levitra bitcoin

+7(495) 725-8986  г. Москва

Журналы

  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Серия
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал
  • Журнал

А.С. Шаалы,  (К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»)

Серия «Гуманитарные науки» # МАРТ 2018
Сохранение культурного многообразия и самобытности культур
В данной статье раскрывается содержание и формы уроков нравственности в школах Республики Тыва, содержание модулей учебного курса «Народные традиции», включенных в учебный план, показана значимость формирования этнической, российской гражданской идентичности на основе ценностей своей этнической культуры, приведены формы занятий в 7 классе, определена роль центров народной педагогики, юрты в познании традиционного мировоззрения кочевников.

Ключевые слова: Сохранение культурного многообразия и самобытности культур, взаимообогащение культур, уроки нравственности, учебно-методический комплекс «Улусчу ужурлар» - «Народные традиции», нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.

 

Приоритетной задачей государственной политики в области образования определено духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Именно этот подход является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В связи с этим возникает необходимость осознания и понимания  каждым субъектом учебно-воспитательного процесса ключевой роли  образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность. Сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу.

Исходя из этого, система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным  потребностям  и  устремлениям  в  будущее, может развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры. Оно позволяет человеку глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. Поэтому духовно-нравственное воспитание исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и самобытности культур народов России.  А это возможно только на основе ценностей своей этнической культуры, создающей базис для формирования этнической, российской гражданской идентичности.

Основной формой нравственного воспитания учащихся школ Республики Тыва являются уроки нравственности «Улусчу ужурлар» (досл.: народные традиции) с 1 по 9 классы. Предлагаемый курс апробирован с 1995 по 2006 гг.  в экспериментальном режиме при участии детей и их родителей, педагогических коллективов, ученых-гуманитариев Республики Тыва (Институт развития национальной школы, Национальный музей, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Тувинский государственный университет), также при поддержке Российской академии образования, Новосибирского государственного университета, Калмыцкого государственного университета, Чувашского педагогического университета, Горно-Алтайского университета, Хакасского государственного университета, Ховдского университета Монголии [4-14].

Курс «Народные традиции»  рассчитан на 34 часа в год и состоит из следующих 5 модулей:

  • Модуль 1. «Сайзанак» (досл. детская игрушечная постройка юрты, аала из камней, название детской сюжетно-ролевой игры для дошкольников в семью);
  • Модуль 2. «Улусчу ужурлар» (Народные этические традиции) для учащихся 1-6 классов;
  • Модуль 3. «Кыстын будужу» («Девичья нравственность»), «Эр чол» (Мужской путь) для учащихся 7 классов;
  • Модуль 4. «Тыва өг-бүлениң үндезин культуразы (Культура традиционной тувинской семьи) для учащихся 8-9 классов;
  • Модуль 5. «Чоннуң дээди сүзүктери» (Базовые этнические ценности) для  учащихся 10-11 классов.

Все модули согласованы между собой по цели и задачам, требованиям к достижениям конечных результатов. В настоящее время учебный курс «Народные традиции» полностью укомплектован и является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Создан учебно-методический комплекс и рекомендован к использованию Министерством образования и науки Республики Тыва, куда входят «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся в образовательных учреждениях Республики Тыва», программа, учебные пособия, видеоприложения.

С 2017-2018 учебного года уроки народоведения включены в учебный план школ республики как обязательный в части, формирующей участниками образовательных отношений.      

Суть нравственного воспитания, заложенная в систему уроков, заключается в следовании нормам социальной группы. «Ужур ындыг» - «Правила такие» говорят тувинцы.  Это должное и недопустимое в поведении. Народом устанавливается то, что можно делать и нельзя: «ажырбас» и «хоржок».  Изучение системы культурных ценностей, которые превратились в реальные ценности жизни людей, определили характер их сознания, поведения, деятельности и образа жизни.

Основными идеями формирования содержания уроков нравственности являются концептуальные этнопедагогические положения, разработанные академиком Г. Н. Волковым. Есть все основания подтвердить жизненность сущностных характеристик этнопедагогической культуры всех народов мира, представленных в научных трудах этнопедагога с мировым именем, Учителя Г.Н.Волкова.

Это и естественность воспитания, как создание условий для свободного развития ребенка, и природосообразность, под которой понимается построение стратегии воспитания согласно закономерностей природных явлений и потребностей самого человека, и преемственность, предполагающая перманентность и непрерывность педагогического процесса в рамках этнической культуры, и иерархизированность воспитательных воздействий, отношений, исходящая из поучительных для подрастающих поколений эпизода и ситуации, и инвентаризуемость, заключающаяся в прослеживании и тщательном отборе ключевых моментов, средств, форм и методов воспитания, и импровизируемость, представляющая быстроту и спонтанность педагоических решений, возможность мгновенного научения, и синкретичность, включающая такие элементы духовной и материальной культуры, которые спсобствуют духовному обогащению новых поколений и соединяют важнейшие достижения человеческой культуры – наука, этика, философия, искусство, и действенность, проявляющаяся в выдвижении идеала совершенного человека, в выборе и отработке средств его достижения, выявляющаяся через связь традиционной культуры с жизнью, с целью духовно-нравственного воспитания детей и молодежи [3, 17-18].

Остановимся вкратце на учебных предметах «Кыстын будужу» - «Девичья нравственность» и «Эр чол» - «Мужской путь» в 7 классе. Они проводятся дифференцированно для мальчиков и для девочек. 

При изучении предмета «Кыстын будужу» - предложены четыре блока тем: «Женщина - начало жизни, надежда и опора семьи»; «Нравственное воспитание»; «Гармония нрава, характера. Нормы, правила поведения девушки, запреты и предписания, относящиеся к девушке»; «Культура речи и речевой этикет».

Основная цель уроков нравственности: формирование девичьей прелести на  прогрессивных традициях, обычаях и этноэтикете с учетом общечеловеческой педагогической культуры; воспитание у девушки привязанности к родным и близким; формирование готовности стать матерью, хранительницей домашнего очага, красоты и гармонии женского начала.

Программа обеспечена творческими заданиями и предусматривает использование различных форм и методов обучения: сочинения по описанию родословной матери (сестры) и бабушки, этические беседы, введение личного дневника, наблюдения за собственным поведением, мимикой, жестами, речью, походкой, личной гигиеной. Особое значение в формировании будущей жены, матери отводится примеру матери, известных женщин республики и другие. Даются образцы устного народного творчества, отрывки из художественных произведений для анализа и размышлений над самосовершенствованием.

Руководствуясь программой по данному предмету, учителя вносят свои изменения, как в содержание, так и в структуру, приобщая девушек к подлинно народным идеям о совершенной женщине.

Так, педагогические коллективы Шамбалыгской, Кызыл-Мажалыкской № 2  школ в духовно-нравственном становлении личности школьника особо обращают внимание на формирование культуры женского и материнского начала в этнопедагогической культуре народа. Работа учителей не ограничивается только формированием уважения к женщине, к матери, к отношению народа к материнству, что, конечно, очень важно и ценно для нравственного совершенствования человека, а больше нацелена на то, чтобы воспитать самоуважение у девушек, осознание чувства своей женской природы, как начала жизни, опоры и надежды семьи, готовящейся стать матерью, способной к заботе, добру и любви к ребенку, создающей домашний уют, согревающей своим теплом всех в семье, мудрой и сдержанной советчице своего мужа.

Параллельно с этим - обращение к роли мужчины в семье: его обязанность обеспечивать семью всем, в чем она нуждается, ответственность за воспитание детей, будущих продолжателей рода, уважительное отношение к жене, дочерям, сестрам. «Трудно регулировать законами даже самыми справедливыми, сферу интимных, межличностных отношений. Есть один спасительный путь – воспитание у мужчин благородства, рыцарства. Это непросто. А пока…»  [2, 272] - так с болью в сердце размышлял  наш Учитель. Мы  сегодня видим насколько актуально обращение внимания на воспитание достоинства мужчины и женщины в контексте особенностей национального характера, который нашел свое отражение в народной педагогике. В ней учителя черпают этнодидактический материал для создания модели совершенной женщины и совершенного мужчины.

Так, в Шамбалыгской школе традиционно стало проведение научно-практической конференции: «Тыва кижи» (дословно «Тувинец» - настоящий тувинец, кто он?), участниками которой являются учителя, учащиеся, родители, республиканская общественность. В рамках этого мероприятия проводится конкурс «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей» (по названию героического сказания о брате Бокту-Кирише и сестре его Бора-Шээлей). Идея жить и бороться за жизнь самого близкого человека легла в основу повествования: простая девушка, чтобы спасти брата, переодевается в его одежды и участвует в многочисленных состязаниях с разными, более сильными противниками. В описаниях боевых походов брата и сестры очень тонко и образно показана мечта простого народа о непобедимости союза мудрости и мужества, воплощенных в образах Бора и Бокту. В них, как и в других сказаниях, выражена система этнопедагогических взглядов народа о прелести девичьей и удали молодецкой. Основываясь на жизнеутверждающую силу данных образов, учителя и учащиеся не зря остановились при выборе названия конкурса именно на  именах героев героического сказания.

В гимназии №9 г. Кызыла, Кызыл-Мажалыкской №2, Шамбалыгской школах действуют кабинеты по народной педагогике, которые становятся центрами возрождения традиционной педагогической культуры, изучения и обобщения опыта учителей школ республики, где собираются образцы устного народного творчества, предметы традиционного быта, музыкального искусства и художественного творчества.

Для успешной работы по нравственному воспитанию учащихся средствами народной этической культуры, в том числе этикета, в этих школах созданы все условия: заинтересованность педагогов к данной работе, поддержка их усилий со стороны родительской общественности, осознанность и системность работы учителей. Обращаясь к образцам народной этической мысли, рассматривают ее как воплощение идеальных, высоконравственных представлений человека о неразрывности связи поколений, о красоте человеческих взаимоотношений.  

Нравственное воспитание, как считают все народы, невозможно вне активной трудовой деятельности. В связи с этим большое значение приобретает возвращение к народным методам хозяйствования: выделки шкуры, приготовления различных продуктов, шитья национальной одежды, охоты и рыболовства, скотоводства.

Кроме национальной традиции обращения к ценностям народа, в школах не забывается и культура взаимоотношений и взаимовлияния культур народов. В школах внимательно изучают содержательное богатство русского народного творчества, традиционных русских народных праздников. Так, в педагогической практике школ №8 города г. Кызыла гармонично вписывается в учебно-воспитательный процесс диалог разных культур, педагогический коллектив ставит перед собой задачу взимообогащения культур народов и взаимопонимания между ними. На уроках по русской литературе, изучая русские народные сказки, проводят параллель с тувинскими сказками. Обстоятельства чудесного рождения героя, его необычайно быстрый рост, неуязвимость и, если все же поражен, чудесное исцеление, длинный, полный всевозможных опасностей путь к невесте, трудность свадебных состязаний - это те из черт, которые можно встретить в устном народном творчестве народов всего мира.

Так, центральный персонаж одной из тувинских сказок золотая птичка-волшебница после многочисленных и все же алчных просьб старика и старухи в наказание возвращает им былую бедность.    Эти и другие диалоги тувинской и русской поэтической культуры успешно реализуются в практике названной школы.

В гимназии № 9 города Кызыла работают учителя шести национальностей, она является учебно-методическим центром по народоведению по результатам завершения инновационного проекта: «Содержание национально-регионального компонента и его развитие в системе дополнительного образования». Директор школы Домур-оол В.О. – народный учитель Республики Тыва совместно с педагогическим коллективом школы и родителями пришли к выводу, что нужно внедрять в жизнь этнопедагогические идеи о духовно-богатой и общественно-активной личности с высокими нравственными качествами, такими, как уважение к старшему поколению, требовательность к себе, к будущему гражданину и к товарищам, ответственное отношение к выполнению нравственных требований, трудовых поручений и заданий. Источниками формирования этих качеств, как известно, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, общение, этикет, быт, традиции и обычаи, народное искусство - словом вся многогранная культура народа, его история.

На базе гимназии №9 г. Кызыла и Аграрного лицея апробирована программа «Нравственность и народный этикет».

Приступая к работе по формированию практической готовности к выполнению этических правил при изучении данного спецкурса, мы выдвинули решение следующих задач:

  • создать условия, чтобы учащиеся овладели умениями соблюдать народные этические нормы и правила почтительности, вежливости, благожелательности, взаимопомощи, благодарности и т.п.;
  • дать возможность самим учащимся осознать нравственную сущность народного этикета.

Школьники были поставлены в ситуацию выявления нравственной сущности народного этикета, которые определяются народными традициями, условиями быта, устным народным творчеством, современной духовно-нравственной культурой, особенностями национального характера, которые находят свое отражение в этноэтикете. Так они выделяют самобытность тувинца, русских, хакасов, грузин, якутов, монголов и других. Здесь важно подметить, что черты характера национальны по своей сути и интернациональны по значению. Опираясь на это положение, мы подводили школьников к мысли, что этноэтикет существенно влияет на активное формирование культуры межнационального общения, уважения к обычаям, обрядам, языку, искусству, истории народов России, других народов мира. Так мы показываем не взаимное исключение одного народа другим, а мирное сосуществование, терпимость, взаимное обогащение, солидарные действия - идею многообразия народной этической культуры. Тогда детям и взрослым создается возможность находить способы выявления собственных ценностей в области межнациональных отношений; определить проблемы, относящиеся к ценнностной сфере, описать поведение, которое оценивается в народе (этноэтикет), выявлять ценностные характеристики своего народа.

Раскрывая содержание нравственного воспитания учащихся, мы считаем целесообразным работу над формированием нравственных понятий, из которых складывается нравственное сознание. Для этого проводим ассоциативный эксперимент со словами: вежливость, почтительность, доброта, терпимость, скромность, бескорыстие. Также обращаемся к мудрости великих мыслителей, педагогов и народной сокровищнице - пословицам и поговоркам.

По высказываниям проводились рассуждения, составлялись тематические колонки пословиц и поговорок: русских, тувинских, чувашских, якутских и других: «Человека по глазам видно» (рус., тув.), «Простота, чистота, правота - как лучшая красота» (рус.), «Доброму человеку весь мир - свой дом» (рус.), «К доброму человеку народ тянется» (тув.), «Доброй голове - добрые мысли» (чув.), «На дружеское слово дружески отвечать надо» (якут.), «Не забудь об износе одежды, не забудь о беде друга» (тув.), «Старый конь борозды не испортит» (рус.), «Хороший конь не собъется с дороги, утка не пролетит мимо озера» (тув.), «Злая мысль на свою голову» (тув. ), «Злость что шило, скупость что путы» (тув.) и другие.

Логическим продолжением работы над содержанием нравственного воспитания является осознание подростками  того, что одно усвоение нравственных понятий не формирует сознания человека, оно включает в себя и активное стремление человека к воплощению нравственных принципов в своем поведении, в данном случае нравственные понятия переходят в нравственные убеждения, которые формируются под влиянием окружающей действительности, устойчивых стереотипов поведения в этнической среде, в процессе общения. Основополагающей базовой единицей содержания нравственного воспитания являются нравственные чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нормы этикета преобразуются в личностную нравственность только благодаря чувственному восприятию ребенком человеческого бытия. В процессе вхождения в мир человеческих отношений, подросток чувствует добро и зло, красоту и безобразие, осмысливает, анализирует, оценивает их и принимает решение следовать высоконравственным принципам в своем поведении.

Однако современная социально-педагогическая ситуация полностью не создает условий для того, чтобы дети «вжились» и переживали многие явления окружающей жизни, сами взрослые не могут стать для них тем любимым авторитетом, которому хотелось бы подражать. Для того, чтобы явление приобрело для ребенка личностный смысл, необходимо создать условия, чтобы ребенок включился в эти явления, пропустил через себя, соединил свои чувства с чувствами тех, кто находится рядом: родителей, бабушки и дедушки, родственников, братьев и сестер, чтобы каждое семейное, родовое дело стало делом и его жизни. Ведь как установлено с древних времен в семье: дети с раннего возраста становятся участниками родовых и семейных трудовых дел, праздников, выполняя самые разные социальные роли, чувствуя свое причастие к общественной жизни, вырабатывают соответстующее поведение.

Чтобы усилить эти чувства, мы предлагали сочинения-воспоминания «Вспоминаю, как моя бабушка...», «Мои лучшие друзья детства», «Хотел бы быть похожим на...», «Любимое занятие детства» и др.

Иерархию движения нравственных знаний в результат человеческого поведения можно представить в следующем порядке: нравственные чувства - нравственное сознание - нравственное поведение.

Мы считаем приоритетным включение в содержание уроков технологии общения с учетом специфики национального общения: уважение личности ребенка и взрослого - с одной стороны, с другой - соблюдение норм этикета соответственно пола, возраста и социальной ситуации, которые ориентируют человека на определенную социальную роль и соответствующую ей программу: принимать гостя, не допускать унижения личности, тактичное и бережное отношение к позиции собеседника; выдержанность и уравновешенность; умение оценивать ситуацию общения; самообладание и сдержанность.  Руководствуясь положением, что общение - это та точка, из которой вырастает нравственность и вне которой не существует нравственности, мы считаем, что нравственность является конструирующим элементом общения и только нравственные нормы, закрепленные в народных заповедях, помогут лучше ориентироваться в ситуации взаимодействия участников общения.

Активные методы обучения - дискуссии, аналитические беседы, ролевые игры, моделирование этикетной ситуации, тренинг - позволят целенаправленно воздействовать на формирование таких качеств как эмпатия, самообладание, такт, общительность, требовательность, культуру речи, наблюдательность.

Г.Н. Волков отмечает чрезвычайно важное значение воспоминаний, как первоисточников народной педагогики, одновременно и как этнопедагогического жанра воспоминаний о себе, родителях, учителях, друзьях, товарищах [1, 28 с.].  В воспоминаниях прослеживаются глубокие корни духовно-нравственных связей поколений. Феномен воспоминаний трактуется ученым в контексте механизмов перехода коллективных воспоминаний в семейные предания, которые в свою очередь вспоминаются как святые воспоминания, согревающие душу.

Основываясь на выделенные положения, на уроках мы больше внимания обращаем на воспроизведение эпизодов из жизни, ситуаций, связанных с конкретным воспитательным влиянием народной педагогики на учащегося. Одно из воспоминаний Монгуш Сергея: «Каждый год бабушка с дедушкой ездили на аржаан (целебный источник) «Улаатай», и я не отставал от них. Многому я научился у них: по приезду на аржаан, мы поднимались к самой его вершине, откуда из земли вытекала целебная вода, там все овеяно таинством: на деревьях и кустарниках развешены куски белой материи, около них лежат костыли, монеты. Дедушка объяснял, что люди, выздоровев, оставляли здесь костыли, они уже не нужны, но в знак благодарности хозяину аржаана оставляли или монеты, или то, от чего они освобождаются. На том месте мы совершали обряд подношения бескровной жертвы духам источника: бабушка брызгала чай с молоком в разные стороны и приговаривала: «Өршээ, Хайыракан, оран Тандым бай байлаа, аржаан эртинем, аарыывыс экирттип, назынывыс узадып өршээп көр, чангыс-ла идегел сенде, өру тейлеп, чажыым чажып, чалбарып тур мен, өршээ, Хайыракан» - «Өршээ, Бог мог, богатство земли, священная вода, помоги нам избавиться от  болезней, продли нам жизнь, одна надежда только на тебя, өршээ, Хайыракан». Дедушка брызгал в стороны арагу (молочный напиток) и тоже просил помочь духа тайги стать здоровыми. С тех пор я усвоил, как надо обращаться к аржаану, тайге, земле, их богатствам».

В нашем опыте большое внимание уделяется студийным формам занятий, которые расцениваются как эффективная форма нравственного воспитания учащихся.  Другой наиболее важной формой подготовки в процессе изучения спецкурса стало проведение деловых игр. Интересно и содержательно проходила ролевая игра «Дой» - импровизация «Пира» по случаю рождения ребенка. Учащиеся распределяли между собой роли отца, матери, дедушки, бабушки, дяди, тети, братьев, сестер и других гостей в форме «Выбор роли»: каждому поочередно давали характеристику как бы участника праздника, давая ему/ей положительные качества. Например, Омак - отец, у него сильно развито чувство ответственности за свою семью, родственников, готов помочь в любую минуту каждому, или Солун-оол - старший почетный гость, дядя по линии матери, он хорошо знает народную мудрость и древние традиции, исполняет благопожелания, или Чечен - мать, она добра, ласкова и любит детей.

На наш взгляд, удачным средством нравственного воспитания учащихся является юрта, где проводятся  уроки, внеклассные мероприятия. Такие юрты – центры, музеи традиционной культуры тувинского народа установлены в гимназии №9 г. Кызыла, МАДОУ детский сад № 9 «Сылдысчыгаш» комбинированного вида города Кызыла в традиционном своем оформлении с ее необходимой домашней утварью, атрибутами, которые необходимы каждой тувинской семье.   Со спецификой организации пространства, расположения предметов они одновременно являются и средством познания древнего философского учения о юрте как модели вселенной, также формой приобщения к тайнам этической культуры народа. Через нее формируется социально-развитая, духовно-богатая личность с высокими нравственными качествами, умеющая жить интересами людей, заботами об окружающих, чутко относящаяся к старшему поколению, женщине-матери, знающая и соблюдающая нормы и правила, предписанные социумом, свободная от таких вредных сторон поведения как сквернословие, правонарушение, воровство и др.

Подводя итог всему сказанному, следует заметить, что в рамках изучения уроков нравственности можно моделировать содержание духовно-нравственного воспитания учащихся, апробировать его формы и методы,  чтобы реализовать основную цель воспитания гражданина России. В условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса выступает сегодня в качестве цивилизационного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа). Самосохранение народа, сохранение его самобытности, взаимообогащение культур, сохранение этических культурных ценностей будет способствовать нравственному становлению молодого поколения и выступает составным компонентом содержания российского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков Г. Н. Программа по народной педагогике: Для педагогических и этнопедагогических классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей. - М., 1995. – С.7.
2. Волков Г.Н. Педагогика любви // Избр. пед. соч.: в 2 т. – Т. 2. – С. 272. - М., 2002.
3. Волков Г.Н., К.Б.Салчак, Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. – Кызыл, 2010. – С. 17-18.
4. Народная педагогика. Экспериментальные программы для учителей тувинских школ: Улусчу ужурлар» (1-6 кл), «Улусчу ужурлар» (1-4 кл, вариат.), «Кыстың бүдүжү» (7 кл), «Эрниң эрези» (7 кл), «Өг-бүле педагогиказы» (8-9 кл), «Күш-ажыл өөредилгези» (5-7 кл). – Кызыл, 1995.
5. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение): Учебное пособие для 1,2 классов – Кызыл, 2002. – 152 с.
6. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение): Учебное пособие для 3,4 классов – Кызыл, 2004. – 144 с.
7. Сундуй Г.Д. Улусчу ужурлар (Народоведение): Учебное пособие для 5,6 классов. – Кызыл, 2005. – 152 с.
8. Шаалы А.С., Монгуш В.Б. Кыстың бүдүжү (Девичья нравственность): Учебное пособие для 7 класса – Кызыл, 2001, 2007. – 72 с.
9. Казырыкпай Б.О. Эр чол (Мужской путь): Учебное пособие для 7 класса. – Кызыл, 2001, 2005. – 82 с.
10. Тыва өг-бүле педагогиказы ( Педагогика тувинской семьи) – Кызыл, 2004.
11. Салчак К.Б., Шаалы А.С., Сундуй Г.Д. Концепция воспитания человека культуры в образовательных учреждениях Республики Тыва. – Кызыл: Изд-полиграф. отдел «Билиг», 2003. – 32 с.
12. Кенин-Лопсан М.Б., Салчак К.Б., Шаалы А.С., Сундуй Г.Д. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва. – Кызыл: Изд-полиграф. отдел «Билиг», 2011. – 34 с.
13. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва (дошкольное, общее, профессиональное). – Кызыл: Изд-полиграф. отдел «Билиг», 2011. – С.12-21.
14. Методические рекомендации к разработке программ духовно-нравственного воспитания для образовательных учреждений Республики Тыва (методические рекомендации). Кызыл: Изд-во «Билиг» ИРНШ, 2014. – С.35-42.


©  А.С. Шаалы, Журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики".
 

 

 

 
SCROLL TO TOP
viagra bitcoin buy

������ ����������� Rambler's Top100 �������@Mail.ru