с ключевыми лексемами «der Schwiegersohn» и «зять» в сравнительном этнолингвистическом аспекте. Исследование проводится на материале немецкого и русского языков. В работе применяется метод культурного контраста, позволяющий выявить специфику, универсальность паремий и описать их роль с точки зрения того, как они отражают особенности менталитета сопоставляемых языковых сообществ.

Ключевые слова: Этнолингвистика, паремиологические единицы, немецкий и русский языки, сопоставительный анализ, культурный контраст, ключевые лексемы «der Schwiegersohn» и «зять», национально-культурное своеобразие, культурноспецифичность и универсальность.

 

Современный этап развития научной мысли характеризуется важнейшим методологическим сдвигом в сторону гуманитарного знания. Для лингвистики этот методологический поворот означает возрастание интереса к языку как феномену духовной культуры. Расширение исследовательского пространства осуществляется за счет привлечения текстов народной культуры, исторических текстов, описаний магических и ритуальных действий, которые начинают рассматриваться как культурные знаки, с которыми соотносятся знаки языка [1; 4; 7; 8; 9; 10; 6; 14; 17]. Эти и другие работы ведутся в русле этнолингвистики, соединившей в один источник для изучения духовной культуры народа знаки языка (в том числе и фразеологию), факты этнографии и тексты фольклора.

В настоящее время общепринятым является положение о том, что фразеология тесно связана с историей, культурой и бытом народа. В ней воплощены его дух, психология и способ мышления.  Наиболее ярким лингвистическим материалом, выражающим ментальные воззрения нации, мораль, нравственные устои и критерии народа, его ум и мудрость, на наш взгляд, являются паремиологические единицы. Поскольку в них сохранились до наших дней и красота любви; брака, родства.  Как отмечал М.А. Шолохов: «Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах» [13, т. 8, с. 241]. Это позволяет рассмотреть паремиологические единицы как важнейшие элементы, составляющие языковую картину мира.

Задача исследования состоит в рассмотрении национально-культурного своеобразия паремиологических единиц немецкого и русского языков, представленных ключевыми лексемами «der Schwiegersohn» и «зять» в сравнительном этнолингвистическом аспекте. Для решения данного вопроса используется метод культурного контраста, позволяющий определить культурноспецифичное и универсальное в означивании того или иного фрагмента действительности в различных языках.

Проанализируем своеобразие паремий с ключевыми лексемами «der Schwiegersohn» и «зять» в аспекте отражения культурного контраста сопоставляемых картин мира.

Читать полный текст статьи …


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванов, Вяч. В. Проблемы этносемиотики / Вяч. В. Иванов // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – С. 38 – 35.
2. Колесов, В.В., Колесова, Д.В., Харитонов, А.А. Словарь русской ментальности / В.В. Колесов, Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. В 2 т. Т. 1. – С.- Петербург: Златоуст, 2014. – 592 с.; Т. 2. – С.- Петербург: Златоуст, 2014. – 592 с.
3. Маковский, М.М. Этимологический словарь немецкого языка /М.М. Маковский. – М., 2004. – 630 с.
4. Никитина, С.Е. Культурно-языковая картина мира в тезаурусном описании (на материале фольклорных и научных текстов): Дисс. в виде науч. докл. … докт. филол. наук / С.Е. Никитина. – М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. – 54 с.
5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь/ отв. ред. С. М. Толстая. – М., 2011. – 512 с.
6. Терновская, О.А. Ведовство у славян: II. Бзык (мухи в голове) / О.А. Терновская // Славянское и балканское языкознание: Язык в этнокультурном аспекте. – М.: Наука, 1984. – С. 118–130.
7. Толстой, Н.И. Некоторые проблемы и перспективы славянской и общей этнолингвистики / Н.И. Толстой // Известия АН РАН СССР. Серия литературы и языка. – 1982. – № 5. Т. 41. – С. 397–405.
8. Толстой, Н.И. О предмете этнолингвистики, о ее роли в изучении языка и этноса / Н.И. Толстой // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (Язык и этнос). – М.: Наука, 1983. – С. 181–190.
9. Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. – М.: Индрик, 1995. – 512 с.
10. Толстая, С.М. Стереотип в этнолингвистике / С.М. Толстая // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы докладов. – М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1995. – С. 124–127.
11. Ушаков, Д.И. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. В 4т. Т.1. – М.: ТЕРРА, 1996. – 824 с.; Т.2. – М.: ТЕРРА, 1996. – 520 с.; Т.3. – М.: ТЕРРА, 1996. – 712 с.; Т.4. – М.: ТЕРРА, 1996. – 752 с.
12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. В 4т. Т. 1. – М.: Астрель: АСТ, 2004. – 588 с.; Т. 2. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 671 с.; Т.3. – М.: Астрель: АСТ, 2007.– 830 с.; Т.4. – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 860 с.
13. Шолохов, М.А. Очерки, статьи, фельетоны, выступления / М.А. Шолохов. – М.: Правда, 1980. – Т. 8. – 431 с.
14. Bartmiński, Definicja Kognitiwna jako narzedrie opisu konotacji / J. Bartmiński // Konotacja. Pod red. J. Bartmińskiego. – Lublin, 1988. – S. 169– 183.
15. Duden, C. Etymologie: Herkunftswörterbuch der deutschen Sprache / C. Duden. – Manheim, Zürich, 2007. – 960 S.
16. Duden, C. Deutsche Universalwörterbuch / C. Duden. – Manheim, Zürich, 2011. – 2112 S.
17. Kardela, H. Tak zwana gramatyka kognitiwna a problem stereotypz / H. Kardela // Etnolingwistyka. T. 1. – Lublin, 1988. – S. 35– 46.


©  Е.А. Шимко, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

Rambler's Top100 �������@Mail.ru